СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 3-4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа старые фгос

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3-4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Музыка» 3-4 класс была создана с опорой на следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторская программа Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

  • Федеральный перечень учебников на текущий учебный год

  • Учебный план МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» (федеральный и региональный компонент, компонент ОУ);

  • Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Обязательный минимум содержания образовательной программы.


Рабочая учебная программа по музыке для 3 - 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программой «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

Общая характеристика учебного курса

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Цели курса:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи курса:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

  • воспитание эстетического вкуса;

  • приобщение обучающихся к мировым культурным ценностям;

  • расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;

  • содействие гармоничному нравственному развитию личности.

Содержание курса учебного предмета «Музыка»

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.


Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
     

В соответствии с  Базисным учебным планом и учебным планом школы в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 72 часа (из расчета 1 час в неделю), во 3-4 классах по 34 часа.


Отличительные особенности программы

Данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Авторская программа «Музыка»1-4 классов, авт. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года зависит от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса.

В рабочую программу были внесены изменения в распределении часов, а именно:

3 класс:

Раздел «О России петь, что стремиться в храм» тема «Святые земли русской» вынесена в отдельный урок. В разделе «В музыкальном театре» тема «Опера Снегурочка» - 1 урок, вместо 2.

4 класс:

Раздел «В концертном зале» тема «Царит гармония оркестра» вынесена в отдельный урок.

Срок реализации, часы, резерв

Учебный год составляет 35 учебных недель. По учебному плану МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на предмет «Музыка» предусмотрен 1 час в неделю – 35 часов. Данный курс планируется изучить с 3 по 4 класс – 34 часа и по 1 часу резервных в каждом классе. Итого 103часа.

Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Формы и методы организации образовательного процесса

- Наглядный и словесный

- Объяснительно-иллюстративный

- Практический

- Репродуктивный

- Исследовательский

- Лекции беседы

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  • пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

  • игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных

пьес программного характера;

освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Формы контроля:

- Вводный

- Текущий

- Итоговый

- Индивидуальный

- Письменный

- Наблюдение

- Самостоятельная работа

- Тестовые задания

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Планируемые результаты

освоения программы по учебному предмету «Музыка»

3 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;

  • формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

4 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизация

Учебно-методический комплект

Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011. 3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.

Уроки музыки 1-4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений авт.-сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2010.

Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. :Просвещение, 2013 г.

Музыка: 2 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь для 2 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Музыка: 3 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь для 3 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

19.Музыка: 4 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Рабочая тетрадь для 4 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Тематический учебный план

№ п/п



Разделы, темы

Классы

3

4

3

«Россия – Родина моя»

5

3

4

«День полный событий»

4

6

5

«О России петь – что стремиться в храм»

4

4

6

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

4

3

7

«В музыкальном театре”

5

6

8

“В концертном зале”

6

5

9

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

6

7


Резерв

1

1


Итого

34

34

Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс.

Данная программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры- «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Тема «Россия – Родина моя». Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Тема «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Тема «О России петь – что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве .Вербное воскресенье. Святые земли русской.

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Тема «В музыкальном театре». Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в балете и опере Контраст. Мюзикл как жанр лёгкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Тема «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз - музыке ХХ века. Особенности ритма и мелодии. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.

Данная программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры- «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Тема «Россия – Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирические и патриотические темы в русской классике.

Тема «День, полный событий». «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

Тема «О России петь – что стремиться в храм. Святые земли русской. Праздники русской Православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Тема «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы – характеристика действующих лиц. Вариационность, Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Тема «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Произведения композиторов классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Требования к уровню подготовки учащихся

3 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство,

к концу 3 класса обучающиеся

должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов;

  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

  • совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.



Творчески изучая музыкальное искусство,

к концу 4 класса обучающиеся

должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Календарно-тематическое планирование

Дата

План/Факт

Тема урока

Домашнее задание


3 класс

I  четверть   (9 часов)

«Россия – Родина моя» (5 часов)

1.


Мелодия – душа музыки

Расширение и углубление знаний

Выучить слова песни

2.


Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Урок изучения новых знаний. Интегрированный

Рабочая тетрадь стр.4, 5.

3.


«Виват, Россия!»

«Наша слава – русская держава».

Жанр канта в русской музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рабочая тетрадь стр. 13

4.


