Пояснительная записка.
1.1.Наименование, Ф.И.О. автора, год издания примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа.
Настоящая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и Рабочей программы курса математики для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2014
Учебник | Учебные пособия | Мониторинговый инструментарий |
Для учителя | Для учащихся |
Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2017 | Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012 (электронный вариант) | Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2017 | Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012 (электронный вариант) |
1.3.Описание особенностей (новизны) рабочей программы.
Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
1.4.Уровень усвоения программы.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
1.5.Основные формы, технологии, методы обучения; типы уроков.
Технологии: здоровьесбережения, проблемно обучения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении, информационно - коммуникационные и др.
Методы и приемы обучения.
Методы мотивации учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная). Изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений.
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного.
• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
• Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения.
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
• Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Типы уроков.
1тип урока-открытия нового знания (ОНЗ).
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2тип урока – урок отработки умений и рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3тип урока - урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4 тип урока - урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 тип урока - урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
Содержательная цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не разрушает его непрерывности, а обеспечивает инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов сохраняется деятельностный метод обучения и обеспечивается соответствующая система дидактических принципов.
1.6.Основные формы контроля и оценки.
Формы промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных, контрольных и зачётных работ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре.
Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения
по математике.
Уровни | Оценка | Теория | Практика |
1. Узнавание Алгоритмическая деятельность с подсказкой | «3» | Распознавать объект, находить нужную формулу, признак, свойство и т.д. | Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д. |
2. Воспроизведение Алгоритмическая деятельность без подсказки | «4» | Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы. Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания | Уметь работать с учебной и справочной литературой, выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала |
3. Понимание Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма | «5» | Делать логические заключения, составлять алгоритм, модель несложных ситуаций | Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий. |
4. Овладение умственной самостоятельностью Творческая исследовательская деятельность | «5» | В совершенстве знать изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации. | Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Выполнять функции консультанта. |
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
1. незнание определений основных понятий, законов, правил, основных
положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических
величин, единиц их измерений;
2. неумение выявлять в ответе главное;
3. неумение применять знания для решения задач; неправильно
сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения
4. неумение читать и строить графики принципиальные схемы:
5. неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование;
6. небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным
приборам;
7. нарушение правил безопасного труда.
Негрубые ошибки:
1. неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий;
2. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности
чертежей, графиков, схем.
3. пропуск или неточное написание наименований единиц физических
величин;
4. нерациональный выбор хода решения.
Недочёты:
1. нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы
вычислений, преобразований и решений задач;
2. арифметические ошибки в вычисления, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата;
3. отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
4. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
5.орфографические и пунктуационные ошибки.
1.7.Цели и задачи предмета.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
1.8. Цель обучения: Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС.
Курс алгебры для 7-9 классов складывается из следующих содержательных компонентов: арифметики, алгебры, элементов комбинаторики и теории вероятностей, статистики и логики.
В 7–9 классах основное внимание уделяется алгебре и элементам комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
В своей совокупности они учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно ёмком и практически значимом материале.
В курсе алгебры выделяются основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, логика и множества, математика в историческом развитии1.
Раздел «Арифметика» призван способствовать приобретению практических навыков вычислений, необходимых для повседневной жизни. Он служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Развитие понятия о числе в основной школе связано с изучением натуральных, целых, рациональных и иррациональных чисел, формированием представлений о действительных числах.
Раздел «Алгебра» нацелен на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Основным понятием алгебры является «рациональное выражение».
В разделе «Функции» важной задачей является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации. Изучение этого материала способствует освоению символическим и графическим языками, умению работать с таблицами.
Раздел «Вероятность и статистика» является обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение разных случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы стохастического мышления.
Раздел «Логика и множества» служит цели овладения учащимися элементами математической логики и теории множеств, что вносит важный вклад в развитие мышления и математического языка.
