СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 кл география 2022-2023

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 кл география 2022-2023»

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


МинистерствообразованияОренбургскойобласти


Управлениеобразованияадминистрацииг.Оренбурга



МОАУ"Лицей№7"







РАССМОТРЕНО

МОестественно-научногоцикла

СОГЛАСОВАНО

Заместительдиректора

УТВЕРЖДАЮ

ДиректорМОАУ"Лицей№7"

(____________) (__________)

Протокол№ Приказ№

РуководительМО

(___________)

Протокол№ от" " 20 г.

от" " 20 г.

от" " 20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID274561)

учебногопредмета

«География»



для 5 класса основного общего образованияна2022-2023учебный год






Составитель:КиселеваОльгаВладимировна

Учительгеографии






г. Оренбург, 2022

РабочаяпрограммапогеографиинауровнеосновногообщегообразованиясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосвоенияосновнойобразовательной

программыосновногообщегообразования,представленныхвФедеральном

государственномобразовательномстандартеосновногообщегообразования,атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезультатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примернойпрограммевоспитания(одобренорешениемФУМОот02062020г).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ПрограммапогеографииотражаетосновныетребованияФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательныхпрограммисоставленасучётомКонцепциигеографическогообразования,принятойнаВсероссийскомсъездеучителейгеографии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от24.12.2018года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебногопредмета«География»;определяетвозможностипредметадляреализациитребованийкрезультатамосвоенияпрограммосновного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельностиобучающихся.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социальноориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещениинаселенияихозяйства,обособенностяхиодинамикеосновныхприродных,экологическихисоциально-экономическихпроцессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитиютерриторий.

Содержаниекурсагеографиивосновнойшколеявляетсябазойдляреализациикраеведческогоподходавобучении,изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системенепрерывногогеографическогообразования,основойдляпоследующейуровневойдифференциации.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»

Изучениегеографиивобщемобразованиинаправленонадостижениеследующихцелей:

  1. воспитаниечувствапатриотизма,любвиксвоейстране,малойродине,взаимопониманиясдругиминародаминаосновеформированияцелостногогеографическогообразаРоссии,ценностныхориентацийличности;

  2. развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессенаблюденийзасостоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованиемгеографическихзнаний,самостоятельногоприобретенияновыхзнаний;

  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основеосвоениязнанийовзаимосвязяхвПК,обосновныхгеографическихособенностяхприроды,населенияихозяйстваРоссииимира,своейместности,оспособахсохраненияокружающейсредыирациональногоиспользованияприродныхресурсов;

  4. формированиеспособностипоискаипримененияраз-личныхисточниковгеографическойинформации,втомчислересурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений ипроцессов,жизненныхситуаций;

  5. формированиекомплексапрактико-ориентированныхгео-графическихзнанийиумений,необходимыхдляразвитиянавыковихиспользованияприрешениипроблемразличнойсложностивповседневнойжизнинаосновекраеведческогоматериала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном,полиэтничномимногоконфессиональноммире;

  6. формированиегеографическихзнанийиумений,необходимыхдляпродолженияобразованияпонаправлениямподготовки(специальностям),требующимналичиясерьёзнойбазыгеографическихзнаний.

МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

Всистемеобщегообразования«География»признанаобязательнымучебнымпредметом,которыйвходитвсоставпредметнойобласти«Общественно-научныепредметы».

Освоениесодержаниякурса«География»восновнойшколепроисходитсопоройнагеографическиезнанияиумения,сформированныеранеевкурсе«Окружающиймир».

Учебнымпланомнаизучениегеографииотводитсяодинчасвнеделюв5классе,всего-34часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое изучение ЗемлиВведение.География—наукаопланетеЗемля

Чтоизучаетгеография?Географическиеобъекты,процессыиявления.Какгеографияизучаетобъекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древогеографическихнаук.

Практическаяработа

1.Организацияфенологическихнаблюденийвприроде:планирование,участиевгрупповойработе,формасистематизации данных.

Тема1.Историягеографическихоткрытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, ДревнийРим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала какмодельпутешествийвдревности.Появление географическихкарт.

