Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Иловай – Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовской области Первомайского района
Утверждено педагогическим советом
протокол № от
Директор ___________ / Некрасова Д.Т./
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Декоративная вышивка».
Программа рассчитана на 3 года обучения
(для детей10-16 лет).
Составила:
Игумнова Анна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
с. Иловай - Дмитриевское
2010г.
Сведения об авторе.
1. Фамилия, имя, отчество: Игумнова Анна Сергеевна
2. Должность: педагог дополнительного образования
3. Место работы: МОУ "Иловай-Дмитриевская средняя общеобразовательная школа".
4. Координаты учреждения: 393710 Тамбовская область, Первомайский район, село Иловай-Дмитриевское, ул.Школьная, д.3. телефон 8-475-48-25-2-27
5. Место жительства: 393710 Тамбовская область, Первомайский район, пос. Первомайский, ул. Э. Тельмана, д.10, кв.27.
Телефон (дом) 2-30-84
(сот) 8910751-34-45
Информация о программе
Программа «Декоративная вышивка» реализуется с 2010 года
Тип программы – экспериментальная
Направление деятельности – художественно-эстетическое
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон – 10-16 лет
Пояснительная записка.
Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.
Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.
Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.
Образовательная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Срок обучения 3 года, периодичность занятий 3 раза в неделю по 2 часа (одно занятие теоретическое, второе практическое.). Общее количество часов в год 216.
Цель программы: изучение истории развития вышивки, технологических приемов выполнения различных групп швов, особенности художественного оформления изделий, знание основ композиции и цветоведения.
Задачи программы:
Обучающие - освоить терминологию
- освоить технологию вышивки
- научить использовать инструменты и приспособления
- освоить технологию украшения одежды вышивкой.
Развивающие: - развить специальные и творческие способности
- развить интерес к процессу создания изделий
- развить эстетический вкус
Воспитательные: - способствовать формированию внутренней культуры личности
- содействовать формированию личных качеств: целеустремлённости, стремления к совершенству, творческому росту
Отличительных особенностей нет, так как нет подобной Программы.
Данная Программа отличается от предыдущей образовательной Программы тем, что она направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение или определение знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 10 до 16 лет.
Продолжительности образовательного процесса определяются 3 годами
1 год - Подмастерье.
2 год – Мастер.
3 год – Мастер-Класс.
Занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятий детей младшей группы установлена – 1час15минут, средней группы – 1час30минут, старшей группы – 2часа15минут (3часа с перерывами между занятиями). Перерыв между занятиями должен составлять не менее 10-15 минут.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально: может вести занятия индивидуально с детьми – инвалидами по месту жительства.
Формы занятий:
Занятие
Урок-экскурсия
Урок-игра
Защита выставки (работ)
К концу обучения по данной Программе дети должны:
Знать:
все существующие виды и способы ручной вышивки;
правила техники безопасности;
различные виды техники выполнения работ;
порядок выполнения расположения центра вышивки;
окончательная отделки и ВТО готового изделия;
порядок оформление работы в рамку или паспарту.
Уметь:
самостоятельно осуществлять подбор цвета для изделия;
выполнять основные виды швов ручной вышивки;
в совершенстве владеть техникой работы иглами.
Приобрести навыки:
ручной вышивки;
работы в фондах музеев, библиотеках с литературными источниками;
работы со схемами и инструкционными картами.
Для подведения итогов используются следующие формы:
собеседование;
участие в конкурсах;
участие в выставках работ (областные, зональные, районные);
контрольное выполнение работ;
защита работ.
Основные разделы программы
Украшающие контурные швы
Швы «вперед иголка» и «за иголку». Варианты этих швов - верхошвы,
«строчка», «узелки».
Стебельчатый шов и его варианты: «веревочка», «елочка».
Вышивка монограмм.
Композиция: главное и соподчиненное.
Цветоведение. Теплые и холодные тона. Цветовые пороги.
Шов «набор». Применение простейших швов в народной вышивке
(роспись).
2. Тамбурные швы.
Узкий, широкий тамбурный шов.
Вариативность в тамбурном шитье: петля, полупетля, прямая и ломаная
елочка.
Понятие об орнаменте. Виды орнаментов. Использование тамбурных швов в вышивке растительных орнаментов.
3. Обшивочные швы.
Простой и двусторонний обшивочный швы.
Обшивочные швы с перевивом, уголками и треугольниками.
Использование обшивочных швов в швейном производстве и вышивке.
4. Украшающие швы.
Ячейковый шов. Вышивка «козликом». Вариативность шва : «козлик» с перевивом, перевитой, шов «восьмерка», бархатный шов. Национальные особенности вышивки народов Севера.
