Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» Директор МБУДО СЮН _____________ Н.Ф.Крупина «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Агротехника»
Возраст обучающихся:13-18лет
Срок реализации 1 год
| Автор-составитель: Крупина Нина Федоровна Педагог дополнительного образования |
г. Димитровград 2018 год
Рецензенты:
1. внешняя рецензия
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
2. внутренняя рецензия:
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 13-18 лет
Возрастной диапазон освоения программы: 13-18лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБУДО СЮН
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи программы | |
1.3 | Содержание программы | |
| 1.3.1 Учебный план | |
| 1.3.2 Содержание учебного плана | |
1.4 | Планируемые результаты | |
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | |
2.2 | Календарный учебный график | |
2.3 | Условия реализации программы | |
2.4 | Формы аттестации | |
2.5 | Оценочные материалы | |
2.6 | Методические материалы | |
2.7 | Список литературы | |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» 1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агротехника» создана для кружка МБУДО СЮН «Агротехника».
Современный ребенок, особенно городской, невольно оторван от природы, но в то же время он тянется к ней, проявляет интерес к животному и растительному миру своей страны и родного края. Это стремление необходимо поддерживать в каждом конкретном ребенке, включая в процесс дополнительного образования такие формы организации образовательного процесса, как исследовательская, проектная деятельность, создавая условия для его экологического воспитания.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования свидетельствует о необходимости совершенствования системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающем своё место в Природе.
Данная программа «Агротехника» создана как авторская по степени участия в разработке, для объединения (кружка) МБУДО СЮН «Агротехника». Она имеет естественнонаучную направленность.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
5. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»
Актуальность данной программы заключается в необходимости экологического воспитания детей (посредством приобщения к миру прекрасного).
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования и начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Отличительные особенности программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется в практических лабораториях: уголок живой природы, зимний сад, классы орнитологии и аквариумистики.
Таким образом обучающиеся имеют тесный контакт с живыми объектами природного окружения. Это позволяет вести проектно-исследовательскую деятельность в сочетании с социально значимой природоохранной работой. Работа по экологическому образованию и воспитанию активной жизненной позиции младших школьников бесконечно разнообразна и увлекательна и включает в себя методы практико-ориентированного (деятельностного) подхода. Дети погружаются в проблемы экологического характера, происходит формирование первоначальных навыков научно-исследовательской работы.
Личный опыт автора программы показывает, что практическая направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей нас природной средой – это задачи, которыми очень важно руководствоваться при разработке методологии эколого-биологического образования детей.
Ведущая идея при отборе естественнонаучных и социальных аспектов содержания курса-идея о неразрывной связи человека (общества) и природы. Данная идея связывает разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Адресат программы: дети 13-18лет
Психолого-педагогические особенности.
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно- смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; — с осуществлением на каждом возрастном уровне благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; — с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; — с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; — с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Объем программы: 144 академических часа в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)
Формы и методы обучения
Формы обучения
При реализации данной программы задействованы следующие формы обучения:
1. Занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса.
2. Практическая работа – занятия освоения практических умений и навыков курса.
3. Викторина – занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений, навыков.
4. Экскурсия – коллективное наблюдение. Перед началом экскурсии указываются её цели, задачи, место проведения и содержание. В конце подводятся итоги экскурсии вместе с детьми.
Основная цель наблюдений – удовлетворение потребности учащихся в исследовательской деятельности.
Теоретические занятия не ограничиваются лекциями. Они проходят при наглядной демонстрации наглядного материала, поделок, аппликаций. При этом происходит его описание, рассказ о нём, беседа с детьми. Это позволяет учащимся запомнить объекты, размышлять, учиться сравнивать.
В программе используются задания творческого характера, когда полученные знания и умения используются в самостоятельной творческой деятельности.
Форма обучения очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Методы обучения
Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные (устное изложение, беседа, объяснение);
Наглядные (наблюдение, работа по образцу, показ педагогом приемов исполнения);
Практические (изготовление поделок)
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический,
Педагогическая технология.
Педагогическая технология-это набор приемов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:
Технология дифференцированного обучения (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях).
Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).
Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей на пути социального самоопределения учащихся; нормативно- сообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для учащихся познавательной, продуктивной деятельностью).
Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).
Режим занятий
Периодичность и продолжительность занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14)).
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: знакомство с многообразием культурных растений Ульяновской области техникой и агротехническими мероприятиями.
Задачи
- образовательные: познакомить с многообразием культурных растений Ульяновской области, разнообразием почв, техникой по уходу за культурными растениями Ульяновской области
- развивающие: развивать интерес к природе родного края
- воспитательные: воспитать бережное отношение к природе родного края
При разработке программ целесообразно опираться на следующие основополагающие
1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план
1.3.Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение |
1 | Знакомство с правилами техники безопасности, правилами дорожного движения. | 2 | 2 | | Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование | Устные ответы, анализ анкет |
2 | История развития техники, инструмента, инвентаря. | 2 | 2 | | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
Раздел 2. Обработка почвы |
3 | Значение обработки почвы | 2 | 2 | | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
4 | Инвентарь и техника для обработки почвы | 2 | 2 | | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
5 | Экскурсия «Техника для обработки почвы» | 2 | | 2 | Экскурсия | Наблюдение |
6 | Экскурсия «Техника для обработки приусадебного участка» | 2 | | 2 | Экскурсия | Наблюдение |
7, 8, 9, 10, 11 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | 10 | 1 | 9 | Комплексное занятие, практическая работа | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
12 | Классификация плугов. Плуги общего назначения | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
13 | Машины для обработки почвы. Плуги общего назначения. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
14 | Машины для обработки почвы. Лущильники и бороны. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
15 | Машины для обработки почвы: Культиваторы. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
16 | Машины для обработки почвы: Катки и сцепки | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
17 | Водная и ветровая эрозия. Ущерб и борьба. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
18 | Машины для борьбы с водной и ветровой эрозией. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
19 | Творческие отчеты «Овражная система Ульяновской области» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
20 | Викторина «Земледелие» | 2 | 1 | 1 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
Раздел 3. Культурные растения Ульяновской области |
21 | Зерновые культуры | 2 | 2 | | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
22 | Практическая работа. «Определение зерновых культур». | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
23 | Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений» | 2 | | 2 | Экскурсия | наблюдение |
24 | Машины для посева и уборки зерновых культур. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
25 | Творческие отчеты «Зерновые культуры» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
26 | Викторина «зернышко» | 2 | | 1 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
27 | Зернобобовые культуры. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
28 | Практическая работа. «Определение зернобобовых культур». | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
29 | Машины для посева и уборки зернобобовых культур. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
30 | Творческие отчеты «Зернобобовые культуры» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
31 | Викторина «зернобобовые» | 2 | 1 | 1 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
32 | Овощные культуры. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
33 | Практическая работа. «Определение семян овощных культур». | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
34 | Машины для посева и уборки овощных культур. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
35 | Творческие отчеты «Овощные культуры» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
36 | Викторина «Овощные культуры» | 2 | 1 | 1 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
37 | Кормовые культуры. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
38 | Практическая работа. «Определение кормовых культур». | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
39 | Машины для посева и уборки кормовых культур. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
40 | Творческие отчеты «Кормовые культуры» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
41 | Викторина «Кормовые культуры» | 2 | | 2 | Итоговое занятие, | Наблюдение, устные ответы |
42 | Тестирование | 2 | | 2 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
Раздел 4. Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами |
43 | Уход за овощными культурами. Машины для ухода за овощными культурами. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
44 | Уход за посадками. Машины для ухода за посадками | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
45 | Уход за посевами свеклы. Машины для ухода за посевами свеклы. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
46 | Уход за посевами кукурузы. Машины для ухода за посевами кукурузы. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
47 | Творческие отчеты «Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами» | 2 | | 2 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
48 | Викторина «Машины для ухода за культурами» | 2 | | 2 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
49 | Технологический комплекс машин для уборки трав и силосных культур | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, устные ответы |
50 | Творческие отчеты «Машины для уборки трав и силосных культур» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
51 | Машины для полива сельскохозяйственных культур. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
52 | Защита растений от вредителей Химические и биологические методы защиты растений. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
53 | Машины для химической защиты растений. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
54 | Творческие отчеты «Химическая защита растений» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
55 | Творческие отчеты «Биологическая защита растений» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
56 | Машины для послеуборочной обработки зерна | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
57 | Экскурсия «Элеватор» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
58 | Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
59 | Тестирование | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, устные ответы |
Раздел 5. Весенеполевые агротехнические мероприятия. |
60, 61 | Подготовка техники для обработки почвы | 4 | | 4 | Экскурсия | Наблюдение |
62, 63, 64, 65, 66 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | 10 | 1 | 9 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
67, 68, 69, 70,71 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | 10 | 1 | 9 | Комплексное занятие, практическое занятие | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
Раздел 5. Итоговый |
72 | Что мы узнали за год. | 2 | | 2 | Итоговое занятие | Наблюдение, устные ответы |
1.3.2 Содержание учебного плана
1. Введение
Всего: 4ч.; теория 4ч.