ГеографиявэпохуСредневековья:путешествияиоткрытиявикингов,древнихарабов,русскихземлепроходцев.ПутешествияМ. Полои А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. ЗначениеВеликихгеографическихоткрытий.КартамирапослеэпохиВеликихгеографическихоткрытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русскиепутешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция(РусскаяэкспедицияФ.Ф.Беллинсгаузена,М.П.Лазарева—открытиеАнтарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мировогоокеана.Географические открытияНовейшеговремени.

Практическиеработы
  1. Обозначениенаконтурнойкартегеографическихобъектов,открытыхвразныепериоды.

  2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителемвопросам.

Раздел2.ИзображенияземнойповерхностиТема1. Планыместности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Видымасштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутнаясъёмкаместности.Изображениенапланахместностинеровностейземнойповерхности.Абсолютнаяи относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороныгоризонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические итранспортныепланы,планыместностивмобильныхприложениях)иобластиихприменения.

Практическиеработы
  1. Определениенаправленийирасстоянийпоплануместности.

  2. Составлениеописаниямаршрутапоплануместности.

Тема2.Географическиекарты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса кплоскостигеографическойкарты.Градуснаясетьнаглобусеикартах.Параллелиимеридианы.

Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическаядолгота,ихопределениена глобусеикартах. Определениерасстоянийпо глобусу.

Искажениянакарте.Линииградуснойсетинакартах.Определениерасстоянийспомощью

масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способыизображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высоти глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Системакосмическойнавигации. Геоинформационные системы.

Практическиеработы
  1. Определениенаправленийирасстоянийпокартеполушарий.

  2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам.

Раздел3.Земля—планетаСолнечнойсистемы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, ихгеографическиеследствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движенияЗемли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнегои зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхностиЗемли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Сменадняи ночи на Земле.

ВлияниеКосмосанаЗемлюижизньлюдей.

Практическаяработа

1.ВыявлениезакономерностейизмененияпродолжительностидняивысотыСолнцанадгоризонтомвзависимостиотгео-графической широтыивременигоданатерритории России.

Раздел4.ОболочкиЗемли

Тема1.Литосфера—каменнаяоболочкаЗемли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строениеЗемли:ядро,мантия,земнаякора.Строениеземнойкоры:материковаяиокеаническаякора.Веществаземной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные иметаморфическиегорные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивностиземлетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушениеи изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Видывыветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних ивнешнихсил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки ивпадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшиегорные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие поплощадиравнины мира.

Человекилитосфера.Условияжизничеловекавгорахинаравнинах.Деятельностьчеловека,преобразующаяземнуюповерхность,исвязанныеснейэкологическиепроблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.Острова,их типы попроисхождению. Ложе Океана,его рельеф.

Практическаяработа

1.Описаниегорнойсистемыилиравниныпофизическойкарте.

Заключение

Практикум«Сезонныеизменениявприродесвоейместности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,температурывоздуха,поверхностныхвод,растительного иживотногомира.

Практическаяработа

1.Анализрезультатовфенологическихнаблюденийинаблюденийзапогодой.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийи расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направленийвоспитательнойдеятельности, втомчисле вчасти:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение кисторическому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;уважениексимволамРоссии,своегокрая.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны дляреализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность кразно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(«экологическийпатруль»,волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствийдля окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностноговыбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормыповеденияс учётомосознанияпоследствийдляокружающейсреды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуресвоей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектамВсемирногокультурного наследиячеловечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой каксредством познания мира для применения различных источников географической информации прирешении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыкамиисследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровыйобразжизни(здоровоепитание,соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способностьосознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологическицелесообразногообразажизни;бережноотноситьсякприродеиокружающейсреде.

Трудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применениягеографических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор ипостроение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественныхинтересови потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствийдля окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роликак гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, втомчисле:

Овладениюуниверсальнымипознавательнымидействиями:

Базовыелогическиедействия

  • Выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакигеографическихобъектов,процессовиявлений;

  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов иявлений,основаниядляих сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений сучётомпредложенной географической задачи;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решенияпоставленнойзадачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов иявлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,процессови явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).

Базовыеисследовательскиедействия
  • Использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;

  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов ипроблем;

  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческомматериале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами иявлениями;

  • оцениватьдостоверностьинформации,полученнойвходегеографическогоисследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюденияилиисследования,оцениватьдостоверностьполученныхрезультатовивыводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов иявлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположенияобихразвитиивизменяющихсяусловияхокружающейсреды.

