Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа» с. Покровка, Локтевский район, Алтайский край
Рассмотрено: Принято: Утверждаю: на заседании ШМО на заседании Директор школы учителей ЕМЦ Педагогического совета _______ Тарасенко Ю.Н. Протокол №_1/21 Протокол №_1/21 Приказ №_64/1__ от «30» 08. 2021 г. от «30» 08. 2021 г. от «_30 » 08. 2021 г
Рабочая программа учебного предмета «Биология» Класс 8, основное общее образование базовый уровень
Учитель: Стрельцова Татьяна Васильевна
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 70 часов в год, 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе авторской программы Биология.5-9классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.- 4-е изд..стереотип.-М.: Дрофа,2015.-385,[2 ]c.
Учебник Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев: Учебник. Биология. Человек, Дрофа, 2018 г.
Программу составила:
Стрельцова Т.В.,
учитель географии I категории
с. Покровка,
2021г.
Пояснительная записка.
1. Рабочая программа Биология 8 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на текущий 2021-2022 учебный год
Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на данный учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».
Авторской программы: Биология 5-9 классы. Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Шевцов– М: Дрофа, 2015 г.
с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Покровскаяя средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1.Биология 5-9 классы. Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Шевцов– М: Дрофа, 2015
2.И. А. Демичева, И. Н. Беляев: Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек, Дрофа, 2018 г 3.Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев: Учебник. Биология. Человек, Дрофа, 2018 4.И. Б. Агафонова, И. Н. Беляев: Диагностические работы к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек, Дрофа, 2019 г
3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» – 70 часов (из расчѐта – 2 часа в неделю).
4. Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
5. Основные цели и задачи:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей и задач, обозначенных в авторской программе:
цели:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска;
задачи:
работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проведение наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью
и здоровью других людей, культуре поведения в природе. 6.Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты обучения:
-воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;
-умения реализовывать теоретические познания на практике;
-осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
-владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся научатся:
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
-сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях систем и органов человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
-приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Предметными результатами освоения биологии в 8 классе являются:
Учащиеся узнают :
-о месте человека в систематике;
-о основных этапах эволюции человека;
-о особенностях строения организма человека, о строении систем и органов;
-о обмене веществ и энергии-основном свойстве живых существ;
-о заболеваниях систем и органов человека;
-о вкладе отечественных ученых в развитие науки анатомии;
-о наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, а также о мерах их профилактики
Учащиеся научатся:
-объяснять место и роль человека в природе;
-определять черты сходства и различия человека и животных;
-выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
-наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
-выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
-объяснять особенности строения систем и органов организма человека;
-оказывать первую помощь при отравлениях, кровотечениях , при простудных заболеваниях, ожогах и т.д.;
-характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
7.Содержание учебного предмета, курса Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма
Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро_ и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах. Лабораторные и практические работы Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений. Лабораторные и практические работы Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7. Дыхание
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатраты.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация Модель почки.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Демонстрация :Модель головного мозга человека. Лабораторные и практические работы Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. Лабораторные и практические работы Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.Обнаружение слепого пятна.Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения, торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные и практические работы Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
8. Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии Системно-деятельностный подход Проблемное обучение Технология критического мышления ИКТ Здоровьесберегающиетехнологии Обучение в сотрудничестве Исследовательские методы обучения Игровые методы обучения | Методы Словесные (рассказ ,объяснение, беседа, работа с учебником) Наглядные (наблю-дение, демонстрация наглядных пособий, презентаций) Практические (устные вопросы и письменные задания) Метод проектов | Формы Урок изучения нового-материала Урок - закрепления знаний Урок-исследование Урок-игра Урок обобщения знаний Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, коллективная | Средства Учебник, дополнительная литература, мультимедийные ресурсы, дидактический раздаточный материал Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, лабораторные и практические работы, тестирование |
9. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
10. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,
поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в
одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные
инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и
предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,
так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать
деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10
минут. Обязателен положительный итог работы.
11.Краткая характеристика класса: в 9 классе 4 учащихся. Все дети обучаются по общеобразовательной программе.
12. Формы, методы и средства оценки образовательных результатов обучающихся (в т.ч. метапредметных) на различных этапах реализации рабочей программы:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
1.Личностные результаты отслеживаются в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Оценка сформированности отдельных личностных результатов осуществляется через
·Наблюдение ·собеседование классного руководителя, учителей- предметников, ·опрос ·анкетирование
2.Метапредметные. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по предмету в рамках системы промежуточной аттестации.
3.Предметные отслеживаются посредством тематических и итоговых проверочных работ
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по пяти уровням достижений (низкий- «1», пониженный -«2», базовый – «3», повышенный – «4», высокий – «5»). Предполагается использование различных форм контроля знаний (устный опрос, лабораторная работа, тестирование, творческая работа (сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, и т.д.).
