1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты.
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Русский язык:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Язык и общение. 3 часа (1 Р.Р.)
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
II. Функциональные разновидности языка.
Вспоминаем, повторяем. изучаем. 26 часов ( 2 К.Р. -5 Р.Р )
I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 29 часов (2 К.Р, 3 Р.Р)
I .Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 15 часов (1 К.Р, 5 Р.Р )
I.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. 14 часов (1 К.Р, 3 Р.Р)
I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 часа ( 1 К.Р, 2 Р.Р )
I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 20 часов (1 К.Р, 4 Р.Р )
I.Имя существительное как часть речи.
Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное. 11 часов (1 К.Р, 3 Р.Р )
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол. 23 часа (1 К.Р , 4 Р.Р)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. 7 часов (1К.Р.)
3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 5 класс.
Тема раздела/ количество часов | № урока | Тема урока | Количество часов |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ(3Ч) | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 |
3 | Р.Р. Стили речи. | 1 |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (26 Ч) | 4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 |
5 | Орфограмма | 1 |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 |
10 | Разделительные ъ и ь | 1 |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
12 | Входная контрольная работа: диктант с грамматическим заданием | 1 |
13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
14 | Р.Р. Текст. Что мы знаем о тексте | 1 |
15 | Р.Р.Обучающее изложение с грамматическим заданием. (по Г. А. Скребицкому, упр. 70) | 1 |
16 | Р.Р.Обучающее изложение с грамматическим заданием. (по Г. А. Скребицкому, упр. 70) | 1 |
17 | Части речи | 1 |
18 | Глагол | 1 |
19 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 1 |
20 | Р.Р. Тема текста | 1 |
21 | Личные окончания глаголов | 1 |
22 | Имя существительное | 1 |
23 | Падежные окончания существительных | 1 |
24 | Имя прилагательное | 1 |
25 | Р.Р.Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова "Летом | 1 |
26 | Местоимение | 1 |
27 | Р.Р. Основная мысль текста | 1 |
28 | Повторение и обобщение по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 1 |
29 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Повторение и обобщение по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 1 |
СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 Ч) | 30 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Синтаксис. Пунктуация | 1 |
31 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
32 | Словосочетание | 1 |
33 | Разбор словосочетания | 1 |
34 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 |
35 | Р.Р. Сжатое изложение сказки В.Катаева ( упр.144) | 1 |
36 | Восклицательные предложения | 1 |
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
38 | Сказуемое | 1 |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
40 | Контрольная работа за I четверть: диктант с грамматическим заданием | 1 |
41 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
42 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 |
43 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
44 | Определение | 1 |
45 | Обстоятельство | 1 |
46 | Предложения с однородными членами. | 1 |
47 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
48 | Предложения с обращениями | 1 |
49 | Р.Р. Письмо | 1 |
50 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
51 | Р.Р. Сочинение -описание по картине Ф. П. Решетникова "Мальчики" (упр. 229) | 1 |
52 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 |
53 | Простые и сложные предложения | 1 |
54 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
55 | Прямая речь. | 1 |
56 | Диалог | 1 |
57 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 |
58 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация" | 1 |
59 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | 1 |
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч | 60 | Фонетика. Гласные звуки | 1 |
61 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | 1 |
62 | Согласные твердые и мягкие | 1 |
63 | Р.Р. Повествование. Подготовка к написанию изложения с элементами описания (по К.Г.Паустовскому, "Шкатулка"; упр. 283) | 1 |
64 | Р.Р Изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому, "Шкатулка"; упр. 283) | 1 |
65 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
66 | Графика. Алфавит | 1 |
67 | Р.Р. Описание предмета | 1 |
68 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 |
69 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 |
70 | Орфоэпия | 1 |
71 | Фонетический разбор слова | 1 |
72 | Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика". Проверочная работа по теме"Фонетика. Орфоэпия. Графика" | 1 |
73 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-описания предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого "Цветы. Фрукты. Птица" (упр. 323) | 1 |
74 | Р.Р. Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого "Цветы. Фрукты. Птица" (упр. 323). | 1 |
ЛЕКСИКА, КУЛЬТУРА РЕЧИ (14ч.) | 75 | Слово и его лексическое значение | 1 |
