СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Агротехника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Агротехника"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»




Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО СЮН

_____________ Н.Ф.Крупина

«____»_____________20____г



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Агротехника»



Возраст обучающихся:13-18лет

Срок реализации 1 год





Автор-составитель:

Крупина Нина Федоровна

Педагог дополнительного образования









г. Димитровград 2018 год

Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 1 год обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 13-18 лет



Возрастной диапазон освоения программы: 13-18лет










Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________

Содержание



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1

Пояснительная записка


1.2

Цель и задачи программы


1.3

Содержание программы



1.3.1 Учебный план



1.3.2 Содержание учебного плана 


1.4

Планируемые результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарный учебный график


2.3

Условия реализации программы


2.4

Формы аттестации 


2.5

Оценочные материалы


2.6

Методические материалы


2.7

Список литературы



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агротехника» создана для кружка МБУДО СЮН «Агротехника».

Современный ребенок, особенно городской, невольно оторван от природы, но в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своей страны и родного края. Это стремление необходимо поддерживать в каждом конкретном ребенке, включая в процесс дополнительного образования такие формы организации образовательного процесса, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования свидетельствует о необходимости совершенствования системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающем своё место в Природе.

Данная программа «Агротехника» создана как авторская по степени участия в разработке, для объединения (кружка) МБУДО СЮН «Агротехника». Она имеет естественнонаучную направленность.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»

Актуальность данной программы заключается в необходимости экологического воспитания детей (посредством приобщения к миру прекрасного).

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования и начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Отличительные особенности программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется в практических лабораториях: уголок живой природы, зимний сад, классы орнитологии и аквариумистики.

Таким образом обучающиеся имеют тесный контакт с живыми объектами природного окружения. Это позволяет вести проектно-исследовательскую деятельность в сочетании с социально значимой природоохранной работой. Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции младших школьников бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельностного) подхода. Дети погружаются в проблемы экологического характера, происходит формирование первоначальных навыков научно-исследовательской работы.

Личный опыт автора программы показывает, что практическая направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей нас природной средой – это задачи, которыми очень важно руководствоваться при разработке методологии эколого-биологического образования детей.

Ведущая идея при отборе естественнонаучных и социальных аспектов содержания курса-идея о неразрывной связи человека (общества) и природы. Данная идея связывает разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Адресат программы: дети 13-18лет

Психолого-педагогические особенности.

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно- смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; — с осуществлением на каждом возрастном уровне благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; — с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; — с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; — с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Объем программы: 144 академических часа в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1год обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

Формы и методы обучения

Формы обучения

При реализации данной программы задействованы следующие формы обучения:

1. Занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса.

2. Практическая работа – занятия освоения практических умений и навыков курса.

3. Викторина – занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений, навыков.

4. Экскурсия – коллективное наблюдение. Перед началом экскурсии указываются её цели, задачи, место проведения и содержание. В конце подводятся итоги экскурсии вместе с детьми.

Основная цель наблюдений – удовлетворение потребности учащихся в исследовательской деятельности.

Теоретические занятия не ограничиваются лекциями. Они проходят при наглядной демонстрации наглядного материала, поделок, аппликаций. При этом происходит его описание, рассказ о нём, беседа с детьми. Это позволяет учащимся запомнить объекты, размышлять, учиться сравнивать.

В программе используются задания творческого характера, когда полученные знания и умения используются в самостоятельной творческой деятельности.

Форма обучения очная.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Методы обучения

Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);

Наглядные (наблюдение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения);

Практические (изготовление поделок)

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический,

Педагогическая технология.

Педагогическая технология-это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:

Технология дифференцированного обучения (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях).

Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).

Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей на пути социального самоопределения учащихся; нормативно- сообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для учащихся познавательной, продуктивной деятельностью).

Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14)).


1.2. Цель и задачи программы.

Цель: знакомство с многообразием культурных растений Ульяновской области техникой и агротехническими мероприятиями.

