Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
| | |
Согласовано на ШМО Протокол № 1 от «30» августа 2021 г. | Рассмотрено на Педагогическом совете Протокол №1 от «30» августа 2021 г. | Утверждаю: директор БМАОУ СОШ №33 _____________В.И. Камаева Приказ № 175 от «30» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Начальное общее образование Срок освоения 4 года 1- 4 класс
г. Березовский, 2021 г.
1
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их
2
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнѐра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты и содержание образовательной области «Искусство» на уровне начального общего образования Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-
творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
пространстве;
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладногоискусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путѐм трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чѐм говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своѐ отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своѐ отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Планируемые результаты освоения
АООП
Вариант 2.2.
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости smsсообщение и другие); овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности);
развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.
Основное содержание учебного предмета.Изобразительное искусство
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приѐмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приѐмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объѐм — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приѐмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражѐнные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приѐмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тѐплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чѐрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглѐнные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объѐм. Объѐм в пространстве и объѐм на плоскости. Способы передачи объѐма.
Выразительность объѐмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чѐм говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнѐзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражѐнные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объѐмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объѐма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъѐмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
класс
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Виды деятельности | Кол-во часов | Проверочные работы, проекты |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — | 9 | |
| | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской | | |
2. | Ты Знакомство с Украшения | украшаешь. Мастером | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их Осваивать простые приемы Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь Опираясь на изображения характерных для них украшений(шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | 8 | Творческая групповая работа |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером. Постройки | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных | 11 | Творческая групповая работа |
| | пространственных форм. целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты ,панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой | | |
| | формой помогает украшать вещи. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы) | | |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Различать три вида художественной деятельности(по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать Фантазировать, придумывать Декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трѐх Мастеров, т.е. имея ввиду задачи трѐх видов художественной деятельности Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трѐх Мастеров, т.е. имея ввиду задачи трѐх видов художественной деятельности | 5 | Творческая групповая работа |
| Всего: | 33 ч. | 33 | |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Название темы |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов). |
сентябрь | | 1 | Изображения всюду вокруг нас. |
| | 2 | Мастер Изображения учит видеть. |
| | 3 | Изображать можно пятном. |
| | 4 | Изображать можно в объеме. |
октябрь | | 5 | Изображать можно линией. |
| | 6 | Разноцветные краски. |
| | 7 | Изображать можно и то, что невидимо |
| | 8 | Художники и зрители (обобщение темы). |
| Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения(8 часов) |
ноябрь | | 9 | Мир полон украшений. Цветы |
| | 10 | Красоту надо уметь замечать |
| | 11 | Узоры на крыльях. (Украшение крыльев бабочек) |
| | 12 | Красивые рыбы. |
декабрь | | 13 | Украшение птиц. |
| | 14 | Узоры, которые создали люди. |
| | 15 | Как украшает себя человек. |
| | 16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
| Ты строишь. Знакомство с Мастером. Постройки (11 часов) |
январь | | 17 | Постройки в нашей жизни. |
| | 18 | Дома бывают разными |
| | 19 | Домики, которые построила природа. |
| | 20 | Дом снаружи и внутри |
февраль | | 21 | Какие можно придумать дома. |
| | 22-23 | Строим город |
| | 24 | Все имеет свое строение. |
март | | 25 | Строим вещи. |
апрель | | 26-27 | Город, в котором мы живем(обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) |
| | 28 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. |
| | 29 | «Сказочная страна». Создание панно. |
| | 30 | Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение в рисунке |
май | | 31 | Разноцветные жуки |
| | 32 | Контрольная работа |
| | 33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) |
класс