Работасинформацией
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи изаданныхкритериев;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видовиформ представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,вразличных источниках географическойинформации;

  • самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации;

  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;

  • систематизироватьгеографическуюинформациювразныхформах.

Овладениюуниверсальнымикоммуникативнымидействиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектамразличныхвопросоввустныхи письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участниковдиалога,обнаруживатьразличие исходство позиций;

  • публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследованияилипроекта.

Совместнаядеятельность(сотрудничество)
  • приниматьцельсовместнойдеятельностипривыполненииучебныхгеографических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,обсуждатьпроцесс и результатсовместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географическихпроектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участниковвзаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругимичленами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей иоценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности.

Овладениюуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:Самоорганизация
  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ ихрешения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемыеварианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте.

Самоконтроль(рефлексия)
  • владетьспособамисамоконтроляирефлексии;

  • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкуприобретённомуопыту;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;

  • оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям

Принятиесебяидругих
  • осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;

  • признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого.


ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различнымиветвямигеографической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; - выбирать источникигеографической информации (картографические, текстовые, видеои фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейшихгеографическихисследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованияхЗемли,представленнуюводномили нескольких источниках;

  • различатьвкладвеликихпутешественниковвгеографическоеизучениеЗемли;

  • описыватьисравниватьмаршрутыихпутешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющиеоценитьвкладроссийскихпутешественниковиисследователейвразвитиезнанийоЗемле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,географическиекоординаты погеографическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для полученияинформации,необходимойдлярешенияучебныхи(или)практико-ориентированныхзадач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентированиена местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решенияучебныхи практико-ориентированных задач;

  • различатьпонятия«планместности»и«географическаякарта»,параллель»и«меридиан»;

  • приводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойинеживойприроды;

  • объяснятьпричинысменыдняиночиивремёнгода;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географическойширотой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности наосновеанализа данных наблюдений;

описыватьвнутреннеестроениеЗемли;

  • различатьпонятия«земнаякора»;«ядро»,«мантия»;«минерал»и«горнаяпорода»;

  • различатьпонятия«материковая»и«океаническая»земнаякора;

  • различатьизученныеминералыигорныепороды,материковуюиокеаническуюземнуюкору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефаЗемли;

  • различатьгорыиравнины;

  • классифицироватьформырельефасушиповысотеиповнешнемуоблику;

  • называтьпричиныземлетрясенийивулканическихизвержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентрземлетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированныхзадач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательныхзадач;

  • распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутренних и внешних процессоврельефообразования:вулканизма,землетрясений;физического,химическогоибиологическоговидоввыветривания;

  • классифицироватьостровапопроисхождению;

  • приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлитосфереисредствихпредупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельностичеловеканапримересвоейместности,России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно безучастияпредставителейгеографическихспециальностей,изучающихлитосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезныхископаемыхвсвоей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме(табличной,графической, географического описания)



ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

Количествочасов

Датаизучения

Видыдеятельности

Виды, формыконтроля

Электронные (цифровые)образовательныересурсы

всего

контрольныеработы

Практическиеработы

1.

Географическое изучение Земли

Введение.География

-наука о

ПланетеЗемля.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

1




Приводитьпримерыгеографическихобъектов,процессовиявлений,изучаемыхразличнымиветвями географической науки

находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в текстепараграфаилиспециальноподобранномтекстеинформацию,подтверждающуюто,чтолюдиобладалигеографическимизнаниямиещёдотого,какгеографияпоявиласькакнаука);

Устный

опрос


https://resh.edu.ru/subject/4/5/

2

Как география изучает объекты, процессы и явления.Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа 1

Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

1


0,5


Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;;

Устный опрос

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

3

Входная диагностическая работа.

1

1



Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач

Письменный контроль.


4

Историягеографическихоткрытий.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление гео- графических карт.

Практическая работа 2.

Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.

1


0,5


Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности)

сравниватьспособыполучениягеографическойинформациинаразныхэтапахгеографическогоизученияЗемли;;

сравнивать географические карты



Устный опрос

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

5

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

6

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий )

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

7

Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий )

Устный опрос.

