им. В.С.АНИЩЕНКО»
от «30» августа 2018 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО Пр. № ___
Колмакова Е.С._____________ от «31» августа 2018 г.
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2018 г.
Срок действия рабочей программы: 2018-2019 уч. год
с. Могойто
2018 г.
Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Также на уроках истории при изучении разделов и тем обсуждается проблема фальсификации истории, до сведения учащихся доводится достоверная информация.
Настоящая программа разработана на 70 часов (2 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
План | Факт |
Всеобщая история. История нового времени. 1500-1800 гг. |
| Глава 1. Мир вначале Нового времени. | 13 | | | |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение. | 1 неделя | |
2 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | Оценивать открытия Х.Колумба, Ф. Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей. | 1 неделя | |
3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | 1 | Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе. | 2 неделя | |
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Объяснять, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры | 2 неделя | |
5 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | 1 | Рассказывать о социальных изменениях. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Рассказывать об основных «спутниках» европейца в раннее Новое время. Объяснять положение женщины в Новое время. Рассказывать о складывающейся культуре домовладения. | 3 неделя | |
6 | Великие гуманисты Европы | 1 | Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развёрнутый план параграфа. Готовить доклад-презентацию о Т. Море, Ф. Рабле, М. Монтене. | 3 неделя | |
7 | Мир художественной культуры Возрождения | 1 | Приводить аргументы из текста произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявлять и обозначать гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составлять сообщения, презентации о титанах Возрождения. | 4 неделя | |
8 | Рождение новой европейской науки | 1 | Готовить сообщение на тему «Жизнь и научное открытие Николая Коперника». Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека. | 4 неделя | |
9 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация. Называть причины и сущность Ре- формации. Показывать особенности протестантизма. Обсуждать идею М. Лютера о «спасении верой». Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. | 5 неделя | |
10 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию. | 5 неделя | |
11 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | 1 | Рассказывать о религиозно-социальном движении в Англии. Объяснять, почему власть встала на защиту церкви. Сравнивать пуритан с лютеранами, кальвинистами. | 6неделя | |
12 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Рассказывать о назначении, методах и результатах реформы Ришелье. Объяснять причины укрепления Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 6 неделя | |
13 | Контрольная работа по главе «Мир вначале Нового времени». | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории Нового времени данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 7 неделя | |
| Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 4 | | | |
14 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. | 1 | Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской Республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям | 7 неделя | |
15 | Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | 1 | Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля. Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его. | 8 неделя | |
16 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв. | 1 | Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по выбору). Показывать на карте основные события международных отношений. Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений между странами. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 8 неделя | |
17 | Контрольная работа по главе «Первые революции Нового времени. Международные отношения» | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории Нового времени данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 9 неделя | |
| Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 9 | | | |
18 | Великие просветители Европы. | 1 | Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо. | 9 неделя | |
19 | Мир художественной культуры Просвещения. | 1 | Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового человека на основе героев авторов эпохи Просвещения. Доказывать динамику духовного развития человека благодаря достижениям культуры Просвещения. | 10 неделя | |
20 | На пути к индустриальной эре. | 1 | Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок развитию машинного производства. Составлять рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики. | 10неделя | |
21 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать, что представляло собой колониальное общество и его хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему колонистам удалось объединиться. | 11 неделя | |
22 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Объяснять историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. | 11 неделя | |
23 | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | 1 | Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Оценивать деятельность лидеров революционных событий | 12неделя | |
24 | Великая французская революция. От монархии к республике. | 1 | Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Объяснять, как реализовывались интересы и потребности общества в ходе революции. | 12 неделя | |
25 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | Доказывать, что любая революция – это бедствия и потери для общества; не жестоких методов якобинцев. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. | 13 неделя | |
26 | Контрольная работа по главе «Эпоха Просвещения. Время преобразований» | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории Нового времени данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 13 неделя | |
| Глава 4. Традиционное общество Востока. Начало европейской колонизации. | 3 | | | |
27 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать традиционное общество с европейским. Характеризовать государства Востока и Европы. | 14 неделя | |
28 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | 1 | Характеризовать империю Великих Моголов. Анализировать политику Акбара. Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время. | 14 неделя | |
