1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе рабочей программы по математике для 3 классов (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва), в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по окружающему миру.
Раздел 1. Планируемые результаты
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира ( наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле ( таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять анализировать и интерпретировать данные.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Элементы арифметики
Тысяча.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков .
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.
Умножение вида 23 , 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1км = 1000м, 1см = 10мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1кг = 1000г.
Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1ч = 60мин, 1мин = 60с, 1сутки = 24ч, 1век = 100лет, 1год = 12месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины.
Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Раздел 3. Тематическое планирование
Количество часов:
Всего – 136 часов; в неделю – 4 часа
Планирование составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по математике, разработано на основе авторской программы по математике (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по математике.
Учебник: Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва - М.: Вентана-Граф. 2012г.
Тетрадь: Математика: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. /В.Н. Рудницкая. Т.В. Юдачёва – М.: Вентана-Граф.2013г.
Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Е.Э Кочурова. – М.: Вентана-Граф. 2013г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы | Самостоятельные работы | Проверочные работы | Тестирование | А дминистративные контрольные работы Итоговая комплексная контрольная работа |
1 | Элементы арифметики Тысяча | 38 | 32 | 2 | 2 | | 1 | 1 |
2 | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 | 36 | 28 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 | 19 | 15 | 1 | | 1 | 1 | 1 |
4 | Величины | 16 | 12 | | 2 | 2 | | |
5 | Алгебраическая пропедевтика. Логические понятия | 5 | 5 | | | | | |
6 | Геометрические понятия | 17 | 14 | 1 | 1 | 1 | | |
7 | Повторение | 5 | 4 | | | | 1 | |
| Итого: | 136 | 110 | 6 | 7 | 6 | 5 | 1 1 |
Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание, методические приемы | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Использование ИКТ проектных технологий | Дата |
план | факт |
1 | 1.Числа от 100 до 1000. 2.Десятичный состав трёхзначного числа. 3.Чтение и запись трёхзначного числа. Математический диктант. | 3 ч | Счет сотнями до тысячи. Названия трехзначных чисел и их запись цифрами. | Называть любое следующее (предыдущее) при счете число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. | Презентация «Числа до 1000» Проект «Как появились числа» | | |
2 | 4.Сравнение чисел | 1 ч | Поразрядное сравнение трехзначных чисел | Сравнивать трехзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки больше и меньше. | | | |
3 | 5.Знаки и 6.Сравнение чисел, используя знаки | 2 ч | Использование знаков и для записи результатов сравнения. | Читать записи вида 256108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличения или уменьшения) | | | |
4 | 7.Километр. 8.Миллиметр. 9.Сравнение значений длины. 10.Самостоятельная работа №1 | 4 ч | Введение новых единиц длины (расстояния) и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, сантиметрах и миллиметрах. | Называть единицы длины: км, мм. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. | Электронное приложение для учителей « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. Проект «Миля и верста» | | |
5 | 11.Понятие о ломаной линии. 12.Вершины и звенья ломаной. 13.Построение ломаных линий. | 3 ч | Ознакомление с ломаной и ее элементами (вершины, звенья на основе использования представлений учащихся об отрезке.) | Характеризовать ломанную (вид ломанной, число ее вершин, звеньев). Читать обозначение ломанной. | Презентация «Геометрические фигуры» | | |
6 | 14.Вычисление длины ломаной. 15.Построение ломаной по заданным длинам её звеньев. 16.Решение задач. 17.Контрольная работа №1 | 4 ч | Построение ломаной и вычисление ее длины. | Различать виды ломаных линий. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Вычислять длину ломаных. | Электронное издание. Математика и конструирование. | | |
7 | 18.Масса. Килограмм 19.Грамм. 20.Решение задач, связанных с вычислением массы предметов. 21.Самостоятельная работа №2. | 4 ч | Введение новых единиц массы. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом. Практические работы: измерение массы с помощью весов. | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах. Вычислять массу предметов при решении учебных задач и упражнений. | Презентация «Весы» Проект «Пуд и фунт» | | |
8 | 22.Вместимость и её единица – литр. 23.Измерение вместимости с помощью мерных сосудов. 24.Решение задач. 25.Проверочная работа №1. | 4 ч | Введение новых единиц вместимости. Практические работы: измерение вместимости с помощью мерных сосудов. | Называть единицы вместимости. Выполнять практические работы: отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять вместимость при решении задач. | Презентация учителя Проект «Какие единицы измерения вместимости были в старину в России» | | |
9 | 26.Поразрядное сложение чисел в пределах 1000. 27.Устные приёмы вычислений. 28.Письменные приёмы вычислений. 29.Контрольная работа №2 30.Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений. 31.Решение задач на сложение. 32.Нахождение значений выражений, содержащих двух-трёхзначные числа. Математический диктант. | 7 ч | Поразрядное сложение в пределах 1000 (Письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на область трехзначных. | Воспроизводить устные приемы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Вычислять сумму и разность в пределах 1000,используя письменные алгоритмы. | Презентация учителя | | |
