МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования
МБОУ «Подлопатинская СОШ»
РАССМОТРЕНО МО начальных классов Руководитель МО ________________ Бухольцева М.Л. Протокол №_____ От «__»_____2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________Токмакова Е.А. Протокол № _______ От «__»______2022г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ Жаркова Е.А. Приказ №_____ От «__»_____2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1059332)
учебного предмета
«Технология»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Осеева Елена Михайловна
учитель технологии
Подлопатки, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
- процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
- открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:
- понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;
- алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;
- предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;
- методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:
- уровень представления; уровень пользователя;
- когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
- практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков
использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;
- появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.
Модуль «Робототехника»
В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии.
Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Робототехника»
Раздел. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.
Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению
цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.
Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя. От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.
Система команд механического робота. Управление механическим роботом.
Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.
Раздел. Роботы: конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления. Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение.
Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению
проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных
изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ
Модуль «Робототехника»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать и уметь применять основные законы робототехники; конструировать и программировать движущиеся модели;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Модуль 1. Производство и технология |
1.1. | Преобразовательная деятельность человека | 6 | 0 | 2 | 02.09.2022 19.09.2022 | характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; | Устный опрос; | Сайты для учителя http://festival.1september.ru http://old.prosv.ru/ http://www.lyceum16.ru/ |
1.2. | Простейшие машины и механизмы | 4 | 0 | 1 | 23.09.2022 03.10.2022 | называть основные виды механических движений; описывать способы преобразования движения из одного вида в другой; называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями; изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью; | Практическая работа; устный опрос; | http://festival.1september.ru/ |
Итого по модулю | 10 | |
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов |
2.1. | Структура технологии: от материала к изделию | 6 | 0 | 1 | 07.10.2022 24.10.2022 | называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии; читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки; | Практическая работа; устный опрос; | http://shpuntik.kulichki.net/ |
2.2. | Материалы и изделия | 10 | 0 | 6 | 28.10.2022 05.12.2022 | называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла; предлагать возможные способы использования древесных отходов; | Устный опрос; практическая работа; | http://www.tmn.fio.ru/ |
2.3. | Трудовые действия как основные слагаемые технологии | 22 | 0 | 6 | 09.12.2022 03.03.2023 | называть основные свойства современных материалов и области их применения | Устный опрос; практическая работа; | http://masterica.narod.ru/ http://www.cooking.ru/ http://rukodelnica.h1.ru/ kuking.net/ pembrok.narod.ru/ http://ad.adriver.ru/ |
2.4. | Основные ручные инструменты | 14 | 0 | 7 | 06.03.2023 28.04.2023 | называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа; | Устный опрос; практическая работа; | http://som.fio.ru/ http://www.softnew.ru/ |
Итого по модулю | 52 | |
Модуль 3. Робототехника |
3.1. | Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители | 2 | 0 | 0 | 05.05.2023 12.05.2023 | выделять алгоритмы среди других предписаний;формулировать свойства алгоритмов; называть основные свойства алгоритмов; исполнять алгоритмы; оценивать результаты исполнения алгоритмов; реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из коллекции ЦОРов. | Устный опрос; практическая работа; | http://soft.mail.ru/ |
3.2. | Роботы: конструирование и управление | 4 | 1 | 1 | 15.05.2023 26.05.2023 | планирование пути достижения целей;выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществления контроля своей деятельности в процессе достижения результата; программирование движения робота; исполнение программы. | Устный опрос; практическая работа; | https://rosuchebnik.ru/ https://howtolearn.ru/ |
Итого по модулю | 6 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 1 | 24 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Устный опрос; |
2. | Преобразующая деятельность человека и технологии. | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Письменный контроль; |
3. | Преобразующая деятельность человека и технологии. | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Устный опрос; |
4. | Основы графической грамотности. | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Письменный контроль; |
5. | Практическая работа «Выполнение эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки». | 1 | 0 | 1 | сентябрь | Практическая работа; |
6. | Практическая работа «Выполнение эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки». | 1 | 0 | 1 | сентябрь | Практическая работа; |
7. | Простейшие машины и механизмы | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Устный опрос; |
8. | Задачи и технологии их решения | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Устный опрос; |
9. | Техническое конструирование и моделирование. | 1 | 0 | 0 | сентябрь | Письменный контроль; |
10. | Практическая работа «Изготовление поделок из бросового материала». | 1 | 0 | 1 | октябрь | Практическая работа; |
11. | Проектная деятельность. Проектная культура. | 1 | 0 | 0 | октябрь | Устный опрос; |
12. | Этапы проектирования | 1 | 0 | 0 | октябрь | Устный опрос; |
13. | Чтение графической структуры технологической цепочки | 1 | 0 | 0 | октябрь | Письменный контроль; |
14. | Чтение графической структуры технологической цепочки | 1 | 0 | 0 | октябрь | Письменный контроль; |