Задачи

- образовательные: познакомить с многообразием культурных растений Ульяновской области, разнообразием почв, техникой по уходу за культурными растениями Ульяновской области

- развивающие: развивать интерес к природе родного края

- воспитательные: воспитать бережное отношение к природе родного края

При разработке программ целесообразно опираться на следующие основополагающие


1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план

1.3.Учебный план программы


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

1

Знакомство с правилами техники безопасности, правилами дорожного движения.

2

2


Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование

Устные ответы, анализ анкет

2

История развития техники, инструмента, инвентаря.

2

2


Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

Раздел 2. Обработка почвы

3

Значение обработки почвы

2

2


Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

4

Инвентарь и техника для обработки почвы

2

2


Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

5

Экскурсия «Техника для обработки почвы»

2


2

Экскурсия

Наблюдение

6

Экскурсия «Техника для обработки приусадебного участка»

2


2

Экскурсия

Наблюдение

7, 8, 9, 10, 11

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

10

1

9

Комплексное занятие, практическая работа

Наблюдение, правильность выполнения практического задания

12

Классификация плугов.

Плуги общего назначения

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

13

Машины для обработки почвы.

Плуги общего назначения.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

14

Машины для обработки почвы.

Лущильники и бороны.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

15

Машины для обработки почвы:

Культиваторы.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

16

Машины для обработки почвы:

Катки и сцепки

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

17

Водная и ветровая эрозия. Ущерб и борьба.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

18

Машины для борьбы с водной и ветровой эрозией.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

19

Творческие отчеты «Овражная система Ульяновской области»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

20

Викторина «Земледелие»

2

1

1

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

Раздел 3. Культурные растения Ульяновской области

21

Зерновые культуры

2

2


Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

22

Практическая работа.

«Определение зерновых культур».

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, правильность выполнения практического задания

23

Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений»

2


2

Экскурсия

наблюдение

24

Машины для посева и уборки зерновых культур.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

25

Творческие отчеты «Зерновые культуры»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

26

Викторина «зернышко»

2


1

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

27

Зернобобовые культуры.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

28

Практическая работа.

«Определение зернобобовых культур».

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

29

Машины для посева и уборки зернобобовых культур.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

30

Творческие отчеты «Зернобобовые культуры»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

31

Викторина «зернобобовые»

2

1

1

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

32

Овощные культуры.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

33

Практическая работа.

«Определение семян овощных культур».

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

34

Машины для посева и уборки овощных культур.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

35

Творческие отчеты «Овощные культуры»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

36

Викторина «Овощные культуры»

2

1

1

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

37

Кормовые культуры.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

38

Практическая работа.

«Определение кормовых культур».

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

39

Машины для посева и уборки кормовых культур.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

40

Творческие отчеты «Кормовые культуры»

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

41

Викторина «Кормовые культуры»

2


2

Итоговое занятие,

Наблюдение, устные ответы

42

Тестирование

2


2

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

Раздел 4. Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами

43

Уход за овощными культурами.

Машины для ухода за овощными культурами.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

44

Уход за посадками.

Машины для ухода за посадками

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

45

Уход за посевами свеклы.

Машины для ухода за посевами свеклы.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

46

Уход за посевами кукурузы.

Машины для ухода за посевами кукурузы.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

47

Творческие отчеты

«Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами»

2


2

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

48

Викторина «Машины для ухода за культурами»

2


2

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

49

Технологический комплекс машин для уборки трав и силосных культур

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, устные ответы

50

Творческие отчеты

«Машины для уборки трав и силосных культур»

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

51

Машины для полива сельскохозяйственных культур.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

52

Защита растений от вредителей Химические и биологические методы защиты растений.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

53

Машины для химической защиты растений.

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

54

Творческие отчеты «Химическая защита растений»

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

55

Творческие отчеты «Биологическая защита растений»

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

56

Машины для послеуборочной обработки зерна

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

57

Экскурсия «Элеватор»

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

58

Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна»

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

59

Тестирование

2

1

1

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, устные ответы

Раздел 5. Весенеполевые агротехнические мероприятия.

