СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по линии УМК "Классиическая география"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»


Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе


Рабочая программа по географии 5кл к учебнику Максимов, Герасимова, Неклюкова, Барабанов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5кл 2022- 2023 УЧ. ГОД.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии

и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:


  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;


  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;


  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;


  4. формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;


  5. формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;


  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

  7. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


  8. В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

    Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

    Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.



  9. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  10. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

    Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

    Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

    Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

    Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

    Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

    Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

    занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

    Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

    Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:


Базовые логические действия


  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;


  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;


  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;


  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;


  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;


  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия


  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;


  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;


  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;


  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;


  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;


  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;


  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией


  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;


  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;


  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;


  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;


  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;


  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:


Общение


  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;


  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;


  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)


  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических



проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;


  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация


  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;


  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)


  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;


  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;


  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;


  • оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других


  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;


  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.





ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;


  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;


  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;


  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;


  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;


  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;






  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;


  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;


  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;


  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;


  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;


  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;


  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,


«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;


  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;


  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;


  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;


  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;


  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;


  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;


  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;


  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;


  • различать горы и равнины;


  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;


  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;


  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,


«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;


  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;


  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;


  • классифицировать острова по происхождению;


  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;


  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;


  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;


  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;


  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ГЕОГРАФИЯ"



Содержание материала


Количество часов


Примерная программа


Рабочая программа


Раздел 1. Географическое изучение Земли

Тема Введение. География - наука о планете Земля

Тема Развитие географических знаний

Раздел 2. Изображения земной поверхности

Тема План и топографическая карта

Тема Географические карты

Раздел 3. Земля  планета Солнечной системы

Раздел 4. Оболочки Земли

Тема Литосфера – каменная оболочка Земли


9
2
7
10

5

5
4

7
7


9
1
8
13

6

7
4

7
7


Раздел 5. Заключение

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»


1


1


Резервное время


3


-


Итого


34


34





№ п\п


Наименование темы


Содержание обучения


Основные виды учебной деятельности


1


Географическое изучение Земли


Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.


Объяснять: существенные признаки понятий: «географический объект», «компас». Использовать: понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта. Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам. Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний


2


Изображение земной поверхности


Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на  плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса


Объяснять существенные признаки понятий: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения. Использовать понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, по чтению плана и карты. Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и  крутизной скатов холмов. Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников


3


Земля - планета Солнечной системы


Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и  вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.


Объяснять: существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор». Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.


4


Оболочки Земли. Литосфера.


Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.


Объяснять:существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины». Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород. Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Составлять описание гор и равнин, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.



Формы организации образовательного процесса
Формы обучения и контроля: традиционные урокипроверочная работа, тестовая работа,

практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач.


Формы и виды контроля


Диагностический контроль


Тесты


Сентябрь – май


Самостоятельные работы


Текущий контроль


Фронтальный и индивидуальный контроль, самопроверка, взаимопроверка


Поурочно


Проверочные карточки


Географические диктанты


Тематический контроль


Практические работы


В конце изученной темы


Самостоятельные работы


Итоговый контроль


Итоговые практические работы


По тематическому планированию


Административные контрольные работы


По плану ВШК



Практические работы



Итоговые практические работы


Планируемая неделя


Фактическая дата


1


Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников и географических объектов, открытых в разные периоды.






2


Практическая работа №2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.






3


Практическая работа № 3. Определение направлений и расстояний по плану местности.






4


Практическая работа № 4. Чтение топографической карты. Составление описания маршрута по плану местности.






5


Практическая работа № 5. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.






6


Практическая работа № 6. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.






7


Практическая работа № 7. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.






8


Практическая работа № 8. Описание горной системы или равнины по физической карте.






9


Практическая работа № 9. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.







Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков, обучающихся по географии. (Согласно Методическому письму «Направления работы учителей

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Физическая культура.docx.
 Показать все связанные файлы

Подборка по базе: Язык 5 Рабочая программа ID3628285.pdfЛит-ра 5 Рабочая программа ID3766342.pdf6-сынып Сызықтық алгоритмдерді программалау Жобалық жұмыс (1).doРабочая программа внеурочной деятельности Практическая биология.Рабочя программа внеурочной деятельности Юный химик.doc1 Антирисковая программа Высокая доля обучающихся с рисками учебРабочая программа Умники и умницы.docxАлгоритмды программалау 7 сынып.docxПрактические работы по географии в 9 классе.docxРабочая программа воспитательной работы на 2022-2023 учебный год

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала;

полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.



Оценка "4" ставится, если ученик:


1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4. Ответ самостоятельный.

5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

9. Понимание основных географических взаимосвязей.

10. Знание карты и умение ей пользоваться.

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:


1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.



Оценка "2" ставится, если ученик:


1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

2.Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.