Раздел «Математика в историческом развитии» способствует повышению общекультурного уровня школьников, пониманию роли математики в общечеловеческой культуре, значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Время на изучение этого раздела дополнительно не выделяется, усвоение его не контролируется, хотя исторические аспекты вплетаются в основной материал всех разделов курса.
1.9.Задачи обучения.
Рациональные числа
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
использовать представления о множестве действительных чисел;
владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Ученик получит возможность:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Алгебраические выражения
Ученик научится:
владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени и квадратные корни;
выполнять разложение многочленов на множители.
Ученик получит возможность научиться выполнять многошаговые преобразования целых выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
Уравнения
Ученик научится:
решать основные виды рациональных уравнений;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Ученик получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Ученик научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенств, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Ученик получит возможность:
научиться разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств.
Основные понятия. Функции.
Ученик научится:
понимать и использовать функциональные понятия и язык ( термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Ученик получит возможность:
проводить исследования , связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Статистика
Ученик научится:
приводить примеры репрезентативной и нерепрезентативной выборки;
извлекать информацию из таблиц частот и организовывать информацию в виде таблиц частот, строить интервальный ряд;
Общая характеристика учебного предмета, курса
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Проектная деятельность | Лабораторные работы | Контрольные работы |
| Вводное повторение | 1 | | | |
1 | Глава I. Неравенства | 23 | | | Контрольная работа № 1 «Свойства неравенств» Контрольная работа № 2 «Приближённые вычисления». |
2 | Глава II. Квадратичная функция | 23 | | | Контрольная работа № 3 «Квадратный трехчлен» Контрольная работа №4 «Квадратичная функция» |
3 | Глава III. Корни n-ой степени. | 13 | | | Контрольная работа № 5 «Арифметический корень n-й степени» |
4 | Глава IV. Прогрессии. | 21 | | | Контрольная работа № 6 «Прогрессии» Контрольная работа № 7 «Сумма первых n членов прогрессии » |
5 | Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 7 | | | Контрольная работа № 8 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». |
| Повторение. | 14 | | | Итоговая контрольная работа |
| 102 | | | Контрольные работы-8 |
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в учебном плане в неделю, в год. | Согласно учебному плану на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю |
Ценностные ориентиры содержания предмета
Направление развития | Компетенции |
Личностное | Развитие личностного и критического мышления, культуры речи; Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям; Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей |
Метапредметное | Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры; Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей |
Предметное | Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей; Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. |
Содержание КУП
Вводное повторение (1 час)
Содержание материала | Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава 1. Неравенства 23 |
1. Общие свойства неравенств Неравенство треугольника. Свойства числовых неравенств. Доказательство соотношения между средним арифметическим и средним геометрическим двух положительных чисел | Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств (сложение и умножение на число); иллюстрировать их на координатной прямой. Применять свойства неравенств в ходе решения задач и доказательства неравенств |
2. Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны
| Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств (умножение, деление, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня из неравенств, обе части которых неотрицательны); иллюстрировать их на координатной прямой. Умножать неравенства, возводить в квадрат, извлекать корень из неравенств, обе части которых неотрицательны. Применять свойства неравенств в ходе решения задач и доказательства неравенств |
3. Границы значений величин Приближенные значения величин, верхняя и нижняя границы значений величин, оценка значений величин, округление с недостатком и с избытком | Оценивать результаты вычислений. Находить границы величин с указанной точностью. Использовать разные формы записи приближенных значений величин. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Работать со справочниками |