Текущий контроль
·проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: выполнения практических упражнений и практических заданий;
·возможны небольшие по объему письменные работы, тестовые задания;
·собеседование с учеником.
Тематический контроль
·проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме в виде тестовых заданий, построенных с учетом изученной темы.
Итоговый контроль
·проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - полугодие, год.
13.Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся Критерии оценки знаний учащихся: Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
14.Тематическое планирование предмета.
№ | Содержание | ч | Лабораторных работ |
1 | Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | |
2 | Происхождение человека | 3 | |
3 | Строение организма | 4 | 3 |
4 | Опорно-двигательный аппарат | 7 | 4 |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | 1 |
6 | Кровеносная и лимфатические системы организма | 6 | 3 |
7 | Дыхание | 4 | 2 |
8 | Пищеварение | 6 | 1 |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 | 1 |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | |
11 | Нервная система. | 5 | 2 |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 2 |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | 2 |
14 | Железы внутренней секреции | 2 | |
15 | Индивидуальное развитие организма | 5 | |
16 | Резервное время | 6 | |
| Итого | 70 | 21 |
15.Календарно-тематическое планирование по биологии в 8 классе.
№ | Раздел, тема урока | ч | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Науки, изучающие организм человека. 2ч |
1 | Науки, изучающие организм человека. | 1 | | |
2 | Становление наук о человеке. | 1 | | |
Происхождение человека. 3ч |
3 | Систематическое положение человека. | 1 | | |
4 | Происхождение и основные этапы эволюции человека. | 1 | | |
5 | Человек как вид. Человеческие расы. | 1 | | |
Строение организма 4ч |
6 | Общий обзор организма человека. | 1 | | |
7 | Клеточное строение организма. Л. р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп» | 1 | | |
8 | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. Л. р. № 2 «Изучение в микроскоп строения тканей» | 1 | | |
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Л. р. № 3 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения (самонаблюдения)» | 1 | | |
Опорно-двигательный аппарат 7ч |
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л. р. № 4 «Микроскопическое строение кости» | 1 | | |
11 | Скелет человека (осевой скелет). | 1 | | |
12 | Скелет поясов и свободных конечностей. Типы соединения костей. | 1 | | |
13 | Строение мышц. Л. р. № 5 «Мышцы человеческого тела» | 1 | | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л. р. № 6 «Утомление при статической работе (самонаблюдение)» | 1 | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л. р. № 7 «Осанка и плоскостопие» | 1 | | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 1 | | |
Внутренняя среда организма. 3ч |
17 | Внутренняя среда организма. Л. р. № 8 «Рассматривание крови человека и лягушки» | 1 | | |
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | | |
19 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | | |
Кровеносная и лимфатическая системы организма 6ч |
20 | Транспортные системы организма. | 1 | | |
21 | Круги кровообращения. Л. р. № 9 «Функция венозных клапанов». | 1 | | |
22 | Строение и работа сердца | 1 | | |
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Л. р. № 10 «Определение скорости кровотока. Природа пульса» | 1 | | |
24 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Л. р. № 11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы» | 1 | | |
25 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | | |
Дыхание 4ч |
26 | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | 1 | | |
27 | Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | | |
28 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Л. р. № 12 «Измерение обхвата грудной клетки». | 1 | | |
29 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания. Влияние курения на организм. Приёмы реанимации. Л. р. № 13 «Функциональная проба с задержкой дыхания» | 1 | | |
Пищеварение. 6ч |
30 | Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Органы пищеварения и их функции. | 1 | | |
31 | Пищеварение в ротовой полости. Л. р. № 14 «Действие ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желёз (самонаблюдения). | 1 | | |
32 | Пищеварение в желудке и двенадцатипёрстной кишке. Действие пищеварительных ферментов. | 1 | | |
33 | Всасывание. Роль печени в пищеварении. Функции толстого кишечника. | 1 | | |
34 | Регуляция пищеварения. | 1 | | |
35 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекция и гельминтозов. | 1 | | |
Обмен веществ и энергии 3ч |
36 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | 1 | | |
37 | Витамины | 1 | | |
38 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Л. р. №15 «Установление зависимости между нагрузкой и энергообменом. (Составление пищевых рационов-домашняя) | 1 | | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. 4ч |
39 | Покровы тела. Строение и функции кожи. (Самонаблюдения). | 1 | | |
40 | Уход за кожей. Болезни кожи. Гигиена одежды и обуви. | 1 | | |
41 | Терморегуляция организма. | 1 | | |
42 | Выделение. | 1 | | |
Нервная система 5ч |
43 | Значение нервной системы. | 1 | | |
44 | Строение спинного мозга. | 1 | | |
45 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л. р. № 16 «Пальценосовая проба и особенности движений. Рефлексы продолговатого и среднего мозга». | 1 | | |