5. Соединительные швы.
Соединительно-воздушный и маскировочный швы.
Соединение деталей одежды обшивочными и украшающими швами.
6. Мережки.
Выдергивание нитей для мережки. Мережечный шов. Разновидности
мережки.
Обработка края салфетки, заделка уголков.
Мережка «столбик», «в раскол», «перевитый снопик».
Группирование нитей украшающими швами.
7. Счетные швы.
Вышивка по канве и по счету нитей.
Шов «роспись». Крест простой и сложный (болгарский).
Счетная гладь. Гобеленовый шов (полукрест).
Счетные швы в тамбовской вышивке. Тамбовский крест.
8. Декоративные швы.
Шов «узелки», «навивы», «петельки».
Сочетание декоративных швов с тамбурным и стебельчатым швами.
Вышивка на трикотаже.
Композиционная целостность. Виды композиций.
9. Гладьевые швы.
Многообразие гладьевой вышивки.
Классификация приемов вышивки гладью: гладь односторонняя и
двусторонняя, «легкая» и с настилом, прорезная, фестончатая и
художественная гладь.
Косая арабская и белая английская гладь.
Своеобразие приемов выполнения у славянских народов.
Киевская и владимирская гладь.
10. Вышивка бисером.
Закрепление нитки, работа в одну нить, закрепление узелка. Техника низания.
Обучаясь этому мастерству воспитанницы, приобретают необходимые умения и навыки:
заправлять ткань в пяльцы;
технологически грамотно выполнять ручные швы;
выполнить заключительную обработку вышитого изделия;
правильно подобрать цветовое решение;
эстетично украсить изделие вышивкой;
Процесс реализации программы проходит три основных этапа.
На первом, репродуктивном этапе обучение девочки получают необходимые знания, умения и навыки по технологии вышивания.
На втором, поисково-исполнительном этапе учатся вносить элементы новизны создают собственные разработки с помощью компьютерных технологий (программа «Вышивка крестом»).
На третьем, творческом этапе – создают собственные изделия.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно-эстетический вкус девочек.
Развитие чувства коллективизма, взаимопомощи способствуют следующие формы организации досуга: «Осенний бал», «Праздник матери», «Рождественские посиделки», «Крещенский вечерок», «Праздники хорошего настроения», «Руками наших бабушек», «Кафе именинников» и т.д.
В процессе подготовки и проведении общих дел, укрепляется связь – педагог-ребёнок-семья, развиваются коммуникативные качества воспитанников.
Для реализации программы необходимо:
Методическое обеспечение Программы.
-Технологические карты
-Эскизы
-Схема образования промежуточных цветов
-Схема спектрального круга (8 секторов, 12 секторов)
-Схемы выполнения ручных швов, (шов вперёд иголку, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «козлик», счётный шов «набор», счётная гладь, шов - полукрест, простой крест, болгарский крест, тамбовский крест, двойной крест, гобеленное шитьё роспись).
-Схемы вышивки по канве.
Материально-техническое обеспечение Программы.
-помещение для мастерской;
-швейная машина в соответствии с учебной программой;
-инструменты и приспособления, облегчающие труд и увеличивающие производительность труда (линейки, угольники, циркуль, карандаши, портновский мел, иглы для вышивания, пяльцы, копировальная бумага, булавки, нитки Х\Б , нитки мулине ,канва, ножницы, напёрстки, сантиметровая лента, электроутюг – вес утюга 1-2кг., гладильная доска, подставки для утюгов, пульверизатор, не большие отрезки тканей, зеркало).
-коробки для хранения инструментов и приспособлений;
-столы, стулья, столы для работы, шкафы для хранения инструментов и принадлежностей.
Методическое и дидактическое обеспечение Программы.
- декоративно-прикладное творчество;
-методические разработки занятий;
- сценарии мероприятий
-наглядно- иллюстративный материал (плакаты, таблицы, рисунки)
- подборка информационной справочной литературы;
1 год обучения
«Подмастерье»
Цели: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка и выявление его способностей.
Задачи:
ознакомить детей с инструментами и материалами для ручной вышивки;
научит выполнять основные виды швов;
развить воображение;
развить интерес к выбранному делу;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, любовь к рукоделию.
Предполагаемые результаты После первого года обучения воспитанницы должны
историю возникновения народных ремёсел;
правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
символику обрядовой вышивки по канве;
краткие сведения по материаловедению;
основы цветоведения.
шов вперёд иголку, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный шов, петельный шов, шов «козлик»,
Такие виды итоговой работы, как: вышитый рушник
Первый год обучения.