60, 61

Подготовка техники для обработки почвы

4


4

Экскурсия

Наблюдение

62, 63, 64, 65, 66

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

10

1

9

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, правильность выполнения практического задания

67, 68, 69, 70,71

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

10

1

9

Комплексное занятие, практическое занятие

Наблюдение, правильность выполнения практического задания

Раздел 5. Итоговый

72

Что мы узнали за год.

2


2

Итоговое занятие

Наблюдение, устные ответы

1.3.2 Содержание учебного плана


1. Введение

Всего: 4ч.; теория 4ч.

Цель: Заинтересовать учащихся в агротехнике.

Задачи: Познакомить с программой обучения. Ознакомить учащихся с историей развития техники, инструмента, инвентаря.

Теоретические сведения: Знакомство с правилами техники безопасности, правилами дорожного движения, история развития техники, инструмента, инвентаря.

Оборудование: плакаты по ПДД, альбом с репродукциями.

Методы и формы подачи материала: беседа

Виды и способы работы с детьми: теория.

Ожидаемые результаты:

знать:

-технику безопасности на занятии;

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание любознательности и ответственности.

Литература:

1.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга:

Институт усовершенствования учителей, 1996.

2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.

3.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

Форма контроля: беседа.


  1. Обработка почвы.

Всего: 36ч., теория 18ч., практика 12 ч., экскурсия 4ч., контроль 2ч.

Цель: ознакомить детей с видами и значением обработки почвы.

Задачи: познакомить с основными видами почв, видами обработки и значением обработки почвы, сформировать бережное отношение к почве.

Теоретические сведения: Особое природное тело. Природное разнообразие. Почва и человек. Культивация и рекультивация. Главный враг- эрозия. Виды обработки. Значение обработки почвы. Инвентарь и техника для обработки почвы.

Практическая работа:

  1. «Подготовка почвы к зиме».

  2. «Овражная система Ульяновской области»

Оборудование: плакат «Виды сельскохозяйственной техники», садовый инвентарь.

Методы и формы подачи материала: беседа, экскурсия, наглядный метод, практическая работа

Виды и способы работы с детьми: теория, практическая работа

Ожидаемые результаты:

знать:

- инвентарь и технику для обработки почвы;

- разнообразие плугов общего назначения;

- понятие эрозия почвы;

уметь:

- подготовить почву к зиме;

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание трудолюбия, аккуратности, активизация познавательной деятельности.

Виды оцениваемых работ: практическая работа, опрос, викторина, творческие отчёты, тесты.

Литература:

1. Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.

2.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.

3.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5,

1991.

4.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

5.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

Форма контроля: викторина.


Экскурсия «Техника для обработки почвы».

Цель: ознакомить с машинами для обработки почвы.

Задачи: познакомить с техникой для механической обработки почвы.

Содержание: Разнообразие сельскохозяйственной техники. Назначение сельскохозяйственной техники. Применение сельскохозяйственной техники. Получаемый результат.

Место проведения: выставочный зал Агролицея.


Экскурсия: «Техника для обработки приусадебного участка».

Цель: ознакомить с техникой для обработки почвы приусадебного участка.

Задачи: познакомить с разнообразием техники для обработки почвы с формированием знания о использовании техники.

Содержание: Разнообразие техники для обработки приусадебного участка. Назначение техники для обработки приусадебного участка. Применение техники для обработки приусадебного участка. Получаемый результат.

Место проведения: СЮН.


3. Культурные растения Ульяновской области.

Всего: 44ч., теория 16ч., практика 16 ч., экскурсия 2ч., контроль 10ч.

Цель: сформировать знания о культурных растениях Ульяновской области.

