СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7-8 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 7 - 8 класса. Крицкая, Сергеева.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7-8 класс.»


Примерное тематическое планирование

по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» (5-8 классы)

2017 года издания


7 класс


  1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета ≪Музыка≫:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты учебного предмета «Музыка» характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты учебного предмета «Музыка» в 8 классе

Обучающиеся научатся:

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Предметные результаты учебного предмета «Музыка» в 7 классе

Обучающиеся научатся:

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мессы;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства.


  1. Содержание учебного предмета «Музыка» в 7 классе

Музыка как вид искусства. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.


Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский). Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. Духовная музыка русских композиторов.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (месса). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители.

Значение музыки в жизни человека. Стиль как отражение мироощущения композитора. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.







3.Тематическое планирование уроков музыки в 7 классе.



Тема урока

Основное содержание урока

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика видов деятельности учащихся

Материал урока

I полугодия «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17 часов)

1

Классика и современность. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Понятие стиля

Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Закрепление понятий «классическая музыка», «современность в музыке».

Определять роль музыки в жизни человека.

Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной

деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования,

музыкально-ритмического движения, импровизации.

индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Анализировать художественно-

образное содержание, музыкальный язык произведений мирового

музыкального искусства.

Самостоятельно исследовать творческие биографии компози-

торов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений

1. Мусоргский М. П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С. С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5.Ж. Брель. Вальс.

6. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

2

Основные жанры светской музыки: опера. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Стилевые особенности в творчестве русского композитора М.П. Мусоргского

Многообразие интонационно-образных построений.

Музыкальная драматургия — развитие музыки. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Закрепление понятий «музыкальная драматургия».

1 М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами).

3.Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»

3

Опера «Иван Сусанин». Формирование русской классической музыкальной школы: М.И. Глинка. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.

В музыкальном театре. Опера. Опера ≪Иван Сусанин≫. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

1.М. Глинка Опера «Иван Сусанин»: Интродукция, Польские танцы, Песня Вани, рондо Антониды

2.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»

4

Опера «Иван Сусанин». Стилевые особенности в творчестве русского композитора М.И. Глинки.

Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.


Глинка М. И. – основоположник русской классической оперы. М. Глинка Опера «Иван Сусанин». Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.

Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

1.Каватина и романс Антониды.

2.Хор «Славься!»

3.Сцена у посада, хор поляков

4.Ария Ивана Сусанина.

5.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия»


5

Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт). Основные жанры светской музыки (симфония). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Сопоставление как основа драматургического развития симфонии.


Симфоническая музыка. В. Моцарт «Симфония № 40». Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы симфонического развития образов. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта.

1. Моцарт В.-А. «Симфония №40». Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).

2.Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть.


3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе»

6

Венская классическая школа (Л. Бетховен). Основные жанры светской музыки (симфония). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Конфликт как основа драматургического развития симфонии.


Венская классическая школа (Л. Бетховен). Сонатно-симфонический цикл, его возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

Симфония № 5 Л. Бетховена. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена


1. Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате»

7

Героическая тема в русской музыке. Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

3. Хор «Славься» из эпилога оперы.

4. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца»

8

Основные жанры светской музыки (балет). Развитие жанра балета в русской музыке XX века. В. Гаврилин Балет «Анюта»

Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Исполнители музыки разных жанров и стилей.

1.В. Гаврилин балет «Анюта»: Вступление, Вальс, Прогулка в парке, Адажио, Анюте снится студент, Чиновники, Бал у Его сиятельства, Пересуды, Тарантелла, Утро.


9

Обобщающий урок.

Обобщающий урок.

Музыкальная викторина.

10

Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шуберт). Развитие жанров светской музыки (вокальная камерная музыка).


Камерная музыка. Жанр вокального цикла. Лирико-драматические музыкальные образы в творчестве Ф. Шуберта.

1. Ф. Шуберт. Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»).

2. В. Лаурушас. «В путь».

11

Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, С. Рахманинов. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная).


Инструментальная музыка. Жанр этюда. Особенности развития музыки в камерных жанрах.

1.Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»).

2. Ф. Шопен. Этюд № 3.

3.Ф. Лист. «Метель» Этюд № 3 из цикла ≪Этюды высшего исполнительского мастерства≫.

4.Этюд №6 (по Капрису № 24 Н. Паганини).

Ф. Лист. Ф. Лист. Венгерская рапсодия

5. С. Рахманинов. Этюды-картины.

6. А. Скрябин. Этюд № 12.

7. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается».