№п\п | | Наименование темы | Теория | Практика | Итого |
1. | Введение в программу | 1.1Введение | 2 | | 2 |
1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место | 2 | | 2 |
1.3Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. | 2 | 6 | 8 |
1.4Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. | 1 | 3 | 4 |
1.5Увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. | 1 | 3 | 4 |
1.6Понятие о цвете: тёплые и холодные тона. | 2 | 4 | 6 |
1.7Шов «вперед иголка». | 1 | 7 | 8 |
1.8Шов «за иголку». | 1 | 7 | 8 |
1.9Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
1.10Закрепление пройденного материала. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 16 | 38 | 54 |
2. | Стебельчатый шов | 2.1Стебельчатый шов. | 1 | 5 | 6 |
2.2Вышивка монограммы. | 1 | 7 | 8 |
2.3Композиция: главное и соподчинённое. | 1 | 7 | 8 |
2.4Встреча с рукодельницами села. | | 2 | 2 |
2.5Вышивка миниатюры. | 4 | 10 | 14 |
2.6Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 9 | 35 | 44 |
3. | Шов «набор» | 3.1Шов «набор». | 1 | 7 | 8 |
3.2Символика в народной вышивки. | 2 | 7 | 9 |
3.3Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
3.4Объединение элементов орнамента | 2 | 9 | 11 |
3.5Вышивка салфетки швом «набор» | | 10 | 10 |
3.6Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 9 | 41 | 50 |
4. | Тамбурные швы | 4.1Тамбурные швы. Вариативность в тамбурном шве. | 2 | 8 | 10 |
4.2Использование швов вышивки растительных орнаментов. | 1 | 8 | 9 |
4.4Вышивка миниатюры. | | 10 | 10 |
4.4Изготовление панно с применением изученного материала. | | 10 | 10 |
4.5Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 5 | 40 | 45 |
5. | Обшивочные швы | 5.1Обшивочные швы. Многообразие обшивочных швов. | 2 | 7 | 9 |
5.2Обработка салфетки обшивочным швом. | | 8 | 8 |
5.3Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 4 | 19 | 23 |
Итого за первый год обучения 43 | 173 | 216 |
Содержание разделов программы первого года обучения.
1 раздел. Введение в программу. 54часа
Теория – 2 часа
Теория – 2 часа
Теория - 2 часа
Краткая характеристика хлопчатобумажных, льняных шерстяных тканей. Основные свойства тканей. Применение тканей.
Практика –6 часов
Практические занятия по применению тканей.
Теория - 1 час
Практика -3 часа
Теория-1 час
Практика – 3 час
Теория – 2
Практика – 4 часа.
Теория – 1 час
Практика – 7 часов.
Теория – 1 час
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
Теория – 2 часа
- Закрепление пройденного материала.
Практика – 4 часа
- практическое закрепление по выполнению швов «вперед иголка», «назад иголка».
2 раздел. Стебельчатый шов. 44часа
Теория – 1 час
Практика – 5 часов
Теория – 1 час
Практика – 7 часов
Теория – 1 час
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Теория – 4 часа
Практика – 10 часов
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
3 раздел. Шов «набор». 50 часов
Теория – 1 час
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Практика – 9 часа
Практика – 10 часов
Теория – 4 часа
- Выставка, мероприятие.
Практика – 8 часа
4 раздел. Тамбурные швы. 45 часов
Теория – 2 часа
Практика – 8 часов
Теория – 1 час
Практика – 8 часов
Практика – 10 часов
Практика – 10 часов
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
- Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.
5 раздел. Обшивочные швы. 23 часа
Теория – 2 часа
Практика – 7 часов
Практика – 8 часов
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
2 год обучения
«Мастер»
Цель: изучить основные швы ручной вышивки.
Задачи:
ознакомить детей с различными швами ручной вышивки;
развить самостоятельность в работе;
выявит возможности детей к творческой работе;
воспитать чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.
Предполагаемые результаты.
историю возникновения и развития женских ремёсел;
правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
виды орнамента.
вышивки по канве;
создания цветовой композиции.
умениями и навыками работы в фондах музеев, библиотеках, с литературными источниками;
копировать образцы вышивки с учётом требований качеств выполняемой работы;
самостоятельно:
осуществлять подбор цвета для изделия;
моделировать и проектировать эскиз работы сувенирного панно для присвоения звания «Белошвейка»;
выполнять работу по эскизу, учитывая традиции вышивки по канве
- шов – полукрест, простой крест, болгарский крест, тамбовский крест, двойной крест, гобеленное шитьё, роспись .
Второй год обучения.
