Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник 2 (2000 г.). Москва. Гуманитарный центр «ВЛАДОС». Под редакцией В.В.Воронковой и учебного пособия «Столярное дело 5-6 класса» Б.А.Журавлев. Москва. «Просвещение» (1992 г.)
В учебной мастерской обучающиеся последовательно изучают приёмы и способы выполнения различных работ. При этом постепенно усложняются технологический процесс изготовления изделий для того, чтобы обучающиеся могли освоить наиболее характерные сочетания приёмов и операций (сверление, геометрическая резьба, криволинейное пиление, долбление гнёзд, заточка стамески). Обучающиеся используют чертежи, эскизы, рисунки для выполнения практических работ. В VI классе ученики совершенствуют навыки владения столярными и разметочными инструментами. Поэтапно планировать свою деятельность, анализировать и оценивать выполненную работу. Большое внимание уделяется охране труда.
Цель:
-социальная адаптация и подготовка к самостоятельному выполнению столярных работ.
Задачи:
-формирование доступных технических и технологических знаний;
-развивать организационные умения обучающихся.
-развитие общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
-воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
К концу класса обучающейся должен знать:
- правила охраны труда;
- правила поведения в мастерской
-общее устройство столярного верстака;
-назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнения соответствующих операций;
- виды пиломатериалов;
- устройство и назначение сверлильного станка
- виды сверл
- свойства пород древесины
Обучающиеся должны уметь:
-рационально организовывать рабочее место;
- выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины;
-осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- готовить сверлильный станок к работе (контроль учителя)
-выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
-соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
Количество учебных часов
I четверть | 9 учебных недель | 2 часа в неделю | 18 часов |
II четверть | 7 учебных недель | ~ / ~ | 14 часов |
III четверть | 10 учебных недель | ~ / ~ | 20 часов |
IV четверть | 8 учебных недель | ~ / ~ | 16 часов |
Всего: | 34 учебные недели | ~ / ~ | 68 часов |
Учебно – тематический план
1 четверть – 18 часов
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во уроков | Тема урока | Основные понятия урока | Дом. зад. |
1 | | | | Вводное занятие. | | |
| | | 1 | Правила поведения и работы в столярной мастерской. | столярная мастерская | |
| | | 1 | План работы на четверть и год. Пожарная безопасность. | пожарная безопасность | |
2 | | | | Изготовление изделия из деталей круглого сечения. | | |
| | | 1 | Диагонали. Нахождение центра квадрата. | диагонали | |
| | | 1 | Материал для ручки лопатки, швабры, граблей. | швабры | |
| | | 2 | Выпиливание заготовки по заданным размерам. | заданный размер | |
3 | | | | Строгание. Разметка рейсмусом. | | |
| | | 1 | Рейсмус: устройство, правила работы. | рейсмус | |
| | | 1 | Лицевая сторона бруска: обозначение, последовательность строгания. | лицевая сторона | |
| | | 2 | Измерение заготовки. Выбор лицевой стороны. | измерение | |
| | | 2 | Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. | пласти | |
| | | 1 | Контроль выполнения работы линейкой и угольником. | линейка угольник | |
4 | | | | Практическое повторение. | | |
| | | 1 | Изготовление деталей полочки. | полочка | |
| | | 1 | Шлифование изделия. | шлифование | |
| | | 1 | Покрытие изделий лаком. | лак | |
5 | | | | Самостоятельная работа. | | |
| | | 1 | Изготовление по чертежу детской лопатки. | | |
| | | 1 | Обработка готового изделия. | | |
Учебно – тематический план
2 четверть - 14 часов
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во уроков | Тема урока | Основные понятия урока | Дом. зад. |
6 | | | | Вводное занятие. | | |
| | | 1 | Охрана труда. | охрана труда | |
7 | | | | Сверление. | | |
| | | 1 | Сверлильный станок: устройство, назначение. | станок | |
| | | 1 | Охрана труда при сверление. | сверление | |
| | | 1 | Зажимной патрон: устройство, назначение. | зажимной патрон | |
| | | 1 | Свёрла: элементы, диаметры. | свёрла | |
| | | 1 | Разметка гнёзд. | гнёзда | |