29 | Контрольная работа по курсу Всеобщая история. Новая история 1500-1800 гг. | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории Нового времени данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 15 неделя. | |
30 | Итоговое повторение и обобщение по курсу Всеобщая история. Новая история 1500-1800 гг. | 1 | Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду. Характеризовать особенности 16 века. Решать проблемные задания. Участвовать в дидактической игре. Осуществлять самооценку и взаимооценку | 15 неделя | |
История России 1500-1800 гг. |
| Глава 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 20 | | | |
31 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Актуализировать знания по истории Нового времени о Великих географических открытиях, их предпосылках.Работать с исторической картой: -показывать пути движения экспедиций первооткрывателей; - показывать северные и южные пути из Европы в §1 19 Индию. Аргументированно выбирать наиболее короткий и безопасный. Показывать на карте географические объекты, открытые поморами. Называть последствия географических открытий, выделять среди них положительные и отрицательные.Работатьс текстом учебника, документами, предложенными в нём: находить главное, отвечать на вопросы. Работать с иллюстративным материалом учебника. Сравнивать корабли поморов и каравеллы и др. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 16 неделя | |
32 | Территория, населения и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Актуализировать знания об основных группах населения Руси и России, их занятиях. Работать с исторической картой: - показывать на карте территории расселения казачества в XVI в. Раскрывать смысл понятий: казачество, реформа, слобода, ярмарка и др. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, анализировать структуру городского самоуправления в указанный период. Решать проблемные задания. Сравнивать положение рядовых казаков и атаманов (на основе иллюстрации в учебнике). Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации об особенностях земледелия в России и природно-климатических условиях её территории). Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 16 неделя | |
33 | Формирование единых государств в Европе и России. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Актуализировать знания по истории Нового времени о формировании единых государств в Европе, об особенностях абсолютизма. Показывать на карте территорию России к концу правления Ивана III. Раскрывать смысл понятий: самодержавие, крепостное право. Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту. Сравнивать европейский абсолютизм и российское самодержавие. Работатьс текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - используя текст параграфа, называть характерные черты военной революции в Европе в XV-XVI вв.; - выделять главное. Соотносить события российской и европейской истории. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 17 неделя | |
34 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III. Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др. Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века; Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 17 неделя | |
35 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территории, отошедшие к России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в. Раскрывать смысл понятий: сейм, острог. Работатьс текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста заполнять таблицу «Отношения с Литвой и Ливонским орденом». Оценивать политику Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству, высказывать мнение о целях действий российских государей. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 18 неделя | |
36 | Начало правления Ивана IV. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территорию России в начале правления Ивана IV. Высказывать мнение о значении реформ Елены Глинской для централизации государства, о последствиях боярского правления аргументировать его. Объяснять, почему Земский собор 1549 года называют «собором примирения». Формулировать и аргументировать суждение о том, как борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности Ивана IV. Работать с текстом учебника и документов (Из «Большой челобитной И. Пересветова», «Из Домостроя», др.). Осуществлять самооценку. | 18 неделя | |
37 | Реформы Избранной рады. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: Земский собор, Избранная Рада, местничество, сословно-представительная монархия, стрельцы. Называть реформы Избранной рады, их даты (на основе работы с текстом учебника). Выделять характерные черты сословно- представительной монархии. Составлять фишбоун «Россия – централизованное государство». Давать оценку значению реформ Избранной рады. Высказывать мнение об изменениях в войске (на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника). Работать с текстом документа «Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова (анализировать, отвечать на вопросы). Формулировать и аргументировать суждение о том, можно ли Россию в период правления Ивана IV. Называть сословно-представительной монархией (используя материалы рубрики «Историки спорят» - с. 49-50). Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 19 неделя | |
38 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: гарнизон, гвардия и др. Работать с исторической картой: -показывать границы Крымского, Астраханского, Казанского, сибирского ханств в XVI в ; -используя современную административно- территориальную карту России, назвать регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывших казанского, Астраханского, Крымского ханств. Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 19 неделя | |
39 | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | 1 | Представлять и защищать проекты по теме: «Столица… (выбор учащегося) ханства» (отразив в ней памятники архитектуры, изображения археологических находок, одежду, домашнюю утварь и т.д.); ! Может быть выбрана другая тематика | 20 неделя | |
40-41 | «Внешняя политика России во второй половине XVI в: восточное и южное направления» | 2 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: засечные черты, ясак. Работать с исторической картой: - показывать походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань. Работать с текстом учебника, историческими документами: - составлять сложный план; - пользуясь текстом параграфа и дополнительными источниками информации, составлять образный рассказ о походе русских войск на Казань и её взятии. Соотносить информацию параграфа и документов с иллюстрациями, отвечать на вопросы, делать выводы. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 20 неделя 21 неделя | |