Цель: Заинтересовать учащихся в агротехнике.
Задачи: Познакомить с программой обучения. Ознакомить учащихся с историей развития техники, инструмента, инвентаря.
Теоретические сведения: Знакомство с правилами техники безопасности, правилами дорожного движения, история развития техники, инструмента, инвентаря.
Оборудование: плакаты по ПДД, альбом с репродукциями.
Методы и формы подачи материала: беседа
Виды и способы работы с детьми: теория.
Ожидаемые результаты:
знать:
-технику безопасности на занятии;
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание любознательности и ответственности.
Литература:
1.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга:
Институт усовершенствования учителей, 1996.
2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.
3.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
Форма контроля: беседа.
Обработка почвы.
Всего: 36ч., теория 18ч., практика 12 ч., экскурсия 4ч., контроль 2ч.
Цель: ознакомить детей с видами и значением обработки почвы.
Задачи: познакомить с основными видами почв, видами обработки и значением обработки почвы, сформировать бережное отношение к почве.
Теоретические сведения: Особое природное тело. Природное разнообразие. Почва и человек. Культивация и рекультивация. Главный враг- эрозия. Виды обработки. Значение обработки почвы. Инвентарь и техника для обработки почвы.
Практическая работа:
«Подготовка почвы к зиме».
«Овражная система Ульяновской области»
Оборудование: плакат «Виды сельскохозяйственной техники», садовый инвентарь.
Методы и формы подачи материала: беседа, экскурсия, наглядный метод, практическая работа
Виды и способы работы с детьми: теория, практическая работа
Ожидаемые результаты:
знать:
- инвентарь и технику для обработки почвы;
- разнообразие плугов общего назначения;
- понятие эрозия почвы;
уметь:
- подготовить почву к зиме;
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание трудолюбия, аккуратности, активизация познавательной деятельности.
Виды оцениваемых работ: практическая работа, опрос, викторина, творческие отчёты, тесты.
Литература:
1. Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.
2.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.
3.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5,
1991.
4.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
5.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
Форма контроля: викторина.
Экскурсия «Техника для обработки почвы».
Цель: ознакомить с машинами для обработки почвы.
Задачи: познакомить с техникой для механической обработки почвы.
Содержание: Разнообразие сельскохозяйственной техники. Назначение сельскохозяйственной техники. Применение сельскохозяйственной техники. Получаемый результат.
Место проведения: выставочный зал Агролицея.
Экскурсия: «Техника для обработки приусадебного участка».
Цель: ознакомить с техникой для обработки почвы приусадебного участка.
Задачи: познакомить с разнообразием техники для обработки почвы с формированием знания о использовании техники.
Содержание: Разнообразие техники для обработки приусадебного участка. Назначение техники для обработки приусадебного участка. Применение техники для обработки приусадебного участка. Получаемый результат.
Место проведения: СЮН.
3. Культурные растения Ульяновской области.
Всего: 44ч., теория 16ч., практика 16 ч., экскурсия 2ч., контроль 10ч.
Цель: сформировать знания о культурных растениях Ульяновской области.
