СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 5 класс (Пасечник - Сфера жизни)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (адаптированная ОВЗ) по биологии 5 класс (Пасечник - Сфера жизни)»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школы №13











АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учащихся с задержкой психического развития

основного общего образования



«Биология», 5 класс







Количество часов на год: 35

Всего в неделю: 1 час.

Уровень: базовый
















1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в основной школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


Рабочая программа разработана с целью освоения содержания учебного предмета «Биология» для учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ОВЗ характерны:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное психическое развитие

  • пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, замедленный темп деятельности

  • низкий уровень общей осведомлённости

  • нарушение внимания и памяти, особенно слухоречевой и долговременной

  • недостаточность зрительного и слухового восприятия

  • слабая координация движения, недоразвитие моторики

  • негрубое недоразвитие речи (бедность и слабая дифференцированность словаря, нарушения звукопроизношения, ограниченный запас знаний, трудности усвоения логико-грамматических конструкция, недостаточность фонетико-фонематического восприятия)

  • снижение познавательной активности.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • развитие умения планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи:

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


При организации учебных занятий с учащимися с ОВЗ необходимо:

1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

4. Корректировать деятельность учащихся.

5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Формы работы для детей с ОВЗ:

  • индивидуальная

  • групповая

  • по образцу

  • по алгоритму.




2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Содержание учебного предмета «Биология» структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». В разделе «Живые организмы» изучаются растения, грибы, бактерии, животные.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, обеспечивающий возможность получения знаний через практическую деятельность. Виды уроков различны: уроки-экскурсии в скверах и парках города, музее природы, уроки – практикумы, уроки-соревнования, уроки-игры и т.д.

Содержание учебного предмета «Биология» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В Рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Предмету «Биология» на уровне основного общего образования предшествует предмет «Окружающий мир», в котором изучаются объекты и явления природы. По отношению к биологии данный предмет является пропедевтическим. В «Окружающем мире» рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия более полно и точно с научной точки зрения раскрываются физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

Биологическое образование в основной школе обеспечивает формирование биологической экологической грамотности, расширяет представления об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развивает компетенции в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

– развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы,

– создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций,

– овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Биология» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на метапредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика» (умение использовать математические модели для решения биологических и экологических задач), «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (формирование общих понятий о признании наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека), «История» (умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями), «Русский язык» и «Литература» (владение приёмами смыслового чтения, составление тезисов и план-конспектов по результатам чтения) и Информатика (использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций).


Количество часов на освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования составляет 278 часов.

5 класс – «Биология. Введение в биологию». 35 ч, 1 ч в неделю

6 класс – «Биология. Живой организм». 35 ч, 1 ч в неделю

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов». 70 ч, 2 ч в неделю

8 класс – «Биология. Человек». 70 ч, 2 ч в неделю

9 класс – Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю

Промежуточная аттестация по биологии подразделяется на четвертную и годовую. Четвертная промежуточная аттестация представляет собой оценку освоения программы учащимся на основании текущих отметок. Годовая промежуточная аттестация выставляется на основании четвертных отметок как среднее арифметическое с учетом отметки за годовую контрольную работу.

Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.


4. Описание ценностных ориентиров при изучении

учебного предмета «Биология»

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Ученик овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.


Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

В данной программе соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются метапредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по биологии для основной школы.

Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Результаты учебного предмета изучения

Деятельность образовательной организации в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)  умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.


6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

1

Биология как наука (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

2

Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов).


Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы

1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

2. Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

3

Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов).


Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), споро носящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

1. Особенности строения мукора и дрожжей.

2. Внешнее строение цветкового растения.

4

Резервное время— 3 часа.

используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.


7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

КЭС

КПУ


Биология как наука (5 часов)

1

Биология – наука о живой природе.

1

1.1

2.1.1

2.2

2

Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории.

1

1.1

2.1.1

3

Разнообразие живой природы.

ВПМ 1: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Живые организмы»).

1

1.1

2.1.1

4

Среды обитания живых организмов

1

5.1

2.4

5

Контрольная работа «Разнообразие живых организмов»

1

1.1

2.1.1


Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

6

Устройство увеличительных приборов

1

1.1

2.1.1

7

Химический состав клеток. Неорганические вещества

1

2.1

2.3.1

8

Химический состав клеток. Органические вещества

1

2.1

2.3.1

9

Строение клетки.

ВПМ 2: Развитие структурного мышления (Работа со слепым рисунком «Клетка». Составление таблицы «Строение клетки»).