8 | | | | Криволинейное пиление. | | |
| | | 1 | Инструмент для криволинейного пиления. | криволинейное пиление | |
| | | 1 | Учёт направления волокон древесины при пилении. | волокно | |
| | | 1 | Исправимый и неисправимый брак при пилении. | брак | |
9 | | | | Практическое повторение. | | |
| | | 1 | Разметка криволинейных деталей для полки. | разметка | |
| | | 1 | Изготовление криволинейных деталей для полки. | криволинейная | |
| | | 1 | Сборка полок с криволинейными деталями. | сборка | |
10 | | | | Самостоятельная работа. | | |
| | | 1 | Изготовление деталей подрамника для табурета. | | |
| | | 1 | Сборка и обработка готового изделия | | |
Учебно – тематический план
3 четверть - 20 часов
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во уроков | Тема урока | Основные понятия урока | Дом. зад. |
11 | | | | Вводное занятие. | | |
| | | 1 | Охрана труда при работе со столярным инструментом. | охрана труда | |
12 | | | | Долбление сквозного и несквозного гнёзд. | | |
| | | 1 | Гнездо: виды, размеры (длина, ширина, глубина). | гнездо | |
| | | 1 | Долото: назначение, устройство, заточка. | заточка | |
| | | 1 | Приём долбления гнезда больше ширины долота. | долото | |
| | | 1 | Брак при долблении: виды предупреждения. | брак | |
| | | 1 | Долбления сквозного гнезда. | сквозное | |
| | | 1 | Долбления несквозного гнезда. | несквозное | |
| | | 1 | Подчистка гнезда стамеской. | подчистка | |
13 | | | | Свойства основных пород древесины. | | |
| | | 1 | Хвойные породы: свойства, применение. | хвойные породы | |
| | | 1 | Лиственные породы: свойства, применение. | лиственные породы | |
| | | 1 | Определение древесных пород по образцам древесины. | образцы | |
14 | | | | Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3. | | |
| | | 1 | Соединение УС-3: применение, элементы. | УС-3 | |
| | | 1 | Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. | плотность | |
| | | 1 | Пилы для выполнения шиповых соединений. | шиповые соединение | |
| | | 1 | Охрана труда при обработке и сборке соединения. | сборка | |
15 | | | | Практическое повторение. | | |
| | | 1 | Разметка деталей скамейки. | размер детали | |
| | | 1 | Изготовление деталей для скамейки. | деталь | |
| | | 1 | Сборка изделия «насухо» | «насухо» | |
16 | | | | Самостоятельная работа. | | |
| | | 1 | Подбор материала. Разметка изделия. | | |
| | | 1 | Изготовление середника для лучковой пилы. | | |
Учебно – тематический план
4 четверть - 16 часов
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во уроков | Тема урока | Основные понятия урока | Дом. зад. |
17 | | | | Вводное занятие. | | |
| | | 1 | Охрана труда. Пожарная безопасность. | пожарная безопасность | |
18 | | | | Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1. | | |
| | | 1 | Соединение УК-1: детали, применение. | УК-1 | |
| | | 1 | Охрана труда при выполнении соединения. | соединение | |
| | | 1 | Изготовление чистовых заготовок. | заготовки | |
| | | 1 | Разметка проушин с кромки и торца. | проушина кромка торец | |
| | | 1 | Долбление проушин с двух сторон. | долбление | |
| | | 1 | Подгонка соединения и обозначение деталей. | соединение | |
| | | 1 | Склеивание заготовок. Проверка качества работы. | склеивание | |
19 | | | | Заточка стамески и долота. | | |
| | | 1 | Название элементов стамески и долота. | стамеска долото | |
| | | 1 | Основные углы. Угол заточки. | угол угол заточки | |
| | | 1 | Охрана труда при заточке стамески и долота. | заточка | |
20 | | | | Практическое повторение. | | |
| | | 1 | Заточка ножа рубанка. | заточка | |
| | | 1 | Качество при заточки инструмента. | качество | |
| | | 1 | Охрана труда. | охрана труда | |
21 | | | | Проверочная работа | | |
| | | 1 | Разметка образца соединения УС-3. | УС-3 | |
| | | 1 | Изготовление образца соединения УС-3. | | |
| Кол-во часов за год: | | 68 | | | |
Используемая литература:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сборник 2 (2000 г.). Москва. Гуманитарный центр «ВЛАДОС». Под редакцией В.В.Воронковой
2. Учебное пособие «Столярное дело. 5-6 класс» Б. А. Журавлёв Москва. «Просвещение» 1992 г.
3.А. В. Никитин. Мебель своими руками.- М.: ACT. 2008.