СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 8 класс (Сонин)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 8 класс (Сонин)»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с задержкой психического развития

основного общего образования

«Биология», 8 класс







Количество часов на год: 70.

Всего в неделю: 2 часа.

Уровень: базовый












1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в основной школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

  • пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности

  • низкий уровень общей осведомлённости

  • нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

  • недостаточность зрительного и слухового восприятия

  • слабая координация движения, недоразвитие моторики

  • негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)

  • снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • развитие умения планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи.

При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность учащихся.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Формы работы для детей с ОВЗ:

  • индивидуальная

  • групповая

  • по образцу

  • по алгоритму.

По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:

I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьёзная индивидуальная работа.

II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.


2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,

– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,

– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).


Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.

5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю

6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю

8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю

9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю

Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.


4. Описание ценностных ориентиров при изучении

учебного предмета «Биология»

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Ученик научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


6. Содержание учебного предмета «Биология»

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), из них 70 часов – основной курс биологии, в котором выделены 21 час на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Человек и его здоровье

Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

п\п

Название раздела

Содержание раздела

1

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и

человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация

Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Черты сходства человека и животных»).

2

Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Расы человека»).

3

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6 часов)


Раздела науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация

Портреты великих учёных – анатомов и физиологов.

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Великие анатомы и физиологи и их вклад в развитие знаний об организме человека»).

4

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)


Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Лабораторные работы

Л.р. №1 « Изучение микроскопического строения тканей».

Л.р. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Ткани и органы человека»).

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составить схему «Системы органов человека»).


Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов)


Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация

Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез.

Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Лабораторные работы

Л.р. №3. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».

Л.р. №4. «Изучение изменения размера зрачка».

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Железы внешней и внутренней секреции»).

ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составить схему «Нервная система человека», «Рефлекторная дуга безусловных рефлексов»).

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы чувств и их анализаторы»).

5

Раздел 6. Опора и движение (8 часов)


Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Демонстрация

Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №5. «Изучение внешнего строения костей».

Л.р. №6. «Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

Л.р. №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Скелет человека: его отделы», «Состав и строение костей»).

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Основные группы мышц»).

6

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа)


Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация

Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №8 «Изучение микроскопического строения крови».

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Внутренняя среда организма». Работа с немыми рисунками).

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Клеточные элементы крови»).

7

Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа)


Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация

Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №9. «Измерение кровяного давления».

Л.р. №10. «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы кровообращения». Работа с немыми рисунками «Сердце человека»).

ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Большой и малый круги кровообращения»).

8

Раздел 9. Дыхание (5 часов)



Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация

Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №12. «Определение частоты дыхания».

ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы дыхания, их строение»).

ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему «Газообмен в лёгких и тканях»).

9

Раздел 10. Пищеварение (5 часов)


Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация

Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №13. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал».

Л.р. №14. «Определение норм рационального питания».

ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Составить схему «Органы пищеварения». Работа с немыми рисунками).

10

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)


Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Лабораторные и практические работы

ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Витамины и их значение»).

11

Раздел 12. Выделение (2 часа)


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация

Модель почек.

ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы выделения, их строение»).

12

Раздел 13. Покровы тела (3 часа)


Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация

Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.

ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение и функции кожи»).

13

Раздел 14. Размножение и развитие (3 часа)


Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка.

Планирование семьи.

ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы размножения»).


Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)


Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

14

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа)


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на

здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

Л.р. №15. «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений».

Пр.р. №1 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

15

Резерв (2 часа)



7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ТЕМА

Кол-во часов


КЭС


КПУ


Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира


1

4.1

2.1.7


2

Сходства и различия человека и животных.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Черты сходства человека и животных»).

1

4.1

2.1.7


Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)

3

Происхождение человека. Этапы его становления

1

4.1

2.1.1

2.1.7

4

Расы человека. Их происхождение и единство.

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Расы человека»).

1

4.1

2.1.1

2.1.7


Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 часов)

5

Науки, изучающие человека.

1

4.1

2.1.1

6

История развития знаний о строение и функциях организма человека

1

4.1

2.1.1

7

Великие анатомы и физиологи.

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Великие анатомы и физиологи и их вклад в развитие знаний об организме человека»).

1

4.1

2.1.1

8

Методы изучения организма человека

1

4.1

2.1.1

9

Вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека

1

4.1

2.1.1

10

Медицина и гигиена человека

1

4.1

2.1.1

11

Контрольная работа по теме «Изучение человека»

1

4.1

2.1.1


Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

12

Клеточное строение организма.

1

2.1

2.3.1

13

Ткани.

Л.р. №1 « Изучение микроскопического строения тканей».

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Ткани и органы человека»).

1

2.2

2.5

14

Органы.

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составить схему «Системы органов человека»).

1

2.2

2.3.2

15

Системы органов.

Л.р. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

1

2.2

2.3.2


Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов)

16

Гуморальная регуляция.

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Железы внешней и внутренней секреции»).

1

4.2

1.2.1


17

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

4.2

2.1.11

18

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составить схему «Нервная система человека»).

1

4.2

1.2.1

2.3.2

19

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.


1

4.2

4.13

4.2

20

Спинной мозг, строение и функции.

1

4.2

1.2.1

1.3

21

Головной мозг, строение и функции.

Л.р. №3. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».

1

4.2

1.2.1

1.3

22

Соматическая и вегетативная нервная система


1

4.2

1.2.1

1.3

23

Органы чувств. Анализаторы их строение и функции. Орган зрения и зрительный анализатор.

Л.р. №4. «Изучение изменения размера зрачка».

1

4.12

2.3.2

24

Органы слуха и равновесия и их анализаторы.

1

4.12

2.3.2

25

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы чувств и их анализаторы»).

1

4.14

3.1


Раздел 6. Опора и движение (8 часов).

