МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/С.К. Валиулина/
Приказ от «_____»__________201__г. №________
Рабочая программа
по трудовому обучению
для 2 класса
Автор:
Зайнулина Руфина Марсильевна,
учитель начальных классов
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Занимательный труд» составлена на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2010.
Место предмета в учебном плане
Согласно Образовательной программе школы, на изучение технологии во 2 классе отводится 2 часа в неделю, итого за год – 68 часа. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994.
Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.
Конышева Н.М., Человек разумный – человек умелый. Развивающее обучение на уроках труда // Начальная школа. – 2000 - № 1.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.
Интернет ресурсы
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
Содержание программы
Работа с бумагой и картоном (12 ч)
Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона, цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания картона бумагой. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Работа с глиной и пластилином (20ч)
Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в народном хозяйстве. Глина – строительный материал. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины. Отделочные работы на изделиях из глины.
Пропорции лепных фигур птиц и зверей. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.
Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.
Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с природными материалами (18 ч)
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Правила составление макета. Свойства и применение материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.
Приклеивание засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку. Составление композиции.
Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с текстильными материалами (18 ч)
Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
Свойства ниток: цвет, толщина; разрезаются, разрываются; скручиваются, сплетаются. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
Виды ручных отделочных стежков: сметочный и «Шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание; плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конец нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки. Соблюдение порядка вышивания.
Тематическое планирование рабочей программы по технологии, 3 класс
№ раздела | Название раздела | часов |
Всего | Кон. работ | Пр. работ |
1 | Работа с бумагой и картоном. | 12 | 0 | 0 |
2 | Работа с глиной и пластилином. | 20 | 0 | |
3 | Работа с природными материалами | 18 | 0 | |
4 | Работа с текстильными материалами | 18 | 0 | 0 |
| ИТОГО: | 68 | 0 | 9 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения |
План | Факт |
| Работа с пластилином (5ч) | | | |
1 | Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел: куб, параллелепипед. | 1 | | |
2 | Лепка дидактического материала: кубик большой, маленький, брусок высокий, низкий. | 1 | | |
3 | Складывание из вылепленных деталей башни, дома. | 1 | | |
4 | Лепка столярных инструментов: киянки, рубанок, молоток с квадратным бойком. | 1 | | |
5 | Лепка с натуры игрушек: автобуса, автомобиля. | 1 | | |
| Работа с природ-ными материалами.(6ч) | | | |
6 | Экскурсия в природу. ТБ | 1 | | |
7 | Изготовление по образцу птички. | 1 | | |
8 | Изготовление по образцу ослика. | 1 | | |
9 | Изготовление по образцу зайца | 1 | | |
10 | Изготовление по образцу рыбки черепахи. | 1 | | |
11 | Изготовление по иллюстрации свиньи | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном.(3ч) | | | |
12 | Изготовление пакета для хранения изделий | 1 | | |
13 | Изготовление счётного материала в форме полосок, квадратов. | 1 | | |
14 | Изготовление счётного материала в форме треугольников, кругов. | 1 | | |
| Работа с текстиль-ными материалами.(4ч) | | | |
15 | Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. | 1 | | |
16 | Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы | 1 | | |
17 | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. | 1 | | |
18 | Экскурсия в швейную мастерскую. | 1 | | |
Работа с пластилином (8ч) |
19 | Лепка предметов цилиндрической формы: кружка. (по образцу) | 1 | | |
20 | Лепка предметов цилиндрической формы: стакан (с натуры) | 1 | | |
21 | Лепка с натуры посуды конической формы: ведёрко. | 1 | | |
22 | Лепка с натуры посуды конической формы: цветочный горшок. | 1 | | |
23 | Лепка с натуры чайной посуды в форме шара. | 1 | | |
24 | Лепка с натуры чайной посуды в форме цилиндра. | 1 | | |
25 | Лепка с натуры чайной посуды в форме круга, конуса. | 1 | | |
26 | Игра «Накрой на стол». | 1 | | |
| Работа с природ-ными материалами. (3ч) | | | |
27 | Составление композиции по образцу из засушенных листьев: фигурки птиц и животных. | 1 | | |
28 | Составление композиции по представлению из засушенных листьев декоративных узоров. | 1 | | |
29 | Составление сюжетной композиции к прочитанным сказкам. | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном.(3ч) | |
30 | Изготовление закладки. | 1 | | |
31 | Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек. | 1 | | |
32 | Изготовление ёлочных гирлянд. | 1 | | |
| Работа с пластилином (4ч) | | | |
33 | Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка. | 1 | | |
34 | Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утки и гуся. | 1 | | |
35 | Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. | 1 | | |
36 | Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. | 1 | | |
| Работа с природ-ными материалами. (3ч) | | | |
37 | Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». | 1 | | |
38 | Оформление макета. Проведение игры по сказке «Теремок» | 1 | | |
39 | Изготовление макета к прочитанным сказками группами | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном. (6ч) | | | |
40 | Изготовление закладки из тонкого картона. | 1 | | |
41 | Изготовление аппликации: грузовик. | 1 | | |
42 | Изготовление аппликации: автофургон | 1 | | |
43 | Изготовление поздравительных открыток. | 1 | | |
44 | Изготовление поздравительных сувениров | 1 | | |
45 | Экскурсия в кабинет СБО | 1 | | |
| Работа с текстиль-ными материалами (7ч) | | | |
46 | Упражнения в раскрое ткани. | 1 | | |
47 | Коллаж из лоскутков | 1 | | |
48 | Ручной стежок | 1 | | |
49 | Вышивание закладки. | 1 | | |
50 | Оформление концов закладки кисточками. | 1 | | |
51 | Изготовление игольницы. | 1 | | |
52 | Оформление игольницы аппликацией. | 1 | | |
| Работа с пластилином (3ч) | | | |
53 | Лепка по представлению композиций «Колобок и лиса» | 1 | | |
54 | Лепка по представлению композиций «Маша и медведь» | 1 | | |
55 | Лепка по представлению композиций «Лиса и журавль» | 1 | | |
| Работа с бумагой (6ч) | | | |
56 | Изготовление по образцу мебели: стол из коробочек картона, бархатной бумаги | 1 | | |
57 | Изготовление по образцу мебели: кресло из коробочек, картона, бархатной бумаги | 1 | | |
58 | Изготовление по образцу плоской модели светофора. | 1 | | |
59 | Изготовление по образцу указателя «переход» | 1 | | |
60 | Игра «Переход улицы» | 1 | | |
61 | Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги, ткани | 1 | | |
| Работа с текстиль-ными материалами (7ч) | | | |
62 | Выполнение стежка «шнурок» | 1 | | |
63 | Вышивание закладки из канвы | 1 | | |
64 | Вышивание закладки из канвы | 1 | | |
65 | Оформление концов закладки кисточками | 1 | | |
66 | Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурок» | 1 | | |
67 | Вышивание салфетки из канвы стежками смёточным и «шнурок» | 1 | | |
68 | Сельхоз труд: уход за растениями в цветнике | 1 | | |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей начальных классов.
Протокол от «______»________________201_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.