4. Абсолютная и относительная погрешность приближения | Находить абсолютную и относительную погрешность приближения. Использовать разные формы записи приближенных значений; делать выводы о точности приближения по их записи. Выполнять вычисления с реальными данными |
5. Практические приемы приближенных вычислений Точности вычисления суммы и произведения | Нахождение точности вычисления суммы и произведения, точности вычислений по формулам. Решение практических задач с определением точности вычислений |
6. Линейные неравенства с одной переменной Решить неравенство, равносильные неравенства, числовые промежутки, линейное неравенство | Распознавать неравенства первой степени с одним неизвестным и линейные неравенства. Решать линейные неравенства. Изображать и записывать множество решений неравенства с помощью числовых промежутков. Решать задачи, сводящиеся к решению линейных неравенств |
7. Системы линейных неравенств с одной переменной Решение системы неравенств, решить систему неравенств. Обозначения и названия числовых промежутков | Решать системы линейных неравенств; записывать множество решений с помощью числового промежутка; отмечать множество решений на координатной прямой. Решать задачи, сводящиеся к решению системы линейных неравенств |
8. Решение неравенств методом интервалов | Решать неравенства методом интервалов. Находить положительные и отрицательные значения функции, области определения квадратных корней. Решать неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля |
Глава 2. Квадратичная функция 23 |
9. Квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным Уравнения n-й степени. Решение уравнения разложением на множители, заменой переменной. Биквадратные уравнения | Решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным, и их систем |
10. Целые корни многочленов с целыми коэффициентами Корни многочлена. Схема Горнера | Решать уравнения степени выше второй с помощью схемы Горнера |
11. Теорема Безу и следствие из нее | Решать уравнения степени выше второй с помощью схемы Горнера и теоремы Безу |
12. Разложение квадратного трехчлена на множители | Раскладывать квадратный трехчлен на множители. Сокращать дроби. Решать уравнения и неравенства разложением квадратного трехчлена на множители |
13. График функции у=ах2 | Строить график функции у=ах2. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций у=ах2 в зависимости от значений коэффициента а. Описывать свойства функции. По графику находить наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, оси симметрии функции, решать соответствующие уравнения и неравенства. Решать задачи с физическим и геометрическим содержанием |
14. График функции у=ах2+bx+c | Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида у=ах2+bx+c. Строить график квадратичной функции, описывать ее свойства. Распознавать линейные и квадратные неравенства с одним неизвестным. Решать квадратные неравенства с использованием графика квадратичной функции или с помощью определения знаков квадратного трехчлена на интервалах. Использовать компьютерные программы для построения графиков изученных функций, для исследования их положения на координатной плоскости в зависимости от значений коэффициентов. Моделировать реальные зависимости с помощью формулы и графика квадратичной функции |
15. Исследование квадратного трехчлена | Решать задания с параметром, сводящиеся к решению квадратных уравнений и неравенств |
16. Графическое решение уравнений и их систем Геометрическое место точек плоскости. Расстояние между двумя точками координатной плоскости. Уравнение окружности | Формулировать определение окружности через геометрическое место точек. Находить расстояние между двумя точками координатной плоскости. Строить окружность. Строить график уравнения с двумя переменными Решать системы уравнений графическим способом |
17. Парабола и гипербола как геометрические места точек | Формулировать определение параболы и гиперболы через геометрическое место точек. Записывать уравнение гиперболы и параболы. Строить графики уравнений параболы и гиперболы. Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков параболы и гиперболы |
18. Эллипс Конус, усеченный конус, эллипс. | Формулировать определение эллипса через геометрическое место точек. Записывать уравнение эллипса. Строить графики уравнений эллипса. Моделировать реальные зависимости с помощью формулы и графика эллипса |
Глава 3. Корни n-ой степени 13 |
19. Функция у=х3 | Строить график функции у=х3, описывать его свойства |