Задачи: познакомить с культурными растениями Ульяновской области. Воспитать бережное отношение к природе родного края.
Теоретические сведения: Разнообразие зерновых культур. Значение зерновых культур в жизни человека. Особенности выращивания зерновых культур. Общее устройство комбайнов. Разнообразие оснащения комбайна. Машины послеуборочной обработки зерна. Разнообразие зернобобовых. Значение зернобобовых культур в жизни человека. Особенности выращивания зернобобовых культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки зернобобовых. Разнообразие овощных культур. Значение овощных культур в жизни человека. Особенности выращивания овощных культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки овощных культур. Разнообразие кормовых культур. Значение кормовых культур в жизни человека. Особенности выращивания кормовых культур. Разнообразие приспособлений для посева и уборки кормовых культур.
Практическая работа:
Определение зерновых культур.
Творческие отчеты «Зернорвые культуры».
Определение зернобобовых культур.
Творческие отчеты «Зернобобовые культуры».
Определение семян овощных культур.
Творческие отчеты «Овощные культуры».
Определение кормовых культур.
Творческие отчеты «Кормовые культуры».
Оборудование: плакаты «разнообразие культурных растений», карточки «Зерновые культуры», карточки «Зернобобовые культуры», карточки «Овощные культуры»
Методы и формы подачи материала: экскурсия, наблюдение, наглядный метод, беседа, метод практико-ориентированной деятельности.
Виды и способы работы с детьми: теория, практика, экскурсия.
Ожидаемые результаты:
знать:
- разнообразие культурных растений Ульяновской области;
- разнообразие технических средств по возделыванию культурных растений;
уметь:
- определять зерновые сельскохозяйственные культуры;
- определять зернобобовые сельскохозяйственные культуры;
- определять кормовые сельскохозяйственные культуры;
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.
Виды оцениваемых работ: практическая работа, устные ответы, карточки, тесты.
Литература:
1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.
2.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.
3.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.
8.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.
4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.
5.Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М., 1994.
6.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.
7.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.
8.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.
9.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
10.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
11.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.
12.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.
Форма контроля: творческие отчеты, викторина, тестирование.
Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений».
Цель: ознакомить с машинами для посева и уборки культурных растений.
Задачи: познакомить с техникой для посева и уборки культурных растений.
Содержание: Разнообразие техники для посева и уборки культурных растений. Культиваторы. Сеялки. Комбайны. Разнообразие приспособлений.
Место проведения: выставочный зал Агролицей.
4. Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами.
Всего: 34ч., теория 18ч., практика 8 ч., экскурсия 2ч., контроль 6ч.
Цель: ознакомить с агротехническими приемами и сельскохозяйственной техникой по уходу за культурными растениями.
Задачи: познакомить с агротехническими приемами по уходу за овощными культурами, посадками, посевами.
Теоретические сведения: Овощные культуры. Уход за овощными культурами. Механизация работ по уходу за овощными культурами. Машины по уходу за овощными культурами. Овощная культура – свекла «копилка витаминов». Агротехника по выращиванию свеклы. Механизация работ при выращивании свеклы.
Кукуруза – королева полей. Значение кукурузы для сельского хозяйства. Агротехника при выращивании кукурузы. Механизация работ при выращивании кукурузы. Общее устройство комбайнов. Устройство кабины. Назначение органов управления. Контрольно-измерительные приборы. Способы полива сельскохозяйственных культур. Классификация машин для полива сельскохозяйственных культур (овощных и технических). Вредители полей. Значение защиты растений от вредителей. Химические и биологические методы защиты растений от вредителей. Машины для протравливания семян. Машины для опрыскивания и опыления. Зерноочистительные машины. Зернопогрузчики. Зерносушилки. Зерноочистительные агрегаты.
Экскурсия «Элеватор».
Цель: сформировать представление об устройстве и принципе работы элеватора.
Задачи: познакомить с основными техническими данными, устройств и процессами работы.
Содержание: Основные технические данные и процесс работы. Устройство зерноочистительных агрегатов, зернопогрузчиков, зерносушилок, транспортировщиков.
Место проведения. Элеватор.
