ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Постановлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 30.06.2020 г. №16 и «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемиологическом сезоне 2020-2021 годов» от 13.07.2020 г. №20 с 1 сентября 2020 г. ОДОД ГБОУ школа № 621 будет работать в следующем очном режиме:
- Ежедневно на входе будет осуществляться термометрия обучающихся школы.
- В школе запрещено проведение культурно-массовых, досуговых, спортивных и иных мероприятий с участием различных групп лиц (классов), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций, до снятия ограничительных мер и до особых распоряжений.
- В школе будут работать 2 входа: Центральный и вход через помещение бассейна.
- Работа будет проводиться в соответствии со Стандартом безопасности и Регламентом безопасной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с соблюдением правил безопасности по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Меры безопасности будут включать в себя генеральную уборку и дезинфекцию перед открытием, ежедневную бесконтактную термометрию, а также установку на входе в здание, в санузлах и пищеблоках дозаторов с дезинфицирующим средством, использование приборов для обеззараживания воздуха.
Рабочая программа по баскетболу для учащихся 12-14 лет составлена на основании:
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.14, п.15, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (п.2 ч.1), 58 (ч.1), 75 (ч.1, ч.4);
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программам»;
СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
Письма Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № БН-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»
Методических разработок тренеров-преподавателей, обобщения передового опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.
Направленность программы:
Учебная программа физкультурно-спортивной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу в дополнительном образовании школьников.
Упражнения с различными мячами крайне динамичны и эмоциональны. Они способствуют всестороннему развитию ребенка, и, прежде всего, развитию таких его качеств как ловкость, сила, скорость, выносливость, координационные способности. Кроме того, игры и упражнения с мячами активно воздействуют на психическое развитие (развивают внимание, реакцию, сообразительность), физиологические процессы (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), идеальны для развития командного духа. Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную систему, укрепляет иммунную систему организма.
Цель обучения – профилактика, развитие и укрепление здоровья учащихся, содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам игры в баскетбол;
подготовка к дальнейшей специализации по баскетболу
подготовка к участию в районных и городских соревнованиях по баскетболу.
Развивающие:
развитие основных физических качеств (ловкость, сила, скорость, выносливость) посредством работы с мячами;
расширение функциональных возможностей основных систем организма, обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями;
коррекция физического развития, формирование правильной осанки.
Воспитательные:
воспитать чувство товарищества посредством участия в командных действиях;
воспитать чувство личной ответственности;
воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
формирование привычки и любви к мячу и баскетболу.
Отличительные особенности данной программы в том, что она обеспечивает выполнение государственного социального заказа в рамках развития молодёжного спорта и Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Возраст учащихся:
В реализации данной программы участвуют мальчики и девочки в возрасте от 13 до 15 лет, набор в секцию данной направленности производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.
Ожидаемые результаты: освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
По окончании программы ученик научится:
Осуществлять активное противодействие броску, бороться за подбор мяча под кольцом с постановкой спиной после бросков.
Осуществлять защиту при персональной опеке.
Переходить из защиты в контратаку и использовать раннее нападение.
В нападающих действиях выполнить “ наведение”.
В командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”.
В защитных действиях выполнить “проскальзывание”, осуществлять иные способы противодействия заслонам.
Использовать финты (на ведение, передачу, бросок) для получения преимущества.
Осуществлять постановку заслонов игроку с мячом и без.
Ожидаемые результаты освоения и способы их определения:
По истечении срока реализации программы ученик узнает:
основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.
технику судейства.
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
По истечении срока реализации программы ученик освоит:
выполнение передачи мяча одной рукой снизу, передачу мяча одной рукой сбоку.
выполнение приемов обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой.
броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы.
вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание.
применение в игре командного нападения. Взаимодействие с заслоном, а также применение индивидуальных, групповых и командных действий в защите в игре баскетбол.
По истечении срока реализации программы ученик научиться использовать:
приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
Учащиеся будут уметь демонстрировать:
• броски по кольцу с расстояния 1 м.
• броски со средних и дальних дистанций.
• броски по кольцу после ведения правой и левой рукой с разных позиций.
• передачи мяча в парах.
• передачи мяча в движении.
• обводка стоек.
• передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
• штрафной бросок.
• дриблинг и финты.
Срок реализации, формы и режим занятий:
Сроки реализации программы: 1 года
Нормативная нагрузка: 144 пед. часов. в год
Режим занятий: 2 дня в неделю, по 2 академических часа, исходя из планирования программы.
Численность обучающихся в группе:
3 год – не менее 10 человек; возраст 12-14 лет
Занятия построены на принципе развития и усовершенствования техники и тактики баскетбола, а также технике судейства.
Формы и методы
Для очного обучения:
Форма занятий – командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Для дистанционного обучения
-индивидуальная
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Учитель физической культуры, реализующий данную программу, ориентирует свою деятельность на такие важные компоненты как: воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений; приобретение опыта общения; формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями; воспитание целостной ориентации на физическое и духовное совершенствование личности.
Форма подведения итогов:
Для очного обучения: начальная, промежуточная, итоговая. Журнал оценки результатов.
Для дистанционного обучения; опрос, тесты, обсуждение, фото- видеоотчеты, кроссворды.
Основы баскетбола
Изучение и совершенствование технических приемов игры в нападении: ведение мяча с изменением направления, без зрительного контроля, бросок мяча одной рукой от головы с места и в движении после ведения, с двух шагов. Передачи мяча разными способами в парах, в тройках на месте и в движении с сопротивлением. Сочетание приёмов передвижений и остановок, приёмов передач, ведения и бросков. Бросок двумя руками от головы в прыжке. Бросок одной рукой от плеча в прыжке; с сопротивлением. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Штрафной бросок. Позиционное нападение со сменой мест. Взаимодействие трёх игроков в нападении малая “восьмёрка”. Финты (на ведение, передачу, бросок), постановка заслона игроку с мячом и без, растягивание зоны, переход в контратаку. Взаимодействия двух игроков – передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение. Раннее нападение. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока, “восьмеркой”, “серией заслонов”.
Изучение и совершенствование технических приемов игры в защите: защитная стойка баскетболиста, опека игрока, выбивание и вырывание мяча, перехваты мяча, подбор мяча под кольцом (постановка спины). Борьба с заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход). Персональная и зонная защита. Согласованные действия игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне: подстраховка, «ловушки», смена игроков. Смешанная защита. Прессинг.
Переход из защиты в контратаку. Взаимодействие двух игроков в защите через заслон. Взаимодействие трёх игроков в защите. Противодействие заслонам. Учебная игра.
Учебный план 3-го года обучения
№ п/п | Наименование раздела, тема | Количество часов | Формы контроля |
Всего | теория | практика |
| Инструктаж по ОТ. Вводное занятие | 1 | 1 | | Опрос |
1 | Общефизическая подготовка | 20 | 1 | 19 | Тестирование, опрос, зачет, фото-видео выполняемых упражнений, кроссворды. |
1.1. | Общеразвивающие упражнения | 7 | 1 | 6 |
1.2. | Упражнения на снарядах и тренажёрах | 5 | | 5 |
1.3. | Спортивные и подвижные игры | 8 | | 8 |
2 | Специальная физическая подготовка | 54 | 1 | 53 | Опрос, промежуточное тестирование, тестирование, зачет, фото-видео выполняемых упражнений, кроссворды. |
2.1. | Упражнения, направленные на развитие силы | 11 | 1 | 10 |
2.2. | Упражнения, направленные на развитие быстроты | 11 | | 11 |
2.3. | Упражнения, направленные на развитие прыгучести | 11 | | 11 |
2.4. | Упражнения, направленные на развитие ловкости | 11 | | 11 |
2.5. | Упражнения, направленные на развитие выносливости | 10 | | 10 |
3 | Техническая и тактическая подготовка | 54 | 4 | 50 | Зачет, опрос, тестирование, соревнование, фото-видео выполняемых упражнений, кроссворды |
3.1. | Техника передвижений | 14 | 1 | 13 |
3.2. | Ловля и передачи мяча | 14 | 1 | 13 |
3.3. | Ведение, броски | 13 | 1 | 12 |
4. | Техника нападения и защиты | 13 | 1 | 12 |
5 | Контрольные игры и соревнования | 9 | 1 | 8 | Учебная игра, соревнования, обсуждение. |
6 | Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена. | 2 | | 2 | Опрос |
7 | Экскурсии, посещение соревнований | 2 | | 2 | Контрольные вопросы, обсуждение. |
8 | Психологическая подготовка | 1 | | 1 | Опрос, тест |
9 | Правила игры (конечная диагностика) | 1 | 1 | | Опрос, тест |
| Итого: | 144 | 9 | 135 | |
3-й год обучения
Цель: прочно овладеть основами техники и тактики баскетбола; развитие тактической подготовки.
