1 | Классика и современность. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Понятие стиля | Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Закрепление понятий «классическая музыка», «современность в музыке». | Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии компози- торов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т. п. Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений | 1. Мусоргский М. П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». 2. Прокофьев С. С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». 4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». 5.Ж. Брель. Вальс. 6. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». |
2 | Основные жанры светской музыки: опера. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Стилевые особенности в творчестве русского композитора М.П. Мусоргского | Многообразие интонационно-образных построений. Музыкальная драматургия — развитие музыки. Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Закрепление понятий «музыкальная драматургия». | 1 М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). 3.Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 4.Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы-былины «Садко». 5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия» |
3 | Опера «Иван Сусанин». Формирование русской классической музыкальной школы: М.И. Глинка. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. | В музыкальном театре. Опера. Опера ≪Иван Сусанин≫. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Народно-эпическая образность и героика как характерные особенности русской классической школы. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | 1.М. Глинка Опера «Иван Сусанин»: Интродукция, Польские танцы, Песня Вани, рондо Антониды 2.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия» |
4 | Опера «Иван Сусанин». Стилевые особенности в творчестве русского композитора М.И. Глинки. Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. | Глинка М. И. – основоположник русской классической оперы. М. Глинка Опера «Иван Сусанин». Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | 1.Каватина и романс Антониды. 2.Хор «Славься!» 3.Сцена у посада, хор поляков 4.Ария Ивана Сусанина. 5.Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия» |
5 | Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт). Основные жанры светской музыки (симфония). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Сопоставление как основа драматургического развития симфонии. | Симфоническая музыка. В. Моцарт «Симфония № 40». Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы симфонического развития образов. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. | 1. Моцарт В.-А. «Симфония №40». Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). 2.Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Первая часть. Четвертная часть. 3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе» |
6 | Венская классическая школа (Л. Бетховен). Основные жанры светской музыки (симфония). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл). Конфликт как основа драматургического развития симфонии. | Венская классическая школа (Л. Бетховен). Сонатно-симфонический цикл, его возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Симфония № 5 Л. Бетховена. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена | 1. Бетховен Л. «Симфония №5». 2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате» |
7 | Героическая тема в русской музыке. Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством. | Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Многообразие связей музыки с литературой и изобразительным искусством. | 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. 2. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. 3. Хор «Славься» из эпилога оперы. 4. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца» |
8 | Основные жанры светской музыки (балет). Развитие жанра балета в русской музыке XX века. В. Гаврилин Балет «Анюта» | Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Исполнители музыки разных жанров и стилей. | 1.В. Гаврилин балет «Анюта»: Вступление, Вальс, Прогулка в парке, Адажио, Анюте снится студент, Чиновники, Бал у Его сиятельства, Пересуды, Тарантелла, Утро. |
9 | Обобщающий урок. | Обобщающий урок. | Музыкальная викторина. |
10 | Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шуберт). Развитие жанров светской музыки (вокальная камерная музыка). | Камерная музыка. Жанр вокального цикла. Лирико-драматические музыкальные образы в творчестве Ф. Шуберта. | 1. Ф. Шуберт. Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). 2. В. Лаурушас. «В путь». |
11 | Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, С. Рахманинов. Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная). | Инструментальная музыка. Жанр этюда. Особенности развития музыки в камерных жанрах. | 1.Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный»). 2. Ф. Шопен. Этюд № 3. 3.Ф. Лист. «Метель» Этюд № 3 из цикла ≪Этюды высшего исполнительского мастерства≫. 4.Этюд №6 (по Капрису № 24 Н. Паганини). Ф. Лист. Ф. Лист. Венгерская рапсодия 5. С. Рахманинов. Этюды-картины. 6. А. Скрябин. Этюд № 12. 7. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается». |
12 | Транскрипция как жанр инструментальной музыки. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев). | Транскрипция. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. | 1. Глинка М. И. – Балакирев М. «Жаворонок». 2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». 3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». 4. Бах И.-С. – Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. 5. Ю. Чичков «Дом, где наше детство остается». |
13 | Прелюдия как жанр инструментальной музыки. | Жанр прелюдии в творчестве зарубежных (И.С. Бах, Ф Шопен) и русских композиторов (С. Рахманинов, А. Скрябин, Д. Кабалевский). Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы музыкального развития образов. | Прелюдии по выбору: 1.Ф. Шопен. Прелюдии № 7, 20 для фортепиано. 2. К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано ≪Паруса≫, ≪Туманы≫, ≪Шаги на снегу≫, ≪Девушка с волосами цвета льна≫. 3. С. Рахманинов. Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). 4. И. Бах . Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). |
14 | Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.И. Хачатуряна. Жанр инструментального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. | Музыкальные образы творчества А.И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Инструментальный концерт. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | 1. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты). А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» (Галоп. Вальс) 2.Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. 3. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго» |