Картографический диктант.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

8

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия);

Картографический диктант

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

9

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кру- госветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды)

1




Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий



10

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

1


0,5


Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

Применять знания по теме для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Выбиратьспособыпредставленияинформациивкартографическойформе

Устный опрос

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

11

Планыместности.

Виды изображения земной поверхности. Планы местности.Условные знаки.

Ориентирование по плану местности:стороныгоризонта.

1




Применятьпонятия«планместности»,«аэрофотоснимок»,«ориентированиенаместности»,

«стороныгоризонта» ,«условныезнаки»длярешенияучебных задач;

ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности

Устныйопрос.


Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

12

Масштаб. Виды масштаба. Способы определениярасстоянийнаместности.

Практическая работа 4.

Определениенаправленийирасстоянийпоплануместности.

1


0,5


Применять понятия «масштаб» для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Определять по плану направления и расстояния между объектами на местности.


Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

13

Глазомерная,полярнаяимаршрутная съёмка местности.

Практическая работа 5.

Составлениеописаниямаршрутапоплануместности.

1


0,5


Составлять описание маршрута по плану местности.

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

14

Изображение на планах местностинеровностей земной поверхности. Абсолютная и относительнаявысоты. Профессия топограф

1




Сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности.


Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

15

Разнообразиепланов(плангорода,туристическиепланы,военные,историческиеитранспортныепланы, планы местности в мобильных приложениях) и областиихприменения.


1




Проводить по плану несложное географическое исследование.

Ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях;


Зачет.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

16.

Географическиекарты.

Различияглобусаигеографическихкарт.Сходство и различие плана местности игеографической карты. Способыпереходаот сферической поверхности глобуса к плоскости географическойкарты.Искажениянакарте...Определениерасстоянийпоглобусу.

1




Различатьпонятия«планместности»и«географическаякарта»,;

Применятьпонятия«географическаякарта» длярешенияучебныхи практико-ориентированных задач.


Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

17

Градуснаясетьнаглобусеикартах.Параллелии меридианы. Экватор и нулевой меридиан.

1




Различатьпонятия«параллель»и«меридиан»;;

Применятьпонятия«параллель»,«меридиан»длярешенияучебных и практико-ориентированныхзадач;;

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

18

Географическиекоординаты.Географическаяширотаигеографическаядолгота,ихопределениенаглобусеикартах.

Практическая работа 6. Определение географических координат объектов и определениеобъектовпоихгеографическимкоординатам.

1


0,5


Определять географические координаты по картам


Устный опрос.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

19

Линииградуснойсетинакартах.Определениерасстоянийспомощьюмасштабаиградуснойсети.

Практическая работа7. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

1


0,5


Определятьнаправления,расстоянияпокартам

Объяснятьразличиярезультатовизмеренийрасстояниймеждуобъектамипокартамприпомощимасштабаиприпомощиградуснойсети;;


Устный опрос.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

20

Разнообразиегеографическихкартиихклассификации.Способыизображениянамелкомасштабныхгеографическихкартах.Изображениенафизическихкартахвысотиглубин.Географическийатлас.Использованиекартвжизниихозяйственной деятельности людей. Профессия картограф. Система космическойнавигации.Геоинформационныесистемы.

1




Определятьисравниватьабсолютныевысотыгеографическихобъектов,сравнивать глубинны морейиокеановпофизическимкартам;;

приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственнойдеятельностилюдейгеографическихкарт,плановместностиигеоинформационныхсистем(ГИС)

Письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

21.

Земля –планетаСолнечнойсистемы.

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли.Форма,размерыЗемли,ихгеографическиеследствия.


1




Приводитьпримерыпланетземнойгруппы;;

сравниватьЗемлюипланетыСолнечнойсистемыпозаданнымоснованиям,связавсреальнымиситуациями—освоениякосмоса;;

объяснятьвлияниеформыЗемлинаразличиевколичествесолнечноготепла,получаемогоземнойповерхностьюнаразныхширотах;;

различатьнаучнуюгипотезуинаучныйфакт;

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

22

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Сменавремён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия,летнего и зимнего солнцестояния.

1




Использоватьпонятия«земнаяось»,«географическиеполюсы»,«дниравноденствияисолнцестояния»прирешении задач:

объяснятьсменувремёнгоданаЗемледвижениемЗемливокругСолнцаипостояннымнаклономземнойосикплоскостиорбиты;;


Письменный опрос ( таблица)

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

23

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Поясаосвещённости. Тропики и полярные круги.