Приобрести навыки в организации судейства и проведения соревнований по баскетболу.
Задачи:
Обучающие:
- повышение уровня физической подготовленности; совершенствование технико-тактических приёмов; формирование тактических умений, совершенствование игровых функций обучающихся;
Развивающие:
- повышение уровня общей физической подготовленности;
- развитие специальных физических способностей;
- развитие тактического мышления, памяти, воображения; подготовка к выполнению нормативных требований, развивать способности управлять своими эмоциями;
-развитие волевых качеств;
Воспитательные:
- умение анализировать свою деятельность; воспитание целеустремленности и настойчивости; дисциплинированности; воспитание высоконравственной личности.
Оздоровительные:
-укрепление здоровья;
-развитие двигательной активности.
Содержание программы 3-го года обучения
№ | Наименование |
| Инструктаж ТБ История возникновения и развития баскетбола Современное состояние баскетбола; Правила безопасности при занятиях баскетболом; Начальная диагностика; |
1 | Значение ОФП в подготовке баскетболистов Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств. упражнения на снарядах, -тренажерах, -футбол, волейбол. |
2 | -подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, - скорости, -прыгучести, -специальной ловкости, -выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим. |
3 | Техническая подготовка -техника передвижений; - техника владения мячом -ловля мяча двумя руками на уровне груди, -ловля двумя руками «высокого» мяча, -ловля двумя руками «низкого» мяча, ловля двумя руками «катящегося» мяча; - передачи мяча -двумя руками сверху, - двумя руками от груди, -одной рукой от плеча, - двумя руками снизу, -двумя руками с отскоком от пола; - броски мяча -двумя руками от груди, -двумя руками сверху, -одной рукой от плеча, -одной рукой сверху; - ведение мяча -с высоким отскоком, -с низким отскоком, с изменением высоты отскока, -с переводом на другую руку, -с изменением направления движения. |
4 | Тактика нападения и защиты -тактика нападения: -индивидуальные действия - -действия без мяча, -действия с мячом, - групповые действия, -командные действия; -тактика защиты: индивидуальные действия, -групповые действия, -командные действия. |
5 | Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов |
6 | Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена |
7 | Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации |
8 | Психологическая подготовка -упражнения на релаксацию, -беседы, - практические занятия, |
9 | Правила игры (конечная диагностика) |
Оценочные материалы:
Тестовые упражнения и задания.
Тестовые упражнения проводятся в начале и конце учебного года. Для оценки общей физической подготовки достаточно упражнений из общероссийского мониторинга физического состояния учащихся.
| ТЕСТ | 7-8 лет | 9-10 лет | 11-12 лет | 13-14 лет |
11. | Челночный бег 3 х 10 м (сек.) | 9.2 | 8.8 | 7.9 | 7.2 |
22. | Прыжок в длину с места (см.) | 120 | 140 | 168 | 210 |
33. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 20 | 28 | 30 | 31 |
4.4 | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 10 | 15 | 17 | 20 |
55. | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 2 | 5 | 7 | 10 |
Для оценки специальной физической подготовки используются следующие упражнения:
Контрольные тесты (требования к учащимся)
№ | Тесты | Лет | Уровни |
| | | Высокий | Выше среднего | Средний |
М | Д | М | Д | М | Д |
1 | Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно | 7-8 | 10 | 11 | 10,5 | 11,5 | 11 | 12 |
9-10 | 8,8 | 9,8 | 9,0 | 10 | 9,3 | 10,3 |
11-12 | 8,5 | 9,5 | 8,8 | 9,7 | 9,0 | 10 |
13-14 | 8,4 | 9,4 | 8,7 | 9,6 | 9,0 | 10 |
2 | Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). | 7-8 | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
9-10 | 8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 |
11-12 | 8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 |
13-14 | 8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 |
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков). | 7-8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9-10 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
11-12 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
13-14 | 7 | 7 | 5 | 5 | 4 | 4 |
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). | 7-8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9-10 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
11-12 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
13-14 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
5 | Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). | 7-8 | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
9-10 | 20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 |
11-12 | 21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 |
13-14 | 22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 19 |
Рекомендации по проведению тренировочных занятий
Очное обучение
Формы занятий по баскетболу определяются в зависимости от возраста занимающихся, задач, условий подготовки и различаются по типу организации, направленности (обще-подготовительные, специализированные, комплексные), содержанию программного материала (теоретические, практические). Основной формой являются практические занятия, проводимые под руководством тренера, согласно расписанию, которое составляется с учетом режима учебы занимающихся спортсменов, а также исходя из материальной базы.