№п\п | Наименование раздела | Наименование темы | Теория | Практика | Итого |
1. | Украшающий шов | 1.1Введение. | 2 | | 2 |
1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место | 2 | | 2 |
1.3Украшающий шов. Ячейковый шов. | 2 | 6 | 8 |
1.4Шов «козлик» и его разновидности. | 2 | 6 | 8 |
1.5Соединительно-воздушные и маскировочные швы. | 1 | 10 | 11 |
| | Итого: | 9 | 22 | 31 |
2. | Мережки. | 2.1Мережки. Классификация волокон | 1 | 1 | 2 |
2.2Определение ереплетения волокон в тканях. | 1 | 1 | 2 |
2.3ВТО хлопчатобумажных тканей | 1 | | 1 |
2.4Подбор тканей для выполнение мережки (полотняное). | 1 | 1 | 2 |
2.5Определение размера салфетки. Подбор узора для мережки. | 2 | | 2 |
2.6Продёргивание нитей для мережки. | 1 | 6 | 7 |
2.7Мережечный шов. Разновидности мережки. | 2 | | 2 |
2.8Обработка края салфетки, заделка уголков. | 1 | 6 | 7 |
2.9Украшение салфетки мережкой. | 1 | 7 | 8 |
2.10Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 13 | 26 | 39 |
3. | Счетные швы | 3.1Счетные швы. Вышивка по канве и по счёту нитей. | 2 | 7 | 9 |
3.2Шов роспись, крест простой. | 2 | 6 | 8 |
3.3Выполнение миниатюры. | 1 | 11 | 12 |
3.4Болгарский крест. | 1 | 10 | 11 |
3.5Выполнение изделия болгарским крестом. | | 12 | 12 |
| | 3.6Счётная гладь. Гобеленовый шов. | 2 | 6 | 8 |
3.7Выполнение миниатюры. | | 10 | 10 |
3.8Счётные швы в тамбовской вышивке Тамбовский крест. | 2 | 6 | 8 |
| | Итого: | 10 | 68 | 78 |
4. | Практическое выполнение. | 4.1Вышивка крестом, сюжетные картины. | | 62 | 62 |
4.2Выставка, мероприятие. | 2 | 4 | 6 |
| | Итого: | 2 | 66 | 68 |
Итого за второй год обучения | 34 | 182 | 216 |
Содержание разделов программы второго года обучения.
1 раздел. Украшающие швы 31час
Теория – 2 часа
Теория – 2 часа
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Теория –1 час
Практика – 10 часов
2 раздел. Мережки 39часов
Теория – 2 часа
Теория – 1 час
Практика – 1 час
Теория – 1 час
Теория – 1 час
Практика – 1 час
Теория – 2 часа
Теория – 1 час
Практика – 6 часов
Теория – 2 часа
Теория – 1 час
Практика – 6 часов
Теория – 1 час
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
Подбор материала для выставки. Проведение мероприятия.
3 раздел. Счётные швы.
Теория – 2 часа
Практика – 7 часов
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Теория – 1 час
Практика – 11 часов
Теория – 1 час
Практика – 10 часов
Практика – 12 часов
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Практика – 10 часов
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
3 раздел Практическая работа
Практика – 62 часа
Теория – 2 часа
Практика – 4 часа
3 год обучения
«Мастер – Класс»
Цель: развивать творческий подход у детей при выборе и выполнении изделия.
Задачи:
научить пользоваться схемами;
научить определять начало работы;
развить интерес к работе;
воспитывать трудолюбие;
воспитывать эстетический вкус.
Предполагаемые результаты
- виды композиции;
- разновидность глади;
- развитие бисерного производства;
- использование бисера в народном костюме России;
- технику выполнения вышивки бисером;
- основные требования к проектированию изделий.
- выполнять декоративные швы;
- выполнять прорезную, фестончатую гладь;
- выполнять художественную гладь;
- пользоваться инструментами и приспособлениями для вышивки бисером;
- выполнять не большие работы вышивания бисером.
