СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (2 часа в неделю)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа расчитана на преподование уроков биологии (2 часа в неделю) в 10 классе по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы». На сегодняшний день выбор предмета биологии для сдачи ЕГЭ очень актуально, для более глубокого изучения этого предмета во  многих школах вводят 2-х часовое преподование этого предмета, многие учителя сталкиваются с проблемой составления рабочих программ, буду рада если моя разработка поможет кому то!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (2 часа в неделю)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Биология» для 10 классов МБОУ «Гимназия №6» разработана на основе:

- Закона Российской Федерации от 29.12.20012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68- ЗРТ «Об образовании»

- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО и Н РФ от 9 марта 2004 года №1312»

- Приказа МО и Н РФ от 9 июля 2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений

Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».

-Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

- Комплексной учебной программой курса «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классов, по учебникам разработанным авторскими коллективами, под руководством В.В. Пасечника.

- Учебного плана МБОУ «Гимназия №6» г. Казани Республики Татарстан на 2019 – 2020 учебный год.

Общая характеристика.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Крикунов, В.В.Пасечник «Общая биология», издательства «Дрофа», 2013. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом

МБОУ «Гимназия № 6» г. Казань, данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А. Козловой по использованию учебника

А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Экзамен» в 2008 году.



Цели изучения курса

Школьная биология как важное звено в общей системе образования призвана руководствоваться следующими целями обучения: овладение знаниями о живой природе; формирование на базе этих знаний научной картины мира; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни; формирование экологической грамотности людей; установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой. Именно с реализации этих целей началось становление нового содержания школьного образования.

  1. Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом (профильном) уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  3. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2009

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов

деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Методы достижения целей

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.

Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.

Типы уроков:

  • проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

  • Изучение нового материала

  • практические занятия (коллективная работа);

  • проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

  • исследовательские уроки (индивидуальная работа);

  • урок-лекция;

  • урок решения задач;

  • урок-конференция;

  • комбинированный урок

  • урок-консультация;

  • урок-зачет.

Механизмы формирования ключевых компетенций

При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, для качественной подготовки учащихся их важно научить поиску биологической информации - находить в тексте учебника отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. Также при обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания.

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

  • интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

  • перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

  • проводить информационно-смысловой анализ текста.

  • формулировать аргументированные выводы.

  • использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

  • структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

Среди большого разнообразия компетентностей для выпускников школы важнейшими являются образовательные компетентности. В освоении биологических знаний, наиболее значимыми, являются:

учебно-познавательные - совокупность компетентностей ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами - это: знания и умения, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

коммуникативные - включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

информационные - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер,т.д.), информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.

Для достижения поставленной цели, в рамках компетентностного подхода, используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками биологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания: Метод проблемизации, метод выдвижения гипотез, метод уяснения, етоды проблемного обсуждения и эвристической беседы, метод исследовательского изучения Создание проблемной ситуации, метод проектной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность. Для проверки знаний, умений и навыков учитель использует разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный.

Формы контроля

Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ в конце изучения каждой темы предусмотрены контрольные работы

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практик ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны знать и понимать содержание предмета ,уметь объяснять, описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о биологических объектах, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного курса

Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа)


Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Демонстрации Биологические системы Уровни организации живой природы Методы познания живой природы Требования к уровню подготовки: знать предмет, задачи и методы биологии, понимать место науки в разных сферах деятельности человека, в формировании естественно-научной системы мира, уметь работать с источниками информации, делать сообщения. Формы контроля: фронтальный опрос, тестирование, контрольная работа


Основы цитологии (14 часов)


Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. 1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников 6 Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Демонстрации Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК Строение клетки Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса Хромосомы Характеристика гена Удвоение молекулы ДНК Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений Требования к уровню подготовки: знать химический состав клетки, строение и функции клеточных органоидов, понимать процессы, протекающие в клетке, меры профилактики вирусных болезней, уметь работать с микроскопом, с разными источниками информации. Формы контроля: устный опрос, тестирование, фронтальный опрос, контрольная работа

Размножение и индивидуальное развитие (7 часов)


Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. 7 Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша челове Демонстрации Многообразие организмов Способы бесполого размножения Половые клетки Оплодотворение у растений и животных Индивидуальное развитие организма Требования к уровню подготовки: знать особенности размножения и индивидуального развития представителей разных царств, понимать влияние среды, важность здорового образа жизни, уметь сравнивать процессы оплодотворения у растений и животных. Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, работа с карточками, тестирование, контрольная работа

Основы генетики (10 часов)


Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Демонстрации Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом Неполное доминирование Сцепленное наследование Наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Мутации Модификационная изменчивость.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистем своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 1 0 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Лабораторные и практические работы

Пр.р.№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах».

