МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей музыки г. Димитровграда протокол № 1 от 16 августа 2021 г __________С.В.Кадырова | Заместитель директора по УВР ________Н.П. Старухина «_____»_____________ 2021 г. | Директор МБОУ «СШ № 23» ___________М.П. Хуртина «_____»__________ 2021 г. |
| | |
| | |
Приложение к ООП ООО
Рабочая программа (обучение на дому)
Наименование учебного предмета- музыка Класс 7Б Курныкин Юрий Уровень общего образования – основное общее образование Учитель музыки – Соловых Инна Николаевна Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год Количество часов по учебному плану - 1 час в неделю Планирование составлено на основе: Программа основного общего образования «Музыка 5-8 классы» Программа- Музыка. 5- 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И.Э. Кашекова.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2019 г.-127 с.-ISBN 978-5-09-072464-7. Учебник-Музыка: 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.-11-е изд. – М.: Просвещение, 2021.-126 с.: ил.-ISBN 978-5-09-078008-7 |
Рабочую программу составил (а) _______________________Соловых Инна Николаевна
Подпись
2021-2022 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 7 КЛАСС
Изучение предмета «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоение учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- определение сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах творческой деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: « Особенности музыкальной драматургии » 17 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч). Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.
Урок 2. «Музыкальная драматургия – развитие музыки»(1ч.)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Урок 3. В музыкальном театре. Опера. (1ч.)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере.
Урок 4-5. Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке» (2ч) Глинка – первый русский композитор мирового значения, образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 6. В концертном зале. Симфония№ 40 В.А.Моцарта. (1ч.)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 7. Литературные страницы. «Улыбка» Р.Бредбери. (1ч)
Урок 8. Симфония №5 Л.ван Бетховена.(1ч.)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения.Черты стиля, особенности симфонизма композиторов расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 9 .«Героическая тема в музыке ». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 10. В музыкальном театре. Балет. (1ч.)
Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Урок 11. Камерная музыка. Вокальный цикл. (1ч.)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере вокальных циклов эпохи романтизма).
Урок 12. Инструментальная музыка. Этюд.(1ч.)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма).
Урок 13. Транскрипция. (1ч.)
Знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листаи Ф.Бузони. Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 14. Прелюдия. (1ч.)
Урок 15. Концерт. Концерт для скрипки А.Хачатуряна. Вспомнить знакомые концерты, определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Урок 16. «Кончерто гроссо» А.Шнитке. (1 ч)
Характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 17. Сюита. (1ч.) А.Шнитке. «Сюита в старинном стиле»
Раздел 2: «Основные направления музыкальной культуры» - 17 часов
Урок 18. Религиозна музыка.Сюжеты и образы духовной музыки. (1ч)
Урок 19. «Высокая месса» И.С.Баха. От страдания к радости. (1ч.)
Урок 20. Литературные страницы. «Могила Баха» Д.Гранина.(1ч.)
Урок 21. Всенощное бдение. Образы «Вечерни» и «Утрени».(1ч)
Урок 22. Литературные страницы. «Христова Всенощная» И.Шмелев.(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 23-24. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы.
Урок 25. Светская музыка. Соната.Соната №8 («Патетическая»)Л.Бетховена.(1ч.)
Урок 26. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.А.Моцарта. (1ч.)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 27. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч) Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 28. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч) Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 29. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 30. Музыка народов мира. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов. (1ч)
Урок 31. Популярные хиты.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Урок 32. Рок-опера «Юнона и Авось» (1ч.)
Урок 33-34. Защита исследовательских проектов. (2ч).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Кол-во часов |
дата по плану | дата по факту |
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии | 17 |
1 | | | Классика и современность. | 1 |
2 | | | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 |
3 | | | В музыкальном театре. Опера. | 1 |
4 5 | | | Опера «Иван Сусанин».Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.«Судьба человеческая – судьба народная» | 2 |
6 | | | В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. | 1 |
7 | | | Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. | 1 |
8 | | | Симфония №5 Л. Бетховена. | 1 |
9 | | | Героическая тема в музыке. | 1 |
10 | | | В музыкальном театре. Балет. | 1 |
11 | | | Камерная музыка. Вокальный цикл. | 1 |
12 | | | Инструментальная музыка. Этюд. | 1 |
13 | | | Транскрипция. | 1 |
14 | | | Прелюдия. | 1 |
15 | | | Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна | 1 |
16 | | | «Concertogrosso» А. Шнитке. | 1 |
17 | | | Сюита. | 1 |
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры. | 17 |
18 | | | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. | 1 |
19 | | | «Высокая месса» И.С. Баха. «От страдания к радости» | 1 |
20 | | | Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. | 1 |
21 | | | «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». | 1 |
22 | | | Литературные страницы. «Христова Всенощная» И. Шмелёва. | 1 |
23 24 | | | Рок-опера «Иисус Христос – супер звезда». Вечные темы. | 2 |
25 | | | Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. | 1 |
26 | | | Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.А. Моцарта | 1 |
27 | | | «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. | 1 |
28 | | | Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. | 1 |
29 | | | Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. | 1 |
30 | | | Музыка народов мира. | 1 |
31 | | | Популярные хиты. | 1 |
32 | | | Рок-опера «Юнона и Авось» | 1 |
33 34 | | | Защита исследовательских проектов. | 2 |