Практическая работа.
Творческие отчеты «Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами».
Творческие отчеты «Машины для уборки трав и силосных культур»
Творческие отчеты «Химическая защита растений»
Творческие отчеты «Биологическая защита растений»
Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна»
Оборудование: садовый инвентарь, плакаты «виды сельскохозяйственного оборудования»
Методы и формы подачи материала: беседа, наблюдение, наглядный.
Виды и способы работы с детьми: теория, практика, экскурсия.
Ожидаемые результаты:
знать:
- вредителей сельскохозяйственных культур;
-химические и биологические методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;
уметь:
- изготовить простейший раствор для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.
Виды оцениваемых работ:
Литература:
1.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5, 1991.
2.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
3.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.-М.: Дрофа,1999.
4.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
5.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.
6.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.
Форма контроля: тестирование.
5. Весенеполевые агротехнические мероприятия.
Всего: 26ч., теория 1ч., практика 21ч.
Цель: ознакомить детей с весенеполевыми агротехническими мероприятиями.
Задачи: познакомить с техникой безопасности при проведении весенеполевых работ, видами обработки и значением обработки почвы, сформировать бережное отношение к почве.
Теоретические сведения: Техника безопасности при проведении весенеполевых работ. Органические и минеральные удобрения. Подготовка почвы для посадки.
Практическая работа:
Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур»
Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур»
Оборудование: садовый инвентарь, х/б перчатки, вёдра, носилки.
Методы и формы подачи материала: наглядный, практико-ориентированной деятельности.
Виды и способы работы с детьми: практическая работа.
Ожидаемые результаты:
знать:
- назначение подготовки техники;
- назначение подготовки почвы
уметь:
- подготовить почву
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.
Виды оцениваемых работ: практическая работа, ответы.
Литература:
1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.
2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.
3.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.
4.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
5.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
Форма контроля: контроль осуществляется в ходе выполнения практических занятий.
6. Итоговый.
Всего: контроль - 4ч.
Цель: диагностировать уровень знаний.
Задачи: выявить уровень знаний, умений в результате обучения по программе «Агротехника».
Теоретические сведения: Техника безопасности при проведении весенеполевых работ. Органические и минеральные удобрения. Подготовка почвы для посадки.
Оборудование: плакаты «разнообразие культурных растений», карточки «Зерновые культуры», карточки «Зернобобовые культуры», карточки «Овощные культуры» плакат «Виды сельскохозяйственной техники»
Методы и формы подачи материала: беседа, наглядный метод.
Ожидаемые результаты: повтор знаний полученных в течении года
Воспитающая составляющая ожидаемых результатов: воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.
Виды оцениваемых работ: тестирование, устные ответы
Литература:
1.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.
2.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.
3.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.
4.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.
5.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.
6.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
7.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.
8.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.
Форма контроля: викторина, тестирование.
Планируемые результаты
Ожидаемый результат:
- знать:
- технику безопасности на занятиях;
- инвентарь и технику для обработки почвы;
- разнообразие плугов общего назначения;
- понятие эрозия почвы;
- разнообразие культурных растений Ульяновской области;
- разнообразие технических средств по возделыванию культурных растений;
- вредителей сельскохозяйственных культур;
-химические и биологические методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;
- уметь:
- подготовить почву к зиме;
- определять зерновые сельскохозяйственные культуры;
- определять зернобобовые сельскохозяйственные культуры;
- определять кормовые сельскохозяйственные культуры;
- изготовить простейший раствор для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей;
- подготовить почву к посадке растений в весенний период;
Формы и способы проверки результата: Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа.
Нормативные процедуры итоговой аттестации.
Виды и этапы аттестации учащихся могут быть:
промежуточная – текущий контроль;
- итоговая.
Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года 15 сентября 2018 года
Окончание учебного года 31 мая 2019 года
Продолжительность учебного года 36 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2.Календарный учебный график группа № ____
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | Беседа, тренинг, инструктаж, анкетирование | 2 | Знакомство с правилами ТБ, ПДД. | Класс | Устные ответы, анализ анкет |
| | | Комплексное занятие | 2 | История развития техники, инструмента, инвентаря. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Значение обработки почвы | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Инвентарь и техника для обработки почвы | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Экскурсия | 2 | Экскурсия «Техника для обработки почвы» | ДТПТ | Наблюдение |
| | | Экскурсия | 2 | Экскурсия «Техника для обработки приусадебного участка» | ДТПТ | Наблюдение |
| | | Комплексное занятие, практическая работа | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | Участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическая работа | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | Участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическая работа | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | Участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическая работа | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | Участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическая работа | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы к зиме». | Участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие | 2 | Классификация плугов. Плуги общего назначения. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для обработки почвы. Плуги общего назначения. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для обработки почвы. Лущильники и бороны. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для обработки почвы: Культиваторы. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для обработки почвы: Катки и сцепки | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Водная и ветровая эрозия. Ущерб и борьба. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для борьбы с водной и ветровой эрозией. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Овражная система Ульяновской области» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Викторина «Земледелие» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Зерновые культуры | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа. «Определение зерновых культур». | Класс | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Экскурсия | 2 | Экскурсия «Машины для посева и уборки культурных растений» | ДТПТ | наблюдение |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для посева и уборки зерновых культур. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Зерновые культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Викторина «зернышко» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Зернобобовые культуры. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа. «Определение зернобобовых культур». | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для посева и уборки зернобобовых культур. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Зернобобовые культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Викторина «зернобобовые» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Овощные культуры. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа. «Определение семян овощных культур». | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для посева и уборки овощных культур. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Овощные культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Викторина «Овощные культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Кормовые культуры. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа. «Определение кормовых культур». | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Машины для посева и уборки кормовых культур. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Кормовые культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие, | 2 | Викторина «Кормовые культуры» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Тестирование | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Уход за овощными культурами. Машины для ухода за овощными культурами. | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Уход за посадками. Машины для ухода за посадками | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Уход за посевами свеклы. Машины для ухода за посевами свеклы. | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Уход за посевами кукурузы. Машины для ухода за посевами кукурузы. | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Творческие отчеты «Машины для ухода за зерновыми, овощными и кормовыми культурами» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Итоговое занятие | 2 | Викторина «Машины для ухода за культурами» | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие | 2 | Технологический комплекс машин для уборки трав и силосных культур | Класс | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Творческие отчеты «Машины для уборки трав и силосных культур» | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Машины для полива сельскохозяйственных культур. | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Защита растений от вредителей Химические и биологические методы защиты растений. | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Машины для химической защиты растений. | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Творческие отчеты «Химическая защита растений» | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Творческие отчеты «Биологическая защита растений» | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Машины для послеуборочной обработки зерна | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Экскурсия «Элеватор» | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Творческие отчеты «Машины послеуборочной обработки зерна» | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Тестирование | Класс, участок СЮН | Наблюдение, устные ответы |
| | | Экскурсия | 2 | Подготовка техники для обработки почвы | ДТПТ | Наблюдение |
| | | Экскурсия | 2 | Подготовка техники для обработки почвы | ДТПТ | Наблюдение |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки овощных культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Комплексное занятие, практическое занятие | 2 | Практическая работа «Подготовка почвы для посадки кормовых культур» | участок СЮН | Наблюдение, правильность выполнения практического задания |
| | | Итоговое занятие | 2 | Что мы узнали за год | Класс | Наблюдение, устные ответы | |
2.3 Условия реализации программы
Помещения класс
Площадки МБУДО СЮН
Оборудование
1.аквариум – 11 шт.
2.акватеррариум – 11 шт.
3.помпа - компрессор – 11 шт.
4.обогреватели – 11 шт.
5.сочки - 2 шт.
6. ведро – 5 шт.
7.скребки для чистки аквариума – 2 шт.
8.грунтоочистители – 2 шт.
9.тазы – 2 шт.
10. аквариум с коллекцией экзотических рыб;
11. аквариум с местными рыбами;
12. нерестовики для живородок;
13. губчатые фильтры;
14. различные типы и виды кормов;
15. сачки для отлова живого корма;
16. аквариумные растения различных биологических групп
17. минеральные добавки;
18. чашки Петри;
19. ёмкости для дезинфекции;
20. воронки и шланги для промывки грунта;
21. карантийные аквариумы.