20. Функция у=хn Четная и нечетная функция. | Распознавать виды функций у=хn. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков степенных функций. Строить графики изучаемых функций, описывать их свойства. Находить значения степенной функции с помощью инженерного калькулятора. Формулировать определение четной и нечетной функции. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициента пропорциональности |
21. Понятие корня n-ой степени Квадратный корень, кубический корень, корень n-ой степени. Показатель степени корня | Формулировать определение арифметического корня n-ой степени. Находить значения степенной функции с помощью инженерного калькулятора. Распознавать виды функций Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков корней n-ой степени. Решать иррациональные уравнения |
22. Функция и ее график Взаимно обратные функции. Функции и | Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида . Строить графики изучаемых функций, описывать их свойства. Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициента пропорциональности |
23. Свойства арифметических корней | Формулировать свойства арифметических корней n-ой степени. Записывать корни n-ой степени в виде степени с дробным показателем. Сравнивать значения корней. Выносить и вносить множитель под знак корня. Исключать иррациональность в знаменателе |
Глава 4. Прогрессии 21 |
24. Последовательности и функции Понятие числовой последовательности, члена последовательности. Способы задания последовательности, перечислением элементов, формулой общего члена. Последовательность возрастающая, убывающая | Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена. Устанавливать закономерность в построении последовательности и записывать формулу общего члена, если выписаны первые несколько ее членов. Приводить примеры убывающей и возрастающей последовательности |
25. Рекуррентные последовательности Числа Фибоначчи, золотое сечение | Вычислять члены последовательностей, заданных рекуррентной формулой. Устанавливать закономерность в построении последовательности и записывать рекуррентную формулу, если выписаны первые несколько ее членов |
26. Определение прогрессий Арифметическая и геометрическая прогрессии, разность арифметической прогрессии, знаменатель геометрическая прогрессии | Распознавать и различать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Доказывать, что последовательность, заданная перечислением элементов или формулой общего члена является арифметической или геометрической прогрессией. Решать геометрические задачи |
27. Формула n-го члена прогрессии | Выводить на основе доказательных рассуждений формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Решать задачи с использованием этих формул. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии |
28. Сумма первых n членов прогрессии | Выводить на основе доказательных рассуждений формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Решать задачи с использованием этих формул |
29. Сумма бесконечной геометрической прогрессии при | Вычислять сумму бесконечной геометрической прогрессии. Записывать периодические десятичные дроби в виде обыкновенных дробей. Решение геометрических задач с использованием формулы суммы бесконечной геометрической прогрессии |
Глава 5. Элементы теории вероятностей и статистики 7 |
30. Вероятность суммы и произведения событий Формула сложения вероятностей. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей | Приводить примеры противоположных событий. Использовать при решении задач свойство вероятностей противоположных событий. Решать задачи на нахождение вероятностей событий |
31. Понятие о статистике Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, мода, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, математическое ожидание. Генеральная совокупность, выборка; репрезентативные и нерепрезентативные выборки | Организовывать информацию в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры числовых данных (объема легких учеников, размер обуви мужчин, результаты бега на 100 м и т.д.), находить среднее арифметическое, размах, дисперсию числовых рядов. Приводить содержательные примеры использования средних и дисперсии для описания данных (уровень воды в водоеме, спортивные показатели, определение границ климатических зон и др.) |
Глава 6. Повторение | 14 | |
32. Выражения | |
33. Тождества | |
34. Уравнения | Решать уравнений в целых числах. Находить целые решения уравнений путем перебора |
35. Неравенства | |
36. Функции и графики | |
Всего | 102 | |
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
Урок | Основные виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата |
№ | Тема |
1. | Вводное повторение | | | |
Глава 1. Неравенства 23 часа | | | | | | | |
2. | Общие свойства неравенств | Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств (сложение и умножение на число); иллюстрировать их на координатной прямой. Применять свойства неравенств в ходе решения задач и доказательства неравенств | до пр. 1, №3.(четные) 5, 8 | |
