Рабочая программа биология 9 класс

Категория: Биология

Разработка программы по биологии 9 класс  к учебнику Биология. Живые системы и экосистемы. Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 9 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ

«Кировская школа-

гимназия №2»

________ Н.В. Москалец

27августа 2018г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Кировская школа-гимназия№2»

________ Н.Б. Радченко

Приказ № 182 о/д

28августа 2018г


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

МБОУ «Кировская

школа-гимназия№2»

Протокол№1

от 24августа 2018г.

Руководитель МО

______ Т.В.Знаешева






Рабочая программа по предмету


Биология 9 класс

Количество часов: 68 (2 часа в неделю)



Составитель: Знаешева Т.В.,

учитель биологии высшей

квалификационной категории



Планирование составлено на основе: Рабочей программы по биологии (7-9 класс) для образовательных учреждений Республики Крым, разработанной авторским коллективом в составе А.В.Тереховой, Н.М.Капраловой, И.В.Кальченко, Н.В.Бурлака, А.В.Дризуль и ориентированной на линию УМК «Сферы» под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко . - М.: Просвещение 2010г.



Используемый учебник: Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложеним на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко – М.: Просвещение, 2014г.





2018 – 2019 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена для 9-А и 9-Б классов Мунициального бюджетного общеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым (Далее МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировская школа-гимназия №2;

2.Учебный план МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»;

3. Примерная программа по биологии;

4. Рабочая программа по биологии (7-9 класс) для образовательных учреждений Республики Крым, разработанная авторским коллективом в составе А.В.Тереховой, Н.М.Капраловой, И.В.Кальченко, Н.В.Бурлака, А.В.Дризуль и ориентированная на линию УМК «Сферы» под редакцией Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко . - М.: Просвещение 2010г.

5.Положение об учебной рабочей программеМБОУ «Кировская школа-гимназия №2».

Рабочая программа ориентирована на линию УМК «Сфера» под ред. Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова (издательство «Просвещение»)

Рабочую программу по биологии (9 класс) отличает отличает выраженный региональный краеведческий компонент, реализуемый в изучении многообразия и уникальности живой природы Крыма. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл.

Отличительная черта современности - возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. В связи с этим целью обучения биологии в 9 классе является:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биоло­гическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе

проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с

различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному' здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки, последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей: для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа

жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-

инфекции.


Учебный предмет «Биология» в основ­ной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число

учебных ча­сов за 5 лет обучения – 280, из них 70 часов (2 ч в неделю) в 9 классе. Недельное количество часов по программе – 2 часа. Годовое количество часов по программе – 70 часов.

Дополнительные часы используются на проведение экскурсий и выделены на повторение материала.Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

сущность биологических процессов: рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека.

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

 проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическуюзначимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологическихзакономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности поизучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделятьотличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологическихсистем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию одеятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


2. Содержание учебного предмета

Введение. Особенности биологического познания (2 часа)

Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Живые системы: клетка, организм, популяция, вид, природное сообщество и экосистемы. Основные свойства живых систем и экосистем. Науки, изучающие живые системы.

Методы биологического познания. Ведущие методы биологического познания: наблюдение, эксперимент, моделирование. Структурные компоненты научных знаний: факты, гипотезы и теории. Роль теорий в научном познании. Основные закономерности научного познания.

Лабораторные работы:

1. Оценка температурного режима учебных помещений

I. Человек и его здоровье (15ч.)

Организм - целостная саморегулирующаяся система. Общая характеристика организма как живой системы. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в организме. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма

Высшая нервная деятельность. И.М. Сеченов - основатель рефлекторной теории. И.П. Павлов - создатель учения о высшей нервной деятельности. Сущность рефлекторной теории Сеченова-Павлова. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения. Взаимная индукция. Доминанта. Работы А.А. Ухтомского по изучению доминирующего очага возбуждения. Анализ и синтез сигналов-раздражителей и ответной деятельности организма.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Сознание - результат действия социальных факторов в эволюции человека. Первая и вторая сигнальные системы. Формирование динамического стереотипа. Сознание как специфическое свойство человека. Рассудочная деятельность. Особенности бессознательных и подсознательных процессов.

