Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»
Рассмотрено на МО учителей гуманитарных дисциплин Председатель МО __________Макоева И.Т. « » ________ 2020г. | Согласовано с зам. директора по УВР __________ Макоева И.Т. « » _________2020 г. | «Утверждаю» Директор __________Карсанова М.М. « »__________2020 г. Приказ от _______2020г. №_______ |
г. Владикавказа
Протокол заседания №1 педагогического совета от _________
Рабочая программа
Наименование учебного курса: география
Класс: 6 класс
Уровень общего образования: ООО
Учитель: Токаева Надежда Константиновна
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида в соответствии с ФГОС ООО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Рабочую программу составил (а) ________ Токаева Н.К Квалификационная категория: высшая
подпись расшифровка подписи
Оглавление
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка 3
1.2. Психофизические особенности глухих учащихся 4
1.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.4.Система оценивания 7
2 Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика учебного предмета 11
2.2. Содержание обучения 13
2.3. Тематическое планирование по географии 18
3 Организационный раздел.
3.1. Материально- техническое обеспечение 21
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по географии разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( редакция от 31.01.2012г.);
Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Устава государственного казенного общеобразовательного учреждения школа-интернат для глухих детей г. Владикавказа
Предлагаемая адаптированная основная общеобразовательная программа подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в Уставе ГБОУ " КРОЦ для детей с нарушениями слуха и зрения"
Программа адаптирована для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения со-держания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода и психофизическими особенностями глухих учащихся.
Цель курса –усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по географии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования
Задачи курса:
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Усвоение программы рассчитано на 408 часов:
Класс | Количество часов в неделю | Общее количество часов |
5 | 2 | 68 |
6 | 2 | 68 |
7 | 2 | 68 |
8 | 2 | 68 |
9 | 2 | 68 |
10 | 2 | 68 |
11 | 2 | 68 |
1.2. Психофизические особенности глухих учащихся
категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого-педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация.
Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха, слухопротезировании и комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Глухие обучающиеся - это неоднородная по составу группа детей, включающая:
- глухих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;
- глухих обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, пре-пятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но в пролонгированные календарные сроки.
- глухих обучающихся с умственной отсталостью ( умеренной, тяжелой, глубокой), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:
• специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;
• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;
особых образовательных потребностей;
следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка.
Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей глухих детей, включая:
условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми
сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;
профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;
целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах),
формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания) применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных категорий глухих детей, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;
использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе, применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач общения; осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными имплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;
1.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
уметь:
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
1.4 Система оценивания Формы контроля
Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
Преобладающими методами контроля знаний и умений являются устные опросы, практические работы, тестирование.
Нормы оценивания. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:
тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;
самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;
построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;
выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;
использует примеры для подтверждения теоретических положений;
аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;
устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями;
обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;
строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;
формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;
творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;
отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге;
самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;
применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;
при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;
самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;
допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;
владеет сформированными навыками работы с приборами;
умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;
демонстрирует знание карты и использование ее при решении учебной задачи;
показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала;
дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведенных наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;
материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;
осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;
формулирует выводы;
устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи;
применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;
соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;
составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;
при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;
в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.
Отметка «3»ставится, если обучающийся:
имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;
материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;
показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;
слабо аргументирует высказывания;
допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;
определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;
не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;
имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;
отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;
отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;
отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;
имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;
не сформулировал выводы и не сделал обобщения;
не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;
не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;
допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;
допускает грубые ошибки при работе с картой;
не владеет научной терминологией;
не знает географическую номенклатуру.
Письменная работа
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
выполнил работу полностью;
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
или допустил в работе не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
допустил количество ошибок и (или) недочетов, превышающее норму для выставления отметки «3»;
Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Тест
Количество | | Отметка на количество правильно выполненных заданий | |
| | | | | | |
заданий | | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
| Время выполнения | |
| работы, минуты | | | | | | |
10 | 10-15 | 9-10 | 7-8 | 5-6 | Менее 5 | Обучающийся не | |
| | | | | | приступал к выпол- | |
20 | 20-30 | 18—20 | 14-17 | 10-13 | Менее 10 | |
нению работы | |
30 | 30-45 | 27-30 | 22-26 | 15—21 | Менее 15 | |
| |
| | | | | | | |
1.отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующем уроке;
Практическая работа (в том числе на основе работы с картой) Отметка «5» ставится, если обучающийся:
выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы. Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию
соответствуют устному ответу.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;
допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности* то есть конечный результат;
использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;
продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;
аккуратно оформил результаты работы;
допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;
использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;
затратил больше установленного времени на выполнение работы;
показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом его применении;
использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;
не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;
Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.
Реферат
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.
Содержательный раздел
2.1 Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций
примерную программу связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс природоведения на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по природоведению строится с учетом следующих содержательных линий:
курсе природоведения происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Курс природоведения посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
5 класс (68 часов)
Повторение - 3 часа.
Источники географической информации (16 часов)
География как наука (2 часа).
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве.
Географические модели (14 часов)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Природа Земли и человек (46 часов)
Земля как планета (6 часов).
Земля как планета. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся гео-графические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение гео-графических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Земная кора и литосфера(11 часов)
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Гидросфера (10 часов)
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.
Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Атмосфера (10 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.
Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Биосфера (3 часа),
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животых, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Почвенный покров (3 часа).
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Географическая оболочка Земли (3 часа).
Географическая оболочка Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Повторение - 3 часа.
2.3 Содержание обучения
Практические работы
Класс | Учебный год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
5 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | 12 | 2 | 2 | 4 | 4 |
7 | 9 | 3 | 2 | 2 | 2 |
8 | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 |
9 | 8 | 1 | 1 | 3 | 3 |
10 | 4 | 1 | 1 | - | 2 |
11 | 4 | 1 | 1 | - | 2 |
3 Организационный раздел.
3.1. Материально- техническое обеспечение Учебно- методический комплект
Оборудование и приборы
Компьютер
Проектор.
Глобус .Земли физический. м-б 1:50 000 000-6 шт
Глобус Земли с сеткой меридианов и параллелей.
Компасы.
Гигрометр волосной, метеорологический
Гигрометр психометрический
Печатные пособия
Карты
Физическая карта мира.
Политическая карта мира.
Физическая карта полушарий.
Политико-административная Российской Федерации
Африка. Физическая карта.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/