3. | Общие свойства неравенств | №14(5), 17(2). | |
4. | Общие свойства неравенств | №26-29 | |
5. | Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны | Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств (умножение, деление, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня из неравенств, обе части которых неотрицательны); иллюстрировать их на координатной прямой. Умножать неравенства, возводить в квадрат, извлекать корень из неравенств, обе части которых неотрицательны. Применять свойства неравенств в ходе решения задач и доказательства неравенств | №33-34 | |
6. | Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны | №41-42 | |
7. | Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны | № 43-47 (четные) | |
8. | Контрольная работа №1 по теме: «Свойства неравенств» | | | |
9. | Анализ контрольной работы. Границы значений величин | Оценивать результаты вычислений. Находить границы величин с указанной точностью. Использовать разные формы записи приближенных значений величин. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Работать со справочниками | задание 1 из №48(2), 49(2),50(1б,1е), 52(2). | |
10. | Границы значений величин | №50(2б,2г),51(3,4), 53(2), 54, 49(3) | |
11. | Абсолютная и относительная погрешность приближения | Находить абсолютную и относительную погрешность приближения. Использовать разные формы записи приближенных значений; делать выводы о точности приближения по их записи. Выполнять вычисления с реальными данными | №59–65 (четные), исследовательская работа №1 (1-4) | |
12. | Абсолютная и относительная погрешность приближения | №66-71 (четные) | |
13. | Практические приемы приближенных вычислений | Нахождение точности вычисления суммы и произведения, точности вычислений по формулам. Решение практических задач с определением точности вычислений | №76–78 | |
14. | Практические приемы приближенных вычислений | исследовательская работа №2 | |
15. | Контрольная работа №2 по теме: «Приближённые вычисления» | | | |
16. | Анализ контрольной работы. Линейные неравенства с одной переменной | Распознавать неравенства первой степени с одним неизвестным и линейные неравенства. Решать линейные неравенства. Изображать и записывать множество решений неравенства с помощью числовых промежутков. Решать задачи, сводящиеся к решению линейных неравенств | п.6 №92 (15-18) | |
17. | Линейные неравенства с одной переменной | №95(3,4), 96(2),101 (2) | |
18. | Линейные неравенства с одной переменной | №97(1),98(1), 104,106. | |
19. | Системы линейных неравенств с одной переменной | Решать системы линейных неравенств; записывать множество решений с помощью числового промежутка; отмечать множество решений на координатной прямой. Решать задачи, сводящиеся к решению системы линейных неравенств | п.7, пример 5, №112(5-8), 113 (5–8) | |
20. | Системы линейных неравенств с одной переменной | п.7. №117(2,6), 118, 119(2), 119(1), 120(1) | |
21. | Системы линейных неравенств с одной переменной | №115(4), 116(2,4,6), 117(3,4,7,8), 120(2), 121, 122. | |
22. | Решение неравенств методом интервалов | Решать неравенства методом интервалов. Находить положительные и отрицательные значения функции, области определения квадратных корней. Решать неравенства, содержащие неизвестное под знаком модуля | п.8. №126 (4, 6, 8). | |
23. | Решение неравенств методом интервалов | №127(1,4), 128(а,д), 129, 132(1). | |
24. | Административный контроль | | | |
Глава 2. Квадратичная функция 23 часа | | | | | | | |
25. | Анализ контрольной работы. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным | Решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным, и их систем | п.9 пример1, №134, 135. | |
26. | Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным | №136, 140, 144 | |
27. | Целые корни многочленов с целыми коэффициентами | Решать уравнения степени выше второй с помощью схемы Горнера | п.10, №150(1), 151(2), 152. | |
28. | Целые корни многочленов с целыми коэффициентами | Пример 3 в п.10, №149, 151(6,7). | |
29. | Теорема Безу и следствие из нее | Решать уравнения степени выше второй с помощью схемы Горнера и теоремы Безу | п.11(1-2 пример) № 156(2),157(2),158(3). | |
30. | Теорема Безу и следствие из нее | №158 (5-7) | |
31. | Разложение квадратного трехчлена на множители | Раскладывать квадратный трехчлен на множители. Сокращать дроби. Решать уравнения и неравенства разложением квадратного трехчлена на множители | п.12)(1-2 пример), №164(1,3,9, 11). | |
32. | Разложение квадратного трехчлена на множители | п.12(3 пример), №167 (2), 168(1), 169 (4) | |
33. | Разложение квадратного трехчлена на множители | | индивидуально | |