1

2.1

1.1.2

2.3.1

10

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р.

1

2.1

1.1.2

2.3.1

11

Особенности строения клеток. Пластиды.

1

2.1

1.1.2

2.3.1

12

Процессы жизнедеятельности в клетке.

1

2.1

1.1.2

2.3.1

13

Деление и рост клеток

1

2.1

1.1.2

2.3.1

14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

1

2.1

1.1.2

2.3.1

15

Текущая аттестация. Контрольная работа «Клетка – основа строения и жизнедеятельности».

1

1.1

2.1

5.1

2.1.1

2.2

2.3.1


Раздел 2. Многообразие организмов (17 часов)

16

Классификация организмов.

ВПМ 3: Развитие структурного мышления (Составление схемы «Царства живой природы»).

1

3

3.1.5

17

Характеристика царства Бактерии.

ВПМ 4: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Строение бактериальной клетки»).

1

3.1

2.1.3

2.1.6

18

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

3.1

2.1.3

2.1.6

19

Характеристика царства Растения.

1

3.3

1.1.1

2.1.3

2.1.4

20

Водоросли.

ВПМ 6: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Водоросли»).

1

3.3

1.1.1

2.1.3

2.1.4

21

Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

1

3.3

1.1.1

2.1.3

22-23

Высшие споровые растения.

ВПМ 7: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Мхи, Хвощи, Плауны», «Папоротники»).

2

3.3

1.1.1

2.1.2

24

Голосеменные растения.

ВПМ 8: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Голосеменные растения»).

1

3.3

1.1.1

2.1.2

25

Покрытосеменные растения.

ВПМ 9: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Покрытосеменные растения»).

1

3.3

1.1.1

2.1.2

26

Общая характеристика царства Животные

1

3.4

1.1.1

27

Подцарство Одноклеточные.

ВПМ 10: Развитие структурного мышления (Заполнение таблицы «Общая характеристика простейших»).

1

3.4

1.1.1

28

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

ВПМ 11: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Беспозвоночные животные»).

1

3.4

1.1.1

29

Подцарство Многоклеточные. Хордовые животные.

ВПМ 12: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Позвоночные животные»).

1

3.4

1.1.1

30

Характеристика царства Грибы.

ВПМ 5: Развитие структурного мышления (Составление информационной карты «Грибы»).

1

3.2

2.1.3

2.1.4

31

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

3.2

2.1.3

2.1.4

32

Лишайники.

1

3.3

1.1.1

2.1.2


Обобщение и закрепление знаний (3 часа)

33

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1



34-35

Происхождение бактерий, грибов, животных и растений

2

3.3

3.4

2.1.3

2.1.5

2.1.6


8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебное оборудование и компьютерная техника

Для обеспечения системно-деятельностного подхода, достижения обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов на уроках биологии используется мультимедийный комплекс, таблицы, учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, экранно-звуковые пособия.


Виды деятельности

Учебно-методическое обеспечение

выделяет существенные признаки живых организмов;


Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

использует методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

Комнатные растения

Гербарии

Коллекции

проводит биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Комнатные растения

соблюдает правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

Инструкции по технике безопасности

наблюдает микрообъекты и процессы; делает рисунки микропрепаратов, фиксирует результаты наблюдений;

Микроскопы, комплекты микропрепаратов, покровные и предметные стекла, пипетки

устанавливает связь строения клетки (части клетки, ткани, органа, системы органов) с выполняемыми функциями;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

делает выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка»

объясняет роль различных живых организмов в природе и жизни человека;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

выделяет существенные признаки строения клеток организмов разных царств;

Печатные пособия: таблица «Эукариотическая клетка», «Бактерии»

раскрывает сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения);


выделяет существенные признаки царств живой природы; сравнивает представителей разных царств, делает выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии

осуществляет классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, строению человека, общей биологии


выявляет особенности сред обитания и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике, зоологии, общей биологии

различает на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

сравнивает органы растений, делает выводы на основе сравнения;

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике

выявляет клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа);

Микроскопы, микропрепараты

раскрывает сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие);

Комнатные растения

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике


сравнивает процессы жизнедеятельности растений и животных, делать выводы на основе сравнения;

Печатные пособия: комплект таблиц по ботанике и зоологии

Коллекция семян


Основные ЭР:

1. Библиотека им. В.Г.Белинского http://book.uraic.ru/

2. Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net/

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

5. Каталог образовательных ресурсов сети



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!