МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат»
Руководитель МО Епишева Н. В.
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии следующим нормативным документам:
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; И уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
■ планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цельпроекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовленияизделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
■ осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
■ планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Учебный предмет «Технология». 5 класс. (Мальчики) Учитель: Епишева Н.В.
№ | Тема урока | Сроки. Количество часов | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | МТБ, ЭОР (электронные образовательные ресурсы) | Форма организации образовательного процесса |
личностные | предметные | метапредметные |
Раздел «Технология обработки древесины. Элементы машиноведения» |
1-2 | 1четверть Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 нед 2 часа | Пробуждение мотивации к предмету «Технология», желания учиться и доводить работу до завершения. Формирование признаков трудолюбия и ответственности за качество выполненных работ | Знать название оборудования и инструментов. Уметь правильно подбирать и устанавливать соответствие верстака своему росту | Поиск более рационального обеспечения учебной мастерской, расположения оборудования. Следование алгоритму поведения в мастерской. Проявление инновационного подхода к решению учебных задач | Настройка верстака. Знакомство со столярными инструментами. Выражение своего отношения к оборудованию. Изготовление простейшей подставки для горячих предметов | Оборудование мастерской, инструменты, пиломатериал | Беседа, фронтальная, Практическая работа |
3-4 | Древесина как природный конструкционный материал | 2 нед 2 часа | | Знать породы древесины, текстуру и области её применения. Уметь определять основные признаки, по которым определяется порода древесины | | Выписать в тетрадь основные признаки различных пород древесины, определение пород по образцам. Формулирование личного отношения к состоянию природы на территории России. Начало изготовления указки | Образцы породы древесины, пиломатериал, столярные и разметочные материалы | Рассказ, беседа, индивидуальная, лабораторная и практическая работа |
5-6 | Пиломатериалы. Древесные материалы | 3нед 2часа | | Находить в предложенных образцах их основные элементы. Приводить примеры необычных древесных материалов из своей жизненной практики. | | Найти в предложенных образцах их основные элементы. Предложение своих вариантов изготовления и внешнего вида указки. Продолжение изготовления указки. Отделка изделия | Образцы пиломатериалов, заготовки из древесины, столярные инструменты | Сообщение учащихся, беседа, индивидуальная, практическая работа |
7-8 | Графическая документация | 4 нед 2 часа | | Уметь проводить линии чертежа, составлять композиции чертёжных линий. | | Проведение линий чертежа, составление композиции чертёжных линий. Формулирование выводов о значении чертеже на производстве. Начало изготовления швабры, изготовление ручки | Чертежи, чертежные инструменты, материалы | Поисковая работа по чертежам, беседа, практическая работа |
9-10 | Этапы создания изделий из древесины | 5 нед 2 часа | | Знать основные этапы технологического процесса Уметь составлять технологические карты | | Изучение чертежей деталей, составление технологических карт, эскизирование вариантов поперечины. Изготовление поперечины. | Чертежи, чертёжные инструменты и материалы | Иллюстративный рассказ, работа в парах, практическая работа |
11-12 | Разметка заготовок из древесины | 6 нед 2 часа | | Правильно и рационально выполнять разметку деталей по чертежам и по шаблону. Качественно соединять детали. | | Выполнение разметки деталей по чертежам, выполнение разметки по шаблону. Вывод – что сложнее и рациональнее. Соединение деталей швабры | Оборудование и инструменты мастерской | Беседа, сообщения, иллюстративный рассказ, инструктирование, фронтальная, практическая работа |
13-14 | Пиление столярной ножовкой | 7 нед 2 часа | | Знать инструменты для пиления, уметь ими правильно пользоваться. Соблюдать правила безопасной работы инструментами и способы крепления деталей | | Выпилить деревянную заготовку по разметке, распилить заготовку в стусле. Предложить свои способы крепления заготовки. Зачистка, шлифование, внешняя отделка швабры | Заготовки, инструменты для пиления, оборудование | Иллюстративный рассказ, демонстрация, инструктирование, практическая работа. |
15-16 | Строгание древесины | 8 нед 2часа | | Знать инструменты для строгания, уметь ими правильно пользоваться, подготавливать их для работы, обслуживать. | | Закрепить заготовку, прострогать кромки и пласты. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Изготовление стойки для хранения мелких деталей | Заготовки, инструменты для строгания, оборудование | Иллюстративный рассказ, демонстрация, инструктирование, практическая работа. |