34. | Контрольная работа №4 по теме: «Квадратный трёхчлен» | | | |
35. | Анализ контрольной работы. График функции у=ах | Строить график функции у=ах2. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций у=ах2 в зависимости от значений коэффициента а. Описывать свойства функции. По графику находить наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, оси симметрии функции, решать соответствующие уравнения и неравенства. Решать задачи с физическим и геометрическим содержанием | п.13. № 178(в), 181 | |
36. | График функции у=ах | №190, 185 (2, 4). | |
37. | График функции у=ах2+bx+c | Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида у=ах2+bx+c. Строить график квадратичной функции, описывать ее свойства. Распознавать линейные и квадратные неравенства с одним неизвестным. Решать квадратные неравенства с использованием графика квадратичной функции или с помощью определения знаков квадратного трехчлена на интервалах. Использовать компьютерные программы для построения графиков изученных функций, для исследования их положения на координатной плоскости в зависимости от значений коэффициентов. Моделировать реальные зависимости с помощью формулы и графика квадратичной функции | п.14, №201, 192, 193 | |
38. | График функции у=ах2+bx+c | №195(2), 197 построить y=1/3* x 2+2x+1 | |
39. | График функции у=ах2+bx+c | Построить график функции y= -(1/3*2x2)+ 4x-1№199, 206(1) | |
40. | График функции у=ах2+bx+c | №209(13), 211(1, 9, 10). | |
41. | Исследование квадратного трехчлена | Решать задания с параметром, сводящиеся к решению квадратных уравнений и неравенств | №231, 230(2). | |
42. | Исследование квадратного трехчлена | №232-234, контрольные вопросы | |
43. | Графическое решение уравнений и их систем | Формулировать определение окружности через геометрическое место точек. Находить расстояние между двумя точками координатной плоскости. Строить окружность. Строить график уравнения с двумя переменными Решать системы уравнений графическим способом. Формулировать определение параболы и гиперболы через геометрическое место точек. Записывать уравнение гиперболы и параболы. Строить графики уравнений параболы и гиперболы. Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков параболы и гиперболы | п.16 пример 1, №238 (2,4) – графически, 237 (2). | |
44. | Графическое решение уравнений и их систем | п.16. Пример 2, №241(1,3), №239(2). | |
45. | Парабола и гипербола как геометрические места точек | п.17, №245 (4), 245 (в). | |
46. | Парабола и гипербола как геометрические места точек | п.17, №249, 250. | |
47. | Контрольная работа №5 по теме: «Квадратный трёхчлен» | | | |
Глава 3. Корни n-ой степени 13 часов | | | | | | | |
48. | Анализ контрольной работы. Функция у=х3 | Строить график функции у=х3, описывать его свойства | п.19. №265(2). | |
49. | Функция у=хn | Распознавать виды функций у=хn. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков степенных функций. Строить графики изучаемых функций, описывать их свойства. Находить значения степенной функции с помощью инженерного калькулятора. Формулировать определение четной и нечетной функции. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициента пропорциональности | п.20, закончить выполнение заданий из №269-272. | |
50. | Функция у=хn | п.20. №280 (1в, 2в, 3а), 274, 275. | |
51. | Функция у=хn | п.20. №285, контрольные вопросы | |
52. | Понятие корня n-ой степени | Формулировать определение арифметического корня n-ой степени. Находить значения степенной функции с помощью инженерного калькулятора. Распознавать виды функций Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков корней n-ой степени. Решать иррациональные уравнения | п.21. №293, 291(2, 6, 8) | |
53. | Понятие корня n-ой степени | п.21. Пример, №294(1, 3, 7), 295(1), 297(2, 3). | |
54. | Понятие корня n-ой степени | карточки | |
55. | Функция и ее график | Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида . Строить графики изучаемых функций, описывать их свойства. Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков. Использовать компьютерные программы для построения графиков функций, для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициента пропорциональности | п.22. №301, 302, 304(1), 309(2) | |
56. | Свойства арифметических корней | Формулировать свойства арифметических корней n-ой степени. Записывать корни n-ой степени в виде степени с дробным показателем. Сравнивать значения корней. Выносить и вносить множитель под знак корня. Исключать иррациональность в знаменателе | п.22(1-2 пример) №311(четные), 312(2, 4), 313(четные). | |
57. | Свойства арифметических корней | п.24. Примеры 3, 7, №321(3), №322(3), №324 (3) | |
58. | Свойства арифметических корней | п.24(5, 6 пример), № 318 (четные), 319 (четные), 320 (четные),321(4). | |
