ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» 3-4 класс была создана с опорой на следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Авторская программа Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
Федеральный перечень учебников на текущий учебный год
Учебный план МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» (федеральный и региональный компонент, компонент ОУ);
Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обязательный минимум содержания образовательной программы.
Рабочая учебная программа по музыке для 3 - 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
Общая характеристика учебного курса
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Цели курса:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи курса:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
воспитание эстетического вкуса;
приобщение обучающихся к мировым культурным ценностям;
расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
содействие гармоничному нравственному развитию личности.
Содержание курса учебного предмета «Музыка»
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 72 часа (из расчета 1 час в неделю), во 3-4 классах по 34 часа.
Отличительные особенности программы
Данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, авт. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года зависит от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса.
В рабочую программу были внесены изменения в распределении часов, а именно:
3 класс:
Раздел «О России петь, что стремиться в храм» тема «Святые земли русской» вынесена в отдельный урок. В разделе «В музыкальном театре» тема «Опера Снегурочка» - 1 урок, вместо 2.
4 класс:
Раздел «В концертном зале» тема «Царит гармония оркестра» вынесена в отдельный урок.
Срок реализации, часы, резерв
Учебный год составляет 35 учебных недель. По учебному плану МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на предмет «Музыка» предусмотрен 1 час в неделю – 35 часов. Данный курс планируется изучить с 3 по 4 класс – 34 часа и по 1 часу резервных в каждом классе. Итого 103часа.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Формы и методы организации образовательного процесса
- Наглядный и словесный
- Объяснительно-иллюстративный
- Практический
- Репродуктивный
- Исследовательский
- Лекции беседы
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных
пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
Формы контроля:
- Вводный
- Текущий
- Итоговый
- Индивидуальный
- Письменный
- Наблюдение
- Самостоятельная работа
- Тестовые задания
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка»
3 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
4 класс
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизация
Учебно-методический комплект
Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. 3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.
Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.:
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :
Просвещение, 2013 г.
Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
19.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Тематический учебный план
№ п/п | Разделы, темы | Классы |
3 | 4 |
3 | «Россия – Родина моя» | 5 | 3 |
4 | «День полный событий» | 4 | 6 |
5 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | 4 |
6 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 4 | 3 |
7 | «В музыкальном театре” | 5 | 6 |
8 | “В концертном зале” | 6 | 5 |
9 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 6 | 7 |
| Резерв | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 34 |
Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс.
Данная программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры- «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Тема «Россия – Родина моя». Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Тема «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Тема «О России петь – что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве .Вербное воскресенье. Святые земли русской.
Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Тема «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в балете и опере Контраст. Мюзикл как жанр лёгкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Тема «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыке ХХ века. Особенности ритма и мелодии. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
Данная программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры- «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Тема «Россия – Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирические и патриотические темы в русской классике.
Тема «День, полный событий». «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Тема «О России петь – что стремиться в храм. Святые земли русской. Праздники русской Православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы – характеристика действующих лиц. Вариационность, Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Тема «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Произведения композиторов классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Требования к уровню подготовки учащихся
3 класс
