СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Биология 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клендарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Биология 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЛИЦЕЙ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры на заседании НМС Директор лицея

учителей естественных наук Заместитель директора по УМР ____________ Е.Н. Гусева

Руководитель кафедры ____________ Л.Н. Батракова Приказ № 213 от 28.08.2020 г. ___________ М.Н. Петрова Протокол № 6 от 28.08.2020 г.

Протокол № 1 от 27.08.2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование учебного предмета: Биология

Классы: 6 А, Б, В (базовый уровень)

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю (34 недели)

Планирование составлено на основе программы: Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 382 с.

Учебник: Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник / Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 158 с.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Рабочую программу составил(а)__________ И.А. Беляева





2020-2021 учебный год

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате освоения курса биологии 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.




  • Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • участвовать в групповой работе, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

  • Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ПРОВЕДЕНА КОРРЕКТИРОВКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВВИДУ НЕОБХОДИМОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ОТСТАВАНИЯ 4 ЧАСОВ ЗА 5 КЛАСС 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА ВСЛЕДСТВИЕ КАРАНТИННЫХ МЕР

(2 часа за счёт резервного времени; 2 часа за счёт уплотнения программного материала)


1) Тему «Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю» запланировано изучить в Разделе 3 «Организм и среда» в теме «Среда обитания. Факторы среды». Для изучения этой темы будет выделен 1 ч из резервного времени.

2) Тему «Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?» запланировано изучить в Разделе 3 «Организм и среда» в теме «Среда обитания. Факторы среды». Для изучения этой темы будет выделен этап урока.

3) Тему «Здоровье человека и безопасность жизни. Пр. р. №4 «Измерение своего роста и массы тела» запланировано изучить в Разделе 2 «Жизнедеятельность организмов» в теме «Организм как единое целое». Для изучения этой темы будет выделен 1 ч из резервного времени.

4) Тему «Растительный и животный мир нашего региона» запланировано изучить в Разделе 3 «Организм и среда» в теме «Природные сообщества». Для изучения этой темы будет выделен этап урока.


РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (11+1 ч)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.


Тема 1.2. Химический состав клеток (2 ч)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы: «Определение состава семян пшеницы».


Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. клетка – живая система (2 ч)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторные и практические работы: «Строение клеток живых организмов».

Умения: называть признаки живых организмов – клеточное строение, распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, выделять особенности ядра, доказывать, что клетка – элементарная частица живого, сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.


Тема 1.4. Деление клетки (1+1 ч)

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.


Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы: «Ткани живых организмов».


Тема 1.6. Органы и системы органов (3 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменение корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Лабораторные и практические работы: «Распознавание органов растений и животных».


Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.


РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (18+2ч) – 1ч = 19ч.

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образования крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.


Тема 2.2. Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.




Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторные и практические работы: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».


Тема 2.4. Выделение. обмен веществ и энергии (2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.


Тема 2.5. Опорные системы (1 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Лабораторные и практические работы: «Разнообразие опорных систем животных».


Тема 2.6. Движение (2 ч)

Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные и практические работы: «Движение инфузории-туфельки», «Перемещение дождевого червя».


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреций. Ростовые вещества растений.

Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.


Тема 2.8. Размножение (2 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Лабораторные и практические работы: «Вегетативное размножение комнатных растений».

Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.


Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы: «Прямое и непрямое развитие насекомых».

Демонстрация способов распространения плодов и семян.




Тема 2.10. Организм как единое целое (1+1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм – биологическая система.


РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 +1 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. факторы среды (1+1 ч)

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.


Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация моделей экологических систем.





  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ,

ОТВЕДЕННОГО НА ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА


п/п

Наименование темы

Всего часов

Экспериментальные задания,

формирующие практические умения и навыки

РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (11+1 ч)

1

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов

1


2

Тема 1.2 Химический состав клеток

2

Л. р. №1 «Определение состава семян пшеницы»

Входной контроль

3

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система

2

Л. р. №2 «Строение клеток живых организмов»

4

Тема 1.4 Деление клетки

1+1


5

Тема 1.5 Ткани растений и животных

1

Л. р. №3 «Ткани растений и животных»

6

Тема 1.6 Органы и системы органов

3

Пр. р. №1 «Распознавание органов растений и животных»

7

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы

1


РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организмов (18+1 ч)

8

Тема 2.1 Питание и пищеварение

2


9

Тема 2.2 Дыхание

2


10

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме

2

Пр. р. №2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Текущий контроль

11

Тема 2.4 Выделение. Обмен веществ и энергии

2


12

Тема 2.5 Опорные системы

1

Пр. р. №3 «Разнообразие опорных систем животных»

13

Тема 2.6 Движение

2

Л. р. №4 «Движение инфузории туфельки»

Л. р. №5 «Перемещение дождевого червя»

14

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

2


15

Тема 2.8 Размножение

2

Пр. р. №4 «Вегетативное размножение комнатных растений»

16

Тема 2.9 Рост и развитие

2

Пр. р. №5 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

17

Тема 2.10 Организм как единое целое

1+1

Пр. р. №4 «Измерение своего роста и массы тела (5 кл.)

