СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс "Ручной труд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс "Ручной труд"»

Пояснительная записка

Труд –это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

  • формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

  • развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов.

Особое внимание отводится практическим работам, при выполнении которых обучающиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при выполнении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – отщипывание, размазывание, скатывание, раскатывание (пластилин); сгибание, резание и т. д.;

  • знакомятся со свойствами материалов, с инструментами;

  • учатся экономно расходовать материалы.

Важным на уроках является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

      • знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ;

      • знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

      • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

      • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

      • умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

      • умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

      • умение составлять стандартный план работы по пунктам;

      • умение работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками);

До статочный уровень:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

  • умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

  • умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

  • умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;

  • умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

  • оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

учащиеся должны знать:

правила организации рабочего места;

  • виды трудовых работ (лепка, конструирование, резание бумаги, наклеивание, сматывание ниток);

  • названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей).

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

  • работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками; конструировать из деревянного конструктора);

Содержание учебного предмета

Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Ноутбук, телевизор

  • Презентационные материалы

  • Технологические карты

  • Материалы:

  • краски акварельные, гуашевые;

  • фломастеры разного цвета;

  • цветные карандаши;

  • бумага рисовальная а3, а4 (плотная);

  • бумага цветная разной плотности; ― картон цветной, серый, белый;

  • набор разноцветного пластилина;

  • нитки (разные виды);

  • природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);

  • клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;

  • шнурки для обуви (короткие, длинные);

  • Инструменты:

  • кисти беличьи № 5, 10, 20;

  • кисти из щетины № 3, 10, 20;

  • стеки;

  • ножницы;

  • линейки;

  • Вспомогательные приспособления:

  • подкладные доски;

  • подкладной лист или клеенка;

  • коробка для хранения природных материалов;

  • подставка для кисточки;

  • баночка для клея;

  • листы бумаги для работы с клеем (макулатура);

  • коробочка для мусора;

  • тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;

Календарно-тематическое планирование

  1. Работа с пластилином. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (Куб, параллелепипед).

  2. Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок большой, брусок маленький. Складывание из деталей башни, домика.

  3. Лепка столярных инструментов: молоток.

  4. Лепка по образцу или с натуры игрушек. Автобус.

  5. Лепка по образцу или с натуры игрушек. Грузовик. Беседа-игра «Правила уличного движения».

  6. Работа с природным материалом. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек.

  7. Изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки.

  8. Изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных изделий.

  9. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из еловой шишки, палочек, бумажных деталей.

  10. Работа с бумагой и картоном. Изготовление закладки сложной конфигурации. Наклеивание аппликации (начало работы).

  11. Изготовление закладки (окончание работы).

  12. Работа с бумагой. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий.

  13. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов.

  14. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.

  15. Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных ягод из связанных пусков нитей: плетение косички.

  16. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика и девочки) из связанных пучков нитей, тесьмы.

  17. Повторение приемов шитья. Завязывание узелка.

  18. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

  19. Работа с пластилином. Лепка по представлению свободных композиций к сказке «Колобок»

  20. Лепка композиции к сказке «Колобок»

  21. Лепка композиции к сказке «Маша и медведь»

  22. Лепка композиции к сказке «Лиса и журавль»

  23. Работа с цветной бумагой. Изготовление по образцу модели светофора

  24. Изготовление по образцу указателя «переход».

  25. Изготовление подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги.

  26. Работа с тканью. Выполнение стежка «Шнурок» на полосе бумаги в клетку

  27. Выполнение стежка «Шнурок» на ткани

  28. Изготовление открытки ко Дню Победы

  29. Вышивание салфетки стежком «шнурок»

  30. Вышивание салфетки стежком «шнурок»

  31. Оформление закладки «Кисточками» (начало работы)

  32. Оформление закладки «Кисточками» (начало работы)

  33. Оформление закладки «Кисточками» (окончание работы)

  34. Повторение всех изученных стежков.

7