СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 клас глухие по Географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на  2021-2022 учебный год для 6 класса  по Географии в школе с глухими детьми

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 клас глухие по Географии»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»

Рассмотрено

на МО учителей гуманитарных дисциплин

Председатель МО __________Макоева И.Т.

«   » ________ 2020г.    

Согласовано

с зам. директора по УВР

__________ Макоева И.Т.

«   » _________2020 г.

«Утверждаю»

Директор

__________Карсанова М.М.

« »__________2020 г.

Приказ от _______2020г. №_______

г. Владикавказа

Протокол заседания №1 педагогического совета  от _________

 



Рабочая программа

Наименование учебного курса: география

Класс: 6 класс

Уровень общего образования: ООО

Учитель: Токаева Надежда Константиновна

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год





Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида в соответствии с ФГОС ООО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»









Рабочую программу составил (а) ________ Токаева Н.К Квалификационная категория: высшая

подпись расшифровка подписи

Оглавление

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка 3

1.2. Психофизические особенности глухих учащихся 4

1.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы

1.4.Система оценивания 7


2 Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика учебного предмета 11

2.2. Содержание обучения 13

2.3. Тематическое планирование по географии 18


3 Организационный раздел.

3.1. Материально- техническое обеспечение 21
























1 Целевой раздел


1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе:


    • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;


    • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( редакция от 31.01.2012г.);


  • Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;


  • Устава государственного казенного общеобразовательного учреждения школа-интернат для глухих детей г. Владикавказа



  • Предлагаемая адаптированная основная общеобразовательная программа подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в Уставе ГБОУ " КРОЦ для детей с нарушениями слуха и зрения"


Программа адаптирована для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию


Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения со-держания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода и психофизическими особенностями глухих учащихся.


Цель курса –усвоение минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по географии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования


Задачи курса:


Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;


- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;


    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей


  • процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

      • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для

сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Усвоение программы рассчитано на 408 часов:





Класс

Количество часов в неделю

Общее количество часов

5

2

68

6

2

68

7

2

68

8

2

68

9

2

68

10

2

68

11

2

68

1.2. Психофизические особенности глухих учащихся


  • категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого-педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация.


Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха, слухопротезировании и комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.


Глухие обучающиеся - это неоднородная по составу группа детей, включающая:


- глухих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико-психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки;


- глухих обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, пре-пятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым достижениям с образованием слышащих сверстников, но в пролонгированные календарные сроки.


- глухих обучающихся с умственной отсталостью ( умеренной, тяжелой, глубокой), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:


• специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения развития;


• следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья глухих обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса;


• требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и специальных предметов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

    • необходимо обеспечение непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;


    • необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;


    • необходима индивидуализация обучения глухих детей с учетом их возможностей

  • особых образовательных потребностей;


    • необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации;


    • следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей глухого ребенка.


Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей глухих детей, включая:


      • увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы (срок получение основного общего образования увеличен на 1 год)


    • условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми


  • сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;


      • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии


  • профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;


    • учѐт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;


    • преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;


    • обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;


    • целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах),

    • формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания) применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи с учетом особенностей разных категорий глухих детей, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;



      • использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе, применение русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха), а также с учетом ситуации и задач общения; осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными имплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;


      • при наличии дополнительных первичных нарушений развития у глухих обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;


      • оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья.




1.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате изучения географии ученик должен:


знать/понимать:


    • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;


    • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;


    • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;


    • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;


    • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;


уметь:

    • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов

  • явлений;


    • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;


    • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;


    • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;


    • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;


    • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


    • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;


- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;


- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;


    • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;


    • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


1.4 Система оценивания Формы контроля


Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.


Преобладающими методами контроля знаний и умений являются устные опросы, практические работы, тестирование.



Нормы оценивания. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.


  • Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:


  • тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;


  • точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;


  • самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.


Устный ответ

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;


  • построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;


  • выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использует примеры для подтверждения теоретических положений;


  • аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;


  • устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями;


  • применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;


  • обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;


  • строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;


  • делает обоснованные выводы;


  • формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;

  • творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;


  • излагает тематический материал литературным языком;


  • отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге;


  • самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;


  • применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;


  • при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;


  • самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;


  • допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;


  • владеет сформированными навыками работы с приборами;

  • умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;

  • демонстрирует знание карты и использование ее при решении учебной задачи;


  • показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.