Итоговый контроль

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 + 1ч)

18

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды

1+1


19

Тема 3.2 Природные сообщества

1


ИТОГО

34



  1. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа:

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценивание выполнения практических (лабораторных) работ:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценивание самостоятельных письменных и контрольных работ:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.





  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА


урока

Тема урока

Дата

Планируемые результаты УУД

Домашнее задание

план.

факт.

предметные

метапредметные

личностные


РАЗДЕЛ 1.Строение и свойства живых организмов (11+1 ч)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)

1/1

Основные свойства живых организмов



- знать суть понятий и терминов

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование ответственного отношения к обучению

Выучить записи в тетради, подготовить сообщение

Тема 1.2. Химический состав клеток (2 ч)

2/2

Неорганические вещества клетки. Входной контроль



- знать суть понятий и терминов

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы

Выучить записи в тетради

3/3

Органические вещества клетки.

Л. р. №1 «Определение состава семян пшеницы»



Выучить записи в тетради

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система (2 ч)

4/4

Строение растительной клетки



- знать суть понятий и терминов;

- знать основные органоиды клетки, ткани растений и животных

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

- развитие навыков обучения

§1 стр. 6-7, 9

5/5

Строение животной клетки.

Л. р. №2 «Строение клеток живых организмов»




-формирование социальных норм поведения в классе, школе

§1, сделать таблицу и выучить ее

Тема 1.4. Деление клетки (1 ч + 1 ч из резервного времени)

6/6

Митоз



- знать суть понятий и терминов «митоз», «хроматиды», «веретена деления», «гомологичные хромосомы»,

«мейоз», «конъюгация», «кроссинговер»

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека

§2 стр. 13-14, выучить записи в тетради

7/7

Мейоз



§2, ответить на вопросы

Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 ч)

8/8

Ткани растений и животных.

Л. р. №3

«Ткани растений и животных»



- устанавливать основные черты различия в строении тканей растений и животных

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование уважительного отношения к старшим и младшим товарищам

§3, сделать таблицу и выучить ее

Тема 1.6. Органы и системы органов (3 ч)

9/9

Органы цветковых растений: корень, побег



- исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;


- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

§4 стр. 24-31, выучить записи в тетради

10/10

Органы цветковых растений: цветок, плоды, семена



- устанавливать взаимосвязь между строением цветка и его функциями;

- знать суть понятий и терминов

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

§4 стр. 32-37, выучить записи в тетради

11/11

Органы и системы органов животных. Пр. р. №1 «Распознавание органов растений и животных»



- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование ответственного отношения к обучению;

- развитие навыков обучения

§5, сделать таблицу и выучить ее, подготовиться к промежуточному контролю

Тема 1.7.Растения и животные как целостные организмы (1 ч)

12/12

Организм как единое целое.

Промежуточный контроль



- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов

- работать с дополнительными источниками информации;

- давать определения;

- работать с биологическими объектами

-формирование познавательных интересов, направленных на изучение программы

§6, составить кроссворд из 15 слов

РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организмов (18+1 ч из резервного времени)

Тема 2.1.Питание и пищеварение (2 ч)

13/1

Почвенное питание растений. Фотосинтез



- уметь определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных

- уметь организовать свою учебную деятельность;

- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя

-формирование ответственного отношения к обучению

§7 стр. 48-49, 55, выучить записи в тетради

14/2

Питание животных. Пищеварение и его значение



- знать органы и системы органов, составляющие организмы растений и животных

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах

-формирование коммуник-ной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

§7 стр. 50-54, 56-57, выучить записи в тетради

Тема 2.2. Дыхание (2 ч)

15/3

Дыхание растений




- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

-формирование уважительного отношения к старшим и младшим товарищам

§8 стр. 59, 62

16/4

Дыхание животных



§8, выучить записи в тетради

Тема 2.3.Передвижение веществ в организме (2 ч)

17/5

Транспорт веществ в организме растения.

