СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 кл. И.Г.Семакин

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика: учебник для 8 класса. Семакин И. Г. - М.: 2013 - 176 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 кл. И.Г.Семакин»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зизикская средняя общеобразовательная школа»





«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Зизикская СОШ» МКОУ «Зизикская СОШ» ____________ Магомедова М.А.

__________ Магомедов И.П.

«____»_________ 2018 г. Приказ № ___ от «___»_____ 2018г.





Рабочая программа

по информатике

8 кл







Учитель :

Шихмагомедов В.М.















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарт общего образования по информатике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

2. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

3. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» .

2. Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.





























4.Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

8КЛАСС (35 часов - 1 час в неделю)


  1. Информация и информационные процессы (6 час)


Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  • Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.


  1. Компьютер как универсальное устройство

обработки информации (4 час)


Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  • Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  • Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

  • Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.


  1. Обработка текстовой информации (13 час)


Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  • Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

  • Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

  • Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  • Вставка в документ формул.

  • Создание и форматирование списков.

  • Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  • Создание гипертекстового документа.

  • Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

  • Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I


  1. Обработка графической информации (4 час)


Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

  • Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

  • Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

  • Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

  • Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II


  1. Мультимедийные технологии (8 час)


Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  • Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

  • Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

  • Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

  • Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

  • Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III, работа IV









ПРАКТИКУМ


  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации

(отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).


Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.


  1. Создание графического объекта


Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.


  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.


Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.




  1. Запись и обработка видеофильма


Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.


8. Формы уроков по предмету

В ходе изучения курса информатика предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, контрольных работ, зачетов по итогам 8 класса.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 2:

  • Контрольное тестирование №1 по теме «Информация» и «Информационные процессы»

  • Контрольное тестирование №2 по теме «Основы информационных технологий»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).

Общее количество практических работ, проводимых после изучения различных тем равно 15:

9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля

 При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.






4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы







Название темы

Общее кол-во часов

Краткое содержание

Лабараторные, практ. работы

Контрольные работы

Тестовые работы

1

Введение в предмет

1

ТБ. Предмет информатики. Информация и знания. Содержание курса информатики в 8–9 классах.


        1. №1 Человек и информация. Компьютер

2

Человек и информация

3

Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.


№1

3

Первое знакомство с компьютером

8

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение компьютера. О системном ПО и системах программирования. О файловых структурах. Пользовательский интерфейс


        1. №1 Знакомство с ОС

№2 Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение вешних устройств

№3 Работа с файловой структурой ОС

№2

4

Текстовая информация и компьютер

10

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Системы перевода и распознавания текстов.

        1. №4 Основные приемы ввода и редактирования текста
        2. №5 Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
        3. №6 Использование буфера обмена
        4. №7 Работа с таблицами. Вставка рисунков
        5. №8 Списки, шаблоны, стили
        6. №9 Вставка формул. Сканирование
        1. №3
        1. №2 Тестовая информация и текстовые редакторы

5

Графическая информация и компьютер

7

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

        1. №10 Работа с растровым графическим редактором
        2. №11 Работа с векторным графическим редактором
        3. №12 Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

№4


6

Технология мультимедиа

5

Что такое мультимедиа; Аналоговый и цифровой звук. Дискретизация аналогового сигнала. Представление звука в памяти компьютера. . Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

        1. №13 Создание презентации
        2. №14 Создание презентации с использованием гиперссылок
        1. №5
        1. Итоговая тестовая работа №3


Итого:

34






























5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС




1. Человек и информация.

Дата

план

факт

8




1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

5.09




2

Информация и знания.

12.09




3

Информационные процессы.

19.09




4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

26.09




5

Практическая работа «Измерение информации».

3.10




2. Первое знакомство с компьютером.





6

Назначение и устройство компьютера.

10.10




7

Характеристики основных устройств компьютера.

17.10




8

Контрольная работа «Человек и информация».

24.10




9

Программное обеспечение и его типы.

7.11




10

Пользовательский интерфейс.

14.11




11

Файлы и файловые структуры.

21.11




12

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

28.11




3. Обработка текстовой информации.





13

Представление текстов в памяти компьютера.

5.12




14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

12.12




15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

19.12




16

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

9.01




17

Практическая работа «Форматирование текста».

16.01




18

Работа с фрагментами текста.

23.01




19

Практическая работа «Работа с таблицами».

30.01




20

21

Дополнительные возможности текстового редактора.

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

6.02




22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

13.02




4. Технология обработки графической информации.





23

Компьютерная графика и области ее применения.

20.02




24

Графические редакторы растрового типа.

27.02




25

Кодирование изображения.

6.03




26

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

13.03




27

Технические средства компьютерной графики.

20.03




5. Технология мультимедиа.





28

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

4.04




29

Практическая работа «Создание презентации».

10.04




30

Представление звука в памяти компьютера.

17.04




31

Использование гиперссылок.

24.04




32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

1.05




Повторение.





33

Решение задач по теме «Измерение информации».

15.05




34-35

Повторение темы «Обработка текстовой

информации».


22.05




35

Повторение темы «Обработка графической информации».

29.05