Третий год обучения
№п\п | Наименование раздела | Наименование темы | Теория | Практика | Итого |
1. | Декоративные швы | 1.1Введение. | 2 | | 2 |
1.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место | 2 | | 2 |
1.3Декоративные швы. Шов «узелки», «навивы» | 2 | 6 | 8 |
1.4Понятие композиции. Виды композиции. | 2 | 6 | 8 |
1.5Гладь односторонняя. | 1 | 5 | 6 |
1.6Гладь двусторонняя. | 1 | 5 | 6 |
1.7Гладь с настилом, «лёгкая» гладь. | 1 | 8 | 9 |
1.8Прорезная, фестончатая гладь. | 1 | 10 | 11 |
1.9Художественная гладь. | 2 | 11 | 13 |
1.10Вышивка композиции гладьевыми швами. | 2 | 15 | 17 |
| | Итого: | 16 | 66 | 82 |
2. | Вышивка бисером | 2.1Введение. | 2 | | 2 |
2.2Инструменты, материалы и приспособления. Рабочее место. | 2 | | 2 |
2.3Развитие бисерного производства и рукоделия в России. | 2 | | 2 |
2.4Использование бисера в народном костюме в России. | 2 | | 2 |
2.5Украшения из бисера. | 1 | | 1 |
2.6Техника выполнения вышивки бисером. | 1 | 8 | 9 |
2.7Выполнение небольшой работы бисером. | 1 | 13 | 14 |
2.8Вышивка бисером по канве. | 4 | 9 | 13 |
2.9Выбор схемы для изготовления работы (рисунка). | 2 | 2 | 4 |
2.10Подбор канвы и бисера. | 2 | 2 | 4 |
2.11Практическая работа | | 12 | 12 |
2.12Окончательная отделка работы. | 2 | 4 | 6 |
| | 2.13Подбор рамки, оформление работы в рамку. | 2 | 2 | 4 |
| | Итого: | 23 | 52 | 75 |
3. | Выполнение итогового изделия (творческий проект). | 3.1Контрольное итоговое изделие (проект). Основные требования к проектированию изделий. Планирование работы над проектом. | 6 | | 6 |
3.2Тематическая направленность и разработка композиции изделия. | 6 | 6 | 12 |
3.3Подбор рисунка по тематике. Определение размерных характеристик. Подбор ткани и цветовое решение. | 2 | 6 | 8 |
3.4Выполнение вышивки. | 4 | 22 | 26 |
3.5Защита проекта. | 7 | | 7 |
| | Итого: | 25 | 34 | 59 |
Итого за третий год обучения | 64 | 152 | 216 |
Содержание разделов программы третьего года обучения.
раздел Декоративные швы. 82 часа
Теория – 2 часа
Теория – 2 часа
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Теория – 2 часа
Практика – 6 часов
Теория – 1 час
Практика – 5 часов
Теория – 1 час
Практика – 5 часов
Теория – 1 час
Практика – 8 часов
Теория – 1 час
Практика – 10 часов
Теория – 2 часа
Практика – 11 часов
Теория – 2 часа
Практика – 15 часов
раздел Вышивка бисером. 75 часов
Вышивание бисером может стать приятным хобби. Это занятие отлично успокаивает, помогает развеяться мыслям, хотя требует особого навыка и сноровки, аккуратности, терпения и творческого расположения духа. Прежде чем начать вышивать, нужно правильно подобрать иглу, которая должна быть тонкой и с большим ушком, размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бусинах. Вышивка по канве выполняется построчно, то есть рядами, а чтобы нити хватало на один ряд, длина ее должна быть приблизительно в 4-5 раз больше ширины вышивки.
Количество бисера в ряду равняется количеству клеток в строке схемы (кстати, можно взять любую схему для вышивки крестом). При вышивании бисером применяется практически любой шов, но чаще всего мастерицы используют арочный шов, или иначе, назад иголку, а также шов в прикреп.
раздел Выполнение итогового изделия (творческий проект). 59 часов
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Литература.
Глинская Е.Б. Азбука вышивания. Ташкент, изд-во «Мехнат»,
1994г.
Еременко Т.И. Иголка-волшебница. М., «Просвещение», 1987г. Еременко Т.И. Вышивка крестом. М., ТОО «Мария Л», 1992г.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. Минск, «Полымя»,
1992г.
Мадре Илга Вышивание 600 узоров. Riga .Latvijas enciklopedia
1993г. Вып.4,5.
Моисеенко Ю. Е., Бичукова Е. В., Бичукова Т. В.
Юной вышивальщице. Минск, «Народная асвета», 1993г.
Сычева Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск, МП «Альтернатива»,
1991г.
Дамское рукоделие. Книга о вышивке. Н.-Новгород, ТОО «ПК
Инжиниринг, Лтд», 1993г.
Курс женских рукоделий. Репринтное издание, С.-Петербург,
«Слово», 1902г./ М., А/О «Толика» («Российский писатель»), 1992г.
Рукоделие. Популярная энциклопедия./ Под ред. И.А. Андреевой.
М., Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992г.
Учите детей вышивать. Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с., 16с. ил.: ил.
Тамбовская вышивка: Государственное издательство местной промышленности и художественных промыслов РСФСР. 1963
Журнал Сделай сам: Москва. Издательство «Знание» 1991