15 | Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора А.Г. Шнитке. А. Шнитке. Сюита «Concerto grosso». Циклические формы инструментальной музыки. | А. Шнитке. Сюита ≪Concerto grosso≫. Особенности формы инструментального концерта. Музыкальная драматургия концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | 1. Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso». 2. А. Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. 3. «Из вагантов» Д. Тухманов. |
16-17 | | Обобщающий урок. | Тестовая работа по теме «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки». |
1 | Два направления музыкальной культуры. Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга). | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Сюжеты и образы духовной музыки. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | 1.Жоскен Депре Мадригал. 2. Гийом де Машо Мотет. 3. Бах И.-С. «Шутка» из «Сюиты №2». 4. Бах И.-С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». 5.Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»). 6. «Молитва» Б. Окуджава. |
2 | И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. И.С. Бах «Высокая месса». Жанры зарубежной духовной музыки в эпохи Возрождения и Барокко (месса). | Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер в мессе. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Характерные особенности музыкального языка И.-С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. | 1.Бах И.-С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei». 2.Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). 3.Г. Гендель. Пассакалья из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№44) из оратории «Мессия». 4. «Молитва» Б. Окуджава. |
3 | Духовная музыка русских композиторов. Музыкальные образы творчества С.В. Рахманинова. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (С.В. Рахманинов). | Музыкальные образы творчества С.В. Рахманинова. Образ России в музыке С.В. Рахманинова. | 1. Рахманинов С. В. Фрагменты из пройденных произведений: концерт №3 для ф-но с орк., вокализ, романсы, прелюдии, этюды-картины. 2.С. Рахманинов Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). 3. «Молитва» Б. Окуджава. |
4 | С. Рахманинов. «Всенощное бдение» и «Литургия». Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Наследие выдающихся отечественных исполнителей (А.В. Свешников). | Образы ≪Вечерни≫ и ≪Утрени≫. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальные образы и драматургия всенощной. Музыкальное зодчество России, связь музыки и архитектурой и изобразительным искусством. | 1. Рахманинов С. В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся». 2. Молитва Иеромонаха Романа. |
5 | Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера). Рок-опера «Иисус Христос — супер-звезда». «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. | Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Выявление особенностей музыкального языка, специфики форм, исполнительской манеры. | 1. Уэббер Э. Л. Фрагменты из рок-оперы: (Супер- стар. Увертюра. Пролог. Ария Иуды. Колыбельная Магдалины. Хор «Осанна!». Сон Пилата. Гефсиманский сад. У царя Ирода. Раскаяние и смерть Иуды. Эпилог). 2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы» |
6 | В. А. Моцарт Соната № 11. Развитие жанра сонаты в зарубежной музыке | Знакомство с понятием «светская музыка». Жанр сонаты. Соната № 11 В. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Отличительные черты творчества В.-А. Моцарта. | 1. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор. (эксп. Ι ч.). Соната № 11 (I, II, III ч.). 2.А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио). 3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе» |
7 | Л. Бетховен Соната № 8 («Патетическая»). Основные жанры светской музыки (соната). Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. | 1. Л. Бетховен. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). 2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы» |
8 | Знакомство с творчеством всемирно известного отечественного композитора С.С. Прокофьева. С.С. Прокофьев «Соната № 2». | Жанр сонаты в творчестве русских композиторов. Представление о форме сонатного аллегро на основе сопоставления с действием в драматической пьесе; сопоставления приёмов музыкального развития в сонатах разных композиторов. | 1.С. Прокофьев Соната № 2. 2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы». |
9 | Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». Симфоджаз – наиболее яркие композиторы. Стиль как отражение мироощущения композитора. | Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Дж. | 1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». 2. Д. Гершвин «Любимый мой». |
10 | Обобщающий урок. | Музыкальная викторина за III четверть. | |
11. | Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Творчество К. Дебюсси. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Симфоническая картина. К. Дебюсси. «Празднества». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Общность средств художественной выразительности музыки и живописи импрессионизма. | 1. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). 2.«Мы свечи зажжём» С. Ведерников |
12. | В. Калинников. Симфония № 1. Развитие жанра симфонии в русской музыке | Жанр симфонии в русской музыке. Интонационно-образные и жанрово-стилевые особенности, приёмы музыкального развития образов. | 1. В. Калинников. Симфония № 1 соль минор. 2. «Россия, Россия» Ю. Чичков. |
13-14. | Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. | Музыка народов мира. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Обобщение представлений школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Мастерство исполнения народной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. | 1.Они отняли мою любовь, армянская народная мелодия (дудук). 2. Где же ты ходишь? Узбекская народная песня. 3. Косил Ясь конюшину, белорусская народная песня. 4.Кострома, русская народная песня. |
15. | Многообразие стилей в зарубежной музыке ХХ века | Международные хиты. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Мастерство исполнения популярной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Понятие лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира. | 1.Э. Ллойд Уэббер. Память из мюзикла «Кошки» Л. Бернстайн.. 2. Мария, песня Тони из мюзикла «Вестсайдская история». 3.Р. Коччианте, Собор Парижской Богоматери, мюзикл, Belle (Красавица) 4. Э. Ллойд Уэббер. Призрак оперы, мюзикл, Дуэт Призрака и Кристины. 5. Дж. Кандер, тексты песен Ф. Эбба, Чикаго, мюзикл, Мой верный лучший друг (My own best friend). |
16-17. | А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось». Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера). | Жанр рок-оперы, музыкальные характеристики главных действующих лиц; выявление особенностей современного музыкального языка в драматургии сценического действия. | 1.А. Рыбников. Рок-опера «Юнона и Авось»: (Я тебя никогда не забуду. Сцена в церкви. Молитва. Ария Пресвятой Девы. Сцена на балу. Белый шиповник. Ангел, стань человеком. Дуэль с Федерико. Эпилог). |
18. | Обобщающий урок. | | Темы исследовательских проектов: «Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах», «Есть ли у симфонии будущее?», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Музыка народов мира: красота и гармония». |