Теоретическая подготовка:
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой, как элемент практических занятий.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Программный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.
Контроль над усвоением знаний проводится в виде опроса. В этом случае тренер обычно должен проверить у спортсменов наличие системы знаний, выяснить, какие элементы системы не усвоены. Лучше всего проверку знаний проводить в форме опросов или беседы. Эта форма контроля наиболее эффективна. Периодически контроль может проводиться при подготовке к соревнованиям (по знанию положений правил соревнования, правил поведения, этики и морали, тактики и др.).
Практические занятия:
Практические занятия могут различаться по цели: тренировочные, контрольные и соревновательные; по количественному составу спортсменов: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.
На тренировочных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики баскетбола, совершенствуется физическая, психологическая и специальная подготовленность занимающихся.
Дистанционное обучение.
Практические занятия, проводятся самостоятельно (при помощи видео материала и рекомендаций тренера) под руководством тренера, согласно расписанию, которое составляется с учетом режима учебы занимающихся спортсменов, а также исходя из материальной базы. Контроль над усвоением знаний проводится в виде фото-видео отчета (электронная почта, WhatsApp).
Теоретические знания проводятся самостоятельно с использованием интернет ресурсов, просмотров фильмов, презентаций. Контроль над усвоением знаний проводится в виде опроса, тестов, кроссвордов. обсуждения. (через соц. сети, телефон электронная почта, WhatsApp).
Методическое обеспечение ОП «Баскетбол»
№ п/п | Тема программы | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приемы | Методическое оснащение |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Основы знаний | Фронтальная, групповая, индивидуальная, подгрупповая, дистанционная через соц. сети | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Официальные правила баскетбола, ноутбук, смартфон | Тестирование, опрос, фото- , видео выполняемых упражнений, кроссворды |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | Индивидуальная, групповая, поточная, в парах, дистанционная через соц. сети | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Литература, таблицы, схемы, карточки, спортивный инвентарь: набивные мячи, гимнастические скакалки, ноутбук, смартфон | Зачет, Тестирование, протоколы, опрос, фотовидео выполняемых упражнений, кроссворды |
3 | Техническая и тактическая подготовка | Индивидуальная, групповая, поточная, в парах. Дистанционная через соц. сети- | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Литература, таблицы, схемы, карточки, спортивный инвентарь: мячи, стойки. Ноутбук, смартфон | Зачет, тестирование, соревнование, опрос, фотовидео выполняемых упражнений, кроссворды. |
4 | Основы баскетбола | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, в парах, дистанционная через соц. сети | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. Тест, презентация, | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, стойки для обводки. Ноутбук, смартфон | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнования фото- , видео выполняемых упражнений, кроссворды |
5 | Контрольные игры и соревнования | Командная, дистанционная. | Теоретические и практические занятия, тренировки, Учебная игра | Дидактические карточки, плакаты, видеозаписи. Обучающие диски, посещение соревнований, презентации. Ноутбук, смартфон | Учебная игра, соревнования, обсуждение. фото- , видео выполняемых упражнений |
Материально-техническое обеспечение ОП «Баскетбол»
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
Оборудование и спортивный инвентарь |
1 | Конструкция баскетбольного щита в сборе (щит, корзина с кольцом, сетка, опора) | комплект | 2 |
2 | Мяч баскетбольный | штук | 20 |
3 | Доска тематическая | штук | 2 |
4 | Мяч набивной | штук | 10-20 |
5 | Свисток | штук | 4 |
6 | Секундомер | штук | 2-4 |
7 | Фишки (конусы) | штук | 15-20 |
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь |
8 | Мяч волейбольный | штук | 2 |
9 | Мяч теннисный | штук | 2-5 |
10 | Мяч футбольный | штук | 2 |
11 | Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами | штук | 3-4 |
12 | Скакалка | штук | 20-30 |
13 | Скамейка гимнастическая | штук | 2 |
14 | Мат | штук | 2-4 |
Для дистанционного обучения |
15 | Ноутбук, планшет, смартфон, интернет | штук | 1 |
Список литературы
1. Акцентированное развитие мышц брюшного пресса и спины. Дин Бриттенхэм, Грег Бриттенхэм.