12

Транскрипция как жанр инструментальной музыки. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев).



Транскрипция. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф.

1. Глинка М. И. – Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.-С. – Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается».

13

Прелюдия как жанр инструментальной музыки.

Жанр прелюдии в творчестве зарубежных (И.С. Бах, Ф Шопен) и русских композиторов (С. Рахманинов, А. Скрябин, Д. Кабалевский). Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы музыкального развития образов.


Прелюдии по выбору:

1.Ф. Шопен. Прелюдии № 7, 20 для фортепиано.

2. К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано ≪Паруса≫, ≪Туманы≫, ≪Шаги на снегу≫, ≪Девушка с волосами цвета льна≫.

3. С. Рахманинов. Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор).

4. И. Бах . Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»).

14

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.И. Хачатуряна. Жанр инструментального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.



Музыкальные образы творчества А.И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Инструментальный концерт. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

1. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты). А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп. Вальс)

2.Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

3. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго»

15

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.Г. Шнитке. А. Шнитке. Сюита «Concerto grosso».

Циклические формы инструментальной музыки.

А. Шнитке. Сюита ≪Concerto grosso≫.

Особенности формы инструментального концерта. Музыкальная драматургия концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

1. Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. А. Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.

3. «Из вагантов» Д. Тухманов.

16-17


Обобщающий урок.

Тестовая работа по теме «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки».


II полугодие «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов)


1

Два направления музыкальной культуры. Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга).

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших

школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.

Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные

залы, музеи).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности

музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать

в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре

и за рубежом.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической

жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших

школьников и др.).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности

музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных

художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

1.Жоскен Депре Мадригал.

2. Гийом де Машо Мотет.

3. Бах И.-С. «Шутка» из «Сюиты №2».

4. Бах И.-С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

5.Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

6. «Молитва» Б. Окуджава.

2

И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко.

И.С. Бах «Высокая месса». Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (месса).

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер в мессе. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Характерные особенности музыкального языка И.-С. Баха.

Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

1.Бах И.-С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». 2.Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47).

3.Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия».

4. «Молитва» Б. Окуджава.

3

Духовная музыка русских композиторов. Музыкальные образы творчества С.В. Рахманинова. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов).

Музыкальные образы творчества С.В. Рахманинова. Образ России в музыке С.В. Рахманинова.

1. Рахманинов С. В. Фрагменты из пройденных произведений: концерт №3 для ф-но с орк., вокализ, романсы, прелюдии, этюды-картины.

2.С. Рахманинов Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя).

3. «Молитва» Б. Окуджава.

4

С. Рахманинов. «Всенощное бдение» и «Литургия». Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (А.В. Свешников).


Образы ≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальные образы и драматургия всенощной. Музыкальное зодчество России, связь музыки и архитектурой и изобразительным искусством.

1. Рахманинов С. В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

2. Молитва Иеромонаха Романа.

5

Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера).

Рок-опера «Иисус Христос — супер-звезда». «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Выявление особенностей музыкального языка, специфики форм, исполнительской манеры.

1. Уэббер Э. Л. Фрагменты из рок-оперы: (Супер-

стар. Увертюра. Пролог. Ария Иуды.

Колыбельная Магдалины. Хор «Осанна!». Сон Пилата. Гефсиманский сад.

У царя Ирода. Раскаяние и смерть

Иуды. Эпилог).

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы»

6

В. А. Моцарт Соната № 11.

Развитие жанра сонаты в зарубежной музыке

Знакомство с понятием «светская музыка».

Жанр сонаты. Соната № 11 В. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Отличительные черты творчества В.-А. Моцарта.


1. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). Соната № 11 (I, II, III ч.).

2.А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе»

7

Л. Бетховен Соната № 8 («Патетическая»). Основные жанры светской музыки (соната). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л.

1. Л. Бетховен. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»).


2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы»


8

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора С.С. Прокофьева. С.С. Прокофьев «Соната № 2».



Жанр сонаты в творчестве русских композиторов. Представление о форме сонатного аллегро на основе сопоставления с действием в драматической пьесе; сопоставления приёмов музыкального развития в сонатах разных композиторов.

1.С. Прокофьев Соната № 2.

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».


9

Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». Симфоджаз – наиболее яркие композиторы.

Стиль как отражение мироощущения композитора.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Дж.

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Д. Гершвин «Любимый мой».

10

Обобщающий урок.

Музыкальная викторина за III четверть.


11.

Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм).

