2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Соленоозерная школа»
Джанкойского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ___ от «__»_____ 20__г. Руководитель МО __________ Е.А.Гуменюк | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________А.А. Боева «__»_________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Соленоозерная школа» _________ Э.И.Городничая Приказ № ___ От «___»__________20__г. |
Рабочая программа
по музыке
Класс 7
Количество часов в неделю 1
Срок реализации программы 2018 – 2019 учебный год
Учитель музыки
Зиятдинова
Гульнар
Мансуровна
Категория сзд
Стаж работы 11 лет
с. Соленое Озеро,
2018г.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 ( с изменениями и дополнениями).
2. Авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» – М. Просвещение, 2007;;в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ).
3. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Соленоозерная школа» (приказ № 130 от 31.08.2015г.).
4. Учебного плана МОУ «Соленоозерная школа» (приказ № 199 от 30.08.2018г.).
5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, факультативных занятий, курсов внеурочной деятельности МОУ «Соленоозерная школа» (приказ № 212 от 03.09.2018 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Музыка: 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка».
Учащиеся научатся:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
Учащиеся получат возможность:
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в
творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
Учащиеся получат возможность:
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Учащиеся научатся:
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
Урок №25 «Симфоническая музыка» Р/К – «Образы Крыма в музыке, живописи и поэзии»; Урок № 32 «Музыка народов мира» Р/К – Музыка народов Крыма.
Тема I полугодия:
«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (18 часов)
Урок №1 - Классика и современность
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
Уроки № 2-5 - В музыкальном театре. Опера. Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина. Определения опера, рок-опера, музыкальная драматургия, драма, музыкальный образ.
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
Уроки № 6-7 - В музыкальном театре. Балет. В мире волшебного танца. Калейдоскоп по страницам истории создания рождения балета.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па,
адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля.
Урок №8 - Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»;
Урок №9 - В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
Урок №10 - Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.Музыкальная характеристика Эскамильо.
Урок №11 - Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Урок №12 - Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Урок №13 - Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени в музыке С.В.
Рахманинова. Всенощное бдение. Музыкальные образы всенощной.
Урок №14 - Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Урок №15 - Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Д.Б. Кабалевского. Определение драматический спектакль, симфонический оркестр.
Уроки №16-17 - «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Тема II полугодия:
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (16 часов)
Урок №18 - Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Урок № 19 - Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
Особенности драматургии светской и духовной музыки..
Урок №20 - Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
Урок №21 - Транскрипция. Ф. Лист. Транскрипция как жанр классической музыки.
Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации..
Уроки № 22 – 24 - Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатногоallegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Уроки № 25-28 - Симфоническая музыка. Р/К –Образы Крыма в музыке, живописи и поэзии». Определение музыкальный пейзаж, художественный образ, симфония. Симфония №7 «Лунное море» А.С. Караманова.
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.
Определение симфоническая музыка, сопоставление и контраст музыкальных образов.
Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Определение лирико-драматическая симфония. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Урок №29 - Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
Урок №30 - Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Урок № 31 - «Рапсодия в стиле блюз». Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Урок №32 - Музыка народов мира. Р/К – Музыка народов Крыма. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции.
Урок №33 - Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов.
Урок №34 - Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.
Тематическое планирование
№ | Название разделов | Учебные |
| | часы |
1. | Тема I полугодия: Особенности музыкальной | 18 |
| драматургии | |
2. | Тема II полугодия: Особенности драматургии | 16 |
| камерной и симфонической музыки | |
| Итого | 34 |
| Форма контроля осуществляется по видам | |
| деятельности раз в полугодие | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | | Тема урока | Примечание |
план | факт | Кол-во часов |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки(18ч) |
1 | 04.09 | | 1 | Классика и современность | |
2 | 11.09 | | 1 | В музыкальном театре. Опера. | |
3 | 18.09 | | 1 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | |
4- 5 | 25.09 02.10 | | 2 | Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» | |
6 | 09.10 | | 1 | В музыкальном театре. Балет. | |
7 | 16.10 | | 1 | Балет Б.И. Трищенко « Ярославна» | |
8 | 23.10 | | 1 | Героическая тема в русской музыке. | |
9 | 30.10 | | 1 | В музыкальном театре. | |
10 | 06.11 | | 1 | Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс.» | |
11 | 13.11 | | 1 | Опера Ж. Бизе « Кармен» | |
12 | 20.11 | | 1 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-Сюита» | |
13 | 27.11 | | 1 | Сюжеты и образы духовной музыки. | |
14 | 04.12 | | 1 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинов. | |
15 | 11.12 | | 1 | Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус-Христос супер звезда» | |
16 | 18.12 | | 1 | Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | |
17- 18 | 25.12 15.01 | | 2 | «Гоголь-сюита» из музыке А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16ч) |
19 | 22.01 | | 1 | Музыкальная драматургия развитие музыки. | |
20 | 29.01 | | 1 | Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка. | |
21 | 05.02 | | 1 | Камерная инструментальная музыка.Этюд. | |
22 | 12.02 | | 1 | Транскрипция. Ф.Лист. | |
23 | 19.02 | | 1 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А Шнитке. | |
24 | 26.02 | | 1 | «Патетическая» Л.Бетховена | |
25 | 05.03 | | 1 | Соната №2 С. Прокофьева, Соната № 11 Ф. А. Моцарт. | |
26- 27- | 12.03 26.03 | | 2 | Симфоническая музыка | |
28- 29 | 02.04 09.04 | | 2 | Великие творцы симфонии | |
30 | 16.04 | | 1 | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси | |
31 | 23.04 | | 1 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна | |
32 | 30.04 | | 1 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | |
33 | 07.05 | | 1 | Музыка народов мира. | |
34 | 14.05 | | 1 | «Пусть звучит музыка!» | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
№ урока | Дата проведения | Корректируемые темы уроков | Корректирующие | |
по КТП | | | мероприятия | |
по плану | по факту | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |