СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2020-2021 уч.г. Русский язык 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2020-2021 уч.г. Русский язык 5 класс»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты.

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Русский язык:

1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.


2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс

Язык и общение. 3 часа (1 Р.Р.)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

II. Функциональные разновидности языка.

Вспоминаем, повторяем. изучаем. 26 часов ( 2 К.Р. -5 Р.Р )

I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 29 часов (2 К.Р, 3 Р.Р)

I .Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 15 часов (1 К.Р, 5 Р.Р )

I.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи. 14 часов (1 К.Р, 3 Р.Р)

I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 часа ( 1 К.Р, 2 Р.Р )

I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 20 часов (1 К.Р, 4 Р.Р )

I.Имя существительное как часть речи.

Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное. 11 часов (1 К.Р, 3 Р.Р )

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол. 23 часа (1 К.Р , 4 Р.Р)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе. 7 часов (1К.Р.)



3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 5 класс.



Тема раздела/ количество часов

урока

Тема урока

Количество часов

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ(3Ч)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное

1

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке

1

3

Р.Р. Стили речи.

1

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (26 Ч)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

5

Орфограмма

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

9

Буквы и, у, а после шипящих

1

10

Разделительные ъ и ь

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

12

Входная контрольная работа: диктант с грамматическим заданием

1

13

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

14

Р.Р. Текст. Что мы знаем о тексте

1

15

Р.Р.Обучающее изложение с грамматическим заданием. (по Г. А. Скребицкому, упр. 70)

1

16

Р.Р.Обучающее изложение с грамматическим заданием. (по Г. А. Скребицкому, упр. 70)

1

17

Части речи

1

18

Глагол

1

19

Правописание -тся и -ться в глаголах

1

20

Р.Р. Тема текста

1

21

Личные окончания глаголов

1

22

Имя существительное

1

23

Падежные окончания существительных

1

24

Имя прилагательное

1

25

Р.Р.Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова "Летом

1

26

Местоимение

1

27

Р.Р. Основная мысль текста

1

28

Повторение и обобщение по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

1

29

Диктант с грамматическим заданием по теме "Повторение и обобщение по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

1

СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 Ч)

30

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Синтаксис. Пунктуация

1

31

Синтаксис. Пунктуация

1

32

Словосочетание

1

33

Разбор словосочетания

1

34

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

1

35

Р.Р. Сжатое изложение сказки В.Катаева ( упр.144)

1

36

Восклицательные предложения

1

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

38

Сказуемое

1

39

Тире между подлежащим и сказуемым

1

40

Контрольная работа за I четверть: диктант с грамматическим заданием

1

41

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

42

Нераспространенные и распространенные предложения

1

43

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

44

Определение

1

45

Обстоятельство

1

46

Предложения с однородными членами.

1

47

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

48

Предложения с обращениями

1

49

Р.Р. Письмо

1

50

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения

1

51

Р.Р. Сочинение -описание по картине Ф. П. Решетникова "Мальчики" (упр. 229)

1

52

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

53

Простые и сложные предложения

1

54

Синтаксический разбор сложного предложения

1

55

Прямая речь.

1

56

Диалог

1

57

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

58

Диктант с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация"

1

59

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

1

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч

60

Фонетика. Гласные звуки

1

61

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи

1

62

Согласные твердые и мягкие

1

63

Р.Р. Повествование. Подготовка к написанию изложения с элементами описания (по К.Г.Паустовскому, "Шкатулка"; упр. 283)

1

64

Р.Р Изложение с элементами описания (по К.Г.Паустовскому, "Шкатулка"; упр. 283)

1

65

Согласные звонкие и глухие

1

66

Графика. Алфавит

1

67

Р.Р. Описание предмета

1

68

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

69

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

70

Орфоэпия

1

71

Фонетический разбор слова

1

72

Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика". Проверочная работа по теме"Фонетика. Орфоэпия. Графика"

1

73

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-описания предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого "Цветы. Фрукты. Птица" (упр. 323)

1

74

Р.Р. Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого "Цветы. Фрукты. Птица" (упр. 323).

