СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вихляевская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по Директор

УВР ______/ Н.А. Губарева

____/ Н.Е.Турчина Приказ № 98-ОД

30 августа 2017 г. от 31 августа 2017 г.





















Рабочая программа

по биологии в 5 классе

Строкова Алексея Алексеевича, 1КК



















2017 г
































Календарно-тематическое планирование курса «Биология. 5 класс»(ФГОС)

на основе УМК «Биология. 5 - 9 класс» И.Н.Пономарёвой




Раздел.

Тема урока


Сроки

Требования к результатам


Универсальные

Учебные

действия

Д/З

(системати

ческое повторение)


предметные


метапредметные


личностные

1

2

3

4

5

6

7

9

1





















Наука о живой природе


1 неделя

сентября

Знать особенности науки биологии, задачи, стоящие перед учёными-биологами


Уметь

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации;


формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Характеризовать особенности и значение науки биологии

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

П.1


Вопросы 1-4 стр.7

2

Свойства живого


2 неделя

сентября

Знать

основные свойства живого; отличие живого от неживого,

понятие «орган» и его функция.

Уметь формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации;


формирование мотивации к о целенаправленной познавательной деятельности, осознания ценности живых объектов

Характеризовать свойства живых организмов

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.


П.2

Вопросы 1-4

Стр.12

3

Методы изучения природы


3 неделя

сентября

Знать общие методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Понимать назначение лабораторного оборудования и измерительные приборов.

Уметь проводить простейшие наблюдения, измерения. Опыты.

Осваивать способы оформления результатов исследования

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива;


Работать с рисунками учебника как источниками информации.


Применять на практике разные методы изучения природы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

П.3 прорастиь фасоль

Вопросы 1-4 стр.15

4

Строение клетки.

Ткани


Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

4 неделя сентября

Знать понятия «клетка», части клетки и их значение «ткань», виды тканей животных и растений

Уметь сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.


Анализировать представленную на рисунках учебника информацию Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.


устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Выявлять части клетки на рисунках учебника,

характеризовать их значение.

________________

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

П.5 в.1-4 стр.24

5

Химический состав клетки

1 неделя октября

Знать

Неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы)

Уметь объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Знать

Неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы)

________________

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

________________

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.



П. 6

В.1-4 стр.27


Мини-проект

«Из чего же…»

6

Процессы жизнедеятельности клетки


2 неделя октября

Знать основные процессы живой клетки (дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение)


Уметь характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;


устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

________________

объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

________________

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

П. 7 в.1-5 стр.32

7












8

Великие естествоиспытатели










Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире»


3 неделя октября

Знать имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии Уметь формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Создавать модель строения клетки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

________________

Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

________________

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.


П.7

Стр.33-34

9


10

Царства живой природы


4неделя октября

Знать предмет науки систематики, сущность термина «классификация»,

отличительные признаки представителей царств живой природы (бактерии, грибы, растения, животные), принципы их классификации. Меры профилактики вирусных заболеваний

Уметь выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

________________

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

___________________

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.


П.8 сообщение «Самый…»

П.8 В.1-4 стр.38

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность


2неделя ноября

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, различать понятия «автотрофы», «гетертрофы», прокариоты», «эукариоты»


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов;

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

________________

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

________________

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

П. 9 в.1-5 стр.42

12

Значение бактерий в природе и для человека


3неделя ноября

Знать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, средства борьбы с болезнетвореыми бактериями.

Уметь различать бактерий по их роли в природе и жизни человека, по типу обмена веществ, характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве, объяснять термин «симбиоз»

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

________________

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника,

________________

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его значение для природы.

. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

П. 10 в. 1-4 стр.45

13

Растения


4 неделя

декабря

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами;


осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры


Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

________________

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

________________

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, определять термин «спора».

________________

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

П.11 сообщение «Интересное в мире растений»


14

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»


1неделя

декабря

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.


Фиксировать результаты наблюдений в тетради.


осознание ценности живых объектов;

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

_______________

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на

примере сосны).

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

П.11 в.1-4 стр.51

15

Животные


Многообразие животных

2 неделя

декабря

Иметь представление о фауне, знать об особенностях одноклеточных и многоклеточных животных, (беспозвоночных и позвоночных)

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры


Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника

________________

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела

_______________ Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

П.12 сообщение «Опасные животные»

В.1-4 стр.56

16





Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»

Особенности передвижения животных

3 неделя

декабря

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Формулировать вывод о значении движения для животных

.


Уметь проводить простейшие наблюдения,

Фиксировать результаты наблюдений в тетради

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

_______________

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

П.12

17

Грибы


Особенности строения грибов

4 неделя

декабря

Знать общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами Называть знакомые виды грибов

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры


Знать общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов.


Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.

Характеризовать питание грибов.


П.13 сооб. «Грибы паразиты»

В.1-5 стр.60

18

Многообразие и значение грибов


2 неделя

января

Иметь представление о многообразии грибов. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Знать правила сбора и употребления грибов в пищу. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами..

Объяснять значение грибов для человека и для природы


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни формирование основ экологической культуры


Характеризовать строение шляпочных грибов.

