муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №13
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся с задержкой психического развития
основного общего образования
«Биология», 8 класс
Количество часов на год: 70.
Всего в неделю: 2 часа.
Уровень: базовый
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в основной школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.
Для учащихся с ОВЗ характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие
пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности
низкий уровень общей осведомлённости
нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной
недостаточность зрительного и слухового восприятия
слабая координация движения, недоразвитие моторики
негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)
снижение познавательной активности.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
развитие умения планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи.
При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность учащихся.
5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Формы работы для детей с ОВЗ:
индивидуальная
групповая
по образцу
по алгоритму.
По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:
I группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьёзная индивидуальная работа.
II группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
III группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.
2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.
Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.
Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,
– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,
– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).
Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.
5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю
6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю
8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю
9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю
Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
4. Описание ценностных ориентиров при изучении
учебного предмета «Биология»
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
6. Содержание учебного предмета «Биология»
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), из них 70 часов – основной курс биологии, в котором выделены 21 час на внутрипредметный модуль «Развитие структурного мышления».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Человек и его здоровье
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
№ п\п | Название раздела | Содержание раздела |
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) | Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Черты сходства человека и животных»). |
2 | Раздел 2. Происхождение человека (2 часа) | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Расы человека»). |
3 | Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (6 часов) | Раздела науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных – анатомов и физиологов. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Великие анатомы и физиологи и их вклад в развитие знаний об организме человека»). |
4 | Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Лабораторные работы Л.р. №1 « Изучение микроскопического строения тканей». Л.р. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Ткани и органы человека»). ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составить схему «Системы органов человека»). |
| Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов) | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация Фотографии больных с различными нарушениями функций эндокринных желез. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Лабораторные работы Л.р. №3. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)». Л.р. №4. «Изучение изменения размера зрачка». ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Железы внешней и внутренней секреции»). ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составить схему «Нервная система человека», «Рефлекторная дуга безусловных рефлексов»). ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы чувств и их анализаторы»). |
5 | Раздел 6. Опора и движение (8 часов) | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. Лабораторные и практические работы Л.р. №5. «Изучение внешнего строения костей». Л.р. №6. «Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». Л.р. №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Скелет человека: его отделы», «Состав и строение костей»). ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Основные группы мышц»). |
6 | Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа) | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Л.р. №8 «Изучение микроскопического строения крови». ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Внутренняя среда организма». Работа с немыми рисунками). ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Клеточные элементы крови»). |
7 | Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа) | Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения. Лабораторные и практические работы Л.р. №9. «Измерение кровяного давления». Л.р. №10. «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений». ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы кровообращения». Работа с немыми рисунками «Сердце человека»). ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Большой и малый круги кровообращения»). |
8 | Раздел 9. Дыхание (5 часов) | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Л.р. №12. «Определение частоты дыхания». ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы дыхания, их строение»). ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему «Газообмен в лёгких и тканях»). |
9 | Раздел 10. Пищеварение (5 часов) | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Л.р. №13. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал». Л.р. №14. «Определение норм рационального питания». ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Составить схему «Органы пищеварения». Работа с немыми рисунками). |
10 | Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Лабораторные и практические работы ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Витамины и их значение»). |
11 | Раздел 12. Выделение (2 часа) | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация Модель почек. ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы выделения, их строение»). |