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство,
к концу 3 класса обучающиеся
должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных народов, стилей, композиторов;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство,
к концу 4 класса обучающиеся
должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата План/Факт | Тема урока | Домашнее задание | |
3 класс I четверть (9 часов) «Россия – Родина моя» (5 часов) |
1. | | Мелодия – душа музыки Расширение и углубление знаний | Выучить слова песни |
2. | | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Урок изучения новых знаний. Интегрированный | Рабочая тетрадь стр.4, 5. |
3. | | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Жанр канта в русской музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рабочая тетрадь стр. 13 |
4. | | Кантата «Александр Невский». Расширение и углубление знаний | Выучить слова песни |
5. | | Опера «Иван Сусанин». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать содержание оперы |
«День, полный событий» (4 часа) |
6. | | Образы утренней природы в музыке. Комбинированный урок | Найти стихи об утренней природе |
7. | | Портрет в музыке Комбинированный урок | Нарисуй сказочного героя по музыкальной характеристике |
8. | | В детской. Игры и игрушки. Комбинированный урок | Расскажи о любимой игрушке |
9. | | Образы вечерней природы. Урок - обобщение | |
II четверть (7 часов) «О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) |
10. | | Два музыкальных обращения к Богородице. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Найти информацию о картине Рафаэля «Сикстинскаямадона» |
11. | | Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Расширение и углубление знаний | Подо-брать стихотворения о маме. |
12. | | Праздники православной церкви. Вербное воскресение. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Найти дополнительнуюинформа-цию о праздни-ке |
13. | | Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Найти информацию о русском святом. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) |
14. | | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Рабочая тетрадь, стр.14-15 |
15. | | Певцы русской старины (Баян.Садко, Лель) Расширение и углубление знаний. | Каким вы видите Садко? Иллюстрация. |
16 | | Обобщающий урок 2 четверти | |
17. | | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Расширение и углубление знаний | Вспом-нить масле-ничные песни |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 часов) |
18. | | Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. Урок-путешествие | Нарисо-вать героя оперы «Руслан и Людмила» учитывая его музыкаль-нуюхарактеристику. |
19. | | К. Глюк Опера «Орфей и Эвридика» Расширение и углубление знаний | Знать со-держание оперы |
20. | | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Расширение и углубление знаний | Нарисо-вать героя оперы «Снегуроч-ка» учитывая его музыкаль-нуюхарактеристику. |
21. | | Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Расширение и углубление знаний | Рабочая тетрадь стр. 18-19 |
22. | | В современных ритмах: Мюзикл. Расширение и углубление знаний | Выучить слова песни «до, ре, ми…» из мюзикла «Звуки музыки» |
«В концертном зале » (4 ч.) |
23. | | Инструментальный концерт. Народная песня в концерте. Комбинированный урок. | Знать, что такое музыкальная форма вариации |
24. | | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Комбинированный урок | Найти легенды о происхождении музыкального инструмента флейты |
25. | | Музыкальные инструменты (скрипка) Комбинированный урок | Найти легенды о происхождении скрипки |
26. | | Обобщающий урок 3 четверти | |
IV четверть (8 часов) «В концертном зале » (2 часа) |
27 | | Сюита «Пер Гюнт» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нарисовать персонажа сюиты, учитывая его муз.характеристику |
28. | | Мир Л. Бетховена. Призыв к мужеству. Комбинирован-ный урок | Найти стихотворения о природе созвучное музыке симфонии |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часа) |
29. | | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Урок изучения и закрепления новых знаний | Выучить слова песни |
30. | | «Люблю я грусть твоих просторов». Мир композитора С. Прокофьева Урок изучения и закрепления новых знаний | Найти стихотворение о природе созвучное прослушанной музыке |
31 | | Певцы родной природы: Э. Григ, П.И. Чайковский Комбинированный урок | Нарисовать иллюстрацию к прослушанной музыке |
32. | | Прославим радость на земле. Урок-беседа | Найти определение словам «радость»и «счастье» |
33. | | Радость к солнцу нас зовет. Урок- беседа. | Написать свои впечатления о прослушанной музыке |
34 | | Обобщающий урок 4 четверти.. | |
ИТОГО: | 34 часа | |
IVкласс I четверть (9 часов) «Россия – Родина моя» (3 часа) |
1. | | Россия – Родина моя. Мелодия. Урок изучения и закрепления новых знаний | подобрать стихи о родном крае, созвучные прослушанной муз. |
2. | | Как сложили песню. «Ты откуда, русская, зародилась музыка». Комбинированный урок | Найти и послушать народные песни в исполнении фольклорных коллект. |
3. | | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» Комбинированный урок | Найти информацию об Александре Невском |