1

ЛЕКСИКА, КУЛЬТУРА РЕЧИ (14ч.)

75

Слово и его лексическое значение

1

76

Слово и его лексическое значение

1

77

Однозначные и многозначные слова

1

78

Контрольная работа за II четверть: диктант с грамматическим заданием

1

79

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

80

Прямое и переносное значение слов

1

81

Омонимы

1

82

Синонимы

1

83

Синонимы, их роль в речи

1

84

Р.Р. Устное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

85

Антонимы

1

86

Антонимы, их роль в речи

1

87

Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи».

1

88

Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения (по К. Г. Паустовскому, «Первый снег»)

1

89

Р.Р. Написание подробного изложения (по К. Г. Паустовскому, «Первый снег»)

1

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22 Ч)

90

Морфема - наименьшая значимая часть слова

1

91

Изменение и образование слов

1

92

Окончание

1

93

Основа слова

1

94

Корень слова

1

95

Р.Р. Рассуждение

1

96

Суффикс

1

97

Приставка

1

98

Чередование звуков

1

99

Беглые гласные

1

100

Варианты морфем

1

101

Морфемный разбор слова

1

102

Правописание гласных и согласных в приставках

1

103

Буквы з и с на конце приставок

1

104

Буквы а-о в корне –лаг- ─ -лож-

1

105

Буквы а-о в корне – раст- ─ -рос-

1

106

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

107

Буквы и-ы после ц

1

108

Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

109

Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

110

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

111

Р.Р. Сочинение- описание по картине П. П.Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 470)

1

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (49 Ч) Имя существительное (20ч)

112

Анализ работы над ошибками в сочинении. Имя существительное как часть речи

1

113

Р.Р. Доказательства в рассуждении.

1

114

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

115

Имена существительные собственные и нарицательные

1

116

Род имен существительных

1

117

Имена существительные, которыеимеют форму только множественного числа

1

118

Р.Р.Сжатое изложение притчиЕ.Пермяка (упр. 513)

1

119

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

120

Три склонения имен существительных

1

121

Падеж имен существительных

1

122

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

1

123

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

1

124

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

125

Повторение по теме «Имя существительное»

1

126

Морфологический разбор имени существительного

1

127

Контрольная работа за III четверть: диктант с грамматическим заданием

1

128

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

129

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

130

Р.Р. Сочинение -описание по картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"

1

Имя прилагательное (11 ч)

131

Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Имя прилагательное как часть речи.

1

132

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

1

133

Р.Р. Описание животного

1

134

Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения (по А. И. Куприну, "Ю-ю")

1

135

Р.Р. Подробное изложение (по А. И. Куприну, "Ю-ю")

1

136

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Работа над ошибками

1

137

Прилагательные полные и краткие

1

138

Р.Р. Описание животного. Устное сочинение по картине А. Н. Комарова "Наводнение"

1

139

Морфологический разбор имени прилагательного

1

140

Повторение по теме "Имя прилагательное"

1

141

Диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное"

1

142

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

Глагол (23 ч)

143

Глагол как часть речи

1

144

Не с глаголами

1

145

Р.Р. Рассказ

1

146

Неопределенная форма глагола. Правописание –ться и тся в глаголах

1

147

Виды глагола

1

148

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

149

Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе

1

150

Время глагола. Прошедшее время

1

151

Настоящее время

1

152

Будущее время

1

153

Спряжение глагола

1

154

Спряжение глагола

1

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

156

Морфологический разбор глагола

1

157

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица ( упр. 688)

1

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

1

159

Употребление времен

1

160

Р.Р. Устный рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на рыбалку» (упр. 701)

1

161

Повторение по теме "Глагол"

1

162

Диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол"

1

163

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками

1

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 Ч)

164

Разделы науки о языке. Орфограммы в корне слова

1

165

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

166

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

1

167

Употребление Ъ и Ь

1

168

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

1

169

Промежуточная (годовая) аттестация

1

170

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками.

1



Итого:

170 ч.


11