Пр.р.№2 «Решение элементарных генетических задач».

Пр.р.№3 “Решение задач на хромосомный набор при делениях клетки”

Л.р.№1 «Приготовление и описание микропрепаратов»

Л.р.№2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов»

Л.р.№3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих»

Л.р. №4. «Составление схем скрещивания.»

Контрольные работы

  1. Биология как наука. Методы научного познания.

  2. Химический состав клетки.

  3. Обмен веществ и энергии в клетке”

  4. Размножение и индивидуальное развитие

  5. Основы генетики

  6. Итоговая годовая к.р.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии с 5 по 9 класс.

ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  1. Пасечник В.В. Учебник: «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Москва,

ДРОФА, 2013 год;

  1. Рабочая программа. Биология. 5 – 9 классы. Москва, ДРОФА, 2013 год;

  2. Пасечник В.В. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Москва, ДРОФА, 2013 год;

  3. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Москва, ДРОФА, 2013 год.

Электронное приложение по биологии для 5 класса (www.drofa.ru).

  1. Пасечник В.В. Учебник: «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». Москва. ДРОФА, 2013 год;

  2. Пасечник В.В. Методическое пособие к учебнику В.В.пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». Москва. ДРОФА, 2013 год;

  3. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». Москва, ДРОФА, 2013 год;

  4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Учебник «Биология. Животные». Москва, ДРОФА, 2013 год;

  5. Латюшин В.В. Рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Учебник «Биология. Животные». Москва, ДРОФА, 2013 год;

  6. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Учебник: «Биология. Человек. 8 класс». ДРОФА. Москва. 2013г.

  7. Т.А.Бирилло. Тесты по биологии к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс». Москва, «Экзамен» 2010 г.

  8. А.А.Киприленко. Учебно-методический пособие «Биология. Подготовка к ЕГЭ». Человек и его здоровье. 8-11 классы. «Легион». Ростов –на – Дону, 2013 г.

  9. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. – Москва, Дрофа, 2013 г.

  10. Е.В.Мулловская. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. Москва. «ВАКО», 2012 г.

  11. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Учебник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». М. ДРОФА. 2013 год.

  12. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс». Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. М. Дрофа. 2013г.

  13. С.Е.Мансурова, В.С.Рохлов. Биология. Контроль знаний выпускников основной школы. Москва. ИЛЕКСА, 2011 год.

  14. А.В.Теремов, В.С.Рохлов, Г.И.Лернер, С.Б.Трофимов. «Государственная итоговая аттестация учащихся 9 классов в новой форме. Биология 2011». «Интеллект-Центр», 2013 г.

  15. И.Р.Григорян. КИМы. «Биология. 9 класс». Москва. «ВАКО», 2013 г.



MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .






Календарно-тематическое планирование биологии в 10 классе (2 часа в неделю)




/№


Тема урока

кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Планируемый результат

Дата проведения

по плану

по факту


ВВЕДЕНИЕ (5часов)


1

Краткая история развития биологии

1

Вводный урок.

Проводят информационно-смысловой анализ текста;

Заполняют таблицу и оформляют в тетради; выделяют основные ключевые даты;


Учащиеся должны знать этапы научных исследований, имена ученых и их открытия; направления в развитии биологии; какова роль биологии в современном обществе;



2

Методы исследования в биологии

1

Изучение нового материала;

Отвечают на вопросы, повторяют основные термины; записывают в тетрадь новые методы исследования в биологии

Учащиеся должны знать цель и задачи науки, методы развития биологии;



3

Сущность жизни и свойства живого

1

Изучение нового материала; повторяют и выписывают в тетрадь все свойства живого;

Учащиеся должны знать все свойства жизни, в чем отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы; усвоить понятия “жизнь”



4

Уровни организации живой материи

1

Изучение нового материала; записывают в тетрадь все уровни организации живой материи, логически размышляют о биологической жизни, работают над вопросами по типу ЕГЭ;

Учащиеся должны знать все уровни организации живой материи, должны понимать многоуровневость и иерархичность организации жизни;



5

К.р.№1 « Биология как наука. Методы научного познания.