Отметка «4» ставится, если обучающийся:


  • демонстрирует знание изученного тематического материала;


  • дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала;


  • дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведенных наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;


  • материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;


  • подтверждает теоретические высказывания примерами;


  • осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;


  • умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;


  • обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;

  • формулирует выводы;

  • устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи;


  • применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;


  • соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;


  • составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;


  • имеет представления об элементарных реальных понятиях;


  • понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и явлениями;


  • в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на поставленный вопрос;


  • при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;


  • в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.


Отметка «3»ставится, если обучающийся:


  • усвоил основное тематическое содержание;


  • имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;


  • материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;


  • показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;


  • допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;


  • слабо аргументирует высказывания;

  • допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;


  • определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;


  • не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;


  • имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;


  • отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;


  • отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;


  • слабо знает географическую номенклатуру;


  • отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;


  • имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;


  • использует карту на недостаточном для демонстрации теоретических положений ответа уровне;


    • устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.


  • Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;

  • не сформулировал выводы и не сделал обобщения;


  • не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;


  • не имеет сформированных предметных и универсальных учебных действий;


  • не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;


  • допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;


  • допускает грубые ошибки при работе с картой;

  • не владеет научной терминологией;

  • не знает географическую номенклатуру.


Письменная работа

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу без ошибок и недочетов; или допустил в работе не более одного недочета;


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


  • Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу полностью;


  • или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «3» ставится, если обучающийся:


  • правильно выполнил не менее половины от полного объема работы;


  • или допустил в работе не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «2» ставится, если обучающийся:


  • допустил количество ошибок и (или) недочетов, превышающее норму для выставления отметки «3»;


  • или если правильно выполнил менее половины объема работы.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.




Тест

Количество


Отметка на количество правильно выполненных заданий









заданий


5

4

3

2

1



Время выполнения



работы, минуты







10

10-15

9-10

7-8

5-6

Менее 5

Обучающийся не








приступал к выпол-


20

20-30

18—20

14-17

10-13

Менее 10


нению работы


30

30-45

27-30

22-26

15—21

Менее 15













1.отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующем уроке;


    1. необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной деятельности.


Практическая работа (в том числе на основе работы с картой) Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;


  • самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;


  • продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;


  • аккуратно оформил результаты работы;


  • выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы. Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию

соответствуют устному ответу.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;


  • допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности* то есть конечный результат;


  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;


  • продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;


  • аккуратно оформил результаты работы;

  • допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «3» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;

  • использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;

  • затратил больше установленного времени на выполнение работы;


  • показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом его применении;


  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «2» ставится, если обучающийся:


  • получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;


  • не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;


  • не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;


  • не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;


  • выполнил менее 50% от объема работы.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Реферат

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил требования к оформлению реферата;


  • использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;


  • использовал литературный язык изложения материала;


  • продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.


  • Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.



  1. Содержательный раздел

2.1 Общая характеристика учебного предмета


Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.


      • основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.


Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций


  • примерную программу связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.


Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.


Курс природоведения на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по природоведению строится с учетом следующих содержательных линий:


    • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

    • социальная сущность человека;


    • уровневая организация природы, населения и хозяйства.



  • курсе природоведения происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.



Курс природоведения посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.


5 класс (68 часов)


Повторение - 3 часа.

Источники географической информации (16 часов)

География как наука (2 часа).


География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве.


Географические модели (14 часов)


Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).


Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.


Природа Земли и человек (46 часов)

Земля как планета (6 часов).


Земля как планета. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся гео-графические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.


Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение гео-графических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.


Земная кора и литосфера(11 часов)


Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы


Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.


Гидросфера (10 часов)


Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.


Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера (10 часов)


Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.


Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера (3 часа),


Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животых, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.


Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров (3 часа).


Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.


Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.


Географическая оболочка Земли (3 часа).


Географическая оболочка Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.


Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Повторение - 3 часа.




2.3 Содержание обучения

Практические работы

Класс

Учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

5

4

1

1

1

1

6

12

2

2

4

4

7

9

3

2

2

2

8

6

1

1

3

1

9

8

1

1

3

3

10

4

1

1

-

2

11

4

1

1

-

2


3 Организационный раздел.



3.1. Материально- техническое обеспечение Учебно- методический комплект


Оборудование и приборы

  1. Компьютер

  2. Проектор.


  1. Глобус .Земли физический. м-б 1:50 000 000-6 шт


  1. Глобус Земли с сеткой меридианов и параллелей.



  1. Компасы.



  1. Гигрометр волосной, метеорологический


  1. Гигрометр психометрический




Печатные пособия

Карты


  1. Физическая карта мира.


  1. Политическая карта мира.


  1. Физическая карта полушарий.



  1. Политико-административная Российской Федерации



  1. Африка. Физическая карта.






Технические средства обучения

1. Компьютер.


2. Проектор.

3. Интерактивная доска.




Интернет-ресурсы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru


  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/


  1. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!