СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 - 6 класс Летягин А.А.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа адресована для работы в общеобразовательном учреждении, с 5 по 6 класс, на основе ФГОС ООО в 2021 - 2022 учебном году. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 - 6 класс Летягин А.А.»

























Рабочая программа основного общего образования по географии

для 5 - 6 класса (базовый уровень)









Разработчик программы:

Климченко А.С. учитель географии

высшей квалификационной категории















Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5-6 классов (базовый уровень) составлена на основе:

1) федеральный уровень: ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями от 31.12.2015 приказ Минобрнауки РФ № 1577); примерной основной образовательной программы основного общего образования, включенной в реестр ПООП www.fgosreestr.ru, авторской рабочей программы к учебнику А.А.Летягин «География Начальный курс» 5,6 классы, автор – составитель А.А.Летягин, М., «Просвещение» 2021 года;

2) региональный уровень: региональные методические письма; программа регионального содержания (действует РК ГОС 2005г. по согласованию с МО РФ) Архангельской области;

3) основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Североонежская школа», положения о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения от 20.05.2016 года приказ № 255ОД.


Учебно – методический комплект 5 класс:

1.А.А.Летягин 5 класс География. Начальный курс. М., «Вентана - Граф»/ учебник, 2020 год.

4.Атлас 5 класс, контурные карты 5 класс. М., «Вентана - Граф», 2020 год.


Учебно – методический комплект 6 класс:

1.А.А.Летягин 5 класс География. Начальный курс. М., «Просвещение»/ учебник, 2021 год.

4.Атлас 6 класс, контурные карты 6 класс. М., «Просвещение», 2021 год.


Описание места учебного предмета «География» в учебном плане:

География относится к общественно-научной предметной области.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272. На основании учебного плана основной образовательной программы МБОУ «Североонежская школа» в 5 классах 34 ч в год, 1ч в неделю, из них 8 часов на изучение регионального содержания, в 6 классах 51 час в год, 1,5ч в неделю (17 часов из части учебного плана, формирующейся участниками образовательного процесса).

В 5 классе практических работ – 7. В 6 классе практических работ – 12.

В 5 и 6 классе 1 урок резервный, для проведения промежуточной аттестации.

В тексте рабочей программы принят условный знак Р/с – региональное содержание, п.р. – практическая работа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

5 класс

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6 класс


Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • определять по карте географическое положение объектов;

  • Описывать географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.





Содержание учебного предмета по темам курса.


Наименование разделов

Количество часов

В том числе практических работ

5 класс

1

Географическое изучение Земли

9

1

2

Изображение земной поверхности

12

4

3

Земля – планета Солнечной системы

5

0

4

Литосфера – каменная оболочка Земли

8

2


Итого

34

7

6 класс

1

Введение

2


2

Гидросфера – водная оболочка Земли

14

4

3

Атмосфера — воздушная оболочка

19

6

4

Биосфера — оболочка жизни

9

1

5

Географическая оболочка Земли

7

1


Итого

51

12


5 класс

Географическое изучение Земли (9 часов)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. П.р.Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий

Изображение земной поверхности (12 часов)

План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности. Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса. П.р. Определение на местности направлений (азимутов) и расстоянии П.р. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек П.р.Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус - модель Земли П.р. Определение географических координат на карте и расстояний на глобусе

Земля - планета Солнечной системы» (5 часов)

Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Литосфера – каменная оболочка Земли (8 часов)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. П.р. Нанесение на к/к основных форм рельефа П.р.Определение по карте географического положения гор и равнин - их описание

6 класс

Введение (2 часа)

Географическая оболочка Земли. Ее составные части. Геосферы.

Гидросфера – водная оболочка Земли (14 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира. П.р. Описание географического положения реки. П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. П.р. Описание озера по плану

Атмосфера — воздушная оболочка (19 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

П.р. Определение среднесуточной, среднегодовой температуры воздуха на основании показаний. П.р. Построение и анализ розы ветров. П.р. Построение диаграммы облачности. П.р. Построение диаграммы осадков. П.р. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. П.р. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Биосфера — оболочка жизни (9 часов)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

П.р. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

Географическая оболочка Земли (7 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Почвенный покров. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Природная среда. Охрана природы.

П.р. Описание природного комплекса своей местности. Р/с


Тематическое планирование. 5 класс

Тема (раздел программы)

Дата проведения

Корректировка

Раздел 1: Географическое изучение Земли (9 часов)

1

География - одна из наук о планете Земля

1 неделя


2

География - одна из наук о планете Земля

2 неделя


3

География в древнее время

3 неделя


4

География в Средние века

4 неделя


5

География в средние века (Азия)

5 неделя


6

Великие географические открытия. Р/с П.р.Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий

6 неделя


7

Географические открытия и исследования в XVI – XIXвв. Р.с

7 неделя


8

Современные географические исследования

8 неделя


9

Взгляд на Землю из космоса

9 неделя


Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 часов)