Пр. р. №2 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»



- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека

§9 стр. 64-65, 68, выучить записи в тетради

18/6

Транспорт веществ в организме животного




- знать органы и системы органов

- составлять план ответа;

- участвовать в групповой работе

-формирование ответственного отношения к обучению

§9 стр. 66-67, выучить записи в тетради

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)

19/7

Выделение и обмен веществ у растений



- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе;

- работать с текстом параграфа и его компонентами

-формирование коммуник-ной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной, общественной деятельности

§10 стр. 74-75, §11, выучить записи в тетради

20/8

Выделение и обмен веществ у животных



- уметь организовать свою учебную деятельность;

- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя

§10 стр. 70-73, §11

Тема 2.5. Опорные системы (1 ч)

21/9

Опорные системы растений и позвоночных животных, их значение.

Пр. р. №3

«Разнообразие опорных систем животных»



- соблюдать правила поведения в кабинете биологии

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников

-формирование уважительного отношения к старшим и младшим товарищам

§12, выучить записи в тетради

Тема 2.6. Движение (2 ч)

22/10

Движение растений



- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов

- работать с текстом параграфа и его компонентами

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека

§13 стр. 98, выучить записи в тетради

23/11

Движение животных.

Л. р. №4, 5 «Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя»




- узнавать изучаемые объекты на таблицах


§13 стр. 89-97, выучить записи в тетради

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)

24/12

Регуляция в жизни растений



- знать органы и системы органов, составляющие организмы растений и животных

- уметь организовывать свою учебную деятельность;

- составлять план работы индивидуально и под руководством учителя

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы

§14 стр. 108-109, выучить записи в тетради

25/13

Координация и регуляция в животном организме



- узнавать изучаемые системы на таблицах;

- составлять вопросы к тексту

§14 стр. 100-107, 110-111

Тема 2.8. Размножение (2 ч)

26/14

Размножение растений.

Пр. р. №4 «Вегетативное размножение комнатных растений»



- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов

- работать с текстом параграфа и его компонентами

-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе

§15, 17, ответить на вопросы

27/15

Размножение животных



- сравнивать процессы жизнедеятельности организмов

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях

§15,16, выучить записи в тетради

Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)

28/16

Рост и развитие растений



- фиксировать наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

- участвовать в групповой работе

-формирование коммуник-ной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе деятельности

§18, выучить записи в тетради

29/17

Рост и развитие животных.

Пр. р. №5 «Прямое и непрямое развитие насекомых»



- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов

- узнавать изучаемые системы на таблицах

§19, выучить записи в тетради

Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч + 1 ч из резервного времени)

30/18

Здоровье человека и безопасность жизни. Пр. р. № 4 «Измерение своего роста и массы тела (5 кл.)




- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц

- участвовать в групповой работе

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной деятельности


Выучить записи в тетради, подготовиться к итоговому контролю

31/19

Организм как единое целое. Итоговый контроль



- описывать биологические процессы, знать их суть

- оценивать свой ответ, свою работу

§20-21, индивидуальные задания

РАЗДЕЛ 3. Организм и среда (2 ч + 1 ч из резервного времени)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч + 1 ч из резервного времени)

32/1

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю

(5 кл.)



- знать суть понятий и терминов

- уметь организовать свою учебную деятельность;

- уметь планировать свою деятельность под руководством учителя

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Выучить записи в тетради

33/2

Среда обитания. Экологические факторы. Виды взаимодействия организмов друг на друга. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? (5 кл.)




- знать, как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы

- работать с текстом параграфа и его компонентами

-формирование познавательных интересов, направленных на изучение программы

Выучить записи в тетради, подготовить сообщение

Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)

34/3

Экосистема, ее структура. Пищевые связи в экосистеме. Растительный и животный мир нашего региона

(5 кл.)



-знать характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях

-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе

Летние задания




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ КУРСА



п/п

Учебно-методическое пособие

Выходные данные

1

Примерная рабочая программа

Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 382 с.


2

Учебник

Биология: Живой организм. 6 кл: учебник / Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 158 с.






  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



п/п

Наименование раздела

Основные элементы системы ЭО и ДОТ

1

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net

Занимательно о ботанике. Жизнь растений

http://plant.geoman.ru

Изучаем биологию

http://learnbiology.narod.ru


2

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

FlorAnimal: портал о растениях и животных

http://www.floranimal.ru

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www.livt.net


3

Раздел 3. Организм и среда

Среды жизни на планете Земля

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_3].html

Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09833e77-fb5d-458a-936a-45a66f45bd07/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_03%5D.swf

Приспособления животных к почвенной среде обитания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/149af8e9-2e70-4c24-937b-687dec2bba19/[BIO9_09-52]_[TI_04_2].htm

Экологические факторы среды

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!