Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина( Москва, «Просвещение»,2016);
Общая характеристика учебного предмета:
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Основные содержательные линии
Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
формирование основ музыкальной культуры;
развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви
к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности
учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Требования к уровню подготовки учащихся 3класса:
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 35
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. Россия – родина моя (5 часов)
Раздел 2. день, полный событий (4 часа)
Раздел 3. в музыкальном театре (7 часов)
Раздел 4. гори, гори ясно, чтобы не погасло (4часа)
Раздел 5. о россии петь, что стремиться в храм (4часов)
Раздел 6. в концертном зале (6 часов)
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6часа)
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2016.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2015.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
4. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс. (На аудиокассетах,дисках)
5.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2015.
Материально-техническое обеспечение
1.Портреты композиторов
2.Аудиокассеты
3. Фонохрестоматия для 4 класса
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1993.
2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном оспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писа рева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.
3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.
4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004.
6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Серге ева. М., 2000 г.
7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003.
8.« Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.
9. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
10. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
11. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
12. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
13. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Календарно-тематическое планирование по музыке ( в соответствии ФГОС)
3 класс.
Дата проведения. | Темы раздела и уроков ( страницы учебника) Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты. |
Понятия. | Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты. |
| Первая четверть. | | | | | |
| «Россия-Родина моя!» ( 5 часов) 1. «Мелодия-душа музыки!» ( уч. Стр. 6-7) Прослушивание: П.И.Чайковский «Симфония № 4»; «Благословляю вас, леса» Г.Свиридов «Романс» Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» 2. «Природа и музыка. Романс. Звучащие картины» (уч. Стр. 8-11) Прослушивание: Музыка П.Чайковского, Свиридова, Глинки, Римского-Корсакова 3. «Виват, Россия! Наша слава-Русская держава!» ( уч. Стр. 12-15) Прослушивание: Старинные русские канты. 4. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» ( уч. Стр. 16-17) Прослушивание: Фрагменты кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» 5. «М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 18-21) Прослушивание: Фрагменты оперы Глинки «Иван Сусанин» | Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов. Дать понятия образов родной природы в романсах русских композиторов. Дать понятия образов Родины, защитников Отечества в различных жанров музыки: кант, народная песня. Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева. Познакомить с жанром героической оперы. | Мелодия, песенность, симфония, лирический образ. Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент, Поэзия, пейзаж, лирика. Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет. Кантата, набат, вступление, трехчастная форма. Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест. | Выявлять мелодичность и песенность в музыке. Выявлять настроения и чувства человека выраженные в музыке. Различать русские народные песни и канты, и современные героические песни. Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества. Уметь определять по жанрам музыки героические образы Защитников Отечества. | Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству. П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров. Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям. П: Различать аккомпанемент мелодии. К: Выполнить творческое задание. Р: Самостоятельно определять сходство и различие между кантами и РНП. П: Различать песни защитников Отечества в разных жанрах музыки. К: Исполнение старинных кантов и песен. Р: Самостоятельно различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная. П: Определять выразительные возможности различных муз.образов. К: выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества. П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи. К: Исполнение фрагментов из оперы. | Уважительно относится к творчеству русских композиторов. Ценить образы природы выраженные в музыке и в живописи. Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях. Уважать свою Родину и её Защитников. Гордиться Защитниками Отечества. |
