СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 3 класс " Я гражданин России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс " Я гражданин России"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»


3 КЛАСС



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России».

ИЛИ

Планирование составлено на основе авторского курса Сабиной С.В. «Я – гражданин России»(3-4 классы)./ Сборник. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.


Место курса в учебном плане: « Я гражданин России»


Объём курса в 3 классе 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.


Объём курса в 4 классе 34 часа из расчёта 1ч. в неделю



Цель курса: способствовать формированию гражданско- патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.


Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты.

Обучащийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- различать художественную и научно-популярную литературу;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.




Метапредметные результаты:

1. Регулятивные результаты.

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

2. Коммуникативные результаты.

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

3. Познавательные результаты.

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;

- в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

- в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).


Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.





Содержание внеурочного курса

3 класс (34 часа)

Раздел I. Я живу в России (9 часов)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.

Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (6 часов)

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.

Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (19 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Чудеса света.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.





























Содержание внеурочного курса

4 класс 34 часа



Мое настоящее и далекое прошлое

Введение. От прошлого к будущему.

Зачем мне история?

Раздел I. Древняя Русь (10 часов)

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

Раздел II. Московское государство (6 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп,

ополчение, сотник, дворяне.

Раздел III. Российская империя 6 (часов)

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.

После петровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Россия в XIX веке (4часа)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 час.)

Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия _ государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.




Календарно- тематическое планирование

3 класс

Тема раздела

Количество часов

Я живу в России.

9

Без прошлого нет настоящего и будущего

6

Как далекая Россия становится близкой.

19

ИТОГО

34





Календарно- тематическое планирование

4 класс

Тема раздела

Количество часов

Древняя Русь

10

Московское государство

6

Российская империя

6

Россия в 19 веке.

4

20-21 век. История и современность


Итого

8


34









УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИИЕ:

Технические средства обучения.

  1. Персональный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  2. Программа курса С.В. Сабиной «Я гражданин - России» (1-2 классы)./ Сборник. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.

  3. Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

  4. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  5. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

  6. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

  7. Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012



















Календарно - тематическое планирование 3 класс


темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов


Дата


По плану

Факт

1

1 раздел Я живу в России

.От Москвы и до окраин

1



2

Москва – столица России

1



3-4

Россия - многонациональное государство. Народы России

2



5-6

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

2



7-8

Праздники России

2



9

Гражданин России

1



10

2 раздел Без прошлого нет настоящего.

Самое необычное на Земле

1



11

Как настоящее связано с прошлым

1



12

Наука о происхождении и становлении человека

1



13-14

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

2



15

Библейские представления о происхождении мира и человека.

1



16

3 раздел Как далёкая Россия становится близкой

Как воскресить прошлое. Археология

1



17

Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика

1



18-20

Имена и фамилии

3



21-22

Письменность

2



23

Время и пространство в истории

1



24


Мы все разные

1



25

Чудеса света

1



26-28

Сохранить прекрасное, вечное

3



29-30

Общечеловеческие проблемы.

Сохранить мир

2



31-32

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей и природа

2



33

Международное сотрудничество

1



34

Россия – моя Родина

1





Календарно - тематическое планирование 4 класс


темы п/п

Тема/ раздел курса

Кол-во часов


Дата


По плану

Факт

1

1 раздел Наше далёкое прошлое.

Древние славяне наши предки

1



2

Жизнь славян в древние времена

1




3-4

Киевская Русь. Первые князья.


Крещение Руси

2



5-6

Владимиро-Суздальская Русь.

Монголо-татарское ига

2



7-8

Новгородская Русь и Московская Русь

Александр Невский

2



9

Конец монголо – татарского ига

1



10

Искусство Древней Руси

1



11-12

2 раздел Московское государство

Иван Грозный

2



13

Смутное время

1



14-15

Подвиг Ивана Сусанина

2



16

Степан Разин. Крепостное право.

1



17

3 раздел Российская империя

Пётр Великий

1



18

Преобразования в России

1



19-20

После петровская Россия

2



21

Российская империя при Екатерине 2

1



22

Архитектура, скульптура, живопись.

1



23

4 раздел Россия в 19 веке

Памятный 1812

1



24

Декабристы

1



25

Эпоха великих реформ

1



26

Сокровища Россиии

1



27-28

5 раздел 20-21 век История

Начало века - войны и революции

2



29-31

Великая отечественная война

3



32-34

Современная Россия

3