Пояснительная записка
Цель: развитие устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности, повышение уровня психологической и функциональной готовности обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучению систематического курса предмета. Обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание)
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию
развитие навыков устной коммуникации
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности
Общая характеристика учебного предмета
Детям с умственной отсталость даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
В процессе изучения письма у обучающихся развивается зрительное восприятие и пространственная ориентировка на плоскости листа. Происходит совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усваиваются гигиенические правила письма. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Обучение письму носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Письмо» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа для 7 класса направлена на достижение обучающимися определенныхличностных и предметных результатов,а также на формирование базовых учебных действий.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договорённости
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
Коммуникативные учебные умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
Регулятивные учебные способности:
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из–за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов
Познавательные учебные умения:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
пользоваться знаками, символами, предметами – заменителями
писать и выполнять арифметические действия
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях)
Предметные результаты
В рабочей программе 7 класса по предмету «Письмо» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами:минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения
писать под диктовку отдельные буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий
составлять предложения по действию или по картинке с помощью педагога, выделять предложения из речи и текста
делить слова на слоги
Достаточный уровень:
списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова, предложения
писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку
группировать слова-названия предметов и названия действий
делить слова на слоги;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
вступать в контакт с педагогом
работать в коллективе (ученик - ученик)
слушать и понимать инструкцию педагога
владеть начальными навыками адаптации
обращаться за помощью и принимать помощь педагога
Содержание учебного предмета
Повторение
закрепление понятия «звук и буква»
дифференцирование на слух и в произношении звуков
формирование умения определять значение слов, соотнося их с картинками
формирование умения правильно составлять предложения и их схемы
формирование умения записывать предложения по схеме
формирование умения списывать по слогам с рукописного и печатного текстов
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений с помощью картинок.
Звуки и буквы
формирование умения различать звуки и буквы
формирование умения проводить звукобуквенный анализ слов
формирование умения дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные
формирование умения правильно обозначать звуки соответствующими буквами на письме
Звуки гласные и согласные, их различение. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звуко-буквенная схема). Запись слова в тетради по схеме.
Составление предложения с заданным словом.
Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением.
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов. Определение количества гласных в слове и количества слогов. Слогообразующая роль гласных.
Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов и предложений.
Слова со звуками [р] и [л]. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов.
Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами. Различение значений слов.
Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов.
Буквые, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами.
Согласные твёрдые и мягкие, различение их. Определение значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквамии, е, ё, ю, я; твёрдости – буквами а, о, у, ы.
Букваь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными звуками на конце.
Слово
изучение слов, обозначающих предметы
формирование умения различать слова по их отношению к родовым категориям
формирование умения писать имена, фамилии людей и клички животных
изучение слов, обозначающих действия
знакомство с предлогом как отдельным словом
формирование умения написания слов с непроверяемыми гласными
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предметов по названиям его частей.
Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их название.
Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, фрукты, посуда и т.д.
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто?Различение слова и предмета. Группировка предметов и их названий, отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? или что?
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению.
Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Различение названий предметов и названий действий по вопросам.
Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с использованием предлога.
Слова с непроверяемой гласной. Выделение слов-родственников из предложений.
Предложение
закрепление знаний о правилах написания предложений
формирование умения в определении границ предложений
формирование умения строить простые предложения
формирование умения писать под диктовку простые по структуре предложения, написание которых не расходится с произношением
Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Выделение предложения из речи или из текста. Правила записи предложения. Порядок слов в предложении. Графическое изображение предложения.
Различие набора слов и предложений.
Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё. Ответы на вопросы.
Формы организации учебной деятельности,
Фронтальная форма работы применяется, когда все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с обучающимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов.
Фронтальная форма работы применяется при умении ориентироваться в тетради; написании слов, предложений на доске, в тетради; выполнении работ с раздаточным материалом; написании слов и предложений под диктовку; составлении и анализе простых предложений; составлении слов и предложений с использованием условно-графического изображения; работе с учебником; определении количества слов в предложении; составлении предложений по картинке; подборе предложений к рисункам; записи слов и предложений по образцу; анализе схем предложений; наблюдении за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске; назывании предметов различных родовых групп; работе с деформированным предложением.
Индивидуальная форма организации работы обучающихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником заданий, а также индивидуальную помощь педагога конкретному обучающемуся. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, повторение и обобщение пройденного материала.
Индивидуальная форма работы применяется в тетради по обводке; написании элементов букв на доске по контуру и без; работа по индивидуальным карточкам; выполнении работ с раздаточным материалом; списывании слов, текста из 2-3 предложений; работе с учебником; определении количества слов в предложении; составлении предложений по картинке; подборе предложений к рисункам; назывании предметов различных родовых групп; работе с деформированным предложением.
Календарно-тематическое планирование.
Повторение
Звуки и буквы.
Соотнесение звуков и букв. Выделение звука.
Выделение данного звука из слова.
Определение количества звуков и букв.
Письмо слов, отличающихся одной буквой.
Различение букв, сходных по написанию.
Различение написания букв «м – л».
Различение написания букв «и – ш».
Различение написания букв «х-ж».
Тренировочные упражнения
Предложение, слово, слог.
Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.
Слова со стечением согласных.
Слова со стечением согласных.
Составление предложений из слов со стечением согласных.
Составление предложений. Схема.
Предложение, слово.
Тренировочные упражнения
Звуки гласные и согласные.
Выделение гласных звуков.
Выделение гласных в середине слова. Слова с буквой «э».
Выделение согласных звуков в словах.
Выделение согласных звуков в словах.
Звуко-буквенный анализ слов.