Задачи: познакомить с культурными растениями Ульяновской области. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

Теоретические сведения: Разнообразие зерновых культур. Значение зерновых культур в жизни человека. Особенности выращивания зерновых культур. Общее устройство комбайнов. Разнообразие оснащения комбайна. Машины послеуборочной обработки зерна. Разнообразие зернобобовых. Значение зернобобовых культур в жизни человека. Особенности выращивания зернобобовых культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки зернобобовых. Разнообразие овощных культур. Значение овощных культур в жизни человека. Особенности выращивания овощных культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки овощных культур. Разнообразие кормовых культур. Значение кормовых культур в жизни человека. Особенности выращивания кормовых культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки кормовых культур.

Практическая работа:

  1. Определение зерновых культур.

  2. Творческие отчеты «Зернорвые культуры».

  3. Определение зернобобовых культур.

  4. Творческие отчеты «Зернобобовые культуры».

  5. Определение семян овощных культур.

  6. Творческие отчеты «Овощные культуры».

  7. Определение кормовых культур.

  8. Творческие отчеты «Кормовые культуры».

Оборудование: плакаты «разнообразие культурных растений», карточки «Зерновые культуры», карточки «Зернобобовые культуры», карточки «Овощные культуры»

Методы и формы подачи материала: экскурсия, наблюдение, наглядный метод, беседа, метод практико-ориентированной деятельности.

Виды и способы работы с детьми: теория, практика, экскурсия.

Ожидаемые результаты:

знать:

- разнообразие культурных растений Ульяновской области;

- разнообразие технических средств по возделыванию культурных растений;

уметь:

- определять зерновые сельскохозяйственные культуры;

- определять зернобобовые сельскохозяйственные культуры;

- определять кормовые сельскохозяйственные культуры;

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.

Виды оцениваемых работ: практическая работа, устные ответы, карточки, тесты.

Литература:

1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.

2.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.

3.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.

8.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.

4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.

5.Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М., 1994.

6.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.

7.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

8.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.

9.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

10.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

11.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.

12.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.

Форма контроля: творческие отчеты, викторина, тестирование.


Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений».

Цель: ознакомить с машинами для посева и уборки культурных растений.

Задачи: познакомить с техникой для посева и уборки культурных растений.

Содержание: Разнообразие техники для посева и уборки культурных растений. Культиваторы. Сеялки. Комбайны. Разнообразие приспособлений.

Место проведения: выставочный зал Агролицей.


4. Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами.

Всего: 34ч., теория 18ч., практика 8 ч., экскурсия 2ч., контроль 6ч.

Цель: ознакомить с агротехническими приемами и сельскохозяйственной техникой по уходу за культурными растениями.

Задачи: познакомить с агротехническими приемами по уходу за овощными культурами, посадками, посевами.

Теоретические сведения: Овощные культуры. Уход за овощными культурами. Механизация работ по уходу за овощными культурами. Машины по уходу за овощными культурами. Овощная культура – свекла «копилка витаминов». Агротехника по выращиванию свеклы. Механизация работ при выращивании свеклы.

Кукуруза – королева полей. Значение кукурузы для сельского хозяйства. Агротехника при выращивании кукурузы. Механизация работ при выращивании кукурузы. Общее устройство комбайнов. Устройство кабины. Назначение органов управления. Контрольно-измерительные приборы. Способы полива сельскохозяйственных культур. Классификация машин для полива сельскохозяйственных культур (овощных и технических). Вредители полей. Значение защиты растений от вредителей. Химические и биологические методы защиты растений от вредителей. Машины для протравливания семян. Машины для опрыскивания и опыления. Зерноочистительные машины. Зернопогрузчики. Зерносушилки. Зерноочистительные агрегаты.

Экскурсия «Элеватор».

Цель: сформировать представление об устройстве и принципе работы элеватора.

Задачи: познакомить с основными техническими данными, устройств и процессами работы.

Содержание: Основные технические данные и процесс работы. Устройство зерноочистительных агрегатов, зернопогрузчиков, зерносушилок, транспортировщиков.

Место проведения. Элеватор.

Практическая работа.

  1. Творческие отчеты «Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами».