Выполняют тест по введению;





ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

Химический состав клетки (11 часов)


6

Методы цитологии. Клеточная теория.


1

Изучение нового материала, работа в тетрадях; Рассказывают сообщения об авторах клеточной теории (Шванн, Шлейден, Вирхов)

Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материальное единство органического мира.



7

Особенности химического состава клетки.

1

Урок-дискуссия, комбинированный урок; изучают элементарный химический состав живого вещества.

Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлементов;

Понимать , что химический состав клетки является подтверждением единства живой природы и общности живой и неживой природы;



8

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки

1

Изучение новой темы, записывают и запоминают различия гидрофильных и гидрофобных веществ;



Учащиеся узнают о свойствах веществ гидрофильности и гидрофобности; особенности строения молекулы воды;

Повторяют свойство воды теплопроводность и теплоемкость, роль воды в живом организме;



9

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

Урок –дискуссия; учащиеся делятся информацией, работа с рефератами;

Учащиеся узнают о буферных системах;

Роль неорганических ионов в клетке;



10

Углеводы и их роль в жизнидеятельности клетки.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Узнают о строение и биологическом значении углеводов.

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов их роль в жизнидеятельности клетки;



11

Липиды и их роль в жизнидеятельности клетки.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, изучают строение и биологическое значение липидов.

Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение липидов их роль в жизнидеятельности клетки;



12

Строение белков

1

Комбинированный урок

Изучение новой темы, записывают в тетрадь строение белка, структура белка;

Давать определение основ­ным понятиям.

Называть: продукты богатые белками.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функ­ции.

Характеризовать: функции белков. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко использу­ются в качестве источника энергии.



13

Функции белков

1

Комбинированный урок

Изучение новой темы, записывают в тетрадь функции белка, структура белка;



14

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Урок изучения нового материала;

Записывают строение ДНК, РНК;

Строение нуклеотида, строение ДНК,

Различие ДНК и РНК;

Давать определение основ­ным понятиям.

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции нуклеиновых кислот.

Сравнивать строение ДНК и РНК.



15

АТФ и др. органические соединения клетки.

1

Комбинированный урок, дети сравнивают АТФ с ДНК и РНК, записывают функцию АТФ;


Учащиеся узнают о роли, строении и функции АТФ;

Давать определение основ­ным понятиям.

Называть: продукты богатые АТФ, гормонами, витаминами.

Характеризовать: функции АТФ, гормонов, витаминов



16

Зачетно-обобщающий урок по теме «Химический состав клетки»

1

Контрольная работа№ 2 «Химический состав клетки»

Зачетно-обобщающий урок,

Повторяют и обобщают знания о химической организации клетки.

Учащиеся должны уметь объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул.



Строение и функции эукариотической клетки. (9 часов)

17

Клеточная мембрана. Ядро.

1

Изучение нового материала

Изучают строение и функции оболочки, цитоплазматической мембраны, ядра; записывают термины в тетрадь и анализируют термины и строение мембраны;

Давать определения ключевым понятиям. Называть функции мембраны, описывать строение и химический состав наружной мембраны, осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны. Различать механизм пиноцитоза и фагоцитоза



18

Практическая работа №1. ТБ «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах»



Выполняют практическая работу.

Приводят примеры организ­мов, имеющих клеточное и не­клеточное строение.

Называть: жизненные свойства клетки;

положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных ор­ганизмов.

Находить в биологических словарях и справочниках зна­чение термина теория. Объяснять общность происхо­ждения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

Самостоятельно формули­ровать определение термина цитология.

Давать оценку значению от­крытия клеточной теории.

Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболе­ваний организмов.



19

Клеточная мембрана. Ядро.

1

Изучают новый материал в форме

поисковой беседы;

Зарисовывают строение цитоплазматической мембраны, ядра.

Обдумывают и обсуждают функцию этих органоидов клетки.

Давать определения ключевым понятиям

Называть функции мембраны.Описывать строение и химический состав наружной мембраны.Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков. Устанавливать взаимосвязи строения и функций наружной мембраны.Различать механизм пино- и фагоцитоза;



20

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.


1

Комбинированный урок

Оформляют таблицу в тетрадь по “Строению и функции цитоплазмы и её органоидов.”