42 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территории, России к концу правления Василия III. Раскрывать смысл понятий: боярская дума, дворяне, кормление, приказы и др. Высказывать и аргументировать мнение о важности закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Работать с текстом учебника, документами , предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе текста составлять схему управления Российским государством в первой трети XVI века. Сравнивать российское поместье и европейский феод по предложенным признакам (с. 34). Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 21 неделя | |
43 | Народы России во второй половине XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Высказывать и аргументировать мнение о целях и роли распространения христианства среди присоединенных народов. Сравнивать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к Российскому государству в XVI в., с Крещением Руси. Находить в тексте учебника информацию о правах нехристианского населения в Российском государстве в XVI в. Участвовать в работе группы (с текстом учебника и дополнительными источниками информации), презентовать результаты работы группы, обсуждать их с одноклассниками. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 22 неделя | |
44 | «Опричнина» | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины. Называть хронологические рамки опричнины. Работать с исторической картой: -показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; -используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы. Оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского). Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника). Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 22 неделя | |
45-46 | Россия в конце XVI в. | 2 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Используя карту, высказывать и аргументировать мнение о том, какое государство было главным соперником России в борьбе за выход к Балтийскому морю. Раскрывать смысл понятий: патриаршество, «заповедные годы», «урочные лета». Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - решать проблемные задачи. Соотносить события российской и европейской истории. Работая в парах, давать оценку личности Бориса Годунова, аргументировать собственное мнение. Осуществлятьсамооценку и взаимооценку. | 23 неделя | |
47 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: ереси, иосифляне, нестяжатели. Работать с текстом учебника, документами , предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - заполнять таблицу «Иосифляне и нестяжатели»; Актуализировать знания по Всеобщей истории об архитектурных сооружениях иных религий, сравнивать их с христианскими храмами. Высказывать и аргументировать мнение о важности для светской власти церковной поддержки. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 24 неделя | |
48 | Культура и народов России в XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Находить в учебнике характерные черты русской культуры в XVI веке. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - составлять схему «Литературный жанры XVI в». Называть последствия изобретения книгопечатания для России и мира. Соотносить события российской и европейской истории: вычислять, сколько лет прошло между изобретением книгопечатания в Европе и появлением его в России. Устанавливать причинно-следственные связи между укреплением центральной власти в России и развитием архитектуры и живописи. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 24 неделя | |
49 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Выделять общее и особенное в фольклоре различных народов России. Сравнивать повседневную жизнь различных народов России. Рассказывать о том, как складывалась единая культура России. Приводить примеры культурных связей стран Европы и России. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 25 неделя | |
50 | Контрольная работа «Россия на рубеже XV-XVII вв.» | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории России данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 25 неделя | |
| Глава 2. Смутное время. Россия при первых Романовых | 17 | | | |
51 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте территорию России к концу XVI — началу XVII в. Раскрывать смысл понятий: шляхта. Составлять кластер «Внешняя политика России в конце XVI — начале XVII в.». Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: отвечать на вопросы, делать выводы. Сравнивать политику России в отношении Крымского ханства и Речи Посполитой, делать выводы. Высказывать и аргументировать оценочное мнение о роли казаков в обороне южных границ России. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 26 неделя | |
52-53 | Смута в Российском Государстве. | 2 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке Выделять основные понятия темы: Смута, самозванство. Показывать на карте путь продвижения Лжедмитрия I, район, охваченный восстанием под предводительством И. Болотникова. Называть причины и предпосылки Смутного времени. Высказывать аргументированное суждение о роли боярства в Смуте. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; - на основе информации учебника, используя карту, строить рассказ о восстании И. Болотникова. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 26 неделя 27 неделя | |
54 | Окончание Смутного времени | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: гетман, семибоярщина. Показывать на исторической карте путь следования Второго ополчения к Москве, высказывать мнение о том, почему он был таким. Характеризовать личность и деятельность патриарха Филарета. Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Семибоярщине). Оценивать роль православной церкви и патриарха Гермогена в событиях Смуты. Сравнивать Первое и Второе ополчения. Высказывать и аргументировать суждение о том, почему 4 ноября в России отмечается День народного единства. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 27 неделя | |