76 | Слово и его лексическое значение | 1 |
77 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
78 | Контрольная работа за II четверть: диктант с грамматическим заданием | 1 |
79 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
80 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
81 | Омонимы | 1 |
82 | Синонимы | 1 |
83 | Синонимы, их роль в речи | 1 |
84 | Р.Р. Устное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
85 | Антонимы | 1 |
86 | Антонимы, их роль в речи | 1 |
87 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи». | 1 |
88 | Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения (по К. Г. Паустовскому, «Первый снег») | 1 |
89 | Р.Р. Написание подробного изложения (по К. Г. Паустовскому, «Первый снег») | 1 |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 Ч) | 90 | Морфема - наименьшая значимая часть слова | 1 |
91 | Изменение и образование слов | 1 |
92 | Окончание | 1 |
93 | Основа слова | 1 |
94 | Корень слова | 1 |
95 | Р.Р. Рассуждение | 1 |
96 | Суффикс | 1 |
97 | Приставка | 1 |
98 | Чередование звуков | 1 |
99 | Беглые гласные | 1 |
100 | Варианты морфем | 1 |
101 | Морфемный разбор слова | 1 |
102 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
103 | Буквы з и с на конце приставок | 1 |
104 | Буквы а-о в корне –лаг- ─ -лож- | 1 |
105 | Буквы а-о в корне – раст- ─ -рос- | 1 |
106 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
107 | Буквы и-ы после ц | 1 |
108 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
109 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
110 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
111 | Р.Р. Сочинение- описание по картине П. П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470) | 1 |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (49 Ч) Имя существительное (20ч) | 112 | Анализ работы над ошибками в сочинении. Имя существительное как часть речи | 1 |
113 | Р.Р. Доказательства в рассуждении. | 1 |
114 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
115 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
116 | Род имен существительных | 1 |
117 | Имена существительные, которыеимеют форму только множественного числа | 1 |
118 | Р.Р.Сжатое изложение притчиЕ.Пермяка (упр. 513) | 1 |
119 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 |
120 | Три склонения имен существительных | 1 |
121 | Падеж имен существительных | 1 |
122 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе | 1 |
123 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе | 1 |
124 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
125 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 |
126 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
127 | Контрольная работа за III четверть: диктант с грамматическим заданием | 1 |
128 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
129 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 |
130 | Р.Р. Сочинение -описание по картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье" | 1 |
Имя прилагательное (11 ч) | 131 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
132 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | 1 |
133 | Р.Р. Описание животного | 1 |
134 | Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения (по А. И. Куприну, "Ю-ю") | 1 |
135 | Р.Р. Подробное изложение (по А. И. Куприну, "Ю-ю") | 1 |
136 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Работа над ошибками | 1 |
137 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
138 | Р.Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А. Н. Комарова "Наводнение" | 1 |
139 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
140 | Повторение по теме "Имя прилагательное" | 1 |
141 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" | 1 |
142 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
Глагол (23 ч) | 143 | Глагол как часть речи | 1 |
144 | Не с глаголами | 1 |
145 | Р.Р. Рассказ | 1 |
146 | Неопределенная форма глагола. Правописание –ться и тся в глаголах | 1 |
147 | Виды глагола | 1 |
148 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 |
149 | Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе | 1 |
150 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
151 | Настоящее время | 1 |
152 | Будущее время | 1 |
153 | Спряжение глагола | 1 |
154 | Спряжение глагола | 1 |
155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
156 | Морфологический разбор глагола | 1 |
157 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица ( упр. 688) | 1 |
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 |
159 | Употребление времен | 1 |
160 | Р.Р. Устный рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на рыбалку» (упр. 701) | 1 |
161 | Повторение по теме "Глагол" | 1 |
162 | Диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол" | 1 |
163 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 Ч) | 164 | Разделы науки о языке. Орфограммы в корне слова | 1 |
165 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 |
166 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | 1 |
167 | Употребление Ъ и Ь | 1 |
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 1 |
169 | Промежуточная (годовая) аттестация | 1 |
170 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками. | 1 |
| | Итого: | 170 ч. |
11