10

Изображения земной поверхности

10 неделя


11

Ориентирование на местности Р.с

11 неделя


12

Топографический план и топографическая карта

12 неделя


13

Как составляют топографические планы и карты П.р. Определение на местности направлений (азимутов) и расстоянии Р.с

13 неделя


14

Изображение рельефа на топографических планах и картах П.р. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек

14 неделя


15

Виды планов и их использование

15 неделя


16

Глобус – модель Земли П.р.Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус - модель Земли

16 неделя


17

Географические координаты

17 неделя


18

Географические координаты

18 неделя


19

Определение расстояний и высот по глобусу П.р. Определение географических координат на карте и расстояний на глобусе

19 неделя


20

Географическая карта

20 неделя


21

Географические карты и навигация в жизни человека Р.с

21 неделя


Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы (5 часов)

22

Земля среди других планет Солнечной системы

22 неделя


23

Движение Земли по околосолнечной орбите

23 неделя


24

Движение Земли по околосолнечной орбите

24 неделя


25

Пояса освещенности. Суточное вращение Земли

25 неделя


26

Пояса освещенности. Суточное вращение Земли

26 неделя


Раздел 4. Оболочки Земли. Литосфера – каменная оболочка Земли (8 часов)

27

Слои «твердой» Земли

27 неделя


28

Вулканы Земли. Землетрясения

28 неделя


29

Из чего состоит земная кора

29 неделя


30

Рельеф земной поверхности Р.с

30 неделя


31

Выветривание и перемещение горных пород Р.с

31 неделя


32

Рельеф земной поверхности. Горы суши П.р. Нанесение на к/к основных форм рельефа Р.с

32 неделя


33

Равнины и плоскогорья суши. Рельеф Мирового океана П.р.Определение по карте географического положения гор и равнин - их описание Р.с

33 неделя


34

Резервный урок для промежуточной аттестации

34 неделя


Тематическое планирование. 6 класс

Тема (раздел программы)

Дата проведения

Корректировка


1

Введение

1 неделя



2

Географическая оболочка Земли и ее составные части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера

2 неделя



Гидросфера – водная оболочка Земли (14 часов)


3

Вода на Земле

3 неделя



4

Вода на Земле. Мировой круговорот воды

4 неделя



5

Мировой океан – главная часть гидросферы. Р/с «Белое море»

5 неделя



6

Воды Мирового океана

6 неделя



7

Движения морских вод

7 неделя



8

Воды суши. Реки. Р/с

8 неделя



9

Реки. П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира

9 неделя



10

Горные и равнинные реки. Р/с

10 неделя



11

Питание и режим рек

11 неделя



12

П.р. Описание географического положения реки

12 неделя



13

Озера. Р/с П.р. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира

13 неделя



14

П.р. Описание озера по плану

14 неделя



15

Вода в «земных кладовых».

15 неделя



16

Человек и гидросфера. Р/с

16 неделя



Атмосфера – воздушная оболочка (19 часов)




17

Воздушная оболочка земли — атмосфера

17 неделя



18

Как нагревается атмосферный воздух

18 неделя



19

Изменение температуры воздуха.

18 неделя



20

П.р. Определение среднесуточной, среднегодовой температуры воздуха на основании показаний. Р/с

19 неделя



21

Атмосферное давление

19 неделя



22

Движение воздуха.

20 неделя



23

Постоянные ветры. Р/с

20 неделя



24

П.р. Построение и анализ розы ветров

21 неделя



25

Вода в атмосфере

21 неделя



26

Разнообразие облаков

22 неделя



27

П.р. Построение диаграммы облачности

22 неделя



28

Атмосферные осадки. Р/с

23 неделя



29

П.р. Построение диаграммы осадков

23 неделя



30

Погода и метеорологические наблюдения. П.р. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды

24 неделя



31

Погода и метеорологические наблюдения. Р/с

24 неделя



32

Климат

25 неделя



33

П.р. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Р/с

25 неделя



34

Человек и атмосфера

26 неделя



35

Атмосферные явления. Р/с

26 неделя



Биосфера – оболочка жизни (9 часов)


36

Оболочка жизни. П.р. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли

27 неделя



37

Жизнь в тропическом поясе. Влажные экваториальные леса

27 неделя



38

Жизнь в тропическом поясе. Саванны, тропические пустыни

28 неделя



39

Растительный и животный мир умеренных поясов

28 неделя



40

Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга. Р/с

29 неделя



41

Жизнь в полярных поясах и в океане

29 неделя



42

Жизнь в океане. Р/с

30 неделя



43

Человек — часть биосферы

30 неделя



44

Человек — часть биосферы

31 неделя



Географическая оболочка Земли (7 часов)


31 неделя

45

Почвенный покров. Р/с

31 неделя



46

Географическое разнообразие почв

32 неделя



47

Взаимосвязь оболочек земли.

32 неделя



48

Природно – территориальный комплекс. П.р. Описание природного комплекса своей местности. Р/с

33 неделя



49

Географическая оболочка

33 неделя



50

Природная среда. Охрана природы. Р/с

34 неделя



51

Резервный урок

34 неделя




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!