12 | Раздел 13. Покровы тела (3 часа) | Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи. ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение и функции кожи»). |
13 | Раздел 14. Размножение и развитие (3 часа) | Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы размножения»). |
| Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов) | Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. |
14 | Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа) | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы Л.р. №15. «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений». Пр.р. №1 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. |
15 | Резерв (2 часа) | |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ | ТЕМА | Кол-во часов | КЭС | КПУ |
| Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа) |
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | 4.1 | 2.1.7 |
2 | Сходства и различия человека и животных. ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Черты сходства человека и животных»). | 1 | 4.1 | 2.1.7 |
| Раздел 2. Происхождение человека (2 часа) |
3 | Происхождение человека. Этапы его становления | 1 | 4.1 | 2.1.1 2.1.7 |
4 | Расы человека. Их происхождение и единство. ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Расы человека»). | 1 | 4.1 | 2.1.1 2.1.7 |
| Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 часов) |
5 | Науки, изучающие человека. | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
6 | История развития знаний о строение и функциях организма человека | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
7 | Великие анатомы и физиологи. ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Великие анатомы и физиологи и их вклад в развитие знаний об организме человека»). | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
8 | Методы изучения организма человека | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
9 | Вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
10 | Медицина и гигиена человека | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
11 | Контрольная работа по теме «Изучение человека» | 1 | 4.1 | 2.1.1 |
| Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) |
12 | Клеточное строение организма. | 1 | 2.1 | 2.3.1 |
13 | Ткани. Л.р. №1 « Изучение микроскопического строения тканей». ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Ткани и органы человека»). | 1 | 2.2 | 2.5 |
14 | Органы. ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составить схему «Системы органов человека»). | 1 | 2.2 | 2.3.2 |
15 | Системы органов. Л.р. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | 2.2 | 2.3.2 |
| Раздел 5. Координация и регуляция (10 часов) |
16 | Гуморальная регуляция. ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Железы внешней и внутренней секреции»). | 1 | 4.2 | 1.2.1 |
17 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 1 | 4.2 | 2.1.11 |
18 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составить схему «Нервная система человека»). | 1 | 4.2 | 1.2.1 2.3.2 |
19 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 | 4.2 4.13 | 4.2 |
20 | Спинной мозг, строение и функции. | 1 | 4.2 | 1.2.1 1.3 |
21 | Головной мозг, строение и функции. Л.р. №3. «Изучение головного мозга человека (по муляжам)». | 1 | 4.2 | 1.2.1 1.3 |
22 | Соматическая и вегетативная нервная система | 1 | 4.2 | 1.2.1 1.3 |
23 | Органы чувств. Анализаторы их строение и функции. Орган зрения и зрительный анализатор. Л.р. №4. «Изучение изменения размера зрачка». | 1 | 4.12 | 2.3.2 |
24 | Органы слуха и равновесия и их анализаторы. | 1 | 4.12 | 2.3.2 |
25 | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы чувств и их анализаторы»). | 1 | 4.14 | 3.1 |
| Раздел 6. Опора и движение (8 часов). |
26 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 | 4.11 | 2.3.2 |
27 | Скелет головы и скелет туловища. ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Скелет человека: его отделы», «Состав и строение костей»). | 1 | 4.11 | 2.3.2 |
28 | Скелет конечностей. Л.р. №5. «Изучение внешнего строения костей». | 1 | 4.11 | 2.3.2 |
29 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Л.р. №6. «Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». | 1 | 4.15 | 3.1 3.2 |
30 | Мышцы. Работа мышц. Л.р. №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Основные группы мышц»). | 1 | 4.11 | 2.3.2 |
31 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. | 1 | 4.14 | 3.1 |
32 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 | 4.14 | 3.1 3.2 |
33 | Контрольная работа «Опора и движение». | 1 | | |
| Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа) |
34 | Внутренняя среда организма. Кровь, её функции. Клетки крови. Плазма крови. Л.р. №8 «Изучение микроскопического строения крови». ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составить схему «Внутренняя среда организма». Работа с немыми рисунками). | 1 | 4.5 | 1.3 1.2.1 |
35 | Иммунитет. ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Клеточные элементы крови»). | 1 | 4.5 | 1.3 1.2.1 |
36 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | 4.5 | 1.3 1.2.1 |
| Раздел 8. Транспорт веществ (4 часа) |
37 | Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. ВПМ 13: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы кровообращения». Работа с немыми рисунками «Сердце человека»). | 1 | 4.6 | 1.2.1 |
38 | Работа сердца. Л.р. №9. «Измерение кровяного давления». | 1 | 4.6 | 1.2.1 |
39 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Л.р. №10. «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений». ВПМ 14: Развитие структурного мышления (Составить схему «Большой и малый круги кровообращения»). | 1 | 4.6 4.14 | 1.2.1 2.3.2 3.1 3.2 |
40 | Контрольная работа «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | 1 | | |
| Раздел 9. Дыхание (5 часов) |
41 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. ВПМ 15: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы дыхания, их строение»). | 1 | 4.4 | 1.2.1 2.3.2 |
42 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Л.р. №12. «Определение частоты дыхания». ВПМ 16: Развитие структурного мышления (Составить схему «Газообмен в лёгких и тканях»). | 1 | 4.4 | 1.2.1 |
43 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | 4.14 | 3.1 3.2 |