Приборы
1.Приборы для определения температуры воды
2. микроскоп;
Информационные ресурсы карточки, видео.
2.4 Формы аттестации
Формы аттестации— творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
2.5 Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. |
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 |
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 |
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1, Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично | 1 5 10 |
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий |
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества |
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Главной ролью диагностики достижений является выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной программы. Диагностика достижений дает возможность скорректировать или дополнить материал в случае необходимости.
Проводится текущая и итоговая диагностика.
Текущая диагностика проходит к конце каждого занятия. Педагог и учащиеся оценивают выполненную работу, полученные навыки и умения. Текущая диагностика проходит в форме беседы, самостоятельного выполнения практических работ. При выполнении практических работ выявляется уровень применения полученных знаний. Практические занятия проходят в конце каждой темы.
По итогам самостоятельной практической работы обсуждается качество и аккуратность выполненной работы.
Критерии оценки текущей диагностики
Низкая – учащиеся не имеют теоретических знаний, и не могут выполнить самостоятельную практическую работу.
Средняя – учащиеся имеют элементарные знания, но их не достаточно для выполнения практической работы.
Высокая – учащиеся усвоили полный объём знаний, что позволит выполнить практическую работу.
Итоговая диагностика в конце года – проведение итоговой самостоятельной работы и викторины. Данная диагностика позволяет выявить усвоение пройденного материала и применение его на практике.
Формы и способы проверки результата:
Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа.
Таблица – 4. Мониторинг образовательной деятельности педагогов и детей.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
диагностика личностного роста и продвижения | самооценка воспитанника |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника | ведение летописи |
| оформление фотоотчетов |
2.6 Методические материалы
Младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Методическое обеспечение программы представлено в таблице 5.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия.Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения, игры.
В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как: мини-лекция, беседа, рассказ, наблюдение, описание. Методические приѐмы активного обучения (создание проблемных ситуаций, постановки задачи с заведомо допущенными ошибками и т.д.), метод эвристической беседы, игровые методы, исследовательские – позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа предусматривает 50 % учебных часов на практическую работу в основном в полевых условиях, во время экскурсий. Здесь, на экологической тропе, дети накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов, знакомятся с опытом и приобщаются к природоохранной деятельности. Особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов (схемы, рефераты, творческие работы)
Используемые материалы и оборудование:
Натуральные объекты:
гербарии дикорастущих и культурных растений,
коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых.
Инструменты:
нивелиры,
школьные рулетки,
гербарные папки,
лопатки,
лупы и др.
Приборы:
барометр,
термометр,
флюгер,
компас,
фотоаппарат.
Печатные пособия:
карты;
атласы Ульяновской области;
картины луга, леса, водоёма;
Таблицы «Охрана природы»;
фотографии объектов;
литература.
2.7.Список литературы.
1.Биггс Т. Овощные культуры. - Лондон, 1982.
2.Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.
3.Детская энциклопедия. Тайны природы. - М.: Махаон, 2004.
8.Дмитриев Ю. Что такое лес? - Самара: Дом печати, 1993.
4.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии.-Саратов:Лицей, 2005.
5.Зверев И.Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. - М., 1994.
6.Калинова Г.С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1996.
7.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.
8.Ю.Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7кл. - М.: Просвещение, 1991.
9.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос. 1999.
10.Парники и теплицы.-Донецк: Донеччина, 2000.
11.Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа// Начальная школа. - №5, 1991.
12.Полевая практика по природоведению. - М.: Просвещение, 1991.
13.Программно-методические материалы. Биология 6-11кл./ сост. В.С.Кучменко.-М.: Дрофа,1999.
14.Светницкий И.И. Аграрно-экологические знания и закон выживания// Вестник сельскохозяйственной науки № 12, 1991.
15.Тайны живой природы. - М.: Росмен, 2004.
16.Ширко Т.С. Аптека в саду и огороде. - Минск: Полымя, 1994.