СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Астрономия"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прорамма по астрономии, 34 часа, базовый уровень к учебному комплексу «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут М.: Дрофа, 2017г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Астрономия"»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________И.П. Гурьянкина

Приказ № 2 от

«30» августа 2018 г.










Рабочая программа

по предмету «Астрономия»

11 класс


Среднее общее образование

(Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования)

БУП-2004





Составитель:

Абрамова Нина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории






2018 2019 учебный год


Данная программа является рабочей программой по предмету «Астрономия» в 11 классе базового уровня к учебному комплексу «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут М.: Дрофа, 2017г.

Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 34 часа в год.


Раздел 1. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения учебного курса "астрономия" в 11 классе обучающийся должен:

знать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.

Уметь:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе.

Использовать приобретённые знания и умения:

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.


  1. Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии (2 часа)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации:
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Основная цель: воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


  1. Практические основы астрономии (5 часов).

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Демонстрации:

  1. географический глобус Земли; 

  2. глобус звездного неба;

  3. звездные карты;

  4. звездные каталоги и карты;

  5. карта часовых поясов;

  6. модель небесной сферы;

  7. разные виды часов (их изображения);

  8. теллурий.

Основная цель: воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.


  1. Строение Солнечной системы (7 часов).

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Демонстрации.

  1. динамическая модель Солнечной системы;

  2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

  3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

  4. схема Солнечной системы;

фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Основная цель: воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


  1. Природа тел Солнечной системы (8 часов).

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Демонстрации:

  1. глобус Луны;

  2. динамическая модель Солнечной системы;

  3. изображения межпланетных космических аппаратов;

  4. изображения объектов Солнечной системы;

  5. космические снимки малых тел Солнечной системы;

  6. космические снимки планет Солнечной системы;

  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

  8. фотография поверхности Луны.

Основная цель: формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

  1. Солнце и звезды (6 часов).

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Демонстрации:

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

  2. схема внутреннего строения звезд;

  3. схема внутреннего строения Солнца;

  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.

Основная цель: определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

  1. Строение и эволюция Вселенной (5 часов).

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Демонстрации:

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

  2. схема строения Галактики;

  3. схемы моделей Вселенной;

  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;

  6. фотографии Млечного Пути;

  7. фотографии разных типов галактик.

Основная цель: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва.

  1. Жизнь и разум во Вселенной (2 часа).

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Основная цель: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

  1. Итоговое повторение (1 час).

Тематическое планирование.

п/п

Тема

Общее количество часов

Количество часов теории

Практические работы

Контрольные работы

1

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2

2

2

Практические основы астрономии.

5

3

2

3

Строение Солнечной системы.

7

5

2

1

4

Природа тел Солнечной системы.

7

5

1

1

5

Солнце и звезды.

6

4

1

1

6

Строение и эволюция Вселенной.

4

4

7

Жизнь и разум во Вселенной.

2

1

1

8

Итоговое повторение

1

1

Всего

34

25

6

4















Раздел 3. Календарное планирование 11 класс.


урока

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 часа).

1

Что изучает аст­рономия.

6.09


2

Наблюдения — основа астрономии.

13.09


Практические основы астрономии (5 часов).

3

Звезды и созвез­дия. Небесные коорди­наты. Звездные карты.

Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат».

20.09


4

Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.


27.09


5

Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка.

Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат».

4.10


6

Движение и фазы Луны. Затмения Солн­ца и Луны.


18.10


7

Время и календарь.

25.10


Строение Солнечной системы (7 часов).

8

Развитие пред­ставлений о строении мира.

1.11


9

Конфигурации планет. Синодический период.

8.11


10

Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет».

15.11


11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

29.11


12

Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы.

6.12


13

Открытие и при­менение закона все­мирного тяготения. Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе.

13.12


14

Контрольная работа № 1 «Строение Солнечной системы»

20.12


Природа тел Солнечной системы (7 часов).

15

Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

27.12


16

Земля и Луня — двойная планета.

10.01


17

Природа планет земной группы.

Практическая работа № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы».

17.01


18

Урок-дискуссия «Парниковый эф­фект — польза или вред?».

24.01


19

Планеты-гиган­ты, их спутники и кольца.

31.01


20

Малые тела Сол­нечной системы (асте­роиды, карликовые планеты и кометы).

7.02


21

Метеоры, боли­ды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы».

14.02


Солнце и звезды (6 часов).

22

Солнце, состав и внутреннее строение.

28.02


23

Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю.

7.03


24

Физическая природа звезд.

14.03


25

Массы и размеры звезд.

21.03


26

Переменные и нестационарные звез­ды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».

28.03


27

Анализ выполнения контрольной работы № 3. Эволюция звезд.

Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Xарактеристики звезд»».

4.04


Строение и эволюция Вселенной (4 часа).

28

Наша Галактика.

18.04


29

Наша Галактика.

25.04


30

Другие звезд­ные системы — галак­тики.

30.04


31

Космология на­чала XX в.

Основы совре­менной космологии.

8.05


Жизнь и разум во Вселенной (2 часа).

32

Урок-конференция «Одино­ки ли мы во Вселен­ной?»

16.05


33

Итоговая контрольная работа.

23.05


Итоговое повторение (1 час)

Лист

корректировки рабочей программы

учителя Абрамовой Н. А.

2018 - 2019 учебный год


Класс

Название раздела, темы урока

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия







































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

от 27.08.2018г. № 01


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________В.Н. Шарапова

28.08.2018г.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!