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Виды деятельности | Кол-во часов | Проверочные работы, проекты |
| | | | |
1. | Чем и как работают художники | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. | 8 | Творческая групповая работа. |
2. | Реальность и фантазия | Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. | 7 | Творческая групповая работа. |
3. | О чем говорит искусство | Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовкухарактеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние | 11 | Творческая групповая работа. |
| | человека. | | |
4. | Как говорит искусство | Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тѐплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тѐплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенние природы. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю | 9 | Творческая групповая работа. Тест |
| Всего: | 35 ч. | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Название темы |
| | Чем и как работают художники (8 часов) |
сентябрь | 1 | Три основных цвета. «Цветочная поляна». |
| 2 | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». |
| 3 | «Осенний лес». (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности) |
| 4 | «Осенний листопад - коврик аппликаций» |
октябрь | 5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов |
| 6 | «Звери в лесу». (Работа в объѐме) |
| 7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Творческая |
| | групповая работа по теме «Возможности бумаги» |
| 8 | Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» |
Реальность и фантазия (7 часов) |
ноябрь | 9 | Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы». |
| 10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». |
| 11 | Украшения и реальность. «Паутинка» |
| 12 | Контрольная работа |
декабрь | 13 | Постройка и реальность. Подводное царство |
| 14 | Постройка и фантазия. Коллективная работа «Городок-коробок». Творческая групповая работа по теме «Городок-коробок» |
| 15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе |
| 16 | Изображение и реальность. «Наши друзья: птицы». |
О чем говорит искусство (11 часов) |
январь | 17 | Изображение характера животных. Четвероногий друг. |
| 18 | Изображение характера человека: мужской образ. «Весѐлый и грустный клоуны» |
| 19 | Изображение характера человека: женский образ |
| 20 | Образ сказочного героя в объѐме |
| | Море. Изображение природы в различных состояниях |
февраль | 21 | Человек и украшение. (Украшение кокошников) |
| 22 | Украшение богатырских доспехов |
| 23 | «Образ здания.Творческая групповая работа: «Замок Снежной королевы». |
| 24 | Контрольная работа |
март | 25 | Образ здания. Творческая групповая работа: «Замок Снежной королевы». Окончание работы. |
| 26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». |
Как говорит искусство (9часов) |
| 27 | Цвет как средство выражения: тѐплые и холодные цвета. «Перо жар-птицы». |
апрель | 28 | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. «Весенняя земля» |
| 29 | Графическое изображение весеннего лесного пейзажа |
| 30 | Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево» |
| 31 | Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». |
май | 32 | Пропорции выражают характер. |
| 33 | Коллективная работа. «Весна. Шум птиц».Творческая групповая работа «Весна. Шум птиц». |
| 34 | Контрольная работа |
| 35 | Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров». |
класс
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Виды деятельности | Кол-во часов | Проверочные работы, проекты |
| |
1. | Искусство в твоем доме | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. | 8 | Стартовая диагностика Проект |
2. | Искусство на улицах твоего города | Учиться видетьархитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать иоцениватьэстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрыватьособенности архитектурного образа города. Понимать,что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различатьв архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображатьархитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | 7 | Экскурсия Проект Тест |
| | Сравниватьи анализироватьпарки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, паркмемориал и др.). | | |
3. | Художник и зрелище | Пониматьи объяснятьважную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумыватьи создаватькрасочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображатьяркое, веселое, подвижное. Сравниватьобъекты, элементы театрально-сценического мира, видетьв них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Пониматьи уметь объяснятьроль театрального художника в создании спектакля. Создавать«Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладеватьнавыками создания объемно-пространственной композиции. | 11 | Проект Экскурсия |
4. | Художник и музей | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный ху- | 9 | Экскурсия Итоговая контрольная работа |
| | дожником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картиныпейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинахпортретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). | | |
| Всего: | 35 ч. | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Название темы |
сентябрь | 1 | Вводный урок.Стартовая диагностика |
| | Искусство в твоем доме (7 часов) |
| 2 | Твои игрушки |
| 3 | Посуда у тебя дома |
| 4 | Обои и шторы у тебя дома |
октябрь | 5 | Мамин платок. |
| 6 | Твои книжки.Урок проект |
| 7 | Открытки. |
| 8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). |
| | Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
| 10 | Древнерусский город крепость |
ноябрь | 9 | Памятники архитектуры. |