  2. Творческие отчеты «Машины для уборки трав и силосных культур»

  3. Творческие отчеты «Химическая защита растений»

  4. Творческие отчеты «Биологическая защита растений»

  5. Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна»

Оборудование: садовый инвентарь, плакаты «виды сельскохозяйственного оборудования»

Методы и формы подачи материала: беседа, наблюдение, наглядный.

Виды и способы работы с детьми: теория, практика, экскурсия.

Ожидаемые результаты:

знать:

- вредителей сельскохозяйственных культур;

-химические и биологические методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;

уметь:

- изготовить простейший раствор для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.

Виды оцениваемых работ:

Литература:

1.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5, 1991.

2.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

3.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.-М.: Дрофа,1999.

4.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

5.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.

6.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.

Форма контроля: тестирование.


5. Весенеполевые агротехнические мероприятия.

Всего: 26ч., теория 1ч., практика 21ч.

Цель: ознакомить детей с весенеполевыми агротехническими мероприятиями.

Задачи: познакомить с техникой безопасности при проведении весенеполевых работ, видами обработки и значением обработки почвы, сформировать бережное отношение к почве.

Теоретические сведения: Техника безопасности при проведении весенеполевых работ. Органические и минеральные удобрения. Подготовка почвы для посадки.

Практическая работа:

  1. Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

  2. Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

Оборудование: садовый инвентарь, х/б перчатки, вёдра, носилки.

Методы и формы подачи материала: наглядный, практико-ориентированной деятельности.

Виды и способы работы с детьми: практическая работа.

Ожидаемые результаты:

знать:

- назначение подготовки техники;

- назначение подготовки почвы

уметь:

- подготовить почву

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.

Виды оцениваемых работ: практическая работа, ответы.

Литература:

1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.

2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.

3.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.

4.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

5.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

Форма контроля: контроль осуществляется в ходе выполнения практических занятий.

6. Итоговый.

Всего: контроль - 4ч.

Цель: диагностировать уровень знаний.

Задачи: выявить уровень знаний, умений в результате обучения по программе «Агротехника».

Теоретические сведения: Техника безопасности при проведении весенеполевых работ. Органические и минеральные удобрения. Подготовка почвы для посадки.

Оборудование: плакаты «разнообразие культурных растений», карточки «Зерновые культуры», карточки «Зернобобовые культуры», карточки «Овощные культуры» плакат «Виды сельскохозяйственной техники»

Методы и формы подачи материала: беседа, наглядный метод.

Ожидаемые результаты: повтор знаний полученных в течении года

Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.

Виды оцениваемых работ: тестирование, устные ответы

Литература:

1.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.

2.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.

3.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.

4.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.

5.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

6.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

7.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.

8.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.

Форма контроля: викторина, тестирование.


    1. Планируемые результаты

Ожидаемый результат:

- знать:

- технику безопасности на занятиях;

- инвентарь и технику для обработки почвы;

- разнообразие плугов общего назначения;

- понятие эрозия почвы;

- разнообразие культурных растений Ульяновской области;

- разнообразие технических средств по возделыванию культурных растений;

- вредителей сельскохозяйственных культур;

-химические и биологические методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;

- уметь:

- подготовить почву к зиме;

- определять зерновые сельскохозяйственные культуры;

- определять зернобобовые сельскохозяйственные культуры;

- определять кормовые сельскохозяйственные культуры;

- изготовить простейший раствор для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;

- подготовить почву к посадке растений в весенний период;

Формы и способы проверки результата: Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа.

Нормативные процедуры итоговой аттестации.

Виды и этапы аттестации учащихся могут быть:

промежуточная – текущий контроль;

- итоговая.

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график


Начало учебного года 15 сентября 2018 года

Окончание учебного года 31 мая 2019 года

Продолжительность учебного года 36 недель

В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.




2.2.Календарный учебный график группа № ____


п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля



Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование

2

Знакомство с правилами ТБ, ПДД.

