АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________И.П. Гурьянкина Приказ № 2 от «30» августа 2018 г. |
Рабочая программа
по предмету «Астрономия»
11 класс
Среднее общее образование
(Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования)
БУП-2004
Составитель:
Абрамова Нина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год
Данная программа является рабочей программой по предмету «Астрономия» в 11 классе базового уровня к учебному комплексу «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут М.: Дрофа, 2017г.
Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, авторская программа рассчитана на 34 часа в год.
Раздел 1. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного курса "астрономия" в 11 классе обучающийся должен:
знать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.
Уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе.
Использовать приобретённые знания и умения:
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Что изучает астрономия. Наблюдения - основа астрономии (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации:
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Основная цель: воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой; использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 часов).
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Демонстрации:
географический глобус Земли;
глобус звездного неба;
звездные карты;
звездные каталоги и карты;
карта часовых поясов;
модель небесной сферы;
разные виды часов (их изображения);
теллурий.
Основная цель: воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы (7 часов).
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Демонстрации.
динамическая модель Солнечной системы;
изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
схема Солнечной системы;
фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Основная цель: воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 часов).
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Демонстрации:
глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малых тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
фотография поверхности Луны.
Основная цель: формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно - кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 часов).
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Демонстрации:
диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
схема внутреннего строения звезд;
схема внутреннего строения Солнца;
схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
фотоизображения Солнца и известных звезд.
Основная цель: определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (5 часов).
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Демонстрации:
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
схема строения Галактики;
схемы моделей Вселенной;
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
фотографии звездных скоплений и туманностей;
фотографии Млечного Пути;
фотографии разных типов галактик.
Основная цель: объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа).
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Основная цель: систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Итоговое повторение (1 час).
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Количество часов теории | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии. | 2 | 2 | — | — |
2 | Практические основы астрономии. | 5 | 3 | 2 | — |
3 | Строение Солнечной системы. | 7 | 5 | 2 | 1 |
4 | Природа тел Солнечной системы. | 7 | 5 | 1 | 1 |
5 | Солнце и звезды. | 6 | 4 | 1 | 1 |
6 | Строение и эволюция Вселенной. | 4 | 4 | — | — |
7 | Жизнь и разум во Вселенной. | 2 | 1 | — | 1 |
8 | Итоговое повторение | 1 | 1 | — | — |
Всего | 34 | 25 | 6 | 4 |
Раздел 3. Календарное планирование 11 класс.
№ урока | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 часа). |
1 | Что изучает астрономия. | 6.09 | |
2 | Наблюдения — основа астрономии. | 13.09 | |
Практические основы астрономии (5 часов). |
3 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. Практическая работа № 1 «Определение горизонтальныx небесныx координат». | 20.09 | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 27.09 | |
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. Практическая работа № 2 «Определение экваториальныx небесныx координат». | 4.10 | |
6 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 18.10 | |
7 | Время и календарь. | 25.10 | |
Строение Солнечной системы (7 часов). |
8 | Развитие представлений о строении мира. | 1.11 | |
9 | Конфигурации планет. Синодический период. | 8.11 | |
10 | Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа № 3 «Решение задач по теме «Конфигурация планет». | 15.11 | |
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | 29.11 | |
12 | Практическая работа № 4 с планом Солнечной системы. | 6.12 | |
13 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. | 13.12 | |
14 | Контрольная работа № 1 «Строение Солнечной системы» | 20.12 | |
Природа тел Солнечной системы (7 часов). |
15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 27.12 | |
16 | Земля и Луня — двойная планета. | 10.01 | |
17 | Природа планет земной группы. Практическая работа № 5 «Составление сравнительныx xарактеристик планет земной группы». | 17.01 | |
18 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?». | 24.01 | |
19 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 31.01 | |
20 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 7.02 | |
21 | Метеоры, болиды, метеориты. Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». | 14.02 | |
Солнце и звезды (6 часов). |
22 | Солнце, состав и внутреннее строение. | 28.02 | |
23 | Солнечная активность и ее влияние на Землю. | 7.03 | |
24 | Физическая природа звезд. | 14.03 | |
25 | Массы и размеры звезд. | 21.03 | |
26 | Переменные и нестационарные звезды. Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды». | 28.03 | |
27 | Анализ выполнения контрольной работы № 3. Эволюция звезд. Практическая работа № 6 «Решение задач по теме «Xарактеристики звезд»». | 4.04 | |
Строение и эволюция Вселенной (4 часа). |
28 | Наша Галактика. | 18.04 | |
29 | Наша Галактика. | 25.04 | |
30 | Другие звездные системы — галактики. | 30.04 | |
31 | Космология начала XX в. Основы современной космологии. | 8.05 | |
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа). |
32 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 16.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа. | 23.05 | |
Итоговое повторение (1 час) |
Лист
корректировки рабочей программы
учителя Абрамовой Н. А.
2018 - 2019 учебный год
Класс | Название раздела, темы урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
от 27.08.2018г. № 01
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________В.Н. Шарапова
28.08.2018г.
8