ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Г.Ф. Гребенщикова «______» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1» ______________Н. В. Шахматова приказ от 31.08.2021 г. № 537-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович
Класс: 6 а, б, в
| Рассмотрена на заседании ШМО ______________________________________________ Протокол от __31.08.2021___№___2_______________ Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ______________ ФИО подпись |
г. Лангепас, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 6 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом Программы основного общего образования по информатике // Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015
Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 6 а, б, в классах отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
регулятивные универсальные учебные действия:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
познавательные универсальные учебные действия:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
коммуникативные универсальные учебные действия:
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные
Информационное моделирование
Выпускник научится
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбчатые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Выпускник получит возможность
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Алгоритмика
Выпускник научится
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.
Выпускник получит возможность
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Содержание учебного курса
Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.
Запланировано проведение проектов по темам:
Создание тестов «Мультимедийные технологии»
Создание тестов «Антивирусные системы»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Даты |
6а | 6б | 6в |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | 1 | 2.09 | 3.09 | 4.09 |
2 | Объекты операционной системы. Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы». | 1 | 9.09 | 10.09 | 11.09 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы». | 1 | 16.09 | 17.09 | 18.09 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3). | 1 | 23.09 | 24.09 | 25.09 |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 5-6). | 1 | 30.09 | 1.10 | 02.10 |
6 | Разновидности объекта и их классификация | 1 | 7.10 | 8.10 | 9.10 |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов». | 1 | 14.10 | 15.10 | 16.10 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3). | 1 | 21.10 | 22.10 | 23.10 |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5). | 1 | 11.11 | 12.11 | 13.11 |
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6). | 1 | 18.11 | 19.11 | 20.11 |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы». | 1 | 25.11 | 26.11 | 27.11 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1). | 1 | 28.11 | 03.12 | 04.12 |
13 | Определение понятия. Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3). | 1 | 2.12 | 5.12 | 11.12 |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа № 8 «Создаём графические модели». | 1 | 09.12 | 10.12 | 12.12 |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа № 9 «Создаём словесные модели». | 1 | 16.12 | 17.12 | 18.12 |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа № 10 «Создаём многоуровневые списки». | 1 | 23.12 | 24.12 | 25.12 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели». | 1 | 13.01 | 14.01 | 15.01 |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре». | 1 | 20.01 | 21.01 | 22.01 |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4). | 1 | 27.01 | 28.01 | 29.01 |
20 | Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини проекта «Диаграммы вокруг нас». | 1 | 3.02 | 4.02 | 5.02 |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3). | 1 | 10.02 | 11.02 | 12.02 |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6). | 1 | 17.02 | 18.02 | 19.02 |
23 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы». | 1 | 24.02 | 25.02 | 26.02 |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. | 1 | 3.03 | 4.03 | 5.03 |
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. | 1 | 10.03 | 11.03 | 12.03 |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию». | 1 | 17.03 | 18.03 | 19.03 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками». | 1 | 24.03 | 25.03 | 26.03 |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа № 16 «Создаем циклическую презентацию». | 1 | 07.04 | 8.04 | 9.04 |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 14.04 | 15.04 | 16.04 |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 21.04 | 22.04 | 23.04 |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 28.04 | 29.04 | 30.04 |
32 | Обобщение и систематизации из ученного по теме «Алгоритмика». | 1 | 12.05 | 13.05 | 14.05 |
33 | Выполнение и защита итогового проекта. | 1 | 15.05 | 20.05 | 21.05 |
34 | Итоговое тестирование. | 1 | 19.05 | 22.05 | 28.05 |
35 | Обобщение и систематизация знаний курса. | 1 | 26.05 | 27.05 | 29.05 |
ИТОГО: | 35 | | | |