СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с задержкой психического развития
основного общего образования
«Биология», 9 класс
Количество часов на год: 68.
Всего в неделю: 2 часа.
Уровень: базовый
|
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в основной школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
низкий уровень общей осведомлённости
нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
недостаточность зрительного и слухового восприятия
слабая координация движения, недоразвитие моторики
негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность учащихся.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу
по алгоритму.
2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.
Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.
Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,
– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).
Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.
5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю
6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю
8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю
9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю
Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
4. Описание ценностных ориентиров при изучении
учебного предмета «Биология»
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определѐнной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности в области биологии и экологии, включая умения выдвигать гипотезу, ставить цель, формулировать задачи, планировать исследование, оформлять результаты, представлять работу на защиту и защищать еѐ в ходе дискуссии;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет ресурсе информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), из них 68 часов – основной курс биологии, в котором выделены 20 часов на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
№ п/п | Название раздела, темы | Содержание раздела, темы | |
1 | Введение (3 часа) Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. | Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрация
| |
2 | Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов) | ||
| Тема 1.1. Химическая организация клетки (5 часов) | Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. РНК, её структура и функции. Демонстрация
| |
| Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | |
| Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов) | Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. Демонстрация
Практические работы:
| |
3 | Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) | ||
| Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа) | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Демонстрация
| |
| Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа) | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация
| |
4 | Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) | ||
| Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов) | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Демонстрация
Практические работы:
| |
| Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов) | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрация
Практические работы:
| |
| Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация
| |
5 | Раздел 4. Эволюция животного мира на Земле (19 часов) | ||
| Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Демонстрация
| |
| Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов) | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Демонстрация
| |
| Тема 4.3. Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция (4 часа) | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Демонстрация
Практические работы:
| |
| Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа). | Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска; предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности. Демонстрация
Примеры различных видов покровительственной окраски у животных. | |
| Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле (2 часа) | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Демонстрация
| |
| Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (3 часа) | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Демонстрация
| |
6 | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов) | ||
| Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов) | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Демонстрация
Практические работы:
| |
| Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа) | Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Демонстрация
Лабораторные работы Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*. | |
| Резерв |
|
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| |||||||||
№ |
ТЕМА | Кол-во часов |
КЭС |
КПУ | |||||
Введение (3 часа) | |||||||||
1 | Биология как наука о живой природе. | 1 | 1.1 | 2.1.1 2.8 | |||||
2 | Признаки живых организмов. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Уровни организации жизни»). | 1 | 2.2 | 1.1.1 2.8 | |||||
3 | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Составить схему «Царства живой природы»). Входная контрольная работа | 1 | 3.5 | 2.5 2.6 2.8 | |||||
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (13 часов) | |||||||||
Тема 1.1 Химическая организация клетки (5 часов) | |||||||||
4-5 | Неорганические вещества клетки. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Неорганические вещества клетки»). | 2 | 2.1 | 2.3.1 | |||||
6 | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органические вещества клетки»). | 1 | 2.1 | 2.3.1 | |||||
7 | Органические вещества клетки. Белки | 1 | 2.1 | 2.3.1 | |||||
8 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | 1 | 2.1 | 2.3.1 | |||||
Тема 1.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) | |||||||||
9 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 2.1 | 1.2.1 | |||||
10 | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Схема пластического обмена). | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 | |||||
11 | Энергетический обмен внутриклеточное пищеварение. Дыхание. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Схема энергетического обмена). | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 | |||||
Тема 1.3. Строение и функции клеток (5 часов) | |||||||||
12 | Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. ВПМ 7: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Строение прокариотической клетки») | 1 | 2.1 | 1.2.1 1.2.2 2.8 | |||||
13 | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение эукариотической клетки») | 1 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
14 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
15 | Деление клеток. Митоз ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составить схему «Митоз»). | 1 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
16 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов) | |||||||||
Тема 2.1. Размножение организмов (2 часа) | |||||||||
17 | Размножение. Бесполое размножение. ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Бесполое размножение»). | 1 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