15. | Характеристика дерева и древесины | 1 | 0 | 0 | октябрь | Устный опрос; |
16. | Лабораторно-практическая работа "Определение пород и пороков древесины" | 1 | 0 | 1 | октябрь | Практическая работа; |
17. | Пиломатериалы и искусственные-древесные материалы | 1 | 0 | 0 | октябрь | Устный опрос; |
18. | Лабораторно-практическая работа "Определение видов пиломатериалов и искусственных материалов" | 1 | 0 | 1 | октябрь | Практическая работа; |
19. | Текстильные волокна. | 1 | 0 | 0 | ноябрь | Устный опрос; |
20. | Практическая работа «Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей». | 1 | 0 | 1 | ноябрь | Практическая работа; |
21. | Производство ткани. | 1 | 0 | 0 | ноябрь | Устный опрос; |
22. | Практическая работа «Определение в ткани направления нитей основы и утка». | 1 | 0 | 1 | ноябрь | Практическая работа; |
23. | Практическая работа «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». | 1 | 0 | 1 | ноябрь | Практическая работа; |
24. | Технология выполнения ручных швейных операций. | 1 | 0 | 0 | ноябрь | Устный опрос; |
25. | Технология выполнения ручных швейных операций. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Письменный контроль; |
26. | Практическая работа «Выполнение образцов ручных строчек прямыми стежками». | 1 | 0 | 1 | декабрь | Практическая работа; |
27. | Основные приемы влажно – тепловой обработки швейных изделий. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Устный опрос; |
28. | Швейные машины. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Устный опрос; |
29. | Устройство и работа бытовой швейной машины. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Письменный контроль; |
30. | Практическая работа «Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей». | 1 | 0 | 1 | декабрь | Практическая работа; |
31. | Технология выполнения машинных швов. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Устный опрос; |
32. | Практическая работа «Выполнение образцов машинных швов». | 1 | 0 | 1 | декабрь | Практическая работа; |
33. | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов. | 1 | 0 | 0 | декабрь | Устный опрос; |
34. | Шитье из полос. | 1 | 0 | 0 | январь | Устный опрос; |
35. | Шитье из квадратов. | 1 | 0 | 0 | январь | Устный опрос; |
36. | Шитье из прямоугольных треугольников. | 1 | 0 | 0 | январь | Устный опрос; |
37. | Правила сборки лоскутного изделия по схеме. | 1 | 0 | 0 | январь | Устный опрос; |
38. | Практическая работа «Изготовление наволочки на диванную подушку». | 1 | 0 | 1 | январь | Практическая работа; |
39. | Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне | 1 | 0 | 0 | январь | Устный опрос; |
40. | Основы рационального питания. | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
41. | Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах. | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
42. | Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
43. | Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку. | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
44. | Практическая работа «Приготовление блюд из яиц к завтраку». | 1 | 0 | 1 | февраль | Практическая работа; |
45. | Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
46. | Практическая работа «Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку». | 1 | 0 | 1 | февраль | Практическая работа; |
47. | Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей. | 1 | 0 | 0 | февраль | Устный опрос; |
48. | Практическая работа «Приготовление блюд из овощей» | 1 | 0 | 1 | март | Практическая работа; |
49. | Значение цвета в изделиях декоративно – прикладного творчества. Композиция. Орнамент. | 1 | 0 | 0 | март | Устный опрос; |
50. | Художественное выжигание. | 1 | 0 | 0 | март | Устный опрос; |
51. | Практическая работа «Выжигание на учебной заготовке». | 1 | 0 | 1 | март | Практическая работа; |
52. | Практическая работа «Раскраска рисунков на фанере». | 1 | 0 | 1 | март | Практическая работа; |
53. | Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой. | 1 | 0 | 0 | март | Устный опрос; |
54. | Практическая работа «Выполнение вышивки простыми швами». | 1 | 0 | 1 | март | Устный опрос; |
55. | Узелковый батик. Технологии отделки изделий в технике узелкового батика. | 1 | 0 | 0 | апрель | Устный опрос; |
56. | Практическая работа «Изготовление набора салфеток в технике узелкового батика». | 1 | 0 | 1 | апрель | Практическая работа; |
57. | Разработка творческого проекта "Подарок любимой бабушке (маме, сестре) | 1 | 0 | 1 | апрель | Практическая работа; |
58. | Творческий проект "Подарок любимой бабушке (маме, сестре) | 1 | 0 | 1 | апрель | Практическая работа; |
59. | Творческий проект "Подарок любимой бабушке (маме, сестре) | 1 | 0 | 1 | апрель | Практическая работа; |
60. | Творческий проект "Подарок любимой бабушке (маме, сестре) | 1 | 0 | 0 | апрель | Защита проекта; |
61. | Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни. | 1 | 0 | 0 | апрель | Устный опрос; |
62. | Оформление кухни. Практическая работа «Планирование интерьера кухни (или столовой)». | 1 | 0 | 1 | апрель | Практическая работа; |
63. | Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. | 1 | 0 | 0 | май | Устный опрос; |
64. | Электрическая цепь. | 1 | 0 | 0 | май | Устный опрос; |
65. | Введение в робототехнику. Понятие о принципах работы роботов. | 1 | 0 | 0 | май | Устный опрос; |
66. | Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой. | 1 | 0 | 0 | май | Устный опрос; |
67. | Практическая работа "Изучение работы логических элементов на примере простейших электрических цепей" | 1 | 0 | 1 | май | Практическая работа; |
68. | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | май | Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 1 | 24 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология. 5 класс/Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л. и другие, ООО «ДРОФА»; АО
«Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология. 5 класс. Учебник (авторы Глозман Е. С., Кожина О. А., Хотунцев Ю. Л., Кудакова Е. Н. и др.)
Технология. 5 класс. Электронная форма учебника (авторы Глозман Е. С., Кожина О. А., Хотунцев Ю. Л., Кудакова Е.Н. и др.)
Технология. 5 класс. Методическое пособие (авторы Глозман Е. С., Кудакова Е. Н.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.school.edu.ru/ http://eor.edu.ru http://www.int-edu.ru http://www.websoft.ru http://museum.edu.ru/ http://www.wikiznanie.ru
http://masterica.narod.ru/index.htm http://www.melissa.ru/ http://dom.sibmama.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор мультимедийный
Экран настенный
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Машина швейная Bernette
Чайник электрический
Плита электрическая