2. Баскетбол: Азбука спорта. Костикова Л.В. – М.: ФиС, 2001г.
3. Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/под редакцией Ю.Д. Железняка. – М., 1984г.
4. Баскетбол. Учебник для ВУЗов ФК./под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997г.
5. Индивидуальная подготовка баскетболистов. Яхонтов Е. Р.- М: ФиС,75.
6. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для ВУЗов ФК/под редакцией Ю.М. Портнова. – М., 2004г.
7. Программа развития физических кондиций в предсезонный период подготовки баскетболистов/ Алан Стейн.
8. Развитие быстроты и ловкости движений в баскетболе/ Скотт Хеттенбах.
9. Развитие мощности в спорте/ Тюдор О. Бомпа.
10.Сборник упражнений для развития скорости, быстроты и ловкости движений. Тим Макклейн.
11.Сборник упражнений для развития физических кондиций в баскетболе. Грег Бриттенхэм.
12.Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие. Никитушкин В.Г. - М., 2009г.
13.Специальные упражнения баскетболиста. Грасис А.- М: ФиС,67.
15.Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 1/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2002г.
16.Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 2/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2004г.
17.Тактика баскетбола. Гомельский А. Я.- М: ФиС,67.
18.Тренировка скорости, ловкости и быстроты в баскетболе. Ли Браун, Ванс Феррино, Хуан Карлос Сантана.
19.Управление командой в баскетболе. Гомельский А. Я.- М: ФиС,76.
20.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
21.Федеральный закон от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
22.Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта баскетбол (утв. приказом Министерства спорта РФ от 10 апреля 2013г. № 14).
23. Интернет источники, видео фильмы.
Приложения.
Приложение №1 Таблица №1
Контрольные тесты (требования к учащимся)
№ | Тесты | Лет | Уровни |
| | | Высокий | Выше среднего | Средний |
М | Д | М | Д | М | Д |
1 | Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно | 7-8 | 10 | 11 | 10,5 | 11,5 | 11 | 12 |
9-10 | 8,8 | 9,8 | 9,0 | 10 | 9,3 | 10,3 |
11-12 | 8,5 | 9,5 | 8,8 | 9,7 | 9,0 | 10 |
13-14 | 8,4 | 9,4 | 8,7 | 9,6 | 9,0 | 10 |
2 | Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). | 7-8 | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
9-10 | 8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 |
11-12 | 8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 |
13-14 | 8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 |
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков). | 7-8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9-10 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
11-12 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
13-14 | 7 | 7 | 5 | 5 | 4 | 4 |
4 | Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). | 7-8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9-10 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
11-12 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
13-14 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
5 | Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). | 7-8 | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
9-10 | 20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 |
11-12 | 21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 |
13-14 | 22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 19 |
Приложение №2 Таблица №2
Показатели двигательной подготовленности по окончании программы
Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
уровень | уровень |
Высокий | Выше среднего | Средний | Высокий | Выше среднего | Средний |
Челночный бег 3 х 10м /сек/ | 7,8 | 8,3 | 8,8 | 8,3 | 8,8 | 9,3 |
Прыжок в длину с места /см/ | 207 | 195 | 180 | 188 | 176 | 165 |
Подтягивание на перекладине из виса и виса лежа /раз/ | 9 | 7 | 4 | 11 | 7 | 4 |
Поднимание туловища, лёжа на спине /30 сек/ | 28 | 24 | 19 | 24 | 21 | 17 |
Прыжки через скакалку /1мин/ | 126 | 121 | 110 | 131 | 125 | 115 |
Кросс 1000м (23 кр. В зале) /мин/ | 5.05 | 5.20 | 5.40 | 5.15 | 5,30 | 6.10 |
Приложение №3 Таблица №3
