СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс внеаудиторных занятий "математика вокруг нас"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс внеаудиторных занятий "математика вокруг нас"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им. А.Н. Явловского»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО ЭМЦ

МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского»

______________

«___»___________________2020 г.

протокол № _________________


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

МБОУ «СЫСОШ им. А.Н. Явловского»


____________Н.Е. Сивцева

«___»____________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СЫСОШ

им. А.Н. Явловского»

_________ И.И. Дьячков

Приказ № ___________

от «___»________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Математика вокруг нас

5 класс

2020-2021 уч. год





Учитель_Бандерова Мария Алексеевна_






2020 год

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на один год (34 часов) и предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.

Цель изучения курса:

Формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Задачи:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, что «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание учебного предмета, курса.

Математика (вычислительные навыки): применение чисел и действий над числами в различных жизненных ситуациях.

1. Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Характеристика основных видов деятельности: Объяснять, в каких случаях для представления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких — круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

2. Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге. Наглядные представления

Характеристика основных видов деятельности: Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с помощью инструментов. Проводить ось симметрии фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Распознавать куб, цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Распознавать развёртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развёрток. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Описывать их свойства. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования определять их вид. Сравнивать свойства квадрата и прямоугольника общего вида. Выдвигать гипотезы о свойствах изученных фигур и конфигураций, объяснять их на примерах, опровергать с помощью контрпримеров. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

3. Математические игры (математический бой)

Характеристика основных видов деятельности: Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами.

Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе.

Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи;

Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении;

Развить критичность мышления. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

4. Комбинаторика и статистика. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.

Характеристика основных видов деятельности: Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов

Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Применять различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

5. Преобразование графиков функций. Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события. Преобразования графиков функций.

Характеристика основных видов деятельности: Строить графики линейной, квадратичной функций описывать свойства этих функций. Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции. Интерпретировать графики реальных зависимостей, проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; выполнять проекты по всем темам данного курса; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

6. Применение математики для решения конкретных жизненных задач.

Характеристика основных видов деятельности: Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

7. Составление орнаментов, паркетов. (9 часов)

Характеристика основных видов деятельности: Конструировать орнаменты и паркеты, в том числе, с использованием компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи.

Формы внеурочной деятельности

    1. Традиционные: круглые столы, конференции, диспуты, предметные недели.

    2. Новые формы работы: участие в дистанционных научно- практических конференциях, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах международного и всероссийского уровней:"Кит", "Кенгуру", "Меташкола", "Фоксфорд", "Олимпис и т.д.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты освоения курса

Личностные

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

  9. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

17. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

19. строить речевые конструкции;

20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты земли и др.;

21. выполнять вычисления с реальными данными;

22. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

23. выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

Перечень учебно-методической литературы и оборудования:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2012.- 31с.

2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.

3. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. -129 с.

4. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.

5. Федотов И.К. Задачи на смекалку. КФУ. Казань - 2001 г. - 60 с.

6. Таблицы по математике.

7. Комплект демонстрационных стереометрических тел

8. Компьютер

9. Экран навесной

10. Мультимедиа проектор



Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Дата

виды, формы контроля

Примечание

по плану

по факту

Диаграммы (8 ч)

 

1

Составление диаграмм для наглядного представления данных

03.сен

 

Фронтальный контроль

 

2

Составление диаграмм для наглядного представления данных

10.сен

 

групповая форма

 

3

Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм.

17.сен

 

Фронтальный контроль

 

4

Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм.

24.сен

 

Индивидуальная форма

 

5

Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм. Защита проекта

01.окт

 

Индивидуальная форма

 

6

Создание проекта на составление различных диаграмм.

08.окт

 

групповая форма

 

7

Создание проекта на составление различных диаграмм.

15.окт

 

групповая форма

 

8

Защита проекта на составление различных диаграмм.

22.окт

 

групповая форма

 

Организация и проведение игры «Математический бой» (11 ч)

 

9

Введение в игру

05.ноя

 

Фронтальный контроль

 

10

Введение в игру

12.ноя

 

Индивидуальная форма

 

11

Освоение ролей участников игры: докладчик

19.ноя

 

Индивидуальная форма

 

12

Освоение ролей участников игры: оппонент

26.ноя

 

Индивидуальная форма

 

13

Освоение ролей участников игры: оппонент

03.дек

 

Индивидуальная форма

 

14

Освоение ролей участников игры: капитан и его заместитель

10.дек

 

групповая форма

 

15

Правила игры: регламент и стратегия (практическое занятие)

17.дек

 

Фронтальный контроль

 

16

Правила игры: регламент и стратегия (практическое занятие)

24.дек

 

Индивидуальная форма

 

17

Пробный математический бой. (Рефлексивное занятие)

14.янв

 

групповая форма

 

18

Пробный математический бой. (Рефлексивное занятие)

21.янв

 

групповая форма

 

19

Турнир математического боя между обучающимися

28.янв

 

Нетрадиционный урок

 

Умение планировать бюджет (4 ч )

 

20

Умение рассчитать покупку товаров на различные цели

04.фев

 

Фронтальный контроль

 

21

Умение рассчитать покупку товаров на различные цели

11.фев

 

Индивидуальная форма

 

22

Создание и защита проектов на покупку товаров

18.фев

 

Индивидуальная форма

 

23

Создание и защита проектов на покупку товаров

25.фев

 

Индивидуальная форма

 

Наглядная геометрия в 5 классе  (12 ч)

 

24

Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи

04.мар

 

Фронтальный контроль

 

25

Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи

11.мар

 

Фронтальный контроль

 

26

Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства

18.мар

 

групповая форма

 

27

Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства

01.апр

 

групповая форма

 

28

Задачи на разрезание и складывание фигур

08.апр

 

групповая форма

 

29

Задачи на разрезание и складывание фигур

15.апр

 

Индивидуальная форма

 

30

Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки

22.апр

 

Индивидуальная форма

 

31

Задачи на развитие воображения. Геометрические головоломки

29.апр

 

Индивидуальная форма

 

32

Построения с помощью циркуля

06.май

 

Фронтальный контроль

 

33

Построения с помощью циркуля

13.май

 

Индивидуальная форма

 

34

Игра "Великолепная семерка"

20.май

 

Нетрадиционный урок

 

35

Игра "Великолепная семерка"

27.май

 

Нетрадиционный урок

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!