55 | Экономическо е развитие России в XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Раскрывать смысл понятий: Всероссийский рынок, мануфактура, предприниматель, промышленник. Показывать на исторической карте регионы, специализирующиеся на производстве сукна, кожи, соледобычи и солеварении, т.д. Устанавливать причинно-следственные связи между последствиями Смуты и развитием экономики России в 17 веке. Сравнивать мануфактуру и ремесленную мастерскую; Объяснять значение создания единого Русского государства. Работать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы; - делать выводы об особенностях развития экономики России в 17 веке. Высказывать и аргументировать мнение о причинах и последствиях денежной реформы 1654 года. Соотносить события российской и мировой истории: сравнивать экономическое развитие России и европейских государств в 17 веке. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 28 неделя | |
56 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Начать составление схемы «Династия Романовых». Составлять кластер «Государственное устройство России при первых Романовых в 17 веке». Раскрывать смысл понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, полки нового строя, Соборное Уложение. Сравнивать роль Земских Соборов при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче; высказывать мнение о причинах изменений. Изучать отрывки из текста Соборного Уложения 1649 г. и использовать содержащиеся в нем сведения для рассказа об изменениях в положении крестьян. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 28 неделя | |
57 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Составлять схему «Социальная структура российского общества в 17 веке». Характеризовать положение первого сословия (феодалов) в социальной структуре российского общества. Высказывать мнение о причинах изменения положения дворянства. Выделять в тексте учебника главное (на основе информации по духовенстве и городском населении). Объяснять происхождение слова «крепостной», используя словарь. Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 29 неделя | |
58 | Народные движения в XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы. Называть причины народных выступлений в России в 17 веке (на основе актуализации знаний и работы с текстом учебника). Составлять рассказ о Соляном и Медном бунтах (на основе текста учебника и видеофрагментов). Выделять основные этапы восстания С. Разина, характеризовать их. Объяснять, почему 17 век называют «бунташным». Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 29 неделя | |
59 | Россия в системе Международ- ных отношений: отношения со странами Европы | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Выделять и объяснять цели внешней политики России на западном направлении в 17 веке. Актуализировать знания о взаимоотношениях России с ВКЛ, а затем – с Речью Посполитой. Используя карту, показывать территории, присоединенные к России в результате Андрусовского перемирия. Начать составлять кластер «Россия в системе международных отношений». Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 30 неделя | |
60 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Выделять и объяснять цели внешней политики России на восточном направлении в 17 веке. Продолжить составлять кластер «Россия в системе международных отношений». Используя карту, рассказывать о ходе русско- турецкой войны 1676-1681. Показывать на карте территории, закрепленные за Россией и Китаем по Нерчинскому договору. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 30 неделя | |
61 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Актуализировать знания о том, как западные и юго-западные русские земли оказались в составе ВКЛ, а затем – Речи Посполитой. Показывать на карте территории Левобережной и Правобережной Украины, места основных сражений войск Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой. Выделять главное в части параграфа, в параграфе. Называть причины восстания Богдана Хмельницкого (на основе работы с учебником). Работать с документом : - отвечать на вопросы, делать выводы. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 31 неделя | |
62 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Называть причины церковной реформы. Раскрывать смысл понятий: раскол, старообрядчество. Объяснять причины и суть конфликта между Никоном и Алексеем Михайловичем (на основе работы с учебником). Сравнивать и оценивать личности Никона и Аввакума. Представлять и обосновывать оценку значения церковного раскола. Осуществлять самооценку и взаимооценку | 31 неделя | |
63 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Показывать на карте маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова, Хабарова, сравнивать их. Составлять таблицу «Освоение Сибири и Дальнего Востока». Характеризовать особенности взаимоотношений русских переселенцев с местными племенами. Создавать мини-проект (на основе заданий из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», темы – на выбор). Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 32 неделя | |
64 | Культура народов России в XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Называть характерные черты шатрового стиля Высказывать мнение о причинах развития оборонного зодчества в отдельных землях. Проводить поиск информации для подготовки сообщений (презентация) роб отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Продолжить составление таблицы «Культура Руси в XIV- XVI вв.». Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | 32 неделя | |
65 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Сравнивать быт российских царей и западноевропейских правителей данного периода (на основе информации учебника и дополнительных источников). Участвовать в работе группы (работая с информацией о быте различных сословий русского общества данного периода, используя информацию из исторических источников («Описание путешествия в Московию и Персию» А. Олеария, др.). Оформлять и презентовать результаты работы группы. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 33 неделя | |
66 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Участвовать в работе группы (работая с информацией о различных народах России, их повседневной жизни). Оформлять и презентовать результаты работы группы. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | 33 неделя | |
67 | Контрольная работа «Смутное время». | 1 | Планировать свою работу на уроке. Выполнять проверочные задания по истории России данного периода. Осуществлять коррекцию знаний. Осуществлять самооценку. | 34 неделя | |
68-70 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 3 | Актуализировать и систематизировать исторический материал по курсу «История России в XVI - XVII вв.». Принимать участие в групповой игре по данному периоду. Анализировать результаты игры. | 34 неделя 35 неделя | |