| «День полный событий» ( 4 часа) 1. «Утро» ( уч. Стр. 24-25) Прослушивание: Э.Григ «Утро», П.Чайковский «Утренняя молитва» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» 2. «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» ( уч. Стр. 27-29) Прослушивание: С.Прокофьев «Болтунья» Балет «Золушка» Симф.сказка «Петя и волк» 3. «В детской. Игры и игрушки» ( уч. Стр. 30-33) Прослушивание: Музыка Прокофьева, Чайковского, Мусоргского. 4. « На прогулке. Вечер» ( уч. Стр. 34-37) Прослушивание: М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» -фрагменты. | Познакомить с жанром портрета в музыке. Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева. Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров. Дать понятие музыкальных и живописных образов. | Песенность, развитие, повтор, лад, тембр. Изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка. Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист. Сюита, музыкальная живопись, интонация, мелодия, аккомпанемент. | Различать в музыке душевное состояние человека, его чувства и мысли. Различать в музыке, что в каждой интонации спрятан человек. Отличать интонационные линии персонажей. Выявлять связь музыкальных и живописных образов. | Р: Самостоятельно определять музыкальные впечатления ребенка « с утра до вечера» П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов. К: Исполнение главных мелодий произведений. Р: Самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. П: Понимать художественно-образное содержание муз.произведения. К: самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей. Р: самостоятельно распознавать выразительные музыкальные особенности героев. П: понимать содержание муз.произведения. К: передавать интонационно-мелодические особенности муз.образа. Р: Самостоятельно обнаруживать интонационную связь в музыке, живописи, поэзии. П: Понимать и раскрывать средства музыкального воплощения образов. К: разработать сценарий к муз.произведению. | Различать формы композиции и особенности муз. языка Чайковского и Грига. Находить общность интонаций в музыке, живописи и поэзии. Выявлять связь музыки и живописи. Исполнять соло из муз.сочинений различных жанров. |
| Вторая четверть. | | | | | |
| «В музыкальном театре» ( 7 часов) 1. « М.Глинка опера «Руслан и Людмила» ( уч. Стр. 70-75) Прослушивание: М.Глинка опера «Руслан и Людмила» -фрагменты. 2. «К.В.Глюк опера «Орфей и Эвридика» ( уч. Стр. 76-77) Прослушивание Фрагменты оперы 3. Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» (Уч. Стр. 78-83) Прослушивание: Фрагменты из оперы. 4. «Океан-море синее» ( уч. Стр. 84-85) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко» - фрагм. 5. «Балет П.Чайковского «Спящая красавица» ( уч. Стр. 86-89) Прослушивание П.Чайковский балет «Спящая красавица» -фрагменты 6. «В современных ритмах» ( уч. Стр. 90-91) Прослушивание: А.Рыбников мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» Р.Роджерс «Урок музыки» ( из мюзикла «Звуки музыки») 7. «Обобщение» Прослушивание. Музыка использованная в течении полугодия. | Познакомить с жанром оперы-сказки. Познакомить с творчеством немецкого композитора 18 века Глюка. Расширять представление об опере-сказке. Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко» Познакомить с балетом. Дать представление о жанре – мюзикл. Закрепить полученные знания и навыки. | Сцены из оперы, ария, баритон, каватина, сопрано, рондо, бас, контраст, увертюра, симфонический оркестр. Опера, миф, лира. Сцена из оперы, ария, сопрано, шествие, каватина, тенор. Зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Контрастные образы, сцена из балета, интонация, развитие. Современные интонации и ритмы, мюзикл. Опера, балет, мюзикл. | Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки. Различать контрастные средства выразительности образов. Рассуждать о смысле и значении оперного искусства. Различать интонационно музыкальную картину моря. Сравнительный анализ оперы и балета. Уметь выявлять современные музыкальные жанры: мюзикл. Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и муз. произведениях. | Р: Самостоятельно определять муз. темы главных героев. П: называть и объяснять основные термины оперы. К: интонационно узнавать образы героев. Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать значения терминов. К: с помощью мимики и жестов передавать хар-р персонажей. Р: самостоятельно рассуждать о значении режиссера, дирижера и композитора в опере. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления в рисунке. Р: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины. П: раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. К: выполнять живописно-творческую работу. Р: Самостоятельно определять музыкальные темы главных героев. П: понимать смысл терминов. К: передавать свои муз. впечатления с помощью пластики, мимики и жестов. Р: Уметь представление о синтезе музыки, танца, пения, сцен. действия. П: понимать отличительные особенности зарубежных и отечественных мюзиклов. К: исполнение сцен из мюзиклов. Р: Самостоятельно рассуждать о значении оперы, балета, мюзикла. П: отвечать на вопросы учителя. К: сравнивать муз. произведение и литературное или живописное. | Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения. Развивать ассоциативную связь музыки и этноса. Рассуждать о смысле и значении опер-сказок. Анализировать художественно-образное содержание оперы. Выявлять связь музыки и танца. Выявлять основные отличия оперы от мюзикла. Гордиться полученными музыкальными знаниями. |
