СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс ФГОС»

6 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. -М.: Просвещение, 2011.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с Базисным учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год – 35.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета «Музыка» 6 класс

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.









Содержание рабочей программы 6 класс.


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочи­нения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркест­ра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольк­лорные образы в творчестве композиторов. Образы русской ду­ховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пе­ние, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). По­лифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — ис­кусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обра­ботки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (19 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариант­ность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.





п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

I.

Тема № 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16 ч.

II.

Тема № 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

19 ч.


Итого

35 ч.



Календарно- тематическое планирование.



урока

Название

раздела/

темы урока

Основное содержание урока

Дата

По

плану

Фак

тичес



Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация).

Мелодия – душа музыки.

Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.


1. А.Гурилёв. «Колокольчик».

2. П.Булахов, сл. В.Чуевского «Гори, гори, моя звезда».

3.А.Обухов, сл. А.Будищева «Калитка».

4.Б.Шереметьев, ст. А.С.Пушкина «Я вас любил».

5.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия

6.09.2018г.

07.09.




2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Урок-путешествие.

Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»

Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;

Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.


13.09.

14.09




3-4













Два музыкальных посвящения.Уноси мое сердце в звенящую

Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки.

4. «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

1.С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

2.С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

3.С.В.Рахманинов «Островок».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».

20.09

21.09

27.09.

28.09



5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Урок-путешествие.

. 1.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф.Шаляпина.

2.М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

3.Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».


04.10

05.10









6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов


1.РНП «Матушка, что во поле пыльно».

2. М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно».

3.М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

4.М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

5.М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

11.10.

12.10.



7

Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения

.М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак .

2. Ф.Шуберт «Форель».

3. Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

4. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

5. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

18.10

19.10











8

















Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

1.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

2.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

3.В. Шаинский «Багульник».


25.10

26.10


9








Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси.

презентация

1. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

2. «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

Мини-сообщения на темы по выбору: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Былинные образы в русском фольклоре», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен».

8.11

09.11.


10






















Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт

1.Знаменный распев «Шестопсалмие».

2.Киевский распев «Свете тихий».

3.П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» в исп.И.Архиповой.

4. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

5.Б.Окуджава «Молитва»

15.11

16.11


11













«Фрески Софии Киевской»






1. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант».

2. Б.Окуджава «Молитва»

22.11

23.11


12.

«Перезвоны». Молитва.

1. В.Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

2. Фрагменты из симфонии-действа В. Гаврилин Перезвоны: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

4. Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

5. Б.Окуджава «Молитва»

29.11

30.11


13









Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1.И.С.Бах «Токката» ре минор.

2.И.С.Бах «Токката» ре минор в исполнении рок-группы.

3.И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

4.И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

5.И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

6.А.Городницкий «Атланты»

6.12

07.12


14



















Образы скорби и печали

1.Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза»; «№13. Амен».

2.В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

3. Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»;

« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег»; «№8. Купец, продай мне краску»; «№20. Приходите, приходи»; «№21. На неверных весах моей души».

4.А.Городницкий «Атланты»

13.12

14.12


15

Авторская песня: прошлое и настоящее

Урок-концерт.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.


20.12

21.12.


16

Джаз – искусство 20 века

История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

27.12

28.12


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (2-ое полугодие)19 ч.

17.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

1.Ф.Шопен. «Этюд № 12».

2. Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

3.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

10.01

11.01


18.

Инструментальная баллада

1.Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

2.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

17.01.

18.01



19.

Ночной пейзаж.

1. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

2.П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

3. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

4. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».


24.01

25.01


20

Инструментальный концерт.

«Итальянский концерт».

Урок-экскурсия.

1. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

2.А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

3.А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

4.А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

5.И.С. Бах «Итальянский концерт».

6.О.Митяев «Как здорово».

31.01

01.02


21

Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея

1.Ч.Айвз «Космический пейзаж».

2.Э. Артемьев «Мозаика».

3. О.Митяев «Как здорово».



7.02

08.02



22-23

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

1.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

2.Н.Зубов. «Не уходи».

3. О.Митяев «Как здорово».


14.02

15.02

21.02

22.02


.

24-25

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1.В. А. Моцарт «Симфония № 40».

2. В.А.Моцарт «Авэ верум».

3.П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

4. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».


28.02

01.03

14.03

15.03



26-27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт

1.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

2. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».



21.03.

22.03

04.04

05.04



28-29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».



11.04

12.04

18.04

19.04



30-31

Мир музыкального театра.

Урок-путешествие.

1.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и


«Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

3. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

4.Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику…»; хор «Не спеши к любимой в путь обратный…».


25.04

26.04

16.05

17.05


32-33

Образы киномузыки

Урок-экскурсия.

Сторона Б

1.И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра»; «Песенка о капитане»; песенка Роберта «Спой нам, ветер».

2.М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны».

3.Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта».

4.К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

5.Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь».

23.05


34-35

Обобщающий урок

Защита исследовательских проектов

24.05






Всего:35ч.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!