Дают определения ключевым понятиям

Называют мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделяют особенности строения эукариотической клетки;

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки;


Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её




21

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

Комбинированный урок ;

Дают определения ключевым понятиям.

называют мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделяют особенности строения эукариотической клетки;

Описывать органоиды: ЭПС, Комплекс Гольдж, лизосомы,клеточные включения.



Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её



22

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Лабораторная работа. №1. «Приготовление и описание микропрепаратов»

ТБ.

1

Комбинированный урок,

Выполняют лабораторную работу.

Изучают основные понятия: митохондрии, пластиды и их внутреннее строение, органоиды движения. Отвечают на вопросы: основные компоненты и органоиды клетки и их функции. Мембранный принцип строения органоидов.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её.



23

Сходство и различия про-и эукариотических клеток.


1

Дают сравнительную характеристику основным понятиям органоидов в эукариотической и прокариотической клетках.

Приводят факты о клет­ках бактерий, клеточном строение орга­низмов как доказательство их родства, единства живой приро­ды.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её.



24

Вирусы и бактериофаги.

1

Дают ключевые понятия.

Вирус, генетическая информация, капсид.

Изучают вирусы и бактериофаги и их строение.

Приводят факты о возбудителях инфекционных заболеваний. Мерах профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес, гепатит). Значение бактериофагов.

Рассказывают явления паразитизма на генетическом уровне,

жизненный цикл вируса.

Давать определения ключевым понятиям

Называть мембранные и немембранные органоиды клетки.

Выделять особенности строения эукариотической клетки

Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки, строение ядра

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки

Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её.



25

Обобщающий урок. Конт. работа №3 “Клетка – структурно-функциональная единица жизни”

1

Обобщают и систематизируют, закрепляют основные понятия.

Давать определение основ­ным понятиям



Обмен веществ и энергии в клетке (10часа)


26

Обмен веществ и энергии в клетке.


1

Изучают новый материал используя

поисковую беседу,

изучают метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.

Записывают понятия метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.

Объекты. 1-клеточные и многоклеточные, колониальные организмы

Факты. Организм – единое целое

Процесс. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен, пластический обмен.

Давать определения ключевым понятиям.

Метаболизм, анаболизм, катаболизм, гомеостаз.

Устанавливать взаимосвязь между этими процессами.

Учащиеся должны усвоить сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания.



27

Энергетический обмен в клетке.

1

Изучают и записывают ключевые понятия. Метаболизм, АТФ, макроэргические связи, диссимиляция, гликолиз, кислородный этап

Объекты. АТФ

Факты. Этапы энергетического обмена.

Процесс. Энергетический обмен: подготовительный этап, бескислородный этап, кислородный этап.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде.

Называть этапы ЭО

Характеризовать сущность и значение ОВ, этапы энергообмена на примере расщепления глюкозы

Устанавливать связь между строением митохондрий и дыханием.



28

Питание клетки.

1

Комбинированный урок

Анализируют и рассуждают о жизненных процессах клетки, рассказывают о способах питания. Записывают термины: автотрофы, гетеротрофы.

Учащиеся должны знать типы питания организмов;

Давать определения ключевым понятиям. Питание. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.

Устанавливать взаимосвязь между способами питания.



29

Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

Комбинированный урок

Дают ключевые понятия и записывают в тетрадь, изучают процесс фотосинтеза;

Изучают объекты:автотрофные организмы Факты:организм – открытая система; источники энергии, реакций световой и темновой фаз.

Процесс. Фотосинтез: световая и темновая фазы.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль фотосинтеза.

Характеризовать сущность световой и темновой фаз.




30

Пластический обмен. Хемосинтез.

1

Дают ключевые понятия и записывают в тетрадь, изучают процесс хемосинтеза; анализируют два процесса фото- и хемосинтез; выступают с рефератами;


Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать сущность хемосинтеза. Выделять различия между фотосинтезом и хемосинтезом.



31

Генетический код.

1

Комбинированный урок

Отвечают на вопросы учителя,изучают термины:транскрипция и трансляция, основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, антикодон. Обмениваются фактами: обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Изучают и записывают ключевые понятия.

Свойства генетического кода: избыточность, спе­цифичность, универсальность.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке

Давать определение терми­нам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция.

Объяснять сущность генетиче­ского кода.

Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции.