Класс

Устные ответы, анализ анкет



Комплексное занятие

2

История развития техники, инструмента, инвентаря.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Значение обработки почвы

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Инвентарь и техника для обработки почвы

Класс

Наблюдение, устные ответы



Экскурсия

2

Экскурсия «Техника для обработки почвы»

ДТПТ

Наблюдение



Экскурсия

2

Экскурсия «Техника для обработки приусадебного участка»

ДТПТ

Наблюдение



Комплексное занятие, практическая работа

2

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

Участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическая работа

2

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

Участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическая работа

2

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

Участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическая работа

2

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

Участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическая работа

2

Практическая работа «Подготовка почвы к зиме».

Участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие

2

Классификация плугов.

Плуги общего назначения.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для обработки почвы.

Плуги общего назначения.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для обработки почвы.

Лущильники и бороны.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для обработки почвы:

Культиваторы.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для обработки почвы:

Катки и сцепки

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Водная и ветровая эрозия. Ущерб и борьба.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для борьбы с водной и ветровой эрозией.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты «Овражная система Ульяновской области»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Викторина «Земледелие»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Зерновые культуры

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа.

«Определение зерновых культур».

Класс

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Экскурсия

2

Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений»

ДТПТ

наблюдение



Комплексное занятие

2

Машины для посева и уборки зерновых культур.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты «Зерновые культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Викторина «зернышко»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Зернобобовые культуры.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа.

«Определение зернобобовых культур».

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для посева и уборки зернобобовых культур.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты «Зернобобовые культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Викторина «зернобобовые»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Овощные культуры.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа.

«Определение семян овощных культур».

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для посева и уборки овощных культур.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты «Овощные культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Викторина «Овощные культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Кормовые культуры.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа.

«Определение кормовых культур».

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Машины для посева и уборки кормовых культур.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты «Кормовые культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие,

2

Викторина «Кормовые культуры»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Тестирование

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Уход за овощными культурами.

Машины для ухода за овощными культурами.

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Уход за посадками.

Машины для ухода за посадками

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Уход за посевами свеклы.

Машины для ухода за посевами свеклы.

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Уход за посевами кукурузы.

Машины для ухода за посевами кукурузы.

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Творческие отчеты

«Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Итоговое занятие

2

Викторина «Машины для ухода за культурами»

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие

2

Технологический комплекс машин для уборки трав и силосных культур

Класс

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Творческие отчеты

«Машины для уборки трав и силосных культур»

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Машины для полива сельскохозяйственных культур.

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Защита растений от вредителей Химические и биологические методы защиты растений.

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Машины для химической защиты растений.

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Творческие отчеты «Химическая защита растений»

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Творческие отчеты «Биологическая защита растений»

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Машины для послеуборочной обработки зерна

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Экскурсия «Элеватор»

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна»

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Тестирование

Класс, участок СЮН

Наблюдение, устные ответы



Экскурсия

2

Подготовка техники для обработки почвы

ДТПТ

Наблюдение



Экскурсия

2

Подготовка техники для обработки почвы

ДТПТ

Наблюдение



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Комплексное занятие, практическое занятие

2

Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»

участок СЮН

Наблюдение, правильность выполнения практического задания



Итоговое занятие

2

Что мы узнали за год

Класс

Наблюдение, устные ответы




2.3 Условия реализации программы

Помещения класс

Площадки МБУДО СЮН

Оборудование

1.аквариум – 11 шт.

2.акватеррариум – 11 шт.

3.помпа - компрессор – 11 шт.

4.обогреватели – 11 шт.

5.сочки - 2 шт.

6. ведро – 5 шт.

7.скребки для чистки аквариума – 2 шт.

8.грунтоочистители – 2 шт.

9.тазы – 2 шт.