Кантата «Александр Невский».

Расширение и углубление знаний

Выучить слова песни

5.


Опера «Иван Сусанин».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать содержание оперы

«День, полный событий» (4 часа)

6.


Образы утренней природы в музыке.

Комбинированный

урок

Найти стихи

об утренней природе

7.


Портрет в музыке

Комбинированный

урок

Нарисуй сказочного героя по музыкальной характеристике

8.


В детской. Игры и игрушки.

Комбинированный

урок

Расскажи о любимой игрушке

9.


Образы вечерней природы.

Урок - обобщение


II  четверть  (7 часов)

«О России петь – что стремиться в храм» (4 часа)

10.


Два музыкальных обращения к Богородице.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Найти информацию о картине Рафаэля «Сикстинскаямадона»

11.


Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Расширение и углубление знаний

Подо-брать стихотворения о маме.

12.


Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Найти дополнительнуюинформа-цию о праздни-ке

13.


Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Найти информацию о русском святом.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)

14.


Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Рабочая тетрадь, стр.14-15

15.


Певцы русской старины (Баян.Садко, Лель)

Расширение и углубление знаний.

Каким вы видите Садко? Иллюстрация.

16


Обобщающий  урок 2 четверти


17.


Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

Расширение и углубление знаний


Вспом-нить масле-ничные песни

«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 часов)

18.


Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Урок-путешествие

Нарисо-вать героя оперы «Руслан и Людмила» учитывая его музыкаль-нуюхарактеристику.

19.


К. Глюк Опера «Орфей и Эвридика» Расширение и углубление знаний

Знать со-держание оперы

20.


Опера «Снегурочка».

«Океан – море синее».

Расширение и углубление знаний

Нарисо-вать героя оперы «Снегуроч-ка» учитывая его музыкаль-нуюхарактеристику.

21.


Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Расширение и углубление знаний

Рабочая тетрадь стр. 18-19

22.


В современных ритмах:

Мюзикл.

Расширение и углубление знаний

Выучить слова песни «до, ре, ми…» из мюзикла «Звуки музыки»

«В концертном зале » (4 ч.)

23.


Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

Комбинированный урок.

Знать, что такое музыкальная форма вариации

24.


Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Комбинированный урок

Найти легенды о происхождении музыкального инструмента флейты

25.


Музыкальные инструменты (скрипка)

Комбинированный урок

Найти легенды о происхождении скрипки

26.


Обобщающий  урок 3 четверти


IV  четверть   (8 часов)

«В концертном зале » (2 часа)

27


Сюита «Пер Гюнт»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Нарисовать персонажа сюиты, учитывая его муз.характеристику

28.


Мир Л. Бетховена.

Призыв к мужеству.

Комбинирован-ный урок

Найти стихотворения о природе созвучное музыке симфонии

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 часа)

29.


Чудо-музыка.

Острый ритм – джаза звуки.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Выучить слова песни

30.


«Люблю я грусть твоих просторов».

Мир композитора

С. Прокофьева

Урок изучения и закрепления новых знаний

Найти стихотворение о природе созвучное прослушанной музыке

31


Певцы родной природы:

Э. Григ, П.И. Чайковский

Комбинированный урок

Нарисовать иллюстрацию к прослушанной музыке

32.


Прославим радость на земле.

Урок-беседа

Найти определение словам «радость»и «счастье»

33.


Радость к солнцу нас зовет.

Урок- беседа.

Написать свои впечатления о прослушанной музыке

34


Обобщающий  урок 4 четверти..


ИТОГО:

34 часа


IVкласс

I  четверть   (9 часов)

«Россия – Родина моя» (3 часа)

1.


Россия – Родина моя.

Мелодия.

Урок изучения и закрепления новых знаний

подобрать стихи о родном

крае, созвучные

прослушанной муз.

2.


Как сложили песню. «Ты откуда, русская, зародилась музыка».

Комбинированный урок

Найти и послушать народные песни в исполнении фольклорных коллект.

3.


«Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!»

Комбинированный урок

Найти информацию об Александре Невском

«О России петь – что стремиться в храм»(1 час)

4.


Святые земли Русской. Илья Муромец.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Описать свои впечатления от прослушанных произведений

«День, полный событий» (5 часов)


5.


« Приют

спокойствия, трудов и вдохновенья».

А.С. Пушкин и музыка.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Прочи-татьстихотв. Пушкина о природе

6.