44 | Приемы оказания ПМП при отравлении угарным газом, спасение утопающего. | 1 | 4.15 | 3.2 |
45 | Контрольная работа по теме «Дыхание» | 1 | | |
| Раздел 10. Пищеварение (5 часов) | | | |
46 | Пища, как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. ВПМ 17: Развитие структурного мышления (Составить схему «Органы пищеварения». Работа с немыми рисунками). | 1 | 4.3 | 1.2 2.3.2 |
47 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Л.р. №13. «Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал». | 1 | 4.3 | 1.2.1 2.3.2 |
48 | Пищеварение в желудке. | 1 | 4.3 | 1.2.1 2.3.2 |
49 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | 4.3 | 1.2.1 2.3.2 |
50 | Гигиена питания. Л.р. №14. «Определение норм рационального питания». | 1 | 4.14 | 3.1 3.2 |
| Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) |
51 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен. | 1 | 4.7 | 1.2.1 |
52 | Витамины, их роль в организме. ВПМ 18: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Витамины и их значение»). | 1 | 4.7 | 1.3 |
| Раздел 12. Выделение (2 часа) |
53 | Органы выделения. Строение и функции почек. ВПМ 19: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы выделения, их строение»). | 1 | 4.8 | 2.3.2 2.8 |
54 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | 1 | 4.14 | 3.1 3.2 |
| Раздел 13. Покровы тела (3 часа) |
55 | Покровы тела. Строение и функции кожи. ВПМ 20: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Строение и функции кожи»). | 1 | 4.9 | 2.3.2 |
56 | Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1 | 4.9 4.14 | 2.8 3.1 3.2 |
57 | Контрольная работа по теме «Выделение. Кожа». | 1 | | |
| Раздел 14. Размножение и развитие (3 часа) |
58 | Система органов размножения. ВПМ 21: Развитие структурного мышления (Заполнить таблицу «Органы размножения»). | 1 | 4.10 | 1.2.1 2.3.2 |
59 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | 4.10 | 1.2.1 1.3 |
60 | Наследственные и врожденные заболевания. ИППП. | 1 | 4.10 | 3.1 3.2 |
| Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 часов) |
61 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | 4.13 | 1.3 |
62 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | 4.13 | 1.3 |
63 | Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции. | 1 | 4.13 | 1.3 |
64 | Типы нервной деятельности. Индивидуальные особенности личности. | 1 | 4.13 | 1.3 |
65 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | | |
| Раздел 16. Человек и его здоровье (4 часа) |
66 | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Л.р. №15. «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений». | 1 | 4.14 | 3.1 |
67 | Вредные привычки. Заболевания человека. Пр.р. №1 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | 1 | 4.14 | 2.7 3.3 |
68 | Двигательная активность и здоровье человека. | 1 | 4.14 | 3.3 |
69 | Закаливание. Гигиена человека | 1 | | |
70 | Резерв | 1 | | |
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 25 заданий и состоит из двух частей. Продолжительность работы 45 минут.
Часть I(А) содержит 20 задания с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 5 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- с выбором трех верных ответов из шести; 2- задание на определение соответствия; 1- на заполнение таблицы с написанием свободного ответа.
Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня (задания части А) оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В1- В5) от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов -21
Критерии оценивания:
Часть А оцениваются в один балл – 20 баллов
Часть В – оценивается в два балла – 10 баллов
Итого: 30 балл
Оценка «5» за 27 -30 балла
Оценка «4» за 20 -26 баллов
Оценка «3» за 15 – 19 баллов
Оценка «2» за 1 – 14 баллов.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебное оборудование и компьютерная техника
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.
Виды деятельности | Учебно-методическое обеспечение |
соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии; | Инструкции по технике безопасности |
наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений; | Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки |
устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями; | Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии |
приводит доказательства родства человека с животными; | Коллекция «Происхождение человека», печатные пособия |
объясняет общность происхождения человека и животных, эволюции вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов; | Коллекция «Происхождение человека», печатные пособия |
приводит доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
описывает и использует приемы оказания первой помощи; | Печатные пособия комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене, шины, жгут, аптечка |
сравнивает клетки и ткани организма человека, находит сходства и различия; | Комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. Микроскопы, микропрепараты «Анатомия» |
различает на иллюстративном материале, выделяет существенные признаки органов и систем органов человека; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. набор моделей «Органы человека» |
устанавливает связь строения и функций органов и систем органов; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
различает на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
сравнивает процессы нервной и гуморальной | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
выявляет примеры и объясняет механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека; | |
аргументирует, приводит доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
раскрывает сущность процессов жизнедеятельности (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития); | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
знает и аргументирует основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
анализирует и оценивает влияние факторов риска на здоровье человека; | Печатные пособия: комплект таблиц по анатомии, физиологии и гигиене. |
| Учебники: «Биология. Человек. 8 класс», издательство «ДРОФА», авторы Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. 2015. |
| Основные электронные образовательные ресурсы: 1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/ 2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/ 3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ 5. Каталог образовательных ресурсов сети |
18