СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Астрономия 10 класс ФГОС СОО Базовый уровень

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в  составлена в соответствии с Федеральным  государственным стандартом среднего (полного) общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Астрономия 10 класс ФГОС СОО Базовый уровень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края



«Рассмотрено»

на заседании педагогического

совета

Протокол № _______________

от «____»_____________201 г.

«Утверждаю»

приказом по школе № _________

от «_____»_____________201 г.

Директор школы_______________/Зенова Л.И./








Рабочая программа

Астрономия 10 класс

ФГОС СОО

Базовый уровень
















Составитель: учитель математики

МБОУ СОШ п. Сидима

Кузьмина Е.П.

2020-21 уч.год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования и основываясь на следующие документы

  1. Федеральный перечень учебников на 2020-21 год

  2. Образовательная программа ООО МБОУ СОШ п.Сидима. Основная школа. (утверждена 15.05.2015 года)

  3. Программа «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Е. К. Страута :учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018.

  4. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2019.

  5. Календарный график ОУ на 2020-21 уч.год

  6. Учебный план МБОУ СОШ п.Сидима на 2020-21 уч.год


Место предмета в учебном плане

Изучение курса «Астрономия» рассчитано на 34 часов (1 час в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»

Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:


  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:


  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.


Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

 объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

 применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;

 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;

 описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

 интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

 классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.


Содержание учебного предмета «Астрономия»

10 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.


Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и  зимнее время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.



Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы

мира;

воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. 20 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.



Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и  строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы..

Предметные результаты освоения темы

позво ляют:

определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и

черных дыр.


Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии»  — вида материи, природа которой еще неизвестна.


Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.


Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Контрольные и проектные работы

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками


2

2

к/р №1

тема проекта или исследования «Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера»

2

Практические основы астрономии

5

5

3

Строение Солнечной системы

7

7

к/р №2

тема проекта или исследования «Конструирование и установка глобуса Набокова»

4

Природа тел Солнечной системы


8

8

к/р №3

тема проекта или исследования «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея»

5

Солнце и звезды


6

6

к/р №4

тема проекта или исследования

«Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен»

6

Строение и эволюция Вселенной


5

5

тема проекта или исследования

«Исследование ячеек Бенара»

7

Жизнь и разум во Вселенной


2

1

тема проекта или исследования

«Конструирование школьного планетария»


итого

35

34




Приложение к программе:

1.Календарно-тематическое планирование 10 класс






РАССМОТРЕНО



Протокол заседания МС учителей ___________________

МБОУ СОШ п.Сидима

от ___________ 20__ года № __

___________ _________

подпись руководителя МС_____ Ф.И.О._______________________



СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по УВР

_______ ________________Ф.И.О

подпись

______________ 20__ года