СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО.»

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»



Согласовано на ШМО Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

Рассмотрено

на Педагогическом совете Протокол №1 от «30» августа 2021 г.

Утверждаю:

директор БМАОУ СОШ №33

_____________В.И. Камаева

Приказ № 175 от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Начальное общее образование Срок освоения 4 года 1- 4 класс

г. Березовский, 2021 г.

1

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их

2

мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об

окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели

(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

  • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнѐра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;

  • с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования Изобразительное искусство

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-

творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности

оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,

архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в

пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства:

композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;

  • различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чѐм говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своѐ отношение к ним;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Планируемые результаты освоения

АООП

Вариант 2.2.

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости smsсообщение и другие);  овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности);

  • развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.

Основное содержание учебного предмета.Изобразительное искусство

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.

Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.

Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов.

Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.

Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма.

Выразительность объѐмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или

Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественнотворческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъѐмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

  1. класс

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Кол-во часов

Проверочные работы,

проекты

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Находить в окружающей действительности изображения,

сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —

9




Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и

краской



2.

Ты

Знакомство с

Украшения

украшаешь. Мастером

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности.

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой,

интерпретировать их

Осваивать простые приемы

Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь

Опираясь на изображения характерных для них украшений(шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

8

Творческая групповая работа

3.

Ты строишь.

Знакомство с Мастером.

Постройки

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных

11

Творческая групповая работа




пространственных форм. целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Наблюдать постройки в природе

(птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты ,панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой





формой помогает украшать вещи. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города

(коллективная творческая работа или индивидуальные работы)



4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг

другу

Различать три вида художественной деятельности(по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку

детских работ (рисунки, скульптура,

Анализировать деятельность

Мастера Изображения, Мастера

Украшения и Мастера

Постройки, их «участие» в создании произведений искусства

(изобразительного, декоративного, конструктивного).

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Наблюдать и анализировать

Фантазировать, придумывать

Декор на основе

алгоритмически заданной конструкции.

Учиться поэтическому видению мира.

Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трѐх Мастеров, т.е. имея ввиду задачи трѐх видов художественной деятельности

Учиться поэтическому видению мира.

Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трѐх Мастеров, т.е. имея ввиду задачи трѐх видов художественной деятельности

5

Творческая групповая работа

Всего:

33 ч.

33

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов).

сентябрь


1

Изображения всюду вокруг нас.


2

Мастер Изображения учит видеть.


3

Изображать можно пятном.


4

Изображать можно в объеме.

октябрь


5

Изображать можно линией.


6

Разноцветные краски.


7

Изображать можно и то, что невидимо


8

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(8 часов)

ноябрь


9

Мир полон украшений. Цветы


10

Красоту надо уметь замечать


11

Узоры на крыльях. (Украшение крыльев бабочек)


12

Красивые рыбы.

декабрь


13

Украшение птиц.


14

Узоры, которые создали люди.


15

Как украшает себя человек.


16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)


Ты строишь. Знакомство с Мастером. Постройки (11 часов)

январь


17

Постройки в нашей жизни.


18

Дома бывают разными


19

Домики, которые построила природа.


20

Дом снаружи и внутри

февраль


21

Какие можно придумать дома.


22-23

Строим город


24

Все имеет свое строение.

март


25

Строим вещи.

апрель


26-27

Город, в котором мы живем(обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города


Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

(5 часов)


28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение.


29

«Сказочная страна». Создание панно.


30

Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение в рисунке

май


31

Разноцветные жуки


32

Контрольная работа


33

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

  1. класс

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Кол-во часов

Проверочные работы, проекты


1.

Чем и как работают художники

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

8

Творческая групповая работа.

2.

Реальность и фантазия

Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных

(русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

7

Творческая групповая работа.

3.

О чем говорит

искусство

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовкухарактеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью. Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние

11

Творческая групповая работа.



человека.



4.

Как говорит искусство

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять тѐплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность тѐплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом

(угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенние природы.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю

9

Творческая групповая работа. Тест

Всего:

35 ч.

35

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы



Чем и как работают художники (8 часов)

сентябрь

1

Три основных цвета. «Цветочная поляна».

2

Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

3

«Осенний лес». (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности)

4

«Осенний листопад - коврик аппликаций»

октябрь

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

6

«Звери в лесу». (Работа в объѐме)

7

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Творческая




групповая работа по теме «Возможности бумаги»

8

Обобщение по теме «Как и чем работает художник?»

Реальность и фантазия (7 часов)

ноябрь

9

Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы».

10

Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

11

Украшения и реальность. «Паутинка»

12

Контрольная работа

декабрь

13

Постройка и реальность. Подводное царство

14

Постройка и фантазия. Коллективная работа «Городок-коробок».

Творческая групповая работа по теме «Городок-коробок»

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

16

Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы».

О чем говорит искусство (11 часов)

январь

17

Изображение характера животных. Четвероногий друг.

18

Изображение характера человека: мужской образ. «Весѐлый и грустный клоуны»

19

Изображение характера человека: женский образ

20

Образ сказочного героя в объѐме

Море. Изображение природы в различных состояниях

февраль

21

Человек и украшение.

(Украшение кокошников)

22

Украшение богатырских доспехов

23

«Образ здания.Творческая групповая работа: «Замок Снежной королевы».

24

Контрольная работа

март

25

Образ здания. Творческая групповая работа: «Замок Снежной королевы». Окончание работы.

26

Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство».

Как говорит искусство (9часов)

27

Цвет как средство выражения: тѐплые и холодные цвета. «Перо жар-птицы».

апрель

28

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля»

29

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

30

Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево»

31

Ритм пятен как средство выражения. «Птицы».

май

32

Пропорции выражают характер.