10 | 33.Поразрядное вычитание чисел в пределах 1000. 34.Устные приёмы вычислений. 35.Письменные приёмы вычислений. 36.Устные и письменные приёмы вычислений. 37.Решение задач на вычитание. 38.Нахождение значений выражений, содержащих действия сложения и вычитания чисел. Математический диктант 39.Тестирование №1 | 7 ч | Поразрядное вычитание в пределах 1000 (Письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений вычитать двузначные числа на область трехзначных. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный рассказ о решении). | | | |
11 | 40.Сочетательное свойство сложения. 41.Использование сочетательного свойства сложения при выполнении устных и письменных вычислений. 42.Самостоятельная работа №3 | 3 ч | Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложение без скобок. | Формулировать сочетательное свойство сложения и использовать его при выполнении вычислений. Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи. | | | |
12 | 43.Сумма трех и более слагаемых. 44.Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие сложения, без скобок. 45.Контрольная работа №3 | 3 ч | Вычисление значений выражений и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. | Формулировать переместительное и сочетательное свойство сложения и использовать его при выполнении вычислений. | Электронное приложение для учителей. « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. | | |
13 | 46.Сочетательное свойство умножения. 47.Использование сочетательного свойства умножения при выполнении устных и письменных вычислений. 48.Устные и письменные приёмы вычислений. Математический диктант. | 3 ч | Введение названия: сочетательное свойство умножения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие умножение без скобок. | Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. .Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи. | | | |
14 | 49.Произведение трех и более множителей. 50.Упрощение выражений: запись выражений, содержащих только действие сложения, без скобок. 51.Самостоятельная работа №4 | 3 ч | Вычисление значений выражений и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений | Формулировать переместительное и сочетательное свойства умножения и использовать его при выполнении вычислений. Выбирать необходимую информацию для решения задач из различных источников (рисунки, схемы, таблицы) | | | |
15 | 52.Симметрия на клетчатой бумаге 53.Построение точки, отрезка, симметричных данным фигурам относительно заданных осей симметрии. 54.Построение многоугольника, окружности, симметричных данным фигурам относительно заданных осей симметрии. 55.Проверочная работа №2 | 4 ч | Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия. | Воспроизводить способ построения точек, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. | Электронное издание. Математика и конструирование. | | |
16 | 56.Порядок выполнения действий в выражениях без скобок 57.Использование изученных правил при выполнении вычислений. 58.Итоговая контрольная работа за 1 полугодие №4 | 3 ч. | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным с использованием клетчатого фона. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов. Использования зеркала для наглядного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии | Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений без скобок. Устанавливать зависимости между величинами при решении задач. | | | |
17 | 59.Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. 60.Правило порядка выполнения действий в составном числовом выражении со скобками. 61.Использование изученных правил при выполнении вычислений | 3 ч. | | Анализировать числовое выражение с целью определения определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками. Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма ее решения. | Электронное приложение « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. | | |
18 | 62.Верные и неверные предложения (высказывания) 63. Верные и неверные высказывания. | 2 ч. | Понятие о верных и неверных высказываниях | Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач. | | | |
19 | 64.Числовые равенства и неравенства. 65.Свойства числовых равенств. 66. Числовые равенства и неравенства. Математический диктант. | 3ч. | Равенства и неравенства как примеры математических высказываний. | Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.. | | | |
20 | 67.Деление окружности на равные части. 68.Деление окружности с помощью угольника и линейки на 2 и на 4 равные части. 69.Деление окружности с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. | 3 ч. | Практические способы деления окружности с помощью угольника и линейки на 2 и 4 равные части и с помощью циркуля на 6 и на 3 равные части. | Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. | Электронное издание. Математика и конструирование. | | |
21 | 70.Умножение суммы на число. 71.Устные приёмы умножения в случаях вида 12*8. 72.Тестирование №2 | 3 ч. | Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычисления. | Воспроизводить устные приемы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор при решении задач. | | | |
22 | 73.Умножение на 10 и на 100. 74.Приёмы умножения на 10 и на 100. 75.Самостоятельная работа №5 | 3 ч. | Введение правил умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения (произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля.) | Воспроизводить устные приемы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Исследовать задачу: устанавливать наличие лишних данных в задаче. | | | |
23 | 76.Умножение вида 50 9, 200 4 77.Приёмы умножения данного числа десятков или сотен на однозначное число. 78.Понятие о буквенном выражении. 79.Проверочная работа №3 | 4 ч. | Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения. | Вычислять произведение чисел в пределах 1000, оканчивающихся нулями. Различать числовое и буквенное выражение. Вычислять значения буквенных выражений. | | | |