17-18 | Сверление отверстий | 9 нед 2часа | | Знать инструменты для сверления и приемы сверления, организовывать процесс сверления. Уметь правильно размечать центр сверления и выполнять практически процесс. | | Разметка центра отверстия, правильный зажим заготовки, подбор сверл для сверления, сверление. Предложить свои приемы крепления детали при сверлении. Изготовление деталей, сборка. | Заготовки, инструменты для сверления, оборудование мастерской | Беседа, иллюстративный рассказ, демонстрация, инструктирование, практическая работа. |
19-20 | 2 четверть Соединение деталей гвоздями и шурупами | 1 0 нед 2 часа | | Знать размеры гвоздей и шурупов, уметь правильно их подбирать и применять для соединения деталей | | На бросовом материале тренировочное забивание гвоздей и завинчивание шурупов, саморезов. Предложение своих вариантов соединений деталей. Изготовление деталей подставки под книги | Заготовки, инструменты, оборудование мастерской | Беседа, иллюстративный рассказ, демонстрация, инструктирование, практическая работа. |
21-22 | Склеивание и зачистка изделий из дерева | 11 нед 2 часа | | Знать клеи, приёмы склеивания, уметь правильно технологически склеивать и выполнять зачистку деталей | | Подготовка деталей к склеиванию, склеивание в струбцинах. Разработка своих вариантов сжатия склеиваемых деталей. Сборка подставки, зачистка, отделка | Заготовки, клеи, инструменты , оборудование мастерской | Беседа, иллюстративный рассказ, демонстрация, инструктирование, практическая работа. |
23-26 | Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева | 12 нед 4 часа | | Знать приёмы художественной обработки древесины, уметь выполнять простейшие её виды | | Разметка, выжигание, лакировка. Составление последовательности выполнение работы по изготовлению ложки. Составление нескольких вариантов эскизов ложки. Выпиливание деревянной ложки | Заготовки, клеи, инструменты , оборудование мастерской | Беседа, демонстрация, инструктирование, фронтальная практическая работа. |
27-28 | Понятие о механизме и машине | 14 нед 2 часа | | Знать что такое машина, механизм, деталь, соединение. Уметь находить их отличительные признаки | | Составить кинематическую схему зубчатого механизма ручной дрели. Отделка ложки | | Рассказ, поисковая работа по чертежам из технических журналов, фронтальная. |
Раздел «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» |
29-30 | Рабочее место для ручной обработки металлов | 15 нед 2 часа | Формирование устойчивой мотивации к предмету «Технология», желания учиться и доводить работу до завершения. Совершенствование признаков трудолюбия и ответственности за качество выполненных работ | Знать оборудование рабочего места для обработки металла. Уметь подбирать верстак для своего роста | Поиск более рационального обеспечения учебной мастерской по обработке металла, расположения оборудования. Самостоятельное следование алгоритму поведения в мастерской. Постоянное проявление инновационного подхода к решению учебных задач | Изучить устройство верстака и заполнить таблицу. Изучить слесарные тиски и заполнить таблицу. Проверить соответствие верстака вашему росту. Изготовление шила | Рабочее место для ручной обработки металла | Мастерская, фронтальная, рассказ, практическая работа |
31-32 | Тонколистовой металл и проволока | 16 нед 2 часа | | Знать свойства, область применения и методы получения листового металла и проволоки. Уметь различать виды металлов, определять их технологические свойства | | Изучение образцов металла, заполнение таблицы. Заточка шила | Рабочее место для ручной обработки металла, образцы металла | Мастерская, фронтальная, рассказ, практическая работа |
33-34 | Изображение деталей из металла | 17 нед 2 часа | | Знать последовательность чтения чертежей изделий из металла и проволоки. Уметь изображать чертежи изделий из металла | | Выполнение чертежей и технических рисунков, выполнение заданий по чертежу. Изготовление подвески. Формирование навыков управления сверлильным станком. | Рабочее место для ручной обработки металла, образцы металла, чертежи, технические рисунки | Мастерская, фронтальная, иллюстрированный рассказ, практическая работа |
|
35-36 | 3 четверть Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка | 18 нед 2часа 1 урок | | Знать инструменты для правки и приёмы правки металла. Уметь применить их на практике | | Произвести правку металла для нагубников, выполнить зачистку | Киянка, правильная плита, слесарный верстак заготовки из тонколистового металла и проволоки | Беседа, фронтальная, индивидуальная, практическая работа |
