СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель ШМС

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от


« __» ______20 г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Северная сош»

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 20 г.


«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «Северная сош»

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Ребус Ольги Александровны (высшая категория)


Литература 10 класс (базовый уровень) (ФГОС)






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № от

«__ __» августа 20 г.


















2021-2022 г


1

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного стандарта основного общего образования по литературе

2. Программы курса « Литература» 10-11 классы , базовый уровень для общеобразовательной школы/ авт.-сост. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово» 2018г

3. Учебников «Литература» 10 класс в двух частях. Автор-составитель C,А.Зинин, В.И.Сахаров / Москва, «Русское слово» 2013г


В концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формировнаия у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умение видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5-9 и 10-11 классы.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
В 8 классе учащиеся постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.
В центре курса 9 класса- подведение итогов работы по литературе в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины ХХ века.
Развитие речевых умений школьников начинаются с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений. Школьники постепенно осваивают различные виды пересказов ( краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различные виды собственных рассказов ( создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям различных жанров ( на

2


литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т.д.).
Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);


- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов ( эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

В 10-11 классах основной корпус теорико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап школьного литературного образования.

К результатам освоения обучающимися программы относятся:

предметные ( включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности для получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами);

межпредметные (включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и ууд (регулятивные,познавательные,коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории);

личностные ( включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, окружающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме).

Согласно учебному плану при 3х часовой недельной нагрузке в10 классе – 105 ч.

Тематическое планирование полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта по литературе.

На уроках литературы используются следующие методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, различные методы организации учебно-познавательной деятельности ( словесные, наглядные, практические, аналитические, индуктивные и др.; словесные приемы, наблюдение, практикум.

УМК: учебник Литература 10 класс в 2 –ух частях. Авторы С.А.Зинин, В.И.Сахаров.

Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина. 10 класс. М.

«Русское слово» 2010г.

Тематическое планирование


П/П

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение «Прекрасное начало»

1

Из литературы второй половины 19 века (

2-3

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века

2

4

А.Н.Островский . Драматургия. Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».

1

5

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

1

6

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе .


7

Роль второстепенных персонажей в пьесе.


8

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

1

9

«Гроза» в русской критике.

1

10-12

Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

3

13

И.А. Гончаров. «Обломов» Быт и бытие И.И.Обломова.

1

14

Внутренняя противоречивость Обломова. Обломов и Штольц, Обломов и Ильинская.

1

15

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

16

Образ Захара. Анализ главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа.

1

17

Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике.

1

18-20

Сочинение по творчеству И.А.Гончарова

3

21

И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

1

22

Проблематика эпохи в романе «Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

1

23

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

1

24

Базаров и Аркадий. Образы братьев Кирсановых.

1

25

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения.

1

26

Философские итоги романа, смысл его названия. Роман в русской критике.

1

27

Стихотворения в прозе.Их место в творчестве И.С.Тургенева.Художественное своеобразие миниатюр писателя.

1

28-30

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

3

31

Н.А.Некрасов.Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике поэта разных лет.

1

32

Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы « Кому на Руси жить хорошо»

1

33

Представители помещечьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.)

1

34

Стихия народной жизни и ее представители (Я.Нагой, Е.Гирин и др.)

1

35

Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.

1

36

Образ Гриши Добросклонова.

1

37

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова.

1

38-40

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

3

41

Ф.И.Тютчев. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность.

1

42

Природа, человек, Вселенная-главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике.

1

43

Тема величия России,ее роли в мировой истории. Драматизм любовной лирики Ф.И.Тютчева.

1

44

Письменная работа по лирике Ф.И.Тютчева

1

45

Эмоциональность и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета.»Культ мгновенья» в творчестве поэта.

1

46

Слияние человека и природы в лирике А.А.Фета. Любовная лирика поэта.

1

47

Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике Фета.

1

48-49

Письменная работа по лирике А.А.Фета.

2

50

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Любовная лирика поэта.

1

51

Основной мотив «пейзажной» лирики. Жарнрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого.

1

52

Историческая песня

1

53-54

Письменная работа по лирике А.К.Толстого

2

55

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве сатирика.

1

56

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина.

1

57

Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках(гипербола, гротеск и т.п.)

1

58

Соотношение авторского идеала и действительности в сатире Салтыкова_Щедрина.

1

59

Традиции Д.И.Фонвизина и Н.В.Гоголя в щедринской сатире.

1

60-62

Сочинение / письменная работа по прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина

3

63

Н.С.Лесков. «Очарованный странник».Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. Литературный сказ. Жанр путешествия.

1

64

Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Былинные мотивы в повести.

1

65

Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

1

66-67

Сочинение / письменная работа по прозе Н.С.Лескова.

2

68

Л.Н.Толстой. «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи.

1

69

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе Л.Н.Толстого.

1

70

Патриотизм в романе Л.Н.Толстого. Критическое изображение высшего света ; «диалектика души» героев романа.

1

71

Сложность и противоречивость жизненного пути Андрея Болконского.

1

72

Сложность и противоречивость жизненного пути Пьера Безухова.

1

73

«Мысль семейная» и ее развитие в романе. Семьи Болконских и Ростовых.

1

74

Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

1

75

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

1

76

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

1

77

Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе «Война и мир».

1

78

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания.

1

79

Значение романа-эпопеи Л.Н.Толстого для развития русской реалистической литературы.

1

80

Тема «бонапартизма» в русской классике.

1

81-83

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

3

84

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в романе, мир « униженных и оскорбленных», бунт против жестоких законов социума.

1

85

Образ Раскольникова. Теория и идейные двойники героя (Лужин, Свидригайло и др).

1

86

Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.

1

87

Раскольников и «Вечная Сонечка».

1

88

Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия.

1

89

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

1

90-92

Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.

3

93

А.П.Чехов.»Быт» и «бытие» в прозе писателя. Образы «футлярных» людей в рассказах «Крвжовник», «Ионыч» и др..

1

94

Отличительные черты чеховской прозы (лаконизм, выразительность художественной детали и т.д.)

1

95

Новаторство Чехова-драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе «Вишневый сад».

1

96

Герои-«недотепы»в пьесе Чехова. Символический образ сада.

1

97

Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Неоднозначность авторской позиции в пьесе.

1

98

Сценические интерпретации комедии «Вишнёвый сад»

1

99-101

Сочинение по творчеству А.П.Чехова

3

102

Обобщение по курсу

1

103

Рекомендации для летнего чтения

1

104

Заключительный урок.

1

105

Резерв

1
















































































Лист изменений

Дата

Название темы





















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!