1




Использоватьпонятия«тропики»,

«полярныекруги»,«поясаосвещённости;

выявлятьзакономерностиизмененияпродолжительностисветовогодняотэкваторакполюсамвднисолнцестоянийнаосновепредоставленныхданных;;


Устный опрос.

Географический диктант.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

24

Вращение Земливокругсвоейоси.СменадняиночинаЗемле.

ВлияниеКосмосанаЗемлюижизньлюдей.

Практическая работа 8. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географическойширотыивременигоданатерриторииРоссии.

1


0,5


ОбъяснятьсуточноевращениеЗемлиосевымвращениемЗемли;;

объяснятьразличиявпродолжительностисветовогоднявтечениегоданаразныхширотах;

объяснятьразличиявпродолжительностисветовогоднявтечениегоданаразныхширотах;;приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживойприроды;;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений

Устный опрос.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

25

Оболочки Земли.

Литосфера-каменнаяоболочкаЗемли.

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изученияземныхглубин.ВнутреннеестроениеЗемли:ядро,мантия,земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническаякора.

1




ОписыватьвнутреннестроениеЗемли;;

,различатьпонятия«ядро»,«мантия»,

«земнаякора»,«минерал»и«горнаяпорода»;;

Различатьматериковуюиокеаническуюземнуюкору;применятьпонятия«литосфера

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

26

Веществаземнойкоры:минералыигорныепороды.Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфическиегорныепороды.

1




Различатьизученныеминералыигорныепороды,

Приводитьпримерыгорныхпородразногопроисхождения;;

Классифицироватьизученныегорныепородыпопроисхождению

Письменный опрос (таблица)

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

27

Проявления внутренних и внешних процессов образованиярельефа.Движениелитосферныхплит.Образованиевулканови причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивностиземлетрясений.Изучениевулкановиземлетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог.

1




Распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутреннихивнешнихпроцессоврельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического ибиологическоговидоввыветривания;;

применятьпонятия«литосфера»,«землетрясение»,«вулкан»,«литосферныеплиты»длярешения учебных и практикоориентированныхзадач;;


Картографический диктант

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

28

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних ивнутреннихпроцессов.Видывыветривания.Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутреннихивнешнихсил.

1




Приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности.

Распознаватьпроявлениявокружающеммирефизического, химического ибиологическоговидоввыветривания;;


Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

29

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Практическая работа 9.

Описание горной системы или равнины по физической карте.

1


0,5


Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупныеформырельефаЗемли,островаразличногопроисхождения;;различать горыиравнины;;

Классифицироватьгорыиравниныповысоте;;

Описыватьгорнуюсистемуилиравнинупофизическойкарте

Практическая работа.

Письменный опрос

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

30

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и наравнинах.Деятельностьчеловека,преобразующаяземнуюповерхность,исвязанныеснейэкологическиепроблемы.

1




Приводитьпримерыизмененийвлитосфереврезультатедеятельностичеловеканапримересвоейместности, Россииимира;;

Приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлитосфере;;



Картографический диктант

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

31

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы попроисхождению.ЛожеОкеана,егорельеф.

1




Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формырельефаЗемли,островаразличногопроисхождения;;


Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

32

Обобщение материала за курс 5 класса.

1




Знать и различать основные понятия .

Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач

Устный опрос.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

33

Промежуточная аттестация. Комплекс заданий стандартизированной формы

1

1



Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач

Письменный контроль


34

Заключение.

Практикум «Сезонныеизменения в природесвоейместности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высотыСолнцанадгоризонтом,температурывоздуха,поверхностныхвод,растительногоиживотногомира.

Практическая работа 10.

Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюденийзапогодой.

1


0.5


Различатьпричиныиследствиягеографическихявлений;

ПриводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойинеживой природы;;

Выбиратьформупредставлениярезультатовнаблюдений за отдельнымикомпонентамиприроды;;

представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);;устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости междувременемгода,продолжительностьюдняивысотойСолнцанадгоризонтом,температуройвоздуха;;

делатьпредположения,объясняющиерезультатынаблюдений;;


Устный опрос.

Практическая работа.

https://resh.edu.ru/subject/4/5/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

2

5






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА


МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ


ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ


ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