Пояснительная записка (рабочая программа)
Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ЗПР Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Стахановский учебно – воспитательный комплекс № 14» (Луганская,1) составлен согласно Методическим рекомендациям по разработке учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов, утверждённых Приказом МОН ЛНР от 31.05.2019 г. № 526-од. на основе примерного учебного плана АООП для обучающихся с ЗПР (Приложение 7).
При составлении рабочей программы использованы следующие нормативные документы:
Статья 36 Конституции Луганской Народной Республики (с изменениями).
Части 1-4 статьи 65 Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
Приказ МОН ЛНР от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования в организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495-ОД « Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики».
Приказ МОН ЛНР от 27.12.2015 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций ЛНР по общеобразовательным предметам базового, углублённого и профильного уровней преподавания».
Приказ МОН ЛНР от 12.07.2019 № 684-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ МОН ЛНР от 15.08.2019г № 693-ОД. «Об утверждении методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2019-2020 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики ».
Приказ МОН ЛНР от 08.11.2016 №420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях, (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики.
Устав ГОУ ЛНР УВК №14 г. Стаханова.
Приказ ГОУ ЛНР УВК №14 г. Стаханова от 02 сентября № 195-О «Об утверждении персонального состава и распределении учебной нагрузки педагогическим работникам, которые будут осуществлять обучение учащегося 2 класса Прапро Андрея Андреевича по индивидуальной форме в 2019-2020 учебном году».
Учебный план на 2019-2020 учебный год адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития ГОУ ЛНР УВК № 14 г. Стаханова (Луганская,1) (индивидуальное обучение).
Данная программа предназначена для реализации обучающихся с ЗПР. Такие дети испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специ-фическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у них отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся с ЗПР школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности, воспитанию у него поло-жительных навыков и привычек.
Цели и задачи учебного курса
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития направлена на достижение следующих целей.
Цели:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами;
- развитие визуально-пространственного мышления обучащиюхся, как формы эмоци-онально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры Родного края, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;
- развитие творческого опыта, как формирование способности к самостоятельным дейст-виям.
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Роль учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образо-вательную структуру и практическую художественно-творческую деятельность, худо-жевенно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действитель-ности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный харак-тер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - при-кладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Место предмета в учебном плане
| 2 класс |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» детьми с задержкой психического развития во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты :
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— формирование потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
— наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способами решения проблем творческого и поискового характера, умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познава-тельных задач, овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование различных способов поиска учебной информации, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
— умение организовать место занятий;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
— сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
— понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в обще-нии с искусством;
— формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей ду-ховной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
— формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
— освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей;
— воспитание уважения к истории культуры своей Родины, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной среды, в понимании красоты человека;
— приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусства;
— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
— развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассо-циативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
По окончании 2 класса обучающийся должен уметь:
- иметь представление: о роли изобразительного искусства в жизни людей; о ритме в узоре; о красоте народной росписи в украшении посуды.
- передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщенных форм расти-тельного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных , фигурки народ-ных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Знать:
- правила работы с акварельными красками;
- правила работы с бумагой, технику выполнения аппликации;
- правила работы с гуашевыми красками ( название главных и составных цветов);
- технику передачи цвета изображаемых предметов;
- правила работы с пластилином;
- правила работы с акварелью; технику рисования с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.
Основное содержание программы
Учебно – тематический план
2 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Как и чем работает художник | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 8 |
3 | О чём говорит искусство | 10 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
«ИСКУССТВО И ТЫ» (34 ч)
по индивидуальному учебному плану ( 0,25 часа) в неделю
№ п/п | № урока темы раздела | Тема урока | Дата проведения урока | Приме-чания |
по плану | по факту | |
Тема 1. Как и чем работает художник? (8 ч.) |
| 1.1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. | | | |
| 1.2 | Геометрическая форма. | | | |
| 1.3 | Выразительные возможности пастели, цветных мелков, акварели. | | | |
| 1.4 | Навыки работы кистью и краской. | | | |
| 1.5 | Изображение в объёме, приёмы работы. | | | |
| 1.6 | Конструирование из бумаги. | | | |
| 1.7 | Трансформация бумаги в объёмные формы. | | | |
| 1.8 | Обсуждение выставки. | | | |
Тема 2. Реальность и фантазия (контроль) (8 ч.) |
| 2.1 | Окружающий мир и умение воспринимать окружающие формы. | | | |
| 2.2 | Изображение и фантазия. | | | |
| 2.3 | Природа, её узоры, их интерпретация в изображениях и украшениях. | | | |
| 2.4 | Природные формы как мотив для росписи. | | | |
| 2.5 | Создание орнамента (повторение модуля, ритмическое чередование элемента). | | | |
| 2.6 | Конструирование из бумаги. | | | |
| 2.7 | Конструирование из бумаги. | | | |
| 2.8 | Макетирование. | | | |
Тема 3. О чём говорит искусство (10 ч.) |
| 3.1 | Животное с ярко выраженным характером и настроением. | | | |
| 3.2 | Эмоциональная и нравственная оценка образа человека в его изображении. | | | |
| 3.3 | Эмоциональная и нравственная оценка образа человека в его изображении. | | | |
| 3.4 | Использование цвета, тона, ритма для передачи мужских и женских качеств характера. | | | |
| 3.5 | Использование цвета, тона, ритма для передачи мужских и женских качеств характера. | | | |
| 3.6 | Значение деталей и украшений. | | | |
| 3.7 | Сказочные образы в объёме. | | | |
| 3.8 | Сказочные образы в объёме. | | | |
| 3.9 | Настроение и состояние природы в пейзаже. | | | |
| 3.10 | Настроение и состояние природы в пейзаже. | | | |
Тема 4. Как говорит искусство (8 ч.) |
| 4.1 | Цвет и его эмоциональное воздействие на человека. | | | |
| 4.2 | Цвет и его эмоциональное воздействие на человека. | | | |
| 4.3 | Холодные и теплые, глухие и звонкие цвета. | | | |
| 4.4 | Линия, её возможности в образная характеристика изображаемого. | | | |
| 4.5 | Линия, её возможности в образная характеристика изображаемого. | | | |
| 4.6 | Ритм как средство выразительности. | | | |
| 4.7 | Пропорции. | | | |
| 4.8 | Обобщающий урок. | | | |
7