Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Химки СОШ № 2
Согласовано: | Согласовано: | Утверждено: |
Руководитель методического объединения | Заместитель директора по УВР | Директор |
____________ /_____________ / | ____________ /_____________/ | ____________ /Головлева И.В. / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
Окружающему миру
ДЛЯ 3Б КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов:
всего 68 часов
в неделю 2 часа
Составитель программы
Панфилова Антонина Алексеевна
Программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс» (М.: Просвещение, 2013), учебно-методический комплект «Школа России».
Химки, 2019 г.
Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4
Мы и наше здоровье (11 часов) 5
Наша безопасность (8 часов) 6
Чему учит экономика (12 часов) 6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7
Данная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст.12 п.5, ст.12 п.7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (второго поколения), учебным планом МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты
Учащийся научится:
внутренней позицией школьника на уровне положительного отношения к урокам по курсу «Окружающий мир», к школе;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Учащийся получит возможность научиться:
интереса к познанию окружающего мира;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
2.Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
Познавательные УУД
Учащийся научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщения в устной форме;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
смысловому восприятию познавательного текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать в общении правила вежливости;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Выпускник получит возможность для формирования:
образовательной самостоятельности, подразумевающей умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития в предмете;
образовательной инициативы – умения выстраивать свою образовательную траекторию в предмете, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
образовательной ответственности – умения принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, используя предметные знания.
3. Предметные результаты
Учащийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
Учащийся получит возможность научиться:
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по окружающему миру и авторской программой данного учебного курса.
Как устроен мир (7 часов)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Мерь по охране природы.
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов), Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (11 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XX! веке.
Путешествие по городам и странам (11 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока
Тема урока
Плановая дата
КАК УСТРОЕН МИР. 7 ч.
1
Природа. Значение природы для людей.
2
Человек.
3
Наши проекты: «Богатства, отданные людям».
4
Общество.
5
Что такое экология.
6
Природа в опасности. Охрана природы.
7
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир.
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА. 19 ч.
8
Тела, вещества, частицы.
9
Разнообразие веществ.
10
Воздух и его охрана.
11
Вода.
12
Превращения и круговорот воды.
13
Берегите воду.
14
Что такое почва.
15
Разнообразие растений. Растения нашего края.
16
Солнце, растения и мы с вами.
17
Размножение и развитие растений.
18
Охрана растений.
19
Разнообразие животных.
20
Кто есть кто?
21
Проект «Разнообразие природы родного края».
22
Размножение и развитие животных.
23
Охрана животных.
24
В царстве грибов.
25
Великий круговорот жизни.
26
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа».
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. 11 ч.
27
Организм человека.
28
Органы чувств.
29
Надежная защита организма.
30
Опора тела и движение.
31
Наше питание.
32
Проект «Школа кулинаров».
33
Дыхание и кровообращение.
34
Умей предупреждать болезни.
35
Здоровый образ жизни.
36
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».
37
Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».
38
Огонь, вода и газ.
39
Чтобы путь был счастливым.
40
Дорожные знаки.
41
Проект «Кто нас защищает».
42
Опасные места.
43
Природа и наша безопасность.
44
Экологическая безопасность.
45
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность».
ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА. 12 ч. |
46
Для чего нужна экономика.
47
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
48
Полезные ископаемые.
49
Растениеводство.
50
Животноводство.
51
Какая бывает промышленность.
52
Проект «Экономика родного края».
53
Что такое деньги.
54
Государственный бюджет.
55
Семейный бюджет.
56
Экономика и экология.
57
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика».
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ. 11 ч. |
58
Золотое кольцо России.
59
Золотое кольцо России.
60
Проект «Музей путешествий».
61
Наши ближайшие соседи.
62
На севере Европы.
63
Что такое Бенилюкс.
64
В центре Европы.
65
По Франции и Великобритании.
66
На юге Европы.
67
По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам».
68
Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
21