32

Решение задач на генетический код и состав ДНК и РНК

1

Комбинированный урок

устный фронтальный опрос учителя, Отвечают на вопросы и изучают основные понятия. Ген. Триплет. Генетический код. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция

Приводят факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых орга­низмов, основа жизнедеятельно­сти клетки. Свойства генетического кода: избыточность, спе­цифичность, универсальность.

Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке

Давать определение терми­нам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транс­крипция, трансляция.

Объяснять сущность генетиче­ского кода.

Характеризовать: механизм транскрипции; механизм трансляции.



33

Биосинтез белка в клетке.

1

Отвечают на вопросы учителя, изучают и записывают ключевые понятия. Процессы. Механизм транскрипции, меха­низм трансляции.

Закономерности. Принцип комплементарности. Реализация наследственной ин­формации в клетке (биосинтез белков).

Объяснять роль рецепторов и гормонов в регуляторном механизме клетки.

Составлять схему реализа­ции наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Решать задачи по молекулярной биологии.




34

Регуляция транскрипции и трансляции.

1

Записывают основные понятия. Оперон и репрессор, структурный ген,

промотор.

Процессы. Сравнивают механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.

Давать определение терми­нам: оперон и репрессор, структурный ген, промотор.

Объяснять механизмы регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот.



35

Обобщающий урок. Контрольная работа №3 “Обмен веществ и энергии в клетке”.

1

Обобщают, систематизируют и закрепляют основных понятия.

Давать определение основ­ным понятиям.



ГЛАВА3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (31 час)

Жизненный цикл клетки. (4 часа)

36

Жизненный цикл клетки.

1

Изучают новые понятия и термины: размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Записывают в тетрадь.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный (клеточный) цикл клетки.

Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать Понимать структуру интерфазы (пресинтетический синтетический и постсинтетические периоды)



37

Митоз. Амитоз.


1

Изучают новые понятия и термины: Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.

Ключевые понятия. Размножение, митоз, мейоз, жизненный (клеточный) цикл клетки. Апоптоз. Интерфаза.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Учащиеся должны знать значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.




38

Мейоз.


1

Изучение нового материала,

Устно отвечают на вопросы.

Фазы митоза.

Изучают новые понятия и термины: размножение, мейоз.

Факты. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Мейоз, сущность и значение.

Процессы. Редукционное деления клетки. Фазы митоза и мейоза

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза.

Давать определения ключевым понятиям

Описывать фазы 1 и 2 делений мейоза

Объяснять сущность и значение мейоза

Выделять отличия мейоза от митоза

Классифицировать и проводить сравнительный анализ митоза и мейоза.




39

Различия митоза и мейоза. Практическая работа№3 “Решение задач на хромосомный набор при делениях клетки”


Выполняют практическую работу,

Решают генетические задачи.

Учащиеся должны уметь задачи на хромосомный набор при делениях клетки.



Размножение (4 часа)

40

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

1

Устно отвечают на вопросы.

Изучают новые понятия и термины:

Формы бесполого размножения. Биологическое значение полового процесса.

Ключевые понятия. Половое размножение, бесполое размножение.

Факты. Типы бесполого размножения.

Процессы

Размножение бесполое и половое.

Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения;

Давать определения ключевым понятиям

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Структурировать материал в таблице и схемы;



41

Формы размножения организмов. Половое размножение.

1

Устно отвечают на вопросы.

Записывают термины и понятия: половое размножение и его формы.

Объекты. Строение половых клеток

Давать определения ключевым понятиям

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе сравнения

Аргументировать свою точку зрения о значении для эволюции жизни появления полового размножения

Описывать строение половых клеток;



42

Развитие половых клеток.


1

Комбинированный урок

Изучают, записывают термины гаметогенез, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у растений; Ключевые понятия.

Половое размножение, гаметогенез.

Факты. Значение гаметогенеза. Процессы. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания.

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. Давать определения ключевым понятиям

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Называть стадии гаметогенеза




43

Оплодотворение.

1

Ключевые понятия. Оплодотворение и его формы.

Факты. Биологическое значение оплодотворения

Процессы. Оплодотворение.

Давать определения ключевым понятиям

Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы

Характеризовать сущность и значение оплодотворения




Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (4 часа)

44

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.

1

Комбинированный урок

Отвечают на устный опрос учителя

выступают с докладами:

Онтогенез, его типы.

Факты. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы

Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты.