Творчество К. Дебюсси.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Симфоническая картина. К. Дебюсси. «Празднества». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Общность средств художественной выразительности музыки и живописи импрессионизма.

1. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).


2.«Мы свечи зажжём» С. Ведерников

12.

В. Калинников. Симфония № 1.

Развитие жанра симфонии в русской музыке

Жанр симфонии в русской музыке. Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы музыкального развития образов.


1. В. Калинников. Симфония № 1 соль минор.

2. «Россия, Россия» Ю. Чичков.

13-14.

Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Музыка народов мира. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Обобщение представлений школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Мастерство исполнения народной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

1.Они отняли мою любовь, армянская народная мелодия (дудук).

2. Где же ты ходишь? Узбекская народная песня.

3. Косил Ясь конюшину, белорусская народная песня.

4.Кострома, русская народная песня.

15.

Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века

Международные хиты.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Мастерство исполнения популярной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Понятие лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира.

1.Э. Ллойд Уэббер. Память из мюзикла «Кошки»

Л. Бернстайн..

2. Мария, песня Тони из мюзикла «Вестсайдская история».

3.Р. Коччианте, Собор Парижской Богоматери, мюзикл, Belle (Красавица)

4. Э. Ллойд Уэббер. Призрак оперы, мюзикл,

Дуэт Призрака и Кристины.

5. Дж. Кандер, тексты песен Ф. Эбба, Чикаго, мюзикл, Мой верный лучший друг (My own best friend).

16-17.

А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось». Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера).


Жанр рок-оперы, музыкальные характеристики главных действующих лиц; выявление особенностей современного музыкального языка в драматургии сценического действия.

1.А. Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось»: (Я тебя никогда не забуду. Сцена в церкви. Молитва. Ария Пресвятой Девы. Сцена на балу. Белый шиповник. Ангел, стань человеком. Дуэль с Федерико. Эпилог).

18.

Обобщающий урок.



Темы исследовательских проектов:

«Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах», «Есть ли у симфонии будущее?», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Музыка народов мира: красота и гармония».



  1. класс

  1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета ≪Музыка≫:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты учебного предмета «Музыка» характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты учебного предмета «Музыка» в 8 классе

Обучающиеся научатся:

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).


  1. Содержание учебного предмета «Музыка» в 8 классе

Музыка как вид искусства. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. Творчество композиторов-романтиков Ф Шуберт). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия ( М. Равель). Джаз: симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

Современная музыкальная жизнь. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.


  1. Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе.


Тема урока

Основное содержание урока

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика видов деятельности учащихся

Материал урока


Классика и современность (17 часов)

1

Классика в нашей жизни (1 ч). Классическая музыка в современных обработках.



Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Классическая музыка в современных обработках. Может ли современная музыка считаться классической?


Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества.

Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга.

Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать.

Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого,

общечеловеческого.

Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать.

Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой музыкальной культуры

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний.

Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете

Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях.

Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro.

Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии.

Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы

1. Токката ре минор И.С. Баха в рок-обработке.

2. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

3. Каприз № 24 Н. Паганини в исполнении В. Зинчука.

4. Город золотой (из репертуара группы ≪Аквариум≫). Мелодия Ф. ди Милано в обр. Б. Гребенщикова.

2

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь. Традиции русской музыкальной классики. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (А.П. Бородин).

Русская эпическая опера. Героические образы русской истории в музыке. Драматизм и героика как характерные особенности русской классической школы.

Музыкальная характеристика князя Игоря.

1. А.П. Бородин Опера «Князь Игорь» Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.

3. Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

3

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада

Портрет половцев. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. ≪Плач Ярославны≫.


1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

4

Балет Б. Тищенко. «Ярославна». Русская музыкальная культура XX в.

Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.

Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Расширение представлений о драматургии сценических жанров (балет). Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А. П.


1. Б. Тищенко. Балет «Ярославна»: Фрагменты «Вступление к первому действию», хор «Стон русской земли» из I действия, «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы», «Плач Ярославны».

Молитва.

2. Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

5

Развитие жанра балета в современном искусстве. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский).


Развитие жанров светской музыки (балет) в современном искусстве. И. Стравинский. Балет «Петрушка».


1.И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол).) Сюита № 2 для оркестра.

2.К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

6

Артемьев Э. «Преступление и наказание» . Рок-музыка и ее отдельные направления. Рок-опера. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов: тема любви.