| Третья четверть. | | | | | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 4 часа) 1. «Настрою гусли на старинный лад. Былины.» ( уч. Стр. 56-59) Прослушивание: Глинка «Первая песня Баяна» ( оп. «Руслан и Людмила») Римский-Корсаков «Песня Садко» ( оп. «Садко») 2. «Былина о Садко и Морском царе» ( уч. Стр. 60-61) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Садко» -фрагменты. 3. «Лель, мой Лель» ( уч. Стр. 62-63) Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Песня Леля» 4. «Звучащие картины. Прощание с Масленицей» ( уч. Стр. 64-67) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков оп. «Снегурочка» -«Хор –«Проводы Масленицы» | Дать представление о самом древнем жанре песенного фольклора -былине. Дать представление о распевах в былине. Дать представление о низком женском голосе – меццо-сопрано Дать представление о народных традициях и обрядах в музыке русских композиторов. | Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям. Былинный напев, повтор, распевы. Песня, куплет, меццо-сопрано, кларнет, литавры. Народные традиции, повтор, контраст, сопоставление, мелодии в народном стиле. | Выявить общность жизненных истоков народного и профессион. творчества. Знать древний Новгородский эпос. Узнавать меццо-сопрано. Различать мелодии в народном стиле. | Р: Самостоятельно рассуждать о значении повтора, контраста в развитии музыки. П: выявлять общность интонаций в музыке и поэзии. К: выявлять ассоциативно-образные связи муз. и литер. произведений. Р: Самостоятельно определять, какую роль имеют распевы в былинах. П: аккомпанировать на воображаемых гуслях. К: Исполнить северный былинный напев. Р: самостоятельно различать приемы используемые композитором в опере: повтор-контраст. П: называть и объяснять основные термины. К: спеть мелодию «Песни Леля» Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения. П: отвечать на вопросы учителя. К: разучивание масленичных песен. | Хранить традиции народного фольклора. Хранить традиции народного фольклора. Знать творчество русских композиторов. Хранить традиции русского народа. |
| «О России петь – что стремиться в Храм!» ( 4 часа) 1. «Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!» ( уч. Стр. 40-43) Прослушивание: Ф.Шуберт «Аве, Мария» С.В.Рахманинов «Богородице, Дево радуйся» ( из «Всенощного бдения») 2. «Древнейшая песнь материнства» ( уч. Стр. 44-47) Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» ( оп. «Орфей и Эвридика») Ф.Шуберт «Аве, Мария!» 3. «Вербное Воскресение» ( уч. Стр. 48-51) Прослушивание: Э.Л.Уэббер «Осанна» ( рок-оп. «Иисус Христос суперзвезда») 4. «Святые Земли Русской!» ( уч. Стр. 52-53) Прослушивание: В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Стихиры русским Святым. | Дать представление о духовных песнопениях. Дать представление об образе матери в музыке, поэзии и ИЗО Дать представление о празднике православной церкви – Вербное Воскресение. Дать представление о связи русской истории, традиций, церковной музыки и Русских святых. | Молитва, песня, всенощное, тропарь, величание. Природа, красота, любовь, мать, земля, Родина, икона, жанры церковных песнопений -тропарь, молитва, величание. Молитва, величание. Фреска, икона, арфа, симфония-действо, христиане. | Узнавать жанры церковной музыки. Познакомить с величайшей Святыней Руси – Иконами Божией Матери. Расширить представление о православных праздниках. Расширить представление о Православных Святых. | Р: Самостоятельно различать мелодики русского и зарубежного религиозного искусства. П: Определять образный строй музыки с помощью словаря эмоций. К: Исполнение молитвы. Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках. П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах воспевающих красоту материнства. К: исполнять песни о матери. Р: Самостоятельно иметь представление о религиозных праздниках. П: знать жанры церковной музыки. К: Обнаруживать сходство и различие произведений религиозного искусства. Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Знать религиозные праздники России. Ценить и уважать свою мать. Приобщаться с традициям православной церкви. Уважать историю Родины. |