| 10 | Ажурные ограды. |
| 11 | Волшебные фонари. |
| 12 | Контрольная работа |
декабрь | 13 | Витрины. |
| 14 | Удивительный транспорт. |
| 15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Тест по изобразительному искусству 1 полугодие |
| | Художник и зрелище (11 часов) |
| 17 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек |
| 16 | Маски. |
январь | 17-18 | Художник в цирке. |
| 19-20 | Художник в театре. Урок проект |
февраль | 21-22 | Театр кукол. |
| 23 | Контрольная работа |
март | 24-25 | Праздник в городе |
| 26 | Школьный карнавал (обобщение темы). |
| | Художник и музей (8 часов) |
| 28 | Все народы воспевают материнство |
апрель | 27 | Музей в жизни города. |
| 28 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж. |
| 29 | Картина-портрет. |
| 30 | Картина-натюрморт. |
| 31 | Картины исторические и бытовые. |
май | 32-33 | Скульптура в музее и на улице. |
| 34 | Художественная выставка (обобщение темы).(экскурсия) |
| 35 | Итоговая контрольная работа |
класс
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Виды деятельности | Кол-во часов | Проверочные работы, проекты |
| |
1. | Истоки родного искусства | Характеризовать красоту природы родного края; формулировать учебную задачу; изображать графически или живописными средствами образ русской избы; создавать коллективное панно из индивидуальных изображений; использовать знаковосимволические средства; анализировать конструкцию русского костюма; характеризовать образы человека в произведениях художников; изображать сцены труда из крестьянской жизни; знать несколько произведений художников на тему народных праздников овладеть живописными навыками; | 9 | Проект, тест. |
2. | Древние города нашей Земли | Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города | 7 | Проект, тест. |
| | | | (кремль, посад, торг); получить представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; знать основные структурные части города; знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров; понимать стилистическое единство костюмов, интерьера, элементов архитектуры; обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте; овладеть живописными навыками; овладеть навыками конструирования; коллективной деятельности; овладеть умением изображать фигуру человека; уметь изображать сцены труда; элементарными основами композиции; создавать макет древнерусского города; выражать в изображении узорочье интерьера терема; | | |
3. | Каждый художник | народ | - | Создавать женский образ в национальной одежде; изображать сцены праздника из японской жизни; понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты; характеризовать особенности культуры Средней Азии; рассказывать о связи построек с особенностями природы; рассуждать об особенностях древнегреческой культуры; понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; характеризовать особенности культуры Древней Греции; познакомиться с образом готического города; познакомиться с особенностями средневекового костюма; узнавать по произведениям искусства художественные культуры; овладеть живописными навыками; развивать навык изображения фигуры человека; овладение навыками конструирования | 11 | Тест |
| | | из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города; развить навык изображения архитектурных элементов города; развить навык изображения людей. | | |
4. | Искусство народы | объединяет | Познакомиться с произведениями искусства Рембрандта, Эль Греко; анализировать произведения искусства; приводить примеры памятников героям Отечества; создавать проект памятника; развивать навук изображения людей (городской толпы); композиционного изображения; навыками изображения в объѐме. | 8 | Проект, тест. |
| Всего: | | 35 ч. | 35 | |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Название темы |
| | Истоки родного искусства (9 часов) |
сентябрь | 1 | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж |
| 2 | Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времѐн года. |
| 3 | Гармония жилья с природой |
| 4 | Деревня - деревянный мир. Коллективное панно. |
октябрь | 5 | Образ русского человека (женский образ) |
| 6 | Образ русского человека (мужской образ) |
| 7 | Воспевание труда в искусстве |
| 8 | Народные праздники. Проект «Народные праздники» |
ноябрь | 9 | Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства».. |
| | Древние города нашей Земли (7 часов) |
| 10 | Древнерусский город крепость |
| 11 | Древние соборы |
| 12 | Контрольная работа |
декабрь | 13 | Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно. |
| 14 | Города русской земли. Проект «Города русской земли». |
| 15 | Узорочье теремов |
| 16 | Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно. Тест. |
| | Каждый народ – художник (11 часов) |
январь | 17 | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек |
| 18 | Отношение к красоте природы в японской культуре |
| 19 | Образ человека, характер одежды в японской культуре |
| 20 | Искусство народов степей |
февраль | 21 | Образ художественной культуры средней Азии |
| 22 | Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура |
| 23 | Контрольная работа |
март | 24 | Олимпийские игры в древней Греции |
| 25 | Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. |
| 26 | Средневековые готические костюмы. Коллективное панно. |
апрель | 27 | Обобщение по теме каждый народ художник.. |
| | Искусство объединяет народы (8 часов) |
| 28 | Все народы воспевают материнство |
| 29 | Все народы воспевают мудрость старости |
| 30 | Сопереживание великая тема искусства |
| 31 | Герои борцы и защитники |
май | 32 | Герои борцы и защитники. Юность и надежды.. |
| 33 | Контрольная работа |
| 34 | Искусство народов мира. |
| 35 | Искусствоведческая викторина. |