Артемьев Э. Рок-опера «Преступление и наказание» . Драматургия сценического жанра рок-опера. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы

1

2. Номера из рок-оперы Артемьева Э. «Преступление и наказание»: . Интродукция. Баллада Шарманщика. Толпа и очередь к старухе-процентщице. Соня у старухи-процентщицы. Раскольников: «Не все на свете люди — муравьи!» Монолог Раскольникова. Соня: «Бедный ты мой…» Родион: «Что со мной?..» Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков. Родион: «Меня сжигает вечный пыл…»). Э. Артемьев.

3. Мелодия Ф. ди Милано в обр. Б. Гребенщикова.

7

Мюзикл «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов: тема любви и ненависти.

Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Мюзикл Ж. Пресгурвик «Ромео и Джульетта»: от ненависти до

любви. Лёгкая и серьёзная музыка. Знакомство с современными образцами мюзикла, понимание их роли в развитии современной музыки.

1.Ромео и Джульетта: от ненависти до любви. Мюзикл. Ж. Пресгурвик (Вступление. Верона. Любовь. Счастье). Д. Кабалевский.

2. Мелодия Ф. ди Милано в обр. Б. Гребенщикова.


8

Музыка к драматическому спектаклю. Музыкальные зарисовки Кабалевского Д.Б. «Ромео и Джульетта».

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов: тема любви и ненависти.

Борьба музыкальных образов в музыке Д.Б.Кабалевского «Ромео и Джульетта». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.

Музыкальные зарисовки Кабалевского Д.Б. «Ромео и Джульетта».

9

Обобщающий урок.

Обобщающий урок.

Музыкальная викторина.


10

Русская музыкальная культура XX века. Шнитке А. «Гоголь-сюита». Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Шнитке А.).

Музыка к спектаклю «Ревизская сказка». Контраст музыкальных образов, столкновение возвышенного и низменного в музыке Шнитке А. Образы «Гоголь-сюиты».

Значение музыки в раскрытии драматургии действия спектакля. Выявление контрастности образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы.

1.Номера из музыки Шнитке А. «Гоголь-сюита» (по выбору учителя): «Увертюра», «Портрет», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание».

Песни по выбору учителя и учащихся

11

Музыка в киноискусстве. Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (Г.В. Свиридов). Русская музыкальная культура XX в.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыка в кино. Расширение представлений об особенностях музыки в кино.

1. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».

2. Г. Свиридов. «Время, вперёд.

3. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

4. Г. Шор. Музыка к кинофильму «Властелин колец»: «Величие», «Это может быть».

Песни по выбору учителя и учащихся

12

Основные жанры светской музыки (симфония): симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Творчество композитора-романтика Ф.  Шуберта. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (В.Т. Спиваков).

Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 (≪Неоконченная≫) Ф. Шуберта. Отличительные черты творчества композитора романтика - Ф. Шуберта. Автобиографичный подтекст симфонии Ф Шуберта. Особенности «Неоконченной» симфонии.

1.Ф.Шуберт. Баркарола, слова Ф. Штольберга. Аве Мария, слова В. Скотта. Форель, Лесной царь слова И. В. Гёте.

2.Ф.Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). 1-я часть.

Песни по выбору учителя и учащихся

13

Симфония № 5 П.И. Чайковского. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский).


Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский). Симфония № 5 П. Чайковского. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П. И. Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П. И.

1.П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин».

2.П. Чайковский. Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6.

Песни по выбору учителя и учащихся


14

Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (П.И. Чайковский).


Развитие жанров светской музыки (симфония). Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева.

Симфоническая музыка. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С. С. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов С. С. Прокофьева.

1. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).

2. С. Прокофьев. Симфония № 1 («Классическая»): Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал.

Песни по выбору учителя и учащихся

15

Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки.

Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Проектные задания учащихся.

Музыка по выбору учащихся.

16-17

Обобщающий урок.

Классика и современность. Тестовая работа. Проектные задания.



II полугодие «Традиции и новаторство в музыке» (18 часов)

III четверть, 10 уроков.

1

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды

Отличительные черты творчества Д. Верди

Постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества.

Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать

в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей.

Оценивать современные исклассической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки.

Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному

в разных видах искусства.

Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности.

Самостоятельно осуществлять

музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений.

Общаться и сотрудничать с детьми младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности.

Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата.

Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов.

Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования

1. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

2.В. Кикта «Фрески Софии Киевской» (фрагмент).

3. Р. Щедрин балет «Кармен-сюита» (фрагмент).

4. А. Рыбников «Юнона и Авось» (фрагмент).

5.Ф. Лэй. «История любви».

