Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Региональный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования от 31.03.2005 г.№574 с последующими изменениями от 01.07.2011 г. №1018
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004, №1089 .
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 13.12.2007г. № 349, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 « Об утверждении требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта».
Учебный план школы.
Примерная программа основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» Москва «Просвещение» - 2010 г.
Авторской программы Босовой Л.Л., рекомендованной Министерством образования РФ. Москва «Бином» - 2008 г.
Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.
План составлен в соответствии Базисным учебным планом, разработанным Босовой Л. Л., а также Обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством Образования Российской Федерации.
Прохождение курса рассчитано на 35 часов, по одному часу в неделю в классе.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [1]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [2].
Цель курса:
• познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении задач;
• дать школьникам первоначальные преставления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
Количество часов:
35 часа по 1 часу в неделю в 5 классе
Программа:
«Информатика 7 класс» Босова Л. Л., Босова А.Ю.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
Учебники и методические пособия:
1. Босова Л. Л. Босова А.Ю., Информатика 7 класс - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2016.
Технические средства обучения.
1. Интерактивная доска
2. Компьютеры, ноутбук
3. Проектор
4. Принтер
5. Модем ASDL
6. Web-камера.
7. Локальная вычислительная сеть.
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этом цели обучения информатике в 5 классе могут быть определены следующим образом:
• формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных
и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Требования к подготовке школьников в области информатики
Учащиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать программы из меню Пуск;
• уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
• уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 7 классе.
( 7 класс: 1час в неделю, всего 35 часов)
№ | Тема урока | Кол.час. | Дата | примечание |
заплан. | фактич. | |
Информация и информационные процессы. | 10 | | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация и ее свойства. Информация и сигнал. | 1 | 06.09.16 | | |
2 | Виды информации. Свойства информации. | 1 | 13.09.16 | | |
3 | Информационные процессы. Сбор информации. | 1 | 20.09.16 | | |
4 | Обработка информации. Хранение информации. | 1 | 27.09.16 | | |
5 | Передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике. | 1 | 04.10.16 | | |
6 | Всемирная паутина. Поисковые системы. | 1 | 12.10.16 | | |
7 | Представление информации. Знаковые системы. | 1 | 18.10.16 | | |
8 | Двоичное кодирование. | 1 | 25.10.16 | | |
9 | Равномерные и неравномерные коды. | 1 | 01.11.16 | | |
10 | Измерение информации. Информационный объем сообщения. | 1 | 08.11.16 | | |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. | 6 | | | |
11 | Основные компоненты компьютера и их функции. | 1 | 15.11.16 | | |
12 | Устройства компьютера и их функции. | 1 | 22.11.16 | | |
13 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | 29.11.16 | | |
14 | Файлы. Файловые структуры. | 1 | 06.12.16 | | |
15 | Каталоги. Пользовательский интерфейс. | 1 | 13.12.16 | | |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Компьютер» | 1 | 20.12.16 | | |
Обработка графической информации | 3 | | | | |
17 | Формирование изображения на экране монитора. | 1 | 27.12.16 | | |
18 | Растровая и векторная графика. | 1 | 17.01.17 | | |
19 | Создание графических изображений | 1 | 24.01.17 | | |
Обработка текстовой информации | 9 | | | | |
20 | Текстовые документы. | 1 | 31.01.17 | | | |
21 | Компьютерные инструменты. | 1 | 07.02.17 | | | |
22 | Создание текстовых документов на компьютере. | 1 | 14.02.17 | | | |
23 | Редактирование текста. | 1 | 21.02.17 | | | |
24 | Форматирование текста.Стилевое форматирование. | 1 | 28.02.17 | | |
25 | Визуализация информации. | 1 | 07.03.17 | | |
26 | Инструменты распознавания текстов. | 1 | 14.03.17 | | |
27 | Оценка количественных параметров. | 1 | 21.03.17 | | |
28 | Информационный объем фрагмента текста. | 1 | 04.04.17 | | |
Мультимедиа | | | | |
29 | Технология мультимедиа | 1 | 11.04.17 | | |
30 | Области использования мультимедиа | 1 | 18.04.17 | | |
31 | Компьютерные презентации | 1 | 25.04.17 | | | |
32 | Анимация. | 1 | 02.05.17 | | | |
33 | Создание презентации. | 1 | 16.05.17 | | | |
34 | Создание анимации. | 1 | 23.05.17 | | | |
35 | Контрольная работа№2 по теме «Обработка информации». | 1 | 30.05.17 | | | |
ИТОГО: | 35 | | | | |
21