Давать определения ключевым понятиям

Называть периоды онтогенеза

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира

Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков



45

Л..р. №3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих»


1

Делают лабораторный практикум

Анализируют, рисуют, описывают, делают выводы

Процессы. Периоды онтогенеза: эмбриональный, процесс образования бластулы, гаструлы.

Теории, законы.


Эмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.




46

Постэмбриональный период

1

Изучают и записывают ключевые понятия и термины понятия и факты. Постэмбриональный периоды развития. Онтогенез животных, онтогенез человека.

Процессы. Периоды онтогенеза: постэмбриональный.

Давать определения ключевым понятиям

Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития

Сравнивать типы постэмбрионального развития.

Приводить простейшие исследования и использовать данные для доказательства единства органического мира; Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков



47

Контрольная работа №3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1

Обобщают, систематизируют и закрепляют основных понятия.

Повторяют и обобщают знаний о формах размножения и развития организмов.

Давать определение основ­ным понятиям. Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве.



ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Основные закономерности наследственности. (11 часов)

48

История развития генетики. Гибридологический метод.

1

Изучают новый материал.

Основные термины и понятия генетики.

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, первый закон Менделя

Учащиеся должны знать основные понятия, задачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терминологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.



49

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.


1

Изучают и записывают ключевые понятия и термины: аллельные гены, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет.

Давать определения ключевым понятиям

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания,

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание.



50

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Л.р. №4. «Составление схем скрещивания.»ТБ

1

Комбинированный урок, выполняют

терминологический диктант

Решают задачи на моногибридное наследование.

Записывают ключевые понятия. Аллельные гены, множественные аллели. Анализирующее моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон расщепления

Факты. Цитологические основы генетических законов

Законы, теории. Закон расщепления, правило чистоты гамет

Давать определения ключевым понятиям

Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления, анализирующего скрещивание

Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания;

Анализировать содержание схем наследования при моногибридном скрещивании

Составлять схемы моногибридного скрещивания

Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов

Записывать обозначения доминантных и рецессивных признаков

Решать задачи на моногибридное скрещивание



51

Дигибридное скрещивание.

Закон независимого наследования признаков

1

Изучают и записывают ключевые понятия. Дигибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, закон независимого наследования

Факты. Условия проявления закона независимого наследования, соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Цитологические основы генетических законов

Процессы. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании

Законы, теории. Закон независимого наследования

Давать определения ключевым понятиям

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания

Формулировать закон независимого наследования

Называть условия закона независимого наследования

Составлять схемы дигибридного скрещивания

Анализировать схему дигибридного скрещивания

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Решать задачи на дигибридное скрещивание



52

Пр.р.№2 «Решение элементарных генетических задач».


1

Делают практическую работа №2

Решают задачи на моногибридное, дигибридное и анализирующее скрещивание.

Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.



53

Самостоятельная работа по решению генетических задач

1

Решают задачи на моногибридное и анализирующее скрещивание

Учащиеся должны уметь решать основные типы генетических задач.



54

Хромосомная теория наследственности.


1

Изучают новый материал.

Устный фронтальный опрос.Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола. Основные понятия. Гомологичные хромосомы. Локус гена. Перекрест – кроссинговер. Конъюгация. Сцепленные гены. Факты. Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосо­мах. Линейное расположение генов.

Условие выполнения закона Т. Моргана. Перекрест хромосом (кроссинговер) источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование. Закономерности Закон Т.Моргана.

Давать определение тер­минам: гомологичные хромо­сомы, конъюгация, кроссинговер.

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять причины пере­комбинации признаков при сцепленном наследовании.



55

Взаимодействие неаллельных генов.


1

Основные понятия. Аллельные гены. Генотип Доминирование. Фенотип.

Факты. Генотип - система взаимодейст­вующих генов (целостная систе­ма).

Качественные и количественные признаки.Характер взаимодействия: до­полнение, подавление, суммар­ное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы. Взаимодействие генов и их мно­жественное действие;

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Давать определения тер­минам. Приводить примеры:

аллельного взаимодействия генов;

неаллельного взаимодейст­вия генов.

Называть характер взаимо­действия неаллельных генов.

Описывать проявление мно­жественного действия гена.

Приводить примеры независимого взаимодействия генов.

Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.



56

Цитоплазматическая наследственность.

1

Основные понятия. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.

Давать определения тер­минам.

Приводить примеры. Цитоплазматической (нехромосомной) наследственности.



57

Генетическое определение пола.