________________

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

_______________

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника

П.14

19

Лишайники


Особенности лишайников


3 неделя

января

Знать общую характеристику лишайников, особенности внешнего и внутреннего строения, Уметь характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры


Выделять главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

_______________

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника

_______________Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.


П.15

В.1-4

20








Значение живых организмов в природе и жизни человека


Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»


4 неделя

января

Знать живых организмов, полезных и вредных, для человека

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала


осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры


Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

_______________

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом



П.16

стр.73-74

21

Среды жизни планеты Земля


1неделя

февраля

Знать много образие условий обитания на планете, особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Уметь приводить примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами;


осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры


Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

_______________

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

________________

Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

В.1-5 стр.

77-78

22

Экологические факторы среды


2неделя

февраля

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать действие различных факторов среды на организмы

________________ приводить примеры собственных наблюдений.

_______________

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

в.1-3

стр.81

23

Приспособления организмов к жизни в природе

3 неделя

февраля

Знать примеры приспособленности организмов к условиям своего обитания

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

_______________

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

_______________

Характеризовать приспособленность

животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

В.1-4

Стр.84

24

Природные сообщества


4 неделя февраля

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

«пищевая цепь» Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

________________

Характеризовать разные природные сообщества.

________________

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе


В.1-4

Стр.87

25

Природные зоны России


1неделя марта

Определять понятие «природная зона».

Различать особенности разных типов природных зон (влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь)

Знать обитателей разных природных зон России, редкие и исчезающие виды.


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации


осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

________________

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

В.1-4 стр.93

26

Жизнь организмов на разных материках

2 неделя марта

Знать понятие о материке, своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Объяснять понятие «местный вид».

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации


осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

________________

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

________________

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.


В.1-4

Стр.98

27






Жизнь организмов в морях и океанах


Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»


3неделя марта

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.


Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

_______________Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

_______________Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых

Тематическое тестирование


Стр.1-3-105

28

Как появился человек на Земле


1 неделя

апреля

Знать, когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного раннего предка, не андертальца, кроманьонца)(

Уметь доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Характеризовать существенные признаки современного человека Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.


ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации


Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Знать, когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного раннего предка, не андертальца, кроманьонц

________________

Уметь доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Характеризовать существенные признаки современного человека

_______________Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.



29

Как человек изменял природу


2 неделя

апреля

Знать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Самостоятельно ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей

систематизировать и обобщать разные виды информации


Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

________________

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

________________

Аргументировать необходимость охраны природы

В.1-3 стр.112

30

Важность охраны живого мира планеты


3 неделя

апреля

Называть животных, истреблённых человеком.

Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Знать мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Самостоятельно ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей

систематизировать и обобщать разные виды информации


Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу

_______________Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

_______________Объяснять значение Красной книги, заповедников

В.1-4 стр.116

31





32

Сохраним богатство живого мира



Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»


4 неделя

апреля

Объяснять ценность разнообразияживого мира. Знать обязанности человека перед природой, Уметь приводить примеры участия школьников в деле охраны природы.

(заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр

систематизировать и обобщать разные виды информации

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

________________

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

_______________

Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул

Стр.120 - 122

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса


1 неделя

мая

основные признаки живой природы;

устройство светового микроскопа;

—основные части и органоиды клетки;

основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

основные признаки представителей царств живой природы.

основные среды обитания живых организмов;

—природные зоны нашей планеты, их обитателей.

—предков человека, их характерные черты, образ жизни;

основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;


систематизировать и обобщать разные виды информации


Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов


34

Экскурсия. «Весенние явления в природе»

или «Многообразие живого мира» Обсуждение заданий на лето

2 неделя

мая

Уметь систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.


систематизировать и обобщать разные виды информации

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.


Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

________________

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира правила поведения в природе.

________________

Анализировать содержание выбранных на лето заданий



35

Резерв

Понятие о природном и культурно-историческом наследии.

Особо охраняемые природные территории КБР

3 неделя

мая

Знать понятия

«наследие», «природное наследие»

Уметь называть особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального и регионального значения,

систематизировать и обобщать разные виды информации


осознание ответственности за сохранение культурного и природного наследия, любовь и привязанность к малой Родине

Давать определение понятиям «наследие», «природное наследие»

культурно-историческое наследие.

______________

Выявлять природные особенности КБР

Объяснять причины создания ООПТ




Пояснительная записка

Рабочая программа для курса биологии 5 класса разработана на основе нормативных документов:

-Закон РФ « Об образовании»

-ФГОС ООО

-Фундаментальное ядро содержания общего образования

-Примерной программы по биологии

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

- Методические пособия:

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2014 г


Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.


Цели программы:

- обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы

-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни


Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс(280 часов). 5-й класс – 1 час в неделю (35 часов)


Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

-  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

-   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

 - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

-   умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;


Личностные УУД:

-    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

                 

Коммуникативные УУД:

  - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение


Познавательные УУД:

-   умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках


3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.


Основное место отводится изучению следующим темам:

Часть 1. Биология –наука о живом мире (10 ч.)

Часть 2. Многообразие живых организмов (10 ч.)

Часть 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Часть 4. Человек на планете Земля-(7ч)


Основные методы, которые планируется использовать:

  1. Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

3.Наглядные методы:

метод иллюстраций

Метод демонстраций

4.Практические методы

Упражнения

Лабораторные работы -4

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4 и т.д.

Уроки носят развивающий характер.


Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!