59. | Свойства арифметических корней | п.24(8 пример), №325(1,2), контрольные вопросы | |
60. | Контрольная работа №6 по теме: «Арифметический корень n-й степени» | | |
Глава 4. Прогрессии 21 час | | | | | | | |
61. | Анализ контрольной работы. Последовательности и функции | Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена. Устанавливать закономерность в построении последовательности и записывать формулу общего члена, если выписаны первые несколько ее членов. Приводить примеры убывающей и возрастающей последовательности | п.24, Пример 1, № 328, 334 (4,5), 338(7,8). | |
62. | Последовательности и функции | п.24, Пример 2, №334(10), 336(1), 337(2,4). | |
63. | Последовательности и функции | №332, 334(1-3), 342,. | |
64. | Последовательности и функции | № 343, 344-349 | |
65. | Рекуррентные последовательности | Вычислять члены последовательностей, заданных рекуррентной формулой. Устанавливать закономерность в построении последовательности и записывать рекуррентную формулу, если выписаны первые несколько ее членов | п.25, №353(а, в), 354(а, в). | |
66. | Рекуррентные последовательности | п.25. №355(5,6), контрольные вопросы | |
67. | Определение прогрессий | Распознавать и различать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Доказывать, что последовательность, заданная перечислением элементов или формулой общего члена является арифметической или геометрической прогрессией. Решать геометрические задачи | п.26, №358(4,5), 359(2,4,5). | |
68. | Определение прогрессий | п.26, № 362(2,4), 363(2,4). | |
69. | Формула n-го члена прогрессии | Выводить на основе доказательных рассуждений формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Решать задачи с использованием этих формул. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии | п.27(1,2 примеры). №372 (3,7), 373 (3,7), 375. | |
70. | Формула n-го члена прогрессии | п.27, пример 2, №380 (1в,2в),377. | |
71. | Формула n-го члена прогрессии | №393 (2), 394 (2),381(2), 382(2). | |
72. | Контрольная работа №7 по теме: «Прогрессии» | | | |
73. | Анализ контрольной работы. Сумма первых n членов прогрессии | Выводить на основе доказательных рассуждений формулы суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Решать задачи с использованием этих формул | п.28, пример 1, №395(3,4), 401. | |
74. | Сумма первых n членов прогрессии | п.28(2 пример) №407(первые два задания из 1 и 2). | |
75. | Сумма первых n членов прогрессии | п.28, №407 (третье задание из 1 и 2), 408(3), 410(3). | |
76. | Сумма первых n членов прогрессии | п.28, пример 3, 412(2,5), 413 (2) | |
77. | Сумма первых n членов прогрессии | п.28, задача 2, №419(2), 418(2), контрольные вопросы и задания | |
78. | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при q | Вычислять сумму бесконечной геометрической прогрессии. Записывать периодические десятичные дроби в виде обыкновенных дробей. Решение геометрических задач с использованием формулы суммы бесконечной геометрической прогрессии | №425(2,3), 426(2),427(2). | |
79. | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при q | п.29, №429 (2), 430(2,4,6). | |
80. | Сумма бесконечной геометрической прогрессии при q | | п.29. №428 (4,8), 430 (5), 437 (2). | |
81. | Контрольная работа №8 по теме: «Сумма первых n членов прогрессии» | | | |
Глава 5. Элементы теории вероятностей и статистики 7 часов | | | | | | | 06.04 |
82. | Анализ контрольной работы. Вероятность суммы и произведения событий | Приводить примеры противоположных событий. Использовать при решении задач свойство вероятностей противоположных событий. Решать задачи на нахождение вероятностей событий | под запись | |
83. | Вероятность суммы и произведения событий | §12. №445,446 | |
84. | Вероятность суммы и произведения событий | №454. | |
85. | Понятие о статистике | Организовывать информацию в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры числовых данных (объема легких учеников, размер обуви мужчин, результаты бега на 100 м и т.д.), находить среднее арифметическое, размах, дисперсию числовых рядов. Приводить содержательные примеры использования средних и дисперсии для описания данных (уровень воды в водоеме, спортивные показатели, определение границ климатических зон и др.) | §13 чтение учебника до Задачи 4, №461. | |
86. | Понятие о статистике | Аналогичную работу проделать с размерами обуви мужчин, №465, 467. Прочитать Задачу 4. | |
87. | Понятие о статистике | №466, 471. | |
88. | Контрольная работа № 9 по теме: «Элементы теории вероятностей и статистики» | | | |
Глава 6. Повторение 14 часов | | | | | | | 22.04 |
89. | Анализ контрольной работы. Выражения | | под запись | |
90. | Выражения | под запись | |
91. | Тождества | №484(5, 6) | |
92. | Тождества | №487(5, 6), 495 | |