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Специальная физическая подготовка баскетболистов
Год обучения | Высота подскока (см) | Бег 20 м (с) | Бег 300 м (мин) |
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
1 – й год | 30 | 28 | 4,2 | 4,5 | 1,16 | 1,20 |
2 – й год | 32 | 32 | 4,0 | 4,3 | 1,07 | 1,15 |
3 – й год | 35 | 35 | 3,9 | 4,0 | 55,5 | 1,00 |
Приложение №4 Таблица №4
Техническая подготовка баскетболистов
Год обучения | Передвижения в защитной стойке (с) | Скоростное ведение (с, попадания) | Передача мяча (с, попадания) | Дистанционные броски ( % ) | Штрафные броски ( % ) |
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
1 – й год | 10,1 | 10,3 | 15,0 | 15,3 | 14,2 | 14,5 | 28 | 28 | 30 | 30 |
2 – й год | 10,0 | 10,2 | 14,9 | 15,1 | 14,0 | 14,4 | 30 | 30 | 35 | 35 |
3 – й год | 9,8 | 10 | 14,7 | 15,0 | 14,0 | 14,3 | 35 | 35 | 50 | 50 |
Приложение №5 Таблица №5
Возрастные оценочные нормативы для мальчиков
| ТЕСТ | 7-8 лет | 9-10 лет | 11-12 лет | 13-14 лет |
11. | Челночный бег 3 х 10 м (сек.) | 9.2 | 8.8 | 7.9 | 7.2 |
22. | Прыжок в длину с места (см.) | 120 | 140 | 168 | 210 |
33. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 20 | 28 | 30 | 31 |
4.4 | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 10 | 15 | 17 | 20 |
55. | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 2 | 5 | 7 | 10 |
Приложение №6 Таблица №6
Возрастные оценочные нормативы для девочек
| ТЕСТ | 7-8 лет | 9-10 лет | 11-12 лет | 13-14 лет |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек) | 10.4 | 10.0 | 9.2 | 8.1 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 110 | 137 | 156 | 178 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 23 | 29 | 31 | 33 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 8 | 14 | 16 | 19 |
5. | Отжимание в упоре лежа (раз) | 5 | 10 | 12 | 14 |
Приложение №7
Учебно-тренировочная программа
Двухчасовые тренировки по программе, соответствующей конкретной возрастной группе, в т.ч. повышение технического мастерства юных баскетболистов, улучшение скоростно-силовых характеристик, командные и групповые взаимодействия и т.д.;
Регулярные теоретические занятия — основы тактической подготовки, улучшение психоэмоционального состояния баскетболистов, дисциплина и самоорганизация в тренировочном процессе и т.д.;
Контрольно-тестовые замеры: в начале и в конце учебного года, анализ динамики.
Общая и специальная физическая подготовка
Бег: повторный бег на дистанции 50-150 м, переменный бег, варианты челночного бега.
Прыжки: в длину с места, с разбега, тройной, пятерной с места, многоскоки, прыжки через скакалку. Броски набивного мяча из различных положений.
Силовые упражнения с отягощением для рук и для ног: подтягивание на перекладине из виса (м), из виса лёжа (д), передвижение в висах и упорах, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, упражнения для мышц спины и брюшного пресса, поднимание прямых ног из виса. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей.
Круговая тренировка.
Приложение №8
Требования к технике безопасности
в условиях тренировочных занятий и соревнований
Для достижения поставленных целей и задач перед занимающимися спортсменами необходимо учитывать требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований:
-проводить тренировочные занятия в соответствии с Программой;
-готовить спортивный зал, предусматривать и устранять возможности получения травмы в спортивном зале;
-использовать во время проведения тренировки инвентарь, который не может травмировать спортсменов;
-организовывать занятия так, чтобы исключить возможность травматизма;
-провести инструктаж спортсменов по технике безопасности;
-вести журнал учета инструктажа, следить, чтобы все ознакомились с Инструкцией и расписались в специальном журнале;
-проводить занятия только в специально подготовленных местах (в спортивном, в тренажерном зале);
-перед занятием выяснить самочувствие спортсменов;
-приступать к занятиям только после разминки, подготовив мышечно-связочный аппарат и суставы верхних и нижних конечностей к работе.
23