2

Творчество Д. Гершвина. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Исполнительская трактовка. Опера ≪Порги и Бесс ≫ (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.


1.Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

6. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

7. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».

8. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

9. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца»

3

Оперный жанр в творчестве композитора XIX века Ж. Бизе.


Оперный жанр драмы. Опера ≪Кармен≫ (фрагменты) Ж. Бизе. Образ Кармен. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

5. Музыка. Слова и музыка М. Володина.

4

Оперный жанр в творчестве композитора XIX века Ж. Бизе.


Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо. Непрерывное симфоническое развитие в опере.

.

1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

4. Музыка. Слова и музыка М. Володина.

5

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора Р. Щедрин.


Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. Образ Хозе. Образ Кармен. Образы «масок» и Тореодора.

1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

3. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского.

6

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора Р. Щедрин.


Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

1. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

2. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

3. Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского.

7

Современные выдающиеся вокальные исполнители: Елена Образцова.



Портреты великих исполнителей: Елена Образцова. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. Особенности жизни и творчества певицы. Тип певческого голоса меццо-сопрано.

1.Ж. Массне муз. спектакль «Вертер», Шарлотта.

2. М. Мусоргский опера «Борис Годунов» Марина Мнишек.

3. Романсы П. Чайковского, С. Рахманинов, Г. Свиридов в испонении Е. Образцовой.

4. Музыка. Слова и музыка М. Володина.

5.Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

6.В. Гаврилин Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).


8

Современные выдающиеся исполнители.

Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов XX столетия (М. Равель).


Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами.

Особенности жизни и творчества балерины.


1.Фрагменты балетов с исполнением М. Плисецкой: П. Чайковского «Лебединое озеро»; «Дон Кихот» Минкуса, «Кармен-сюита» Щедрина, «Болеро» М. Равеля.


9

Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки


Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей.

1.Д. Тухманов, В. Зинчук,

Р. Коннифф, П. Мориа, Swingl Singers, Il Divo, Ю. Чичеро, В. Мэй и др.


10

Современный музыкальный театр. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Обобщающий урок.

Современные мюзиклы

11.

Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора Д.Д. Шостаковича


Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. Воплощение исторических событий в симфонии.

1. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».

2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».


12.

«Вечные» проблемы жизни в творчестве Д.Д. Шостаковича: тема войны и мира


Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

1.Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), эпизод нашествия.

2.Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева.

13.

Древнерусская духовная музыка


Музыка в храмовом синтезе искусств.

Взаимодействие музыки и литературы. Роль религии в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности.

1.Кондак

2. Стихира «Земле русская»

3. П. Чайковский, А. Плещеев «Легенда».

4. П. Чайковский «Покаянная молитва о Руси»

5. Песня иеромонаха Романа.

6. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

14.

Духовная музыка русских композиторов. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.


Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Образное сравнение музыки и изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. Значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности.

1.П. Чайковский «Богородице Деве, радуйся».

2.С. Рахманинов «Богородице Деве, радуйся».

3.Песня иеромонаха Романа.

15.

Творчество всемирно известного отечественного композитора Г.В. Свиридова.


Основные идеи и музыкальные образы творчества Г. Свиридова. Сравнение фрагментов из повести с музыкой.

1. Г. Свиридов, сл. И. Северянина «Запевка».

2. «Любовь святая», из музыки к спектаклю «Царь Фёдор Иоаннович».

3. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель».


16.

Творчество всемирно известного отечественного композитора Р. Щедрина.


Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Живописный образ в музыке.

1. Р. Щедрин «Фрески Дионисия». Для камерного оркестра.

2. В. Кикта «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».


17.

Многообразие стилей в отечественной музыке ХХ века

Музыкальные завещания потомкам:

(«Гейлигенштадтское завещание»: Л. Бетховен - Р. Щедрин). Преобразующая сила музыки. Прошлое и настоящее, традиции и новаторство. Связь между композиторами Л. Бетховеном и Р. Щедриным. Принципы драматургического развития образов.

1.Л. Бетховен «Ода к радости».

2. Гейлигенштадтское завещание Бетховена. Симфонический фрагмент для оркестра. Р. Щедрин.


18.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Обобщающий урок.

Защита исследовательского проекта.

Темы исследовательских проектов:

«Известные интерпретации и интерпретаторы классической музыки»; «Современная популярная музыка:

любимые исполнители»; «Музыка в моей семье»; «Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения»; «Музыкальные традиции моей семьи»; «О чём рассказали нам старые пластинки»; «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)»; «Культурные центры нашего города».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!