18 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу « Половое размножение»). | 1 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа) | |||||||||
19 | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | 1 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
20 | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составить схемы эмбрионального и постэмбрионального развития). | 1 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
21 | Общие закономерности развития. | 1 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов) | |||||||||
Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (10 часов) | |||||||||
22-23 | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя. | 2 | 2.2 | 1.1.2 | |||||
24 | Первый закон Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 | |||||
25 | Второй закон Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 | |||||
26 | Третий законы Г. Менделя. | 1 | 2.2 | 1.1.2 | |||||
27-28 | Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | 2 | 2.1 | 1.1.2 1.2.1 | |||||
29-30 | Генотип как система взаимодействующих генов. | 2 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
31 | Решение генетических задач. | 1 | 2.1 | 1.1.2 | |||||
Тема 3.2. Закономерности изменчивости (6 часов) | |||||||||
32-33 | Наследственная (генотипическая изменчивость). ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками) | 2 | 2.2 | 1.2.1 2.8 | |||||
34-35 | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Работа с рисунками) | 2 | 2.2 | 1.2.1 2.8 | |||||
36-37 | Выявление изменчивости организмов. | 2 | 2.2 | 1.2.1 | |||||
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | |||||||||
38 | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Центры происхождения культурных растений»). | 1 | 2.2 | 3.4 | |||||
39 | Методы селекции растений, животных. | 1 | 2.2 | 3.4 | |||||
40-41 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. | 2 | 2.2 | 3.4 | |||||
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 час) | |||||||||
Тема 4.1. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа) | |||||||||
42 | Становление систематики. | 1 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
43 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
Тема 4.2 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов) | |||||||||
44 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
45 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
46 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
47-48 | Формы естественного отбора. | 2 | 3.5 | 2.1.2 | |||||
Тема 4.3 Современные представления об эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. (4 часа). | |||||||||
49 | Вид, его критерии и структура. Популяции. ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Работа с учебником). | 1 | 5.1 | 2.1.1 2.5 2.8 | |||||
50 | Элементарные эволюционные факторы. | 1 | 5.1 | 2.1.4 2.8 | |||||
51 | Главные направления эволюции. | 1 | 3.5 | 2.7 | |||||
52 | Типы эволюционных изменений | 1 | 3.5 5.1 | 2.1.5 | |||||
Тема 4.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат эволюции (3 часа) | |||||||||
53 | Приспособительные особенности строения и поведения животных | 1 | 3.5 | 2.5 2.8 | |||||
54 | Забота о потомстве | 1 | 3.5 | 2.5 | |||||
55 | Физиологические адаптации | 1 | 3.5 | 2.1.5 2.8 | |||||
Тема 4.5 Возникновение жизни на Земле (2 часа) | |||||||||
56 | Современные представления о происхождении жизни.
| 1 | 3.5 | 2.1.2 2.8 | |||||
57 | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. | 1 | 3.5 | 2.1.2 2.8 | |||||
Тема 4.6 Развитие жизни на Земле (3 часа) | |||||||||
58 | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. ВПМ 17: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»). | 1 | 3.5 | 2.8 | |||||
59 | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. ВПМ 18: Развитие структурного мышления ((Заполнить таблицу «Развитие жизни на Земле»). | 1 | 3.5 | 2.8 | |||||
60 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | 1 | 4.1 | 2.1.7 | |||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7 часов) | |||||||||
Тема 5.1. Биосфера, её структура в функции (5 часов) | |||||||||
61 | Структура биосферы. | 1 | 5.3 | 2.1.4 | |||||
62 | Круговорот веществ в природе. ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Составить схемы круговоротов основных веществ биосферы). | 1 | 5.2 | 1.2.2 | |||||
63 | Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. | 1 | 5.1 | 1.2.2 | |||||
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | 5.2 | 1.2.2 | |||||
65 | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Составить схемы взаимоотношений между организмами). | 1 | 5.1 | 1.2.2 | |||||
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа) | |||||||||
66 | Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. | 1 | 5.2 | 2.1.3 2.1.5 | |||||
67 | Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы | 1 | 5.2 5.3 | 2.1.3 2.1.5 | |||||
68 | Резерв (1 час) |
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из трех частей. Продолжительность работы 45 минут.
Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 3 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задания на определение соответствия;
Часть III(С) - 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.
Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В3) от 0 до 2 баллов. Часть С – 3 балла. Максимальное количество баллов -29
Оценка «5» за 27 -29 балла
Оценка «4» за 20 -26 баллов
Оценка «3» за 15 – 19 баллов
Оценка «2» за 1 – 14 баллов
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебное оборудование и компьютерная техника
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.
Виды деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
выделяет существенные признаки живых организмов;
| Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение); | Комнатные растения Гербарии Коллекции |
проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты; | Комнатные растения |
соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии; | Инструкции по технике безопасности |
наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений; | Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки |
устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка» |
объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств; | Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии» |
раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения); |
|
выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии
|
осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии
|
выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии
|
различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения; | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике |
выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа); | Микроскопы, микропрепараты |
раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие); | Комнатные растения Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике
|
сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии Коллекция семян |
| Основные ЭР: 1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/ 2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 5. Каталог образовательных ресурсов сети |
18
© 2021, Сатина Елена Геннадьевна 1183 49