СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий на группу обучающихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР и ФН

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2 класс»





Рабочая программа  

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на группу обучающихся 2 класса

с нарушением чтения и письма,

обусловленным ОНР и ФН

































Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе:


  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.


Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонетико-фонематического  и лексико-грамматического компонентов речевой системы у обучающихся 2 классов.


Адресат: обучающиеся 2 классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным ОНР и ФН, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.



Программа способствует решению следующих задач:

  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

  • устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

  • развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года – уточнять и расширять словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  • дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

  • развивать коммуникативную готовность к обучению;

  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.






Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.

  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.

  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.

  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.


Программа рассчитана на 87 – 90 часов в год (3часа в неделю).


Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:


Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;

  • правильно произносить звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, соотносить количество звуков и букв в словах;

  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;

  • различать согласные по звонкости/глухости и по артикуляторно-акустическим признакам;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; писать с заглавной буквы имена собственные; раздельно писать предлог со словом;

  • дифференцировать буквы, имеющие кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о, и/у, б/д, п/т, л/м, х/ж;

  • выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

  • писать под диктовку текст из 30 слов, проверять правильность написанного;



Содержание программы:


Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Звукобуквенный анализ и синтез слов.(5 ч)

Выделение первого и последнего звука в слове. Определение места звука в слове: начало, середина, конец. Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуками и буквами в слове. Буква- смыслоразличитель.

Слоговой анализ и синтез слов. (5ч.)

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Звуки и буквы.

Парные гласные (2ч)(сходство и различие).

Согласные звуки и буквы.(2ч)

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю.(4ч)

Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный –ь-.

Дифференциация согласных.(10ч)

Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, ш-ж.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Большая буква в именах собственных.

Дифференциация букв (6ч), имеющих кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о, и/у, б/д, п/т, л/м, х/ж;

Работа над ударением. (3ч) Ударный и безударный слог. Ударение в 2-3 сложных словах.

Работа над словом. (8ч)

 Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Предлоги.() Практическое усвоение предлогов.

Состав слова. (15ч) Родственные слова. Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов.

Суффикс. Приставка. Окончание. Разбор слов по составу. Составление слов из частей.

Работа над предложением.(12ч.) Виды предложений. Согласование слов в предложении. Составление предложений по картинкам, по вопросам, из отдельных слов с нарушением последовательности.

Итоговая контрольная работа (1ч)



Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку и чтению 2 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.


Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-моторные координации, направленные на предупреждение нарушений оптических и кинетических дифференцировок.














Календарно – тематическое планирование:


п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Повторение. Предложение. Слово.

1



Повторение. Слово. Слог. Звук.

1



Звуки речи (гласные и согласные).

1



Звукобуквенный анализ и синтез слов:



Выделение первого и последнего звука в слове.

1



Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

1



Определение количества звуков в слове.

1



Соотношение между звуками и буквами в слове.

1



Буква – смыслоразличитель.

1



Слоговой анализ и синтез слов:




Выделение первого слога в слове.

1



Слогообразующая роль гласных букв.

1



Определение количества слогов в слове.

1



Составление слов из слогов.

1



Деление слов на слоги. Перенос слов.

1



Парные гласные (сходство).

1



Парные гласные (различие).

1



Согласные звуки и буквы. Признаки согласных.

1



Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.


1



Различение на письме букв А – Я после согласных.

1



Различение на письме букв У – Ю после согласных.

1



Различение на письме букв О – Ё после согласных.

1



Различение на письме букв Ы – И после согласных.

1



Обозначение мягкости согласных посредством буквы -ь-

в конце слова


1



в середине слова

1



Разделительный –ь-

1-2



Звонкие и глухие согласные.




Дифференциация согласных П – Б

1



Дифференциация согласных Т – Д

1



Дифференциация согласных С – З

1



Дифференциация согласных Ш – Ж

1



Правописание Жи - Ши

1



Дифференциация согласных С – Ш

1



Дифференциация согласных З - Ж

1



Дифференциация согласных С – Ц

1



Дифференциация согласных Ч – Ц

1



Дифференциация согласных Ч – Щ

1



Правописание Ча – Ща, Чу - Щу

1



Дифференциация согласных Ш - Щ

1



Дифференциация букв, имеющих сходство:

Дифференциация а/о;


1-2



Дифференциация и/у;

1-2



Дифференциация б/д;

1-2



Дифференциация п/т;

1-2



*Дифференциация л/м,

1-2



Работа над ударением.




Ударный и безударный слог.

1



Ударение в двусложных словах.

1



Ударение в трехсложных словах

1



Части речи. Работа над словом




Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО?

2




Правила правописания. Большая буква в именах собственных.

1



Слова, обозначающие действия предметов.

1-2



Слова, обозначающие признаки предметов.

1-2



Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.


1-2



Предлоги.




Практическое усвоение предлогов в – на.

1



Практическое усвоение предлогов на – над.

1



Практическое усвоение предлогов к – от.

1



Практическое усвоение предлогов в – из.

1



Практическое усвоение предлогов от – из.

1



Практическое усвоение предлогов с – со.

1



Практическое усвоение предлогов в – у.

1



Состав слова




Родственные слова. Что такое родственные слова?

1



Как найти в слове корень?

1



Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов. Выделение корня.


1-2



Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов.


1-2



Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова


1-2



Практическое овладение учащимися способами образования новых слов посредством суффиксов.


1-2



Практическое овладение детьми навыками образования слов с помощью приставок.


1-2



Разбор слов по составу.

1-2



Составление слов из частей (приставки, корни, суффиксы, окончания).


1-2



Работа над предложением. Виды предложений.

1



Согласование слов в предложении в роде, числе.

1



Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

1-2



Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме) с нарушением последовательности.

1-2




Деление сплошного текста на предложения.

1-2



Выборочное выписывание из текста по заданию.

1-2



Составление текста из деформированных предложений

1-2



Итоговая контрольная работа (диктант)

1








Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)

  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.

  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996

  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.

  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.

  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.

  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.

  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.

  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!