26

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

1

4.11

2.3.2

27

Скелет головы и скелет туловища.

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Скелет человека: его отделы», «Состав и строение костей»).

1

4.11

2.3.2

28

Скелет конечностей.

Л.р. №5. «Изучение внешнего строения костей».

1

4.11

2.3.2

29

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Л.р. №6. «Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

1

4.15

3.1

3.2

30

Мышцы. Работа мышц.

Л.р. №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц».

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Основные группы мышц»).

1

4.11

2.3.2

31

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

4.14

3.1

32

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

4.14

3.1

3.2

33

Контрольная работа «Опора и движение».

1




Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

34

Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови.

Л.р. №8 «Изучение микроскопического строения крови».

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Внутренняя среда организма». Работа с немыми рисунками).

1

4.5

1.3

1.2.1

35

Иммунитет.

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Клеточные элементы крови»).

1

4.5

1.3

1.2.1

36

Тканевая совместимость и переливание крови.


1

4.5

1.3

1.2.1


Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа)

37

Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы кровообращения». Работа с немыми рисунками «Сердце человека»).

1

4.6

1.2.1

38

Работа сердца.

Л.р. №9. «Измерение кровяного давления».

1

4.6

1.2.1

39

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

Л.р. №10. «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Большой и малый круги кровообращения»).

1

4.6

4.14

1.2.1

2.3.2

3.1

3.2

40

Контрольная работа «Внутренняя среда. Транспорт веществ».

1




Раздел 9. Дыхание (5 часов)

41

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы дыхания, их строение»).

1

4.4

1.2.1

2.3.2

42

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Л.р. №12. «Определение частоты дыхания».

ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему «Газообмен в лёгких и тканях»).

1

4.4

1.2.1

43

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1

4.14

3.1

3.2

44

Приемы оказания ПМП при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

1

4.15

3.2

45

Контрольная работа по теме «Дыхание»

1




Раздел 10. Пищеварение (5 часов)




46

Пища, как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Составить схему «Органы пищеварения». Работа с немыми рисунками).

1

4.3

1.2

2.3.2

47

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

Л.р. №13. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал».

1

4.3

1.2.1

2.3.2

48

Пищеварение в желудке.


1

4.3

1.2.1

2.3.2

49

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

4.3

1.2.1

2.3.2

50

Гигиена питания.

Л.р. №14. «Определение норм рационального питания».

1

4.14

3.1

3.2


Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

51

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен.

1

4.7

1.2.1

52

Витамины, их роль в организме.

ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Витамины и их значение»).

1

4.7

1.3


Раздел 12. Выделение (2 часа)

53

Органы выделения. Строение и функции почек.

ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы выделения, их строение»).

1

4.8

2.3.2

2.8

54

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

1

4.14

3.1

3.2


Раздел 13. Покровы тела (3 часа)

55

Покровы тела. Строение и функции кожи.

ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение и функции кожи»).

1

4.9

2.3.2

56

Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями.


1

4.9

4.14

2.8

3.1

3.2

57

Контрольная работа по теме «Выделение. Кожа».

1




Раздел 14. Размножение и развитие (3 часа)

58

Система органов размножения.

ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы размножения»).

1

4.10

1.2.1

2.3.2

59

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

4.10

1.2.1

1.3

60

Наследственные и врожденные заболевания. ИППП.

1

4.10

3.1

3.2


Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

61

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

4.13

1.3

62

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

4.13

1.3

63

Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции.

1

4.13

1.3

64

Типы нервной деятельности. Индивидуальные особенности личности.

1

4.13

1.3

65

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1




Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа)

66

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи.

Л.р. №15. «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений».

1

4.14

3.1

67

Вредные привычки. Заболевания человека.

Пр.р. №1 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

1

4.14

2.7

3.3

68

Двигательная активность и здоровье человека.

1

4.14

3.3

69

Закаливание. Гигиена человека

1



70

Резерв

1









Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из двух частей. Продолжительность работы 45 минут.

Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.

Часть II(В)- содержит 5 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.


Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В5) от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -21

Критерии оценивания:

Часть А оцениваются в один балл – 20 баллов

Часть В – оценивается в два балла – 10 баллов

Итого: 30 балл


Оценка «5» за 27 -30 балла

Оценка «4» за 20 -26 баллов

Оценка «3» за 15 – 19 баллов

Оценка «2» за 1 – 14 баллов.


8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебное оборудование и компьютерная техника

Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.


Виды деятельности


Учебно-методическое обеспечение

соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

Инструкции по технике безопасности

наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений;

Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки

устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

приводит доказательства родства человека с животными;

Коллекция «Происхождение человека», печатные пособия

объясняет общность происхождения человека и животных, эволюции вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов;

Коллекция «Происхождение человека», печатные пособия

приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных

заболеваний;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

описывает и использует приемы оказания первой помощи;

Печатные пособия комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене, шины, жгут, аптечка

сравнивает клетки и ткани организма человека, находит сходства и различия;

Комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

Микроскопы, микропрепараты «Анатомия»

различает на иллюстративном материале, выделяет существенные признаки органов и систем органов человека;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. набор моделей «Органы человека»

устанавливает связь строения и функций органов и систем органов;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

различает на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

сравнивает процессы нервной и гуморальной

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

выявляет примеры и объясняет механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека;


аргументирует, приводит доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

раскрывает сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения,

дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития);

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

знает и аргументирует основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.

анализирует и оценивает влияние факторов риска на здоровье человека;

Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене.


Учебники:

«Биология. Человек. 8 класс», издательство «ДРОФА», авторы Н.И. Сонин,

М.Р. Сапин. 2015.


Основные электронные образовательные ресурсы:

1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/

2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

5. Каталог образовательных ресурсов сети



18