МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель ШМС _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от « __» ______20 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Северная сош» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20 г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «Северная сош» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ребус Ольги Александровны (высшая категория)
Литература 10 класс (базовый уровень) (ФГОС)
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № от
«__ __» августа 20 г.
2021-2022 г
1
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Государственного стандарта основного общего образования по литературе
2. Программы курса « Литература» 10-11 классы , базовый уровень для общеобразовательной школы/ авт.-сост. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово» 2018г
3. Учебников «Литература» 10 класс в двух частях. Автор-составитель C,А.Зинин, В.И.Сахаров / Москва, «Русское слово» 2013г
В концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формировнаия у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умение видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможности анализировать прочитанное позволяют определить два больших концентра: 5-9 и 10-11 классы.
Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.
Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
В 8 классе учащиеся постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.
В центре курса 9 класса- подведение итогов работы по литературе в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины ХХ века.
Развитие речевых умений школьников начинаются с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений. Школьники постепенно осваивают различные виды пересказов ( краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различные виды собственных рассказов ( создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям различных жанров ( на
2
литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т.д.).
Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов ( эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
В 10-11 классах основной корпус теорико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в старших классах являет собой завершающий этап школьного литературного образования.
К результатам освоения обучающимися программы относятся:
предметные ( включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности для получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами);
межпредметные (включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и ууд (регулятивные,познавательные,коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории);
личностные ( включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, окружающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме).
Согласно учебному плану при 3х часовой недельной нагрузке в10 классе – 105 ч.
Тематическое планирование полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта по литературе.
На уроках литературы используются следующие методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, различные методы организации учебно-познавательной деятельности ( словесные, наглядные, практические, аналитические, индуктивные и др.; словесные приемы, наблюдение, практикум.
УМК: учебник Литература 10 класс в 2 –ух частях. Авторы С.А.Зинин, В.И.Сахаров.
Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина. 10 класс. М.
«Русское слово» 2010г.
Тематическое планирование
№ П/П | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение «Прекрасное начало» | 1 |
| Из литературы второй половины 19 века ( | |
2-3 | Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века | 2 |
4 | А.Н.Островский . Драматургия. Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». | 1 |
5 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | 1 |
6 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе . | |
7 | Роль второстепенных персонажей в пьесе. | |
8 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | 1 |
9 | «Гроза» в русской критике. | 1 |
10-12 | Сочинение по творчеству А.Н.Островского. | 3 |
13 | И.А. Гончаров. «Обломов» Быт и бытие И.И.Обломова. | 1 |
14 | Внутренняя противоречивость Обломова. Обломов и Штольц, Обломов и Ильинская. | 1 |
15 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | 1 |
16 | Образ Захара. Анализ главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | 1 |
17 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике. | 1 |
18-20 | Сочинение по творчеству И.А.Гончарова | 3 |
21 | И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | 1 |
22 | Проблематика эпохи в романе «Отцы и дети». Противостояние двух поколений русской интеллигенции. | 1 |
23 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | 1 |
24 | Базаров и Аркадий. Образы братьев Кирсановых. | 1 |
25 | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. | 1 |
26 | Философские итоги романа, смысл его названия. Роман в русской критике. | 1 |
27 | Стихотворения в прозе.Их место в творчестве И.С.Тургенева.Художественное своеобразие миниатюр писателя. | 1 |
28-30 | Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | 3 |
31 | Н.А.Некрасов.Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике поэта разных лет. | 1 |
32 | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы « Кому на Руси жить хорошо» | 1 |
33 | Представители помещечьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.) | 1 |
34 | Стихия народной жизни и ее представители (Я.Нагой, Е.Гирин и др.) | 1 |
35 | Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. | 1 |
36 | Образ Гриши Добросклонова. | 1 |
37 | Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова. | 1 |
38-40 | Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | 3 |
41 | Ф.И.Тютчев. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. | 1 |
42 | Природа, человек, Вселенная-главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. | 1 |
43 | Тема величия России,ее роли в мировой истории. Драматизм любовной лирики Ф.И.Тютчева. | 1 |
44 | Письменная работа по лирике Ф.И.Тютчева | 1 |
45 | Эмоциональность и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета.»Культ мгновенья» в творчестве поэта. | 1 |
46 | Слияние человека и природы в лирике А.А.Фета. Любовная лирика поэта. | 1 |
47 | Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике Фета. | 1 |
48-49 | Письменная работа по лирике А.А.Фета. | 2 |
50 | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Любовная лирика поэта. | 1 |
51 | Основной мотив «пейзажной» лирики. Жарнрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. | 1 |
52 | Историческая песня | 1 |
53-54 | Письменная работа по лирике А.К.Толстого | 2 |
55 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве сатирика. | 1 |
56 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина. | 1 |
57 | Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках(гипербола, гротеск и т.п.) | 1 |
58 | Соотношение авторского идеала и действительности в сатире Салтыкова_Щедрина. | 1 |
59 | Традиции Д.И.Фонвизина и Н.В.Гоголя в щедринской сатире. | 1 |
60-62 | Сочинение / письменная работа по прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина | 3 |
63 | Н.С.Лесков. «Очарованный странник».Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. Литературный сказ. Жанр путешествия. | 1 |
64 | Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Былинные мотивы в повести. | 1 |
65 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника». | 1 |
66-67 | Сочинение / письменная работа по прозе Н.С.Лескова. | 2 |
68 | Л.Н.Толстой. «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи. | 1 |
69 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе Л.Н.Толстого. | 1 |
70 | Патриотизм в романе Л.Н.Толстого. Критическое изображение высшего света ; «диалектика души» героев романа. | 1 |
71 | Сложность и противоречивость жизненного пути Андрея Болконского. | 1 |
72 | Сложность и противоречивость жизненного пути Пьера Безухова. | 1 |
73 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе. Семьи Болконских и Ростовых. | 1 |
74 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | 1 |
75 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | 1 |
76 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | 1 |
77 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе «Война и мир». | 1 |
78 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | 1 |
79 | Значение романа-эпопеи Л.Н.Толстого для развития русской реалистической литературы. | 1 |
80 | Тема «бонапартизма» в русской классике. | 1 |
81-83 | Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого | 3 |
84 | Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в романе, мир « униженных и оскорбленных», бунт против жестоких законов социума. | 1 |
85 | Образ Раскольникова. Теория и идейные двойники героя (Лужин, Свидригайло и др). | 1 |
86 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. | 1 |
87 | Раскольников и «Вечная Сонечка». | 1 |
88 | Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | 1 |
89 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | 1 |
90-92 | Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского. | 3 |
93 | А.П.Чехов.»Быт» и «бытие» в прозе писателя. Образы «футлярных» людей в рассказах «Крвжовник», «Ионыч» и др.. | 1 |
94 | Отличительные черты чеховской прозы (лаконизм, выразительность художественной детали и т.д.) | 1 |
95 | Новаторство Чехова-драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе «Вишневый сад». | 1 |
96 | Герои-«недотепы»в пьесе Чехова. Символический образ сада. | 1 |
97 | Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Неоднозначность авторской позиции в пьесе. | 1 |
98 | Сценические интерпретации комедии «Вишнёвый сад» | 1 |
99-101 | Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 3 |
102 | Обобщение по курсу | 1 |
103 | Рекомендации для летнего чтения | 1 |
104 | Заключительный урок. | 1 |
105 | Резерв | 1 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист изменений