№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
План | Факт |
1 | Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки. | 1 | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | 1 неделя | |
| Раздел I. Жизнь первобытных людей. | 7 | | | |
| Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. | 3 | | | |
2 | Древнейшие люди. | 1 | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни | 1 неделя | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | 2 неделя | |
4 | Возникновение искусства и религии. | 1 | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. Освоение общемирового культурного наследия. | 2 неделя | |
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 | | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. | 3 неделя | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | 3 неделя | |
| Глава 3. Счёт лет в истории. | 1 | | | |
7 | Счет лет в истории | 1 | Уметь определять историческое время по ленте времени. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | 4 неделя | |
8 | Контрольная работа «Жизнь первобытных людей» | 1 | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации | 4 неделя | |
| Раздел II. Древний Восток. | 20 | | | |
| Глава 4. Древний Египет. | 8 | | | |
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Оценивать достижения культуры. | 5 неделя | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | 5 неделя | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | 6 неделя | |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | 6 неделя | |
13 | Религия древних египтян. | 1 | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | 7 неделя | |
14 | Искусство древних египтян. | 1 | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | 7 неделя | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Осуществлять познавательную рефлексию. | 8 неделя | |
16 | Контрольная работа «Древний Египет» | 1 | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Анализировать достижения в земледелии. | 8 неделя | |
| Глава 5. Западная Азия в древности | 7 | | | |
17 | Древнее Двуречье. | 1 | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | 9 неделя | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Работав группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | 9 неделя | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | 10 неделя | |
20 | Библейские сказания. | 1 | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | 10 неделя | |
21 | Древнееврейское царство. | 1 | Обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах). Дать оценку поступков Давиду и Самсону. | 11 неделя | |
22 | Ассирийская держава. | 1 | Определять причины падения Ассирийской державы. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». | 11 неделя | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | Установить причины возникновения Персидской державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы. | 12 неделя | |
| Глава 6. Индия и Китай в древности | 5 | | | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах). Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. | 12 неделя | |
25 | Индийские касты. | 1 | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | 13 неделя | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Определять и формировать особенности китайской религии. Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. | 13 неделя | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Составлять кроссворды по тематике урока. Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации. | 14 неделя | |
28 | Контрольная работа «Древний Восток» | 1 | Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае. | 14 неделя | |
| Раздел III. Древняя Греция. | 23 ч | | | |
| Глава 7. Древнейшая Греция. | 6 | | | |
29 | Греки и критяне. | 1 | Называть отличительные признаки критской культуры. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) . Работать с картой, заданиями рабочей тетради. | 15 неделя | |
30 | Микены и Троя. | 1 | Выделять различия между микенской и критской культурой. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты. Показывать по карте местоположение Микен. | 15 неделя | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Принимать участие в ролевой игре. Характеризовать образы основных героев «Илиады». | 16 неделя | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказыватьо всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. | 16 неделя | |
33 | Религия древних греков. | 1 | Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах). | 17 неделя | |
34 | Контрольная работа «Древнейшая Греция» | 1 | Рефлексия способов и условий действия. Планировать общие способы работы. Осознание учащимися качества и уровня усвоения. | 17 неделя | |
| Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 8 | | | |
35 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах). Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь. | 18 неделя | |
36 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения. Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Дать собственную оценку поступкам Солона | 18 неделя | |
37 | Древняя Спарта. | 1 | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты. Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Показывать на карте расположение Спарты. | 19 неделя | |
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | Объяснять причины и значение возникновения колоний. Составлять план «Причины переселения греков». Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. | 19 неделя | |
39 | Олимпийские игры в древности. | 1 | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции. С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. | 20 неделя | |
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве. Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве. Описывать ход боевых действий между персами и греками. | 20 неделя | |
41 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения. | 21 неделя | |
42 | Контрольная работа «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием». | 1 | Рефлексия способов и условий действия. Планировать общие способы работы. Осознание учащимися качества и уровня усвоения. | 21 неделя | |
| Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | | | |
43 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции. Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа. Устно описывать торговый порт Афин. | 22 неделя | |
44 | В городе богини Афины | 1 | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей. Описывать произведения древнегреческой архитектуры. Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. | 22 неделя | |
45 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции. Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте. Описывать особенности древнегреческого воспитания. | 23 неделя | |
46 | В афинском театре | 1 | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра. Сравнивать современный театр и древнегреческий. Объяснять отличия трагедий и комедий. | 23 неделя | |
47 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле. | 24 неделя | |
| Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | | | |
48 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии. Характеризовать македонское войско. Показывать на карте места сражений. | 24 неделя | |
49 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | 25 неделя | |
50 | В Александрии Египетской. | 1 | Объяснять причины распада державы Александра Македонского. Составлять рассказ - описание города Александрия. Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней. | 25 неделя | |
51 | Контрольная работа по теме «Древняя Греция» | 1 | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. Планирование последовательности действий. | 26 неделя | |
| Раздел IV. Древний Рим. | 19 | | | |
| Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | | | |
52 | Древнейший Рим. | 1 | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия .Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Планирование последовательности действий. | 26 неделя | |
53 | Завоевание Римом Италии. | 1 | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Организация и планирование работы в группе. Планирование последовательности действий. | 27 неделя | |
54 | Устройство Римской республики. | 1 | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Овладение средствами решения коммуникативных задач. Организация самоконтроля и самооценивания. | 27 неделя | |
| Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | | | |
55 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. Анализировать ответы одноклассников. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | 28 неделя | |
56 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме. Работать с картой в процессе изучения событий. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | 28 неделя | |
57 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Составление плана и последовательности действий. | 29 неделя | |
| Глава 13. Гражданские войны в Риме. | 5 | | | |
58 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | 29 неделя | |
59 | Восстание Спартака. | 1 | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения. Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака». | 30 неделя | |
60 | Единовластие Цезаря. | 1 | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. Умение работать в группе. Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. | 30 неделя | |
61 | Установление империи. | 1 | Формирование умений работать с исторической картой. Организация и планирование работы в группе. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. | 31 неделя | |
| Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 | | | |
62 | Соседи Римской империи. | 1 | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации. Обмениваться в группе результатами поиска. Умение составлять простой план. | 31 неделя | |
63 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону. Планирование учебных действий. Планирование и организация деятельности. | 32 неделя | |
64 | Первые христиане и их учение. | 1 | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. | 32 неделя | |
65 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера. Умение слушать и вступать в диалог. Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. | 33 неделя | |
66 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | 1 | Инсценированние виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме. Анализировать ответы одноклассников. Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. | 33 неделя | |
| Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 3 | | | |
67 | Римская империя при Константине | 1 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | 34 неделя | |
68 | Взятие Рима варварами. | 1 | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания. Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем. Организация самоконтроля и самооценивания. | 34 неделя | |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Рефлексия способов и условий действия. Планировать общие способы работы. Осознание учащимися качества и уровня усвоения. | 35 неделя | |
70 | Заключительный урок | 1 | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории. | 35 неделя | |