37-38 | Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей | 19 нед 2 часа | | Знать инструменты для резания и приёмы резания металла. Уметь применить их на практике | | Произвести резку металла заготовок для нагубников, выполнить зачистку | Киянка, правильная плита, слесарный верстак заготовки из тонколистового металла и проволоки | Беседа, фронтальная, индивидуальная, практическая работа |
39-40 | Гибка тонколистового металла и проволоки | 20 нед 2 часа | | Знать приёмы гибки металла в тисках и с помощью различных приспособлений. Уметь выполнять операции по гибке металла | | Произвести гибку крючка для вешалки, кольца для штор | Киянка, правильная плита, слесарный верстак, круглогубцы, гибочный штамп | фронтальная, иллюстрированный рассказ, практическая работа |
41-42 | Пробивание и сверление отверстий | 21 нед 2 часа | | Знать способы выполнения отверстий, устройство сверлильного станка. Уметь сверлить отверстия различного диаметра | | Изучение сверлильного станка. Пробное сверление. Изготовление подставки под паяльник, детали. | Заготовки, сверлильный станок, ручная и электрическая дрели, пробойник, кернер, молоток | фронтальная, иллюстрированный рассказ, практическая работа |
243-44 | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла | 22 нед 2 часа | | Знать фальцевый и заклёпочный шов, способы отделки изделий. Уметь выполнять вышеперечисленные швы | | Изготовление и соединение деталей крючка для вешалки. Сборка, отделка | Слесарный инструмент, заклёпки, заготовки | фронтальная, иллюстрированный рассказ, практическая работа |
Раздел «Культура дома» |
44-45 | Интерьер дома | 23 нед 2 часа | Готовность к общению с разными членами общества в школе и дома. Умение откликаться на чужую радость и сочувствие проблемам другого человека. Понимание роли ИКТ как инструмента для получения новых знаний. Планирование творческого проекта | Понимать термин «Интерьер», знать различные варианты оформления интерьеров. Уметь правильно выбирать материалы для оформления | Соблюдение норм и правил поведения в обществе и семье. Оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Проявление способностей к проектированию и моделированию. | Рисунок в тетради интерьера, который вы хотели бы видеть в своей комнате | Рабочая тетрадь, изобразительные материалы | Фронтальная беседа, практическая работа, поисковая работа |
46-47 | Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами | 24 нед 2 часа | | Знать основные приемы ухода за помещениями книгами и обувью. Уметь убирать помещения ухаживать за книгами и обувью | | Разработка технологического процесса изготовления вешалки для одежды | Рабочая тетрадь, изобразительные материалы | Фронтальная беседа, практическая работа, поисковая работа |
48-49 | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена | 25 нед 2 часа | | Знать основные требования к правильной организации режима работы, учёбы, отдыха и питания | | Разработка технологического процесса изготовления подставки для книг из древесины и проволоки | Рабочая тетрадь, изобразительные материалы | Фронтальная беседа, практическая работа, поисковая работа |
50-51 | Культура поведения в семье. | 26 нед 2 часа | | Знать правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми | | Участие в беседе, приведение примеров различных жизненных ситуаций | Тест «Любите ли вы себя» | Фронтальная беседа, поисковая работа |
52-53 | 4 четверть Семейные праздники. Подарки. Переписка | 27 нед 2 часа | | Знать основные правила общения в семье и со сверстниками посредством приёма гостей, подарков, переписки .Уметь принимать гостей, занимать их, общаться | | | Семейные фотографии, письма, сообщения | Фронтальная беседа, |
54-55 | Графический редактор | 28 нед 2 часа | | Знать правила создания рисунка и эскиза с помощью компьютера | | Создать рисунок, сохранить, распечатать | компьютер | Фронтальная беседа, практическая работа, поисковая работа |
56-57 | Текстовый редактор | 29 нед 2 часа | | Научиться набирать и распечатывать простейшие документы | | Набрать титульный лист, распечатать | компьютер | Фронтальная беседа, практическая работа, поисковая работа |
58-59 | Калькулятор | 30 нед 2 часа | | Научить детей пользоваться программой компьютера «Калькулятор» | | Вычислить длину проволоки для изготовления подставки под паяльник | компьютер | Фронтальная беседа, практическая работа |
60-68 69-70 | Творческий проект 1-2.Выбор и обоснование 3-4.Работа над проектом. План работы. 5-6.Работа над изделием. Подготовка к защите. Оформление 7-8.Защита проекта Резерв | 31-34 нед 8 часов 2 часа | | Знать последовательность работы над проектом, уметь практически выполнять проект, доводить его до полного завершения | | Работа над проектами. «Кораблик», «Паровозик», «Автомобиль». | | Фронтальная беседа, инструктажи, поисковая работа, практическая работа |
Всего за учебный год 70 часов. Из них 2часа резервное время. |