24 | 80.Прямая. 81.Взаимное расположение на плоскости двух прямых. 82.Самостоятельная работа №6. | 3 ч. | Формирование понятия о прямой как о бесконечной фигуре; принадлежность точки с прямой. Пересечение прямой с лучом. С отрезком, пересечение двух прямых. | Различать прямую и луч, прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать ее буквами латинского алфавита. Вычислять значение буквенных выражений. | | | |
25 | 83,84Умножение на однозначное число. 85,86 Письменные приёмы умножения двузначного числа на однозначное. 87,88 Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. 89. Устный приём умножения в случаях вида: 403*2 90.Контрольная работа №5 | 8 ч. | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученными учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное. | Вычислять произведение чисел в пределах тычячи, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора. Осуществлять взаимопроверку. | Электронное приложение. « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. | | |
26 | 91.Измерение времени. 92.Соотношения между единицами. 93.Решение задач. 94.Проверочная работа №4 | 4 ч | Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Применение календаря. | Называть единицы времени. .Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач. | Презентация «Разнообразие часов. Единицы времени» Проект «Наш календарь» | | |
27 | 95.Деление на 10 и на 100 Математический диктант 96.Приёмы деления на 10 и на 100. 97.Тестирование №3 | 3 ч. | Введение правил деления на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия деления (частное можно получить, убрав у числа, делимого на 10 или на 100, один или два нуля.) | Воспроизводить устные приемы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления. Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара). | Проект « В мире чисел и знаков» | | |
28 | 98.Нахождение однозначного частного. 99. Контрольная работа №6 100. Деление чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным числом. 101.Нахождение однозначного частного способом подбора. | 4ч. | Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным числом. Нахождение однозначного частного с использованием приема подбора. Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100. | Подбирать частное способом проб. Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор: определять число и порядок действий при решении задач. | | | |
29 | 102.Деление с остатком и его компоненты; свойство остатка. 103.Деление с остатком. 104.Выполнение деления с остатком в случаях вида 6:8. 105.Решение арифметических задач, требующих выполнения деления с остатком. Самостоятельная работа №7 | 4 ч. | Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное. Рассматриваются понятия: частное и остаток. Свойства остатка (остаток меньше делителя). Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка. | Различать два вида деления(с остатком и без остатка).Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. .Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). | Презентация учителя | | |
30 | 106.Деление на однозначное число. 107.Письменный приём деления двузначного числа на однозначное. 108. Письменный приём деления трёхзначного числа на однозначное. 109.Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное 110.Решение арифметических задач. 111.Проверочная работа №5 112.Деление на однозначное число. | 7 ч | Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. Формирование умения делить трехзначное число на однозначное. Подбор каждой цифры частного проверкой цифр через одну, начиная с 5 | Вычислять частное чисел в пределах тысячи, используя письменные алгоритмы деления на однозначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку. | Электронное приложение « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. | | |
31 | 113.Умножение вида 2340. 114.Умножение вида 40.23. 115.Решение задач. 116.Тестирование №4 | 4 ч. | Умножение двузначного числа на данное число десятков с применением правила умножения на однозначное число и на 10. | Вычислять произведение чисел с нулями на конце в пределах тысячи. Осуществлять взаимопроверку. | | | |
32 | 117.Умножение на двузначное число. 118. Письменный приём умножения двузначного числа на двузначное число. Математический диктант. 119.Умножение на двузначное число. 120.Решение задач. 121.Умножение на однозначное и двузначное число. 122.Решение задач. 123.Контрольная работа №7 | 7 ч. | Устные и письменные приемы умножения на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | Вычислять произведение чисел в пределах тысячи, используя письменные алгоритмы умножения на двузначное. Контролировать свою деятельностью. Осуществлять взаимопроверку. | Электронное приложение « Уроки с применением информационных технологий» М. Планета. 2011г. | | |
33 | 124.Деление на двузначное число. 125. Письменный приём деления на двузначное число в пределах 1000. 126.Деление на двузначное число. 127.Решение задач. 128.Проверочная работа №6. 129.Деление на однозначное и двузначное число. 130.Деление на однозначное и двузначное число | 7 ч. | Устные и письменные приемы деления на двузначное число. Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. | Вычислять частное чисел в пределах тысячи, используя письменные алгоритмы деления на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использование связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку. | | | |
34 | 131.Итоговая комплексная контрольная работа 132.Повторение: «Умножение на однозначное и двузначное число». 133.Повторение: «Деление на однозначное и двузначное число». 134.Тестирование №5. 135.Повторение: «Величины» 136.Решение задач. | 6 ч. | | | | | |
I четверть – 2 контрольные работы, 1 проверочная работа, 2 самостоятельные работы;
II четверть – 2 контрольные работы, 1 проверочная работа, 1 тестирование, 2 самостоятельные работы;
III четверть – 2 контрольные работы, 2 проверочные работы, 2 тестирования, 2 самостоятельные работы;
IV четверть – 2 контрольные работы, 2 проверочные работы, 2 тестирования, 1 самостоятельная работа.
