РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»
3 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России».
ИЛИ
Планирование составлено на основе авторского курса Сабиной С.В. «Я – гражданин России»(3-4 классы)./ Сборник. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
Место курса в учебном плане: « Я гражданин России»
Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.
Объём курса в 4 классе 34 часа из расчёта 1ч. в неделю
Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Обучащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные результаты.
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
2. Коммуникативные результаты.
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
3. Познавательные результаты.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
- в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
- в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Содержание внеурочного курса
3 класс (34 часа)
Раздел I. Я живу в России (9 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.
Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.
Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.
Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).
Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).
Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (6 часов)
Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.
Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (19 часов)
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.
Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Чудеса света.
Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Содержание внеурочного курса
4 класс 34 часа
Мое настоящее и далекое прошлое
Введение. От прошлого к будущему.
Зачем мне история?
Раздел I. Древняя Русь (10 часов)
Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (6 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,
ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя 6 (часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (4часа)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 час.)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия _ государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Календарно- тематическое планирование
3 класс
№ | Тема раздела | Количество часов |
| Я живу в России. | 9 |
| Без прошлого нет настоящего и будущего | 6 |
| Как далекая Россия становится близкой. | 19 |
| ИТОГО | 34 |
Календарно- тематическое планирование
4 класс
№ | Тема раздела | Количество часов |
| Древняя Русь | 10 |
| Московское государство | 6 |
| Российская империя | 6 |
| Россия в 19 веке. | 4 |
| 20-21 век. История и современность Итого | 8 34 |
УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИИЕ:
Технические средства обучения.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Программа курса С.В. Сабиной «Я гражданин - России» (1-2 классы)./ Сборник. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт |
1 | 1 раздел Я живу в России .От Москвы и до окраин | 1 | | |
2 | Москва – столица России | 1 | | |
3-4 | Россия - многонациональное государство. Народы России | 2 | | |
5-6 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | 2 | | |
7-8 | Праздники России | 2 | | |
9 | Гражданин России | 1 | | |
10 | 2 раздел Без прошлого нет настоящего. Самое необычное на Земле | 1 | | |
11 | Как настоящее связано с прошлым | 1 | | |
12 | Наука о происхождении и становлении человека | 1 | | |
13-14 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | 2 | | |
15 | Библейские представления о происхождении мира и человека. | 1 | | |
16 | 3 раздел Как далёкая Россия становится близкой Как воскресить прошлое. Археология | 1 | | |
17 | Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика | 1 | | |
18-20 | Имена и фамилии | 3 | | |
21-22 | Письменность | 2 | | |
23 | Время и пространство в истории | 1 | | |
24 | Мы все разные | 1 | | |
25 | Чудеса света | 1 | | |
26-28 | Сохранить прекрасное, вечное | 3 | | |
29-30 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | 2 | | |
31-32 | Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа | 2 | | |
33 | Международное сотрудничество | 1 | | |
34 | Россия – моя Родина | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт |
1 | 1 раздел Наше далёкое прошлое. Древние славяне наши предки | 1 | | |
2 | Жизнь славян в древние времена | 1 | | |
3-4 | Киевская Русь. Первые князья. Крещение Руси | 2 | | |
5-6 | Владимиро-Суздальская Русь. Монголо-татарское ига | 2 | | |
7-8 | Новгородская Русь и Московская Русь Александр Невский | 2 | | |
9 | Конец монголо – татарского ига | 1 | | |
10 | Искусство Древней Руси | 1 | | |
11-12 | 2 раздел Московское государство Иван Грозный | 2 | | |
13 | Смутное время | 1 | | |
14-15 | Подвиг Ивана Сусанина | 2 | | |
16 | Степан Разин. Крепостное право. | 1 | | |
17 | 3 раздел Российская империя Пётр Великий | 1 | | |
18 | Преобразования в России | 1 | | |
19-20 | После петровская Россия | 2 | | |
21 | Российская империя при Екатерине 2 | 1 | | |
22 | Архитектура, скульптура, живопись. | 1 | | |
23 | 4 раздел Россия в 19 веке Памятный 1812 | 1 | | |
24 | Декабристы | 1 | | |
25 | Эпоха великих реформ | 1 | | |
26 | Сокровища Россиии | 1 | | |
27-28 | 5 раздел 20-21 век История Начало века - войны и революции | 2 | | |
29-31 | Великая отечественная война | 3 | | |
32-34 | Современная Россия | 3 | | |