Оценка "1" ставится, если ученик:


1.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом дается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.

Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.


Отметка "5"

1. Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

3. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"


1. Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

2. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

3. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

4. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"


1. Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"


1. Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.



Оценка "1"


1. Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.


Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.




Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Надписи на контурной карте выполняются простым карандашом.

2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

3. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

4. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

5. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).

6. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

7. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за

работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один

и более баллов).

Правила работы с контурной картой.


  1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты,


статистические материалы, текст учебника), выделите главное.


  1. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.


  2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные


знаки отобразите в легенде карты.


  1. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков


расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.


  1. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название


выполненной работы.


  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами, авторучками запрещено!



Календарно-тематическое планирование


№ урока

п/п


Тема урока


Дата по плану


Дата по плану


ЭОР


Раздел 1. Географическое изучение Земли (9 часов)




Тема Введение. География - наука о планете Земля (1 час)




География — наука о планете Земля.






https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/


Тема Развитие географических знаний (8 часов)




География в древности






https://infourok.ru/


География в эпоху Средневековья






https://resh.edu.ru/


Эпоха Великих географических открытий






https://infourok.ru/


Эпоха Великих географических открытий






https://resh.edu.ru/


Кругосветное плавание экс педиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий






https://infourok.ru/


Географические открытия XVII—XIX вв.






https://resh.edu.ru/

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropa-i-mir-v-kontse-xv-xvii-vv/epoha-velikih-geograficheskih-otkrytiy


Географические открытия XVII—XIX вв. Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников и географических объектов, открытых в разные периоды.








Географические исследования XX—XXI вв. Практическая работа № 2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.






https://resh.edu.ru/


Раздел 2. Изображения земной поверхности (13 часов)




Тема План и топографическая карта (6 часов)




Понятие о плане местности






https://infourok.ru/


Масштаб






https://resh.edu.ru/


Масштаб.






https://infourok.ru/


Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №3. Определение направлений и расстояний по плану местности.






https://resh.edu.ru/


Составление простейших планов местности






https://infourok.ru/


Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа № 4. Чтение топографической карты. Составление описания маршрута по плану местности.






https://resh.edu.ru/


Тема Географические карты (7 часов)




Глобус. Географическая карта






https://infourok.ru/


Градусная сеть на глобусе и картах. Практическая работа № 5. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.






https://resh.edu.ru/


Географическая широта






https://infourok.ru/


Географическая долгота.






https://resh.edu.ru/


Географические координаты.






https://resh.edu.ru/


Географические координаты. Практическая работа № 6. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.






https://infourok.ru/


Изображение на физических картах высот и глубин






https://resh.edu.ru/


Раздел 3. Земля  планета Солнечной системы (4 часа)




Земля в Солнечной системе и во Вселенной






https://infourok.ru/


Географические следствия осевого вращения Земли






https://resh.edu.ru/


Географические следствия орбитального движения Земли.






https://infourok.ru/


Распределение солнечного света и тепла на Земле. Практическая работа № 7. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.






https://resh.edu.ru/


Раздел 4. Оболочки Земли (7 часов)




Тема Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов)




Внутреннее строение Земли






https://infourok.ru/

https://interneturok.ru/lesson/prirodovedenie/5-klass/bzemlyab/chto-u-zemli-vnutri


Образование горных пород






https://resh.edu.ru/

https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/litosfera-tvyordaya-obolochka-zemli/gornye-porody-mineraly-i-poleznye-iskopaemye


Рельеф суши. Горы.






https://infourok.ru/

https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/litosfera-tvyordaya-obolochka-zemli/gory-sushi


Равнины. Практическая работа № 8. Описание горной системы или равнины по физической карте.






https://resh.edu.ru/


Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа






https://infourok.ru/


Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа.






https://resh.edu.ru/


Рельеф дна Мирового океана.






https://resh.edu.ru/


Раздел 5. Заключение (1 час)




Сезонные изменения в природе своей местности. Практическая работа № 9. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.






https://resh.edu.ru/



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Максимов Н.А., Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., Барабанов В.В. География, 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Атлас География 5класс, под редакцией В.П. Дронова, Просвещение, Москва, 2022г

Контурные карты География 5класс, под редакцией В.П. Дронова, Просвещение, Москва, 2022г



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Герасимова, Н. Г. География. 5 класс : методическое пособие : / Н. Г. Герасимова. — Москва : Просвещение, 2021. — 144, [1] с



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


https://infourok.ru/

https://resh.edu.ru/

https://media.prosv.ru/

https://www.rgo.ru/ru

https://interneturok.ru/

https://fipi.ru/

https://www.geografia.ru/


http://korabley.net/

http://tur-plus.ru/

https://www.krugosvet.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!