МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/С.К. Валиулина/
Приказ от «_____»__________201__г. №________
рабочая программа
по русскому языку
2 класс для детей с (ЛУО)
Автор:
Зайнулина Руфина Марсильевна,
учитель начальных классов
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I-III (IV) классов)
на основании учебно-методических документов:
Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
учебника Э. В. Якубовской, Н.В.Павловой «Русский язык» для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
Место предмета в учебном плане
На изучение русского языка во 2 классе для детей с легкой степенью умственной отсталостью выделено 102 часа год (3 ч в неделю, 34 учебные недели). Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В., Павлова Н.В., 2016г.
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 3 класса
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовская Э.В., Павлова Н.В., 2016г.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Читай, думай, пиши. 2 класс. В 2 частях. (VIII вид). Якубовская Э.В.
3. Дидактический материал. Русский язык. 2 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В.
4. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.
5. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 2 класс. Якубовской Э.В., Павловой Н.В.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Содержание учебного предмета
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч.)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (48 ч.)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
СЛОВО (18 ч.)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч.)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ (11ч.)
Повторение пройденного за год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Повторение. | 10 |
| Звуки и буквы. | 48 |
| Слово. | 18 |
| Предложение. | 9 |
| Повторение | 11 |
| Всего | 102 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
| Повторение - 10 ч. | | |
| Предложение. Употребление простого предложения. | | |
| Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. | | |
| Предложение и его схема. Составление предложения по схеме. | | |
| Распространение предложений. | | |
| Работа с деформированным предложением. | | |
| Входная контрольная работа. | | |
| Работа над ошибками. Слово. Слог - часть слова. | | |
| Составление предложения с данным словом. Использование словарных слов в предложениях. | | |
| Звуки и буквы. | | |
| Контрольное списывание по теме «Повторение» | | |
| Звуки и буквы - 8 ч. | | |
| Гласные звуки и буквы. | | |
| Согласные звуки и буквы. | | |
| Выделение звука из слова и соотнесение его с буквой. | | |
| Слова, которые различаются одним звуком | | |
| Слова, которые различаются количеством звуков | | |
| Слова, которые различаются последовательностью звуков | | |
| Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове. | | |
| Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» | | |
| Слог – 9 ч. | | |
| Слог. Деление слов на слоги. | | |
| Составление слов из слогов, данных вразбивку. Гласные в образовании слогов. | | |
| Перенос слов по слогам. Картинный диктант. | | |
| Деление слов со звуками и-й на слоги | | |
| Слова-родственники. | | |
| Контрольное списывание по теме «Слог» | | |
| Различение согласных Л-Р | | |
| Употребление слов с согласными Л-Р | | |
| Контрольный диктант за 1 четверть | | |
| Парные звонкие и глухие согласные – 7 ч. | | |
| Парные звонкие и глухие согласные. Различение парных согласных Б — П. | | |
| Правописание парных согласных В - Ф | | |
| Правописание парных согласных Г – К | | |
| Правописание парных согласных Д - Т | | |
| Различение при письме и произношении Ж – Ш | | |
| Различение парных согласных З-С | | |
| Контрольное списывание по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | | |
| Шипящие и свистящие согласные – 3 ч. | | |
| Шипящие согласные. Упражнение в выделении шипящих согласных в слове. | | |
| Свистящие согласные. Упражнение в выделении свистящих согласных в слове | | |
| Различение шипящих и свистящих согласных | | |
| Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога -6 ч. | | |
| Буква Е в начале слова. Упражнение в составлении слов на букву Е. | | |
| Буква Ё в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Ё. | | |
| Буква Ю в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Ю. | | |
| Буква Я в начале слова или слога. Упражнение в составлении слов на букву Я. | | |
| Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слов или слога. | | |
| Контрольное списывание по теме: «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога» | | |
| Твердые и мягкие согласные – 11 ч. | | |
| Гласные Ы-И после твердых и мягких согласных | | |
| Гласные О-Ё после твердых и мягких согласных | | |
| Гласные У-Ю после твердых и мягких согласных | | |
| Гласные А-Я после твердых и мягких согласных | | |
| Гласная Е после мягких согласных | | |
| Различие твердых и мягких согласные | | |
| Контрольная работа за 2 четверть. | | |
| Мягкий знак на конце слова – 4 ч. | | |
| Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова | | |
| Письмо слов с мягкими согласными на конце. Различие твердых и мягких согласных на конце слова. | | |
| Упражнения в написании слов с мягким и твердым согласным на конце слов. | | |
| Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак на конце слова» | | |
| Слово. Названия предметов- 16 ч. | | |
| Предмет и его название. | | |
| Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Употребление слов, обозначающих названия предметов. | | |
| Названия частей предмета. Употребление слов, обозначающих названия частей предметов. | | |
| Различие сходных предметов и их названий. | | |
| Контрольное списывание по теме: « Предмет» | | |
| Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | |
| Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | | |
| Употребление слов, обозначающих одушевленные предметы. | | |
| Обобщающее слово для группы однородных предметов. | | |
| Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Картинный диктант. | | |
| Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. | | |
| Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов | | |
| Большая буква в именах людей. Употребление имен в предложениях. | | |
| Большая буква в именах и фамилиях людейУ. потребление имен и фамилии в предложениях | | |
| Большая буква в кличках животных. Употребление кличек животных в предложениях | | |
| Контрольная работа по теме « Названия предметов» | | |
| Названия действий – 9 ч. | | |
| Название действий, отвечающих на вопрос что делает? что делают? | | |
| Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как голос подает?» | | |
| Кто как передвигается? Подбор нескольких действий к одному предмету. | | |
| Слова, обозначающие действие одушевлённых предметов. Подбор нескольких действий к одному предмету. | | |
| Слова, обозначающие действие неодушевлённых предметов. Картинный диктант. | | |
| Подбор нескольких действий к одному предмету. | | |
| Различие названий предметов и названий действий по вопросам. | | |
| Контрольная работа за 3 четверть | | |
| Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении | | |
| Слова с непроверяемыми гласными- 3 ч. | | |
| Выделение в словах «трудной» гласной. | | |
| Написание гласных в словах-родственниках | | |
| Употребление слов-родственников в предложениях. Картинный диктант. | | |
| Предложение – 9 ч. | | |
| Выделение предложения из текста. Разделение сплошного текста на отдельные предложения | | |
| Расположение предложений в тексте в последовательном порядке. Правила записи предложения. | | |
| Предложение и его схема. Различие между набором слов и предложением | | |
| Порядок слов в предложении | | |
| Завершение начатого предложения | | |
| Составление предложений и рассказа по предметной картинке | | |
| Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке | | |
| Предложения-вопросы и предложения-ответы | | |
| Контрольное списывание по теме: « Предложение» | | |
| Повторение — 11 ч. | | |
| Звонкие и глухие согласные. Правописание слов со звонкими и глухими согласными | | |
| Твердые и мягкие согласные. Правописание слов с твердыми и мягкими согласными | | |
| Мягкий знак на конце слова. Правописание слов с мягким знаком на конце слов | | |
| Разделительный ь и ъ знаки. | | |
| Выделение слов, обозначающих предмет из предложения | | |
| Большая буква в именах, фамилия и кличках животных | | |
| Упражнения в правописании имен собственных | | |
| Итоговая контрольная работа за год | | |
| Название действий | | |
| Выделение слов, обозначающих действия, из предложений | | |
| Игра-путешествие по острову «Грамматика». | | |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей начальных классов.
Протокол от «______»________________201_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.