«О России петь – что стремиться в храм»(1 час) |
4. | | Святые земли Русской. Илья Муромец. Урок изучения и закрепления новых знаний | Описать свои впечатления от прослушанных произведений |
«День, полный событий» (5 часов) |
5. | | « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. Урок изучения и закрепления новых знаний | Прочи-татьстихотв. Пушкина о природе |
6. | | «Что за прелесть эти сказки». Комбинированный урок | Нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» |
7. | | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать жанры народных песен |
8. | | «Приют,сияньем муз одетый». Романсы на стихи Пушкина. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Знать определение муз.жанра «романс» |
9. | | Обобщающий урок 1 четверти. | |
II четверть (7 часов) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 часа) |
10. | | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Комбинированный урок | Выучить слова песни |
11. | | Оркестр русских народных инструментов. Комбинированный урок | Подготовить сообщение о народных музыкальных инструментах |
«В концертном зале» (5 часов) |
12. | | Музыкальные инструменты скрипка, виолончель Урок изучения и закрепления новых знаний. | Найти сказку, легенду, где скрипка играет важную роль. |
13. | | Мусоргский «Картинки с выставки» «Старый замок». «Счастье в сирени живет». Урок обобщения и систематизации знаний. | Придумать рассказ на музыку М. Мусоргского «Старый замок» |
14. | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы Комбинированный урок | Знать строение трехчастной формы |
15. | | Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Комбинированный урок | Выучить слова песни |
16. | | «Царит гармония оркестра» .Обобщающий урок 2 четверти | |
III четверть (10 часов) «День, полный событий» (1 час) |
17. | | Зимнее утро. Зимний вечер. | Нарисовать иллюстрации к прослушанной музыке |
«В музыкальном театре» (6 часов) |
18. | | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Знать содержание оперы |
19. | | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Комбинированный урок | Описать свое отношение к гл. герою, учитывая музыкальную характеристику |
20. | | Исходила младешенька. Комбинированный урок | Нарисовать иллюстрацию к произведению «Рассвет на Москве-реке» |
21. | | Русский Восток. Восточные мотивы. Комбинированный урок | Выучить слова песни |
22. | | Балет «Петрушка» Комбинированный урок | Найти информацию о кукле «Петрушка» |
23 | | Театр музыкальной комедии. Мюзикл. Комбинированный урок | Знать определения жанров: оперетта, мюзикл |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 часа) |
24. | | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Комбинированный урок | Описать свои впечатления от прослушанной музыки. |
25. | | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Урок закрепления знаний | Выучить слова песни |
26. | | Обобщающий урок 3 четверти. | |
IV четверть (8 часов) «О России петь – что стремиться в храм» (3 часа) |
27. | | Праздников праздник, торжество из торжеств. Урок изучения и закрепления новых знаний | Знать историю праздника «Пасха» |
28. | | Родной обычай старины. Светлый праздник. Урок обобщения и систематизации знаний. | Найти стихотворение о Православных праздниках. |
29. | | Кирилл и Мефодий. Урок изучения и закрепления новых знаний | Выучить слова песни |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) |
30. | | Народные праздники. Троица. Комбинированный урок | Нарисовать иллюстрацию к одной из прослушанных песен |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 часа) |
31. | | В каждой интонации спрятан человек. Комбинированный урок | Учитывая муз. характеристику изобразить персонажей сюиты |
32. | | «Музыкальный сказочник». Музыкальные образы в произведениях Н .Римского-Корсакова Комбинированный урок | Учитывая муз. характеристику изобразить персонажей сюиты |
33. | | Рассвет на Москве-реке. Комбинированный урок | Написать сочинение-рассуждение «Что я «увидел» в муз. Мусоргского» |
34. | | Урок-концерт Обобщающий урок | |
ИТОГО | 34 часа | |
Список литературы для учителя
Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996.
Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина. Вып. I. — М., 2004.
Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М., 2001.
Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.
Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. — М., 2001.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Т. И. Стулова. — М., 2002.
Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000.
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб., 2000.
Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — № 6; 2001. — № 1—6.
Список литературы для обучающихся:
Энциклопедический словарь юного музыканта, сост. Медушевский В.В.,
Очаковская О.О., М: Педагогика 1985 г.
Я познаю мир: Дет.энцикл.:Музыка/Авт. А.С. Кленов. М: АСТД-ЛТД, 1998.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/,
http://mp3sort.biz/viewtn.php?t=7947&start=8330
http://potomy.ru/
http://www.solnet.ee/
http://www.aveclassics.net/
http://music-fantasy.ru/razvivayushchee-i-poznavatelnoe-video
http://music.edu.ru/
http://viki.rdf.ru/
6