7 | «В концертном зале» ( 3 часа) 1. «Музыкальное состязание. Концерт» ( уч. Стр. 94-95) Прослушивание: П. Чайковский «Концерт № 1»для ф-но с орк. 2. «Музыкальные инструменты. Флейта. Звучащие картины» ( уч. Стр. 96-99) Прослушивание: К.Глюк «Мелодия» И.С.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро» С.Прокофьев «Петя и волк» -тема Птички 3. «Музыкальные инструменты. Скрипка» ( уч. Стр. 100-101) Прослушивание: Н.Паганини « Каприс № 24» П.Чайковский «Мелодия» | Дать представление о жанре музыкального концерта. Дать представление о древних музыкальных инструментах -флейте. Дать представление о струнных смычковых музыкальных инструментах. | Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие. Деревянные духовые инструменты, старинная и современная музыка. Скрипач, виртуоз, каприс, скрипка. | Расширить понятие единства композитора, исполнителя, солиста, слушателя и симфонического оркестра. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать на слух звучание скрипки. | Р: Самостоятельно ориентироваться в терминах. П: различать главные и побочные темы «Концерта» К: выполнить творческое задание. Р: Самостоятельно узнавать тембр флейты. П: стилевые особенности старинной и современной музыки. К: наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Р: Самостоятельно узнавать главные мелодические темы. П: Расширить музыкальный кругозор. К: выполнение творческого задания. | Узнавать тембры музыкальных инструментов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Уважительно относится к симфонической музыки. |
| Четвертая четверть. | | | | | |
| «В концертном зале» ( 3 часа) 1. Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт» ( уч. Стр. 102-105) Прослушивание Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты. 2. «Л.В.Бетховен «Симфония № 7» ( «Героическая») ( уч. Стр. 106-111) Прослушивание: Фрагменты из симфонии. 3. «Мир Бетховена» ( уч. Стр. 112-113) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 14» ( «Лунная» ) «К Элизе» | Дать представление о жанре сюита. Познакомить с творчеством Бетховена и музыкальной формой -симфония Дать представление о темах, сюжетах и образах музыки Бетховена. | Сюита, тема, вариационное развитие, песенность, маршевость, танцевальность. Симфония, дирижер, маршевость, песенность, контраст, финал, тема, вариация, контрданс. Выразительность, изобразительность, мелодия, аккомпанемент, лад, соната. | Знать понятие сюита. Различать контрастные средства выразительности. Различать контрастные средства сонаты. | Р: Самостоятельно определять муз. темы. П: самостоятельно называть части сюита. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно определять муз. темы. П: Ориентироваться в динамических оттенках. К: Дирижирование главных тем. Р: Самостоятельно различать стилевые особенности муз. произведений. П: ориентироваться в видах и жанрах музыки. К: Исполнение песни. | Уважать творчество зарубежных композиторов. Уметь анализировать сюжетную линию. Уметь анализировать сюжетную линию произведения. |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 часов) 1. «Джаз-чудо музыка» ( уч. Стр. 116-119) Прослушивание: Дж. Гершвин «Я поймал звуки джаза», «Колыбельная» ( из оп. «Порги и Бесс») 2. «Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева» ( уч. Стр. 120-123) Прослушивание: Музыка Г.Свиридова и С.Прокофьева. 3. «Певцы родной природы» ( уч. Стр. 124-125) Прослушивание: Э.Григ «Утро» П.Чайковский «Мелодия» 4. « Прославим радость на Земле!» ( уч. Стр. 126-128) Прослушивание: В.А.Моцарт «Симфония № 40» ( финал) Л.Бетховен «Симфония № 9» М.Глинка «Хор «Славься!» ( оп. «Иван Сусанин») 5-6. «Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | Дать представление о джазе, истории возникновения джаза, стилях. Познакомить с образами природы в музыке Свиридова и Прокофьева. Познакомить со сходством и различием музыкальной речи разных композиторов. Дать представление о роли композитора, исполнителя и слушателя. Закрепить полученные знания и навыки. | Песенность, танцевальность, куплетная форма, лад, импровизация, ритм, джаз-оркестр, спиричуэл, джаз, блюз. Песенность, музыкальные иллюстрации, кантата, хор, симф.оркестр, Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка, музыкальная речь. Музыкальная речь, Лирические чувства. Опера, симфония, песня, ода, кант, гимн. Сюита, симфония, ода, кант, гимн, джаз, опера, песня. | Различать и узнавать ритмы джазовой музыки. Различать особенности мелодики, тембра музыки Прокофьева и Свиридова. Различать музыкальную речь разных композиторов. Знать мелодии прошлого, которые известны всему миру. Уметь ориентироваться в музыкальных терминах и произведениях. | Р: самостоятельно сравнивать джазовые композиции. П: ориентироваться в особенностях музыкального языка джаза. К:знать известных джазовых музыкантов-исполнителей. Р: Самостоятельно различать и узнавать музыкальные интонации. П: различать , как с развитием музыки меняются краски звучания. К: Выполнение творческого задания. Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять особенности построения формы муз. сочинений. К: исполнение песен. Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов. П: определять характерные черты языка современной музыки. К: определять жанровую принадлежность муз.произведения. Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К:творческое задание. | Импровизировать джазовые мелодии. определять жанры музыкальных произведений. Исполнять муз.сочинения разных жанров и стилей. Уважительно относится к музыке разных композиторов. Гордиться великой силой искусства. |
| | | | | | |