10. аквариум с коллекцией экзотических рыб;

11. аквариум с местными рыбами;

12. нерестовики для живородок;

13. губчатые фильтры;

14. различные типы и виды кормов;

15. сачки для отлова живого корма;

16. аквариумные растения различных биологических групп

17. минеральные добавки;

18. чашки Петри;

19. ёмкости для дезинфекции;

20. воронки и шланги для промывки грунта;

21. карантийные аквариумы.

Приборы

1.Приборы для определения температуры воды

2. микроскоп;

Информационные ресурсы карточки, видео.


2.4 Формы аттестации

Формы аттестации— творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.


2.5 Оценочные материалы

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5



10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);


Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);


Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1



5



10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);


Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1



5



10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);


Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);


Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5



10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);


Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);


Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1




5



10


ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:


3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);


Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);


Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей).

1





5



10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:


3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации


Самостоятельность в построении

дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1,


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10


1

5

10


1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:


3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности








3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям






Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).


Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


9-30

31-62

63-90

ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140

Заключение

Результат обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий


Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие.

1

5

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1

5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15 16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10 11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До 2

3-10

11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

  • мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Главной ролью диагностики достижений является выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной программы. Диагностика достижений дает возможность скорректировать или дополнить материал в случае необходимости.

Проводится текущая и итоговая диагностика.

Текущая диагностика проходит к конце каждого занятия. Педагог и учащиеся оценивают выполненную работу, полученные навыки и умения. Текущая диагностика проходит в форме беседы, самостоятельного выполнения практических работ. При выполнении практических работ выявляется уровень применения полученных знаний. Практические занятия проходят в конце каждой темы.

По итогам самостоятельной практической работы обсуждается качество и аккуратность выполненной работы.

Критерии оценки текущей диагностики

Низкая – учащиеся не имеют теоретических знаний, и не могут выполнить самостоятельную практическую работу.

Средняя – учащиеся имеют элементарные знания, но их не достаточно для выполнения практической работы.

Высокая – учащиеся усвоили полный объём знаний, что позволит выполнить практическую работу.

Итоговая диагностика в конце года – проведение итоговой самостоятельной работы и викторины. Данная диагностика позволяет выявить усвоение пройденного материала и применение его на практике.

Формы и способы проверки результата:

Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа.

Таблица – 4. Мониторинг образовательной деятельности педагогов и детей.


Педагогический мониторинг

Мониторинг

образовательной

деятельности детей

диагностика личностного

роста и продвижения

самооценка воспитанника

анкетирование

ведение творческого

дневника обучающегося

педагогические отзывы

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение журнала учета или педагогического дневника

ведение летописи


оформление фотоотчетов


2.6 Методические материалы

Младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Методическое обеспечение программы представлено в таблице 5.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия.Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения, игры.

В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как: мини-лекция, беседа, рассказ, наблюдение, описание. Методические приѐмы активного обучения (создание проблемных ситуаций, постановки задачи с заведомо допущенными ошибками и т.д.), метод эвристической беседы, игровые методы, исследовательские – позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа предусматривает 50 % учебных часов на практическую работу в основном в полевых условиях, во время экскурсий. Здесь, на экологической тропе, дети накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов, знакомятся с опытом и приобщаются к природоохранной деятельности. Особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов (схемы, рефераты, творческие работы)

Используемые материалы и оборудование:

Натуральные объекты:

 гербарии дикорастущих и культурных растений,

коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Инструменты:

 нивелиры,

 школьные рулетки,

 гербарные папки,

 лопатки,

 лупы и др.

Приборы:

 барометр,

 термометр,

 флюгер,

 компас,

 фотоаппарат.

Печатные пособия:

 карты;

 атласы Ульяновской области;

 картины луга, леса, водоёма;

 Таблицы «Охрана природы»;

 фотографии объектов;

 литература.

2.7.Список литературы.

1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.

2.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.

3.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.

8.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.

4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.

5.Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М., 1994.

6.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.

7.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

8.Ю.Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7кл. - М.: Просвещение, 1991.

9.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.

10.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.

11.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5, 1991.

12.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.

13.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.-М.: Дрофа,1999.

14.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.

15.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.

16.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!