«Что за прелесть эти сказки». Комбинированный урок

Нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

7.


Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать жанры народных песен

8.



«Приют,сияньем муз одетый». Романсы

на стихи Пушкина.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Знать определение муз.жанра

«романс»

9.


Обобщающий  урок  1 четверти. 


II  четверть  (7 часов)

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 часа)

10.


Композитор – имя ему народ.

Музыкальные инструменты России.

Комбинированный урок

Выучить слова песни

11.


Оркестр русских народных инструментов.

Комбинированный урок

Подготовить сообщение о народных музыкальных инструментах

«В концертном зале» (5 часов)

12.


Музыкальные инструменты скрипка, виолончель

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Найти сказку, легенду, где скрипка играет важную роль.

13.


Мусоргский «Картинки с выставки»

«Старый замок». «Счастье в сирени живет».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Придумать рассказ на музыку

М. Мусоргского «Старый замок»

14.


«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы Комбинированный урок

Знать строение трехчастной формы

15.


Патетическая соната Бетховена.

Годы странствий.

Комбинированный урок

Выучить слова песни

16.


«Царит гармония оркестра» .Обобщающий  урок 2 четверти


III  четверть   (10 часов)

«День, полный событий» (1 час)

17.


Зимнее утро. Зимний вечер.


Нарисовать иллюстрации к прослушанной музыке

«В музыкальном театре» (6 часов)

18.


Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Знать содержание оперы

19.


Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Комбинированный урок

Описать свое отношение к гл. герою, учитывая музыкальную характеристику

20.


Исходила младешенька.

Комбинированный урок


Нарисовать иллюстрацию к произведению «Рассвет на Москве-реке»

21.


Русский Восток.

Восточные мотивы. Комбинированный урок

Выучить слова песни

22.


Балет «Петрушка»

Комбинированный урок

Найти информацию о кукле «Петрушка»

23


Театр музыкальной комедии. Мюзикл.

Комбинированный урок

Знать определения жанров:

оперетта, мюзикл

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 часа)

24.


Прелюдия.

Исповедь души. Революционный этюд. Комбинированный урок

Описать свои впечатления от прослушанной музыки.

25.


Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Урок

закрепления знаний

Выучить слова песни

26.


Обобщающий

 урок 3 четверти.  


IV  четверть   (8 часов)

«О России петь – что стремиться в храм» (3 часа)

27.


Праздников праздник, торжество из торжеств.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Знать историю праздника «Пасха»

28.


Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Найти стихотворение о Православных праздниках.

29.


Кирилл и Мефодий.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Выучить слова песни

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)

30.


Народные праздники. Троица.

Комбинированный урок


Нарисовать иллюстрацию к одной из прослушанных песен

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 часа)

31.


В каждой интонации спрятан человек.

Комбинированный урок

Учитывая муз. характеристику изобразить персонажей сюиты

32.


«Музыкальный сказочник». Музыкальные образы в произведениях Н .Римского-Корсакова

Комбинированный урок

Учитывая муз. характеристику изобразить персонажей сюиты

33.


Рассвет на Москве-реке.

Комбинированный урок

Написать сочинение-рассуждение «Что я «увидел» в муз. Мусоргского»

34.


Урок-концерт

Обобщающий урок


ИТОГО

34 часа



Список литературы для учителя


Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
      Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
      Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996.
      Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина. Вып. I. — М., 2004. 

Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
      Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.
      Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М., 2001.

Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
      Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.
      Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. — М., 2001.

Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Т. И. Стулова.  — М., 2002.
      Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000.
      Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. Н. Холопова.  — СПб., 2000.
      Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — № 6; 2001. — № 1—6.

Список литературы для обучающихся:

Энциклопедический словарь юного музыканта, сост. Медушевский В.В.,

Очаковская О.О., М: Педагогика 1985 г.

Я познаю мир: Дет.энцикл.:Музыка/Авт. А.С. Кленов. М: АСТД-ЛТД, 1998.

Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2000.

Интернет-ресурсы:

http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/,

http://mp3sort.biz/viewtn.php?t=7947&start=8330

http://potomy.ru/

http://www.solnet.ee/

http://www.aveclassics.net/

http://music-fantasy.ru/razvivayushchee-i-poznavatelnoe-video

http://music.edu.ru/

http://viki.rdf.ru/









6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!