93. | Уравнения | Решать уравнений в целых числах. Находить целые решения уравнений путем перебора | №505, 506, 507, 508 | |
94. | Уравнения | №509, 510, 513, 514 | |
95. | Неравенства | №531,532, 538,539 | |
96. | Неравенства | №533,534, 537, 540. | |
97. | Функции и графики | | №545 | |
98. | Функции и графики | №553,555 | |
99. | Решение заданий ОГЭ | | | |
100. | Решение заданий ОГЭ | | | |
101. | Итоговая контрольная работа | | | |
102. | Итоговая контрольная работа | | | |
| Итого: | | | 102 часа |
Программа предполагает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В личностных результатах сформированность:
– ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения индивидуальной образовательной траектории;
– коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
– целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
– представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
– логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
В метапредметных результатах сформированность:
– способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
В предметных результатах сформированность:
– умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный), доказывать математические утверждения;
– умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания (число, функция, уравнение, неравенство, вероятность, множество, доказательство и др.);
– представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;
– представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и их свойствах; и умений в их изображении;
– умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;
– умения использовать символьный язык алгебры, приемы тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем; идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;
– умения использовать систему функциональных понятий, функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
– представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
– приемов владения различными языками математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
– умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Программы |
Рабочая программа курса математики для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2014 | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Учебники |
Муравин Г.К., Муравин К.С., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2017 | В учебнике реализована главная цель – развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 9 класса выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счет обязательного и дополнительного материала, маркированной разноуровневой системы упражнений, организованной помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др |
Рабочие тетради |
Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2017 | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы и контрольные задания в формате ЕГЭ ко всем главам учебника |
Дополнительнаялитературадляучащихся |
Башмаков М.И. Математика в кармане «Кенгуру». Международные олимпиады школьников. – М.: Дрофа, 2011. Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011. Коликов А.Ф., Коликов А.В. Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа, 2009. Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011. Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010. Фенько Л.М. Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций. 8-11 классы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. Шабанова М.В. и др. Тождественные преобразования выражений. 8-9 классы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009 Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. – М.: Дрофа, 2010 | Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др |
Методические пособия для учителя |
Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012 (электронный вариант) | В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачетов, решения задач на смекалку и для летнего досуга |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения |
СD-ROM «Математика. 5-11 классы» СD-ROM «Интерактивная математика». 5-9 классы. СD-ROM «Вероятность и статистика» 5-9 классы. Практикум СD-ROM «Математика. 8 класс». | Мультимедийные обучающие программы носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащен компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам математики основной школы представлен на дисках в трех аспектах: демонстрации по содержанию предмета, практикумы по решению задач, работы для самоконтроля уровня усвоения знаний |
Технические средства |
Персональный компьютер Мультимедиа проектор с экраном Иинтерактивная доска МФУ Ксерокс Принтер Сканер |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30 0 , 60 0 ), угольник (45 0 , 45 0 ), циркуль Комплект стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный) Набор планиметрических фигур |
1
17