1

Ключевые понятия. Аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол

Факты. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом, практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании,

Процесс. Наследование, сцепленное с полом, хромосомный механизм определения пола

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять цитологический механизм расщепления по полу

Выделять особенности наследования, сцепленного с полом

Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм

Сравнивать кариотип мужчины и женщины;



58

Лабораторная работа №5. «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

1

Делают лабораторный практикум,

решают генетические задачи

Решение генетических задач на сцепленное наследование.



Основные закономерности изменчивости. Виды мутации. (4 часа)

59

Изменчивость.

1

Изучение нового материала

Письменный и устный опрос.

Наследственная изменчивость,модификационная изменчивость.

Учащиеся должны знать виды изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, формулировку закона гомологических рядов.



60

Виды мутаций.

1

Ключевые понятия. Изменчивость, мутационная изменчивость, мутагенные факторы

Факты. Биологическое значение мутационная изменчивость. Классификация мутаций по месту возникновения, причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям

Называть различные виды изменчивости, виды мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм возникновения видов изменчивости, последствия влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию в различных источниках и уметь ее классифицировать



61

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

1

Изучают и записывают основные понятия. Соматические и генеративные мутации. Причины мутаций, последствия их влияния на организм

Процесс. Мутирование

Давать определения ключевым понятиям


Называть причины мутаций

Характеризовать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости, виды мутаций

Объяснять механизм влияния на организм мутагенов

Обосновывать значение мутаций

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать



62

Обобщающий урок. Контрольная работа№5

“Основы генетики”

1

Обобщают и закрепляют полученные знания, полученные при изучении данного раздела.

Давать определение основ­ным понятиям.

Отбирать и структурировать материал по теме: основы генетики

Приводить примеры соматических и генеративных мутаций; Объяснять причины мутаций;




РАЗДЕЛ 5 ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. (8 часа)

63

Методы исследования генетики человека.

1

Изучают и записывают основные понятия; обсуждают методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, популяционный, наследственные заболевания

Выявляют типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное; сцепленное с Х хромосомой;

Знакомятся с наследственными заболеваниями человека и их причинами.

Давать определения ключевым понятиям

Называть методы изучения наследственности человека,

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать

Аргументированно отвечать на поставленный вопрос по теме: Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика.



64

Генетика и здоровье.

1

Изучают новые термины и понятия: наследственные заболевания

Выявляют и анализируют факты: наследственных болезней человека и их причины. Генные болезни: фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия. Хромосомные болезни: синдром Дауна, Патау, Лайнфельтера, Шерешевского-Тернера. Выступают с докладами.

Давать определения ключевым понятиям

Называть основные причины наследственных заболеваний

Выделять трудности в применении методов в генетике человека

Характеризовать методы изучения наследственности человека

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию в различных источниках и критически оценивать

Участвовать в диалоге по теме: генетика и здоровье




65

Проблемы генетической безопасности.


1

Выступают с докладами о генетической безопасности и профилактики наследственных заболеваний, дают определение терминов: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика.

Давать определения ключевым понятиям

Называть основные причины наследственных заболеваний

Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний

Находить информацию в различных источниках и формулировать выводы



66

Проблемы создания трансгенных организмов и клонирования человека.

1

Знакомятся и полученные знания. Ключевые понятия, трансгенные

Биосовместимость, факты

Этические аспекты клонирования человека;

Значения создания искусственных органов из культуры ткани;




Находить доказательства достижений в области биотехнологии и тщательно анализировать возможные опасные последствия их широкого использования

Формулировать выводы и аргументировать ответы по теме: генно-модифицированные продукты; экологические риски применения ГМО; «генетическое загрязнение»

Участвовать в диалоге по данной теме



67

Обобщающий урок. «Генетика человека.»

1

Урок-семинар,

Обобщают полученные знания, путем эврестической беседы.

Давать определение основ­ным понятиям.




68

Систематизация общебиологических закономерностей.

1

Обобщают, систематизируютя и закрепляют основные понятия об общебиологических закономерностях, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы

Подготовиться к итоговому тестированию



69

Итоговый контроль знаний

1

Выполняют итоговую контрольную работу;

КИМы в форме ЕГЭ




70

Урок экскрсия на кафедру генетики и микробиологии Казанского Федерального Университета

1

Знакомятся и обобщают полученные знания.




Итого70 часов (2 часа в неделю)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!