33

Коллективная работа. «Весна. Шум птиц».Творческая групповая работа «Весна. Шум птиц».

34

Контрольная работа

35

Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров».

  1. класс

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Кол-во часов

Проверочные работы,

проекты

1.

Искусство в твоем доме

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

8

Стартовая диагностика Проект

2.

Искусство на улицах твоего города

Учиться видетьархитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать иоцениватьэстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрыватьособенности архитектурного образа города.

Понимать,что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различатьв архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображатьархитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

7

Экскурсия

Проект Тест




Сравниватьи анализироватьпарки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, паркмемориал и др.).



3.

Художник и зрелище

Пониматьи объяснятьважную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумыватьи создаватькрасочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображатьяркое, веселое, подвижное.

Сравниватьобъекты, элементы театрально-сценического мира, видетьв них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Пониматьи уметь объяснятьроль театрального художника в создании спектакля.

Создавать«Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладеватьнавыками создания объемно-пространственной композиции.

11

Проект

Экскурсия

4.

Художник и музей

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный ху-

9

Экскурсия

Итоговая контрольная работа



дожником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картиныпейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.

Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинахпортретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).



Всего:

35 ч.

35

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы

сентябрь

1

Вводный урок.Стартовая диагностика



Искусство в твоем доме (7 часов)

2

Твои игрушки

3

Посуда у тебя дома

4

Обои и шторы у тебя дома

октябрь

5

Мамин платок.

6

Твои книжки.Урок проект

7

Открытки.

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы).



Искусство на улицах твоего города (7 часов)

10

Древнерусский город крепость

ноябрь

9

Памятники архитектуры.

10

Ажурные ограды.

11

Волшебные фонари.

12

Контрольная работа

декабрь

13

Витрины.

14

Удивительный транспорт.

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Тест по изобразительному искусству 1 полугодие



Художник и зрелище (11 часов)

17

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

16

Маски.

январь

17-18

Художник в цирке.

19-20

Художник в театре. Урок проект

февраль

21-22

Театр кукол.

23

Контрольная работа

март

24-25

Праздник в городе

26

Школьный карнавал (обобщение темы).



Художник и музей (8 часов)

28

Все народы воспевают материнство

апрель

27

Музей в жизни города.

28

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

29

Картина-портрет.

30

Картина-натюрморт.

31

Картины исторические и бытовые.

май

32-33

Скульптура в музее и на улице.

34

Художественная выставка (обобщение темы).(экскурсия)

35

Итоговая контрольная работа

  1. класс

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Кол-во часов

Проверочные работы,

проекты

1.

Истоки родного

искусства

Характеризовать красоту природы родного края; формулировать учебную задачу; изображать графически или живописными средствами образ русской избы; создавать коллективное панно из индивидуальных изображений; использовать знаковосимволические средства; анализировать конструкцию русского костюма; характеризовать образы человека в произведениях художников; изображать сцены труда из крестьянской жизни; знать несколько произведений художников на тему народных праздников

овладеть живописными навыками;

9

Проект, тест.

2.

Древние города нашей Земли

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города

7

Проект, тест.






(кремль, посад, торг); получить представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; знать основные структурные части города; знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров; понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры; обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте; овладеть живописными навыками; овладеть навыками конструирования; коллективной деятельности; овладеть умением изображать фигуру человека; уметь изображать сцены труда; элементарными основами композиции; создавать макет древнерусского города; выражать в изображении узорочье интерьера терема;


3.

Каждый художник

народ

-

Создавать женский образ в национальной одежде; изображать сцены праздника из японской жизни; понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты;

характеризовать особенности культуры Средней Азии; рассказывать о связи построек с особенностями природы; рассуждать об особенностях древнегреческой культуры; понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; характеризовать особенности культуры Древней Греции; познакомиться с образом готического города; познакомиться с особенностями средневекового костюма; узнавать по произведениям искусства художественные культуры; овладеть живописными навыками; развивать навык изображения фигуры человека; овладение навыками конструирования

11

Тест




из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города; развить навык изображения архитектурных элементов города; развить навык изображения людей.



4.

Искусство народы

объединяет

Познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко; анализировать произведения искусства; приводить примеры памятников героям Отечества; создавать проект памятника; развивать навук изображения людей (городской толпы); композиционного изображения; навыками изображения в объѐме.

8

Проект, тест.

Всего:


35 ч.

35

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы



Истоки родного искусства (9 часов)

сентябрь

1

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

2

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времѐн года.

3

Гармония жилья с природой

4

Деревня - деревянный мир. Коллективное панно.

октябрь

5

Образ русского человека (женский образ)

6

Образ русского человека (мужской образ)

7

Воспевание труда в искусстве

8

Народные праздники. Проект «Народные праздники»

ноябрь

9

Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»..



Древние города нашей Земли (7 часов)

10

Древнерусский город крепость

11

Древние соборы

12

Контрольная работа

декабрь

13

Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно.

14

Города русской земли. Проект «Города русской земли».

15

Узорочье теремов

16

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно. Тест.



Каждый народ – художник (11 часов)

январь

17

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек

18

Отношение к красоте природы в японской культуре

19

Образ человека, характер одежды в японской культуре

20

Искусство народов степей

февраль

21

Образ художественной культуры средней Азии

22

Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура

23

Контрольная работа

март

24

Олимпийские игры в древней Греции

25

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.

26

Средневековые готические костюмы. Коллективное панно.

апрель

27

Обобщение по теме каждый народ художник..



Искусство объединяет народы (8 часов)

28

Все народы воспевают материнство

29

Все народы воспевают мудрость старости

30

Сопереживание великая тема искусства

31

Герои борцы и защитники

май

32

Герои борцы и защитники. Юность и надежды..

33

Контрольная работа

34

Искусство народов мира.

35

Искусствоведческая викторина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!