Звонкие и глухие согласные.
Парные согласные «б-п».
Парные согласные «б-п».
Парные согласные «в-ф».
Парные согласные «в-ф».
Парные согласные «д-т».
Парные согласные «д-т».
Парные согласные «г-к».
Парные согласные «г-к».
Свистящие согласные «з-с».
Свистящие согласные «з-с».
Шипящие согласные «ж-ш».
Шипящие согласные «ж-ш».
Согласный «р». Выделение.
Согласный «л». Выделение.
Диктант за I четверть.
Работа над ошибками.
Повторение.
Анализ и составление предложений.
Звуко-буквенный анализ слов.
Свистящие и шипящие согласные
Тренировочные упражнения
Звуки гласные и согласные.
Согласные Л, Р. Выделение согласных в словах.
Согласная Ч.
Согласная Ц.
Согласная Щ.
Звуки и буквы Ц, Ч, Щ в словах.
Различение согласных Ц, Ч, Щ.
Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких согласных.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я после мягких согласных.
Слова с гласными И, Ы.
Слова с гласными У, Ю.
Слова с гласными А, Я.
Слова с гласными О, Е.
Обозначение мягких согласных.
Диктант.
Работа над ошибками.
Мягкий знак
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Выделение слов с Ь знаком на конце.
Ь знак на конце слова.
Ь знак на конце слова.
Составление предложений из слов с Ь знаком.
Слова с буквами Е, Ё, Ю, Я,
Слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, И в начале слова.
Слова с буквой Е в начале слова.
Слова с буквой Я в начале слова.
Слова с буквой Ю в начале слова.
Контрольный диктант за 2 четверть.
Работа над ошибками.
Повторение.
Твердые и мягкие согласные.
Ь знак на конце слова.
Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после согласных.
Гласные Е, Ё, Ю, Я и после согласных.
Твердые и мягкие согласные.
Различение твердых и мягких согласных
Обозначение мягких согласных.
Выделение согласных в словах.
Повторение.
Гласные е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.
Слова с буквами и – й.
Буквы и – й. Дифференциация и – й.
Сравнение слов с буквами.
Перенос слова.
Перенос слова.
Слог – как часть слова.
Деление слов на слоги.
Деление слов на слоги.
Ударение
Ударение.
Выделение ударного слога.
Выделение ударного слога.
Выделение безударного слога.
Деление слов на слоги.
Тренировочные упражнения
Слова, обозначающие предметы.
Слова, обозначающие предметы.
Слова, отвечающие на вопросы кто это?
Слова – предметы. Вопросы к ним.
Слова, отвечающие на вопросы что это?
Слова, обозначающие один предмет или несколько.
Тренировочные упражнения
Слова, обозначающие один предмет или несколько.
Группировка слов по вопросам кто? Что?
Постановка вопроса к обобщающим словам.
Группировка по вопросам кто? что?
Постановка вопроса к обобщающим словам.
Подбор слов к вопросам кто? что?
Тренировочные упражнения.
Большая буква в названиях
Большая буква в именах людей.
Больная буква в именах и фамилиях людей.
Написание имен и фамилий людей.
Большая буква при написании кличек животных.
Тренировочные упражнения
Большая буква при написании кличек животных.
Большая буква при написании кличек животных.
Выделение в предложении слов, обозначающих клички животных.
Тренировочные упражнения.
Слова, обозначающие действия предметов.
Слова, обозначающие действия предметов.
Слова, отвечающие на вопросы: что делает? Что делают?
Постановка вопросов к действиям предметов.
Слова, обозначающие действия предметов.
Слова, отвечающие на вопросы: что делает? что делают?
Тренировочные упражнения.
Подготовка к диктанту.
Диктант за 3 четверть.
Работа над ошибками.
Повторение.
Слова, обозначающие предметы.
Вопросы к словам – предметам.
Слова, обозначающие действия предметов.
Тренировочные упражнения
Вопросы к словам – действиям.
Написание имен и фамилий людей.
Написание кличек животных.
Слова, обозначающие действие предмета
Вопросы к словам-действиям.
Тренировочные упражнения
Предлог.
Предлог.
Раздельное написание предлогов со словами.
Письмо предложений с предлогами.
Составление предложений с предлогами.
Написание предлогов со словами.
Выделение предлогов в предложении.
Тренировочные упражнения.
Предложение.
Предложение.
Составление простых предложений.
Составление предложений по картинке.
Точка в конце предложения.
Большая буква в начале предложения.
Составление предложений из данных слов.
Границы предложения.
Тренировочные упражнения
Определение границ предложения.
Составление предложений на заданную тему.
Написание предложений.
Составление предложений по картинке.
Составление предложений из данных слов.
Определение количества предложений в тексте.
Тренировочные упражнения.
Повторение.
Звуки и буквы.
Гласные и согласные.
Звуко-буквенный анализ слов.
Работа со словарными словами.
Слова, обозначающие предметы.
Слова, обозначающие действия предметов.
Вопросы к словам-предметам, словам-действиям.
Выделение слов-предметов и слов-действий в предложениях.
Предлоги. Написание предлогов.
Предложение. Границы предложения.
Подготовка к итоговому диктанту
Итоговый контрольный диктант за год.
Работа над ошибками.
Написание имен и фамилий людей.
Написание кличек животных.
Составление предложений.
Слова, обозначающие предметы.
Тренировочные упражнения
Вопросы к словам – предметам.
Слова, обозначающие действия предметов.
Вопросы к словам – действиям.
Звуко-буквенный анализ слов.
Звонкие и глухие согласные.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Выделение слов с Ь знаком на конце.