46 | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | 1 | | |
47 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Л. р. № 17 «Штриховое раздражение кожи (самонаблюдение)» | 1 | | |
Анализаторы. Органы чувств. 5ч |
48 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. | 1 | | |
49 | Зрительный анализатор. Л. р. № 18 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | 1 | | |
50 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней и травм глаза. | 1 | | |
51 | Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Л. р. № 19 «Определение остроты слуха» | 1 | | |
52 | Органы равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы. | 1 | | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5ч |
53 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД. | 1 | | |
54 | Врождённые и приобретённые программы поведения. Л. р. № 20 «Выработка навыка зеркального письма» | 1 | | |
55 | Сон и сновидения | 1 | | |
56 | Особенности ВНД человека: речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | | |
57 | Воля, эмоции, внимание. Л. р. № 21 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды» | 1 | | |
Железы внутренней секреции 2ч |
58 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Роль эндокринной регуляции. | 1 | | |
59 | Функции эндокринных желёз. | 1 | | |
Индивидуальное развитие организма 5ч |
60 | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. | 1 | | |
61 | Овуляция, оплодотворение, имплантация. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | 1 | | |
62 | Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания передающиеся половым путем. | 1 | | |
63 | Развитие ребёнка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. Становление личности. | 1 | | |
64 | Интересы, склонности, способности. | 1 | | |
Резервное время. 6ч |
65 | Повторение по теме «Строение организма» | 1 | | |
66 | Повторение по теме «Опорно-двигательный аппарат. Внутренняя среда организма» | 1 | | |
67 | Повторение по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии» | 1 | | |
68 | Повторение по теме «Покровы тела. Нервная система. Анализаторы» | 1 | | |
69 | Повторение по теме «Железы. Индивидуальное развитие организма» | 1 | | |
70 | Итоговое повторение. | 1 | | |
16.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
УМК.
1.Биология 5-9 классы. Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Шевцов– М: Дрофа, 2016
2.И. А. Демичева, И. Н. Беляев: Методическое пособие к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек, Дрофа, 2018 г 3.Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев: Учебник. Биология. Человек, Дрофа, 2018 4. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев: Рабочая тетрадь к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек, Дрофа, 2017 г 5.И. Б. Агафонова, И. Н. Беляев: Диагностические работы к учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева Биология. Человек, Дрофа, 2019 г
6.Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
7.Интернет-ресурсы:
http://fcior.edu.ru http://bio.1september.ru http://college.ru/biologiya/ http://www.sbio.info + school-collection.edu.ru/.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебники и дополнительная литература.
2. Таблицы по темам курса.
3. Модели внутренних органов
4. Микролаборатории.
5. Скелет
6. Микропрепараты.
7. Электронный микроскоп.
8. Световой миероскоп
17.Перечень лабораторных работ:
Л. р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп»
Л. р. № 2 «Изучение в микроскоп строения тканей»
Л. р. № 3 «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения (самонаблюдения)»
Л. р. № 4 «Микроскопическое строение кости»
Л. р. № 5 «Мышцы человеческого тела»
Л. р. № 6 «Утомление при статической работе (самонаблюдение)»
Л. р. № 7 «Осанка и плоскостопие»
Л. р. № 8 «Рассматривание крови человека и лягушки»
Л. р. № 9 «Функция венозных клапанов».
Л. р. № 10 «Определение скорости кровотока. Природа пульса»
Л. р. № 11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы»
Л. р. № 12 «Измерение обхвата грудной клетки».
Л. р. № 13 «Функциональная проба с задержкой дыхания»
Л. р. № 14 «Действие ферментов слюны на крахмал. Определение положения слюнных желёз (самонаблюдения).
Л. р. №15 «Установление зависимости между нагрузкой и энергообменом. (Составление пищевых рационов-домашняя)
Л. р. № 16 «Пальценосовая проба и особенности движений. Рефлексы продолговатого и среднего мозга».
Л. р. № 17 «Штриховое раздражение кожи (самонаблюдение)»
Л. р. № 18 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Л. р. № 19 «Определение остроты слуха»
Л. р. № 20 «Выработка навыка зеркального письма»
Л. р. № 21 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды»
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) Биология
Составитель программы Стрельцова Т.В..
Класс 8 Дата заполнения _____________
Эксперт Колокольникова Г.С..
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Пояснительная записка | | |
| - выходные данные материалов | | |
| - цель программы | | |
| - задачи программы | | |
| - изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - количество часов курса | | |
| - универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | | |
| - общая характеристика учебного процесса | | |
| - формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | | |
| - система оценивания учебных результатов | | |
3 | Содержание курса | | |
4 | Календарно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Требования к уровню подготовки учащихся | | |
6 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
7 | Перечень материально-технических средств обучения | | |
8 | Контрольные работы по предмету | | |