Раздел 5. Планируемые результаты освоения программы по математике в 3 классе.
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
компоненты действия деления с остатком;
единицы массы, времени, длины;
геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
числа в пределах 1000;
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
читать:
записи вида 120 356, 900 850;
воспроизводить:
соотношения между единицами массы, длины, времени;
устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
моделировать:
ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
натуральные числа в пределах 1000;
значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
структуру числового выражения;
текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
контролировать:
свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;
читать и составлять несложные числовые выражения;
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
выполнять деление с остатком;
определять время по часам;
изображать ломаные линии разных видов;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без скобок);
решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в 3 классе ученик может научиться:
формулировать:
сочетательное свойство умножения;
распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
верных и неверных высказываний;
различать:
числовое и буквенное выражения;
прямую и луч, прямую и отрезок;
замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
проводить прямую через одну и через две точки;
строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Раздел 6 Материально- техническое обеспечение учебного предмета
1. Методические и учебные пособия.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (2009г).
- Математика. Программа 1-4 классы. В. Н. Рудницкая. Начальная школа 21 века М. Просвещение.2011 г.
- Математика: 3 класс: Методика обучения. /В.Н. Рудницкая. Т.В. Юдачёва. – М. Вентана-Граф, 2011г.
- Математика в начальной школе: устные вычисления. В. Н. Рудницкая. Т. В. Юдачева. М. Вентана-Граф.2011г.
- Нестандартные задачи по математике. Т. П. Быкова. 3 класс. М. Экзамен. 2012г.
- Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М. Айрис-Пресс. 2012г.
- Математика: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /В.Н. Рудницкая. Т.В. Юдачёва. М. Вентана-Граф, 2012г.
- Математика: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Н. Рудницкая. Т.В. Юдачёва. М. Вентана-Граф. 2013г.
- Дружим с математикой: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. Е.Э. Кочурова. М. Вентана-Граф. 2013г.
2. Дидактический материал
- Математика в начальной школе: контрольные работы, тесты, проверочные работы. /В.Н. Рудницкая. М. Вентана-Граф. 2011г.
- Проверочные тестовые работы: математика, русский язык, чтение: 3 класс. /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Е.Э. Кочурова и др. М. Вентана-Граф. 2013г.
-Дидактический материал. 3 класс. В. Н. Рудницкая. В 2 ч. М. Вентана-Граф. 2012г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
«Уроки с применением информационных технологий» Методическое пособие с электронным приложением. О. А. Архипова. Ю. М. Багдасарова М. Планета. 2011г.
=Математика и конструирование: электронное издание. ООО ДОС. Калуга. 2011г.
Приложение. Система оценки достижений учащихся.
Оценка за письменную работу, содержащую только примеры.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Оценка за письменную работу, содержащую только задачи.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или не решена одна задача, но нет вычислительных ошибок.
«2» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и две вычислительные задачи или допущены ошибки в ходе двух задач.
Оценка за комбинированную контрольную работу.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи и нет других ошибок или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или допущено более 5 вычислительных ошибок.
Оценка за математический диктант.
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от общего числа.
«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от общего числа.
«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от общего числа.
Оценка за тестирование.
«5» - ставится за 90-100 % выполненной работы.
«4» - ставится за 80-89 %выполненной работы.
«3» - ставится за 50-79% выполненной работы.
«2» - ставится за менее 50% выполненной работы.
6. Оценка за итоговую комплексную контрольную работу.
Умения, проверяемые в основной части работы, оцениваются 1 баллом. В дополнительной части большинство проверяемых умений также оценивается 1 баллом, за исключением заданий 7 (текстовая задача) и 10 (свободное высказывание) оценивается в 2 балла. Результаты фиксируются в оценочном листе.
Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиции достижения/ недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.
Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 5 или 6 баллов.
О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.
Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7 и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровня подготовки.
Грубыми ошибками считаются следующие:
Вычислительные ошибки в примерах и в задачах;
Порядок действий, неправильное решение задачи;
Недоведение до конца решения задачи, примера, невыполненное задание.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
Нерациональные приёмы вычислений;
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
Неверно оформленный ответ задачи;
Неправильное списывание данных;
Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.