Мышление и воображение. Мышление как процесс отражения действительности. Виды мышления. Различие мыслительных процессов у людей и животных. Особенности творческого мышления. Воображение, его роль в творческой деятельности человека

Речь. Общая характеристика речи как высшей функции центральной нервной системы. Значение речи. Особенности речевых органов человека. Язык - средство реализации речи. Развитие речи у детей. Виды речи.

Память. Общая характеристика памяти, её виды. Формирование памяти - условие развития мышления.

Эмоции. Эмоции, их значение. Виды эмоций. Типы эмоциональных состояний человека. Управление эмоциональным состоянием человека и культура его поведения

Чувство любви - основа брака и семьи. Общая характеристика семьи как основы человеческого общества. Любовь - социальное явление, основа создания семьи. Основные функции семьи. Гендерные роли.

Типы высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности восприятия информации об окружающем мире. Темперамент. Типы темперамента. Определение типа темперамента. Типы высшей нервной деятельности. Тип ВНД - основа формирования характера.

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. Экстремальные факторы. Стресс, причины его возникновения. Виды стресса: полезный стресс, дистресс (вредный стресс). Стадии дистресса. Исследования Г. Селье. Профилактика стресса. Метод релаксации.

Влияние курения, употребления алкоголя на организм человека. Курение, воздействие компонентов табака на организм человека. Влияние алкоголя на органы и системы органов человека.

Наркотики, последствия их применения. Здоровый образ жизни - главное условие полноценного развития человека.

Лабораторные работы:

2.Выработка навыков зеркального письма

Практические работы

1. Выявление объёма смысловой, кратковременной и зрительной памяти

2. Определение типа темперамента

Обобщение знаний - 1 час

II. Признаки живых организмов (11ч.)

Размножение и развитие организмов. Способность к размножению и индивидуальному развитию - свойство организма как биосистемы. Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения. Оплодотворение. Эмбриональное развитие животных. Особенности постэмбрионального развития. Определение пола. Половое созревание. Хромосомное определение пола животных и человека. Половое созревание.

Возрастные периоды онтогенеза человека. Внутриутробный и внутриутробный периоды (новорождённости, грудного возраста, раннего детского возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, старшего школьного возраста). Возрастные периоды развития детей.

Наследственность и изменчивость - свойства организма. Наследственность и изменчивость - общие свойства организмов. Наследственная информация, её носители. Виды изменчивости. Генетическая символика.

Основные законы наследования признаков. Законы Менделя на примере человека. Закон доминирования. Закон расщепления. Закон независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленное с полом.

Решение генетических задач. Систематизация знаний учащихся о закономерностях наследственности. Закрепление знаний о генах и хромосомах - материальных носителях наследственности. Применение законов генетики при решении задач.

Закономерности наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, её источники. Мутационная изменчивость. Мутации, их виды. Искусственное получение мутаций.

Ритмичная деятельность организма. Влияние суточных ритмов на процессы жизнедеятельности человека. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Влияние сезонных изменений на процессы, протекающие в организме человека.

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Сон. Фазы сна. Особенности процессов, протекающих в фазы медленного и быстрого сна. Причины сна. Значение сна для жизнедеятельности организма человека. Гигиенические требования к продолжительности и условиям сна детей и взрослых.

Лабораторная работа

3.Выявление изменчивости у организмов

Обобщение знаний – 1 час

III.Взаимосвязь организмов и окружающей среды (22ч.)

Экологические факторы и их действие на организм. Понятия: внешняя среда, экологические факторы. Классификация экологических факторов. Действие экологических факторов на организм. Пределы выносливости. Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор.

Адаптация организмов к условиям среды. Приспособленность организмов к условиям внешней среды - адаптация, её типы. Примеры пассивной и активной приспособленности организмов к действию факторов внешней среды.

Влияние природных факторов на организм человека. Возникновение рас и географических групп людей. Характерные черты людей разных рас, приспособительное значение внешних различий. Географические группы людей, их отличительные признаки.

Вид и его критерии. Вид, критерии вида. Человек разумный - биосоциальный вид. Видовые критерии.

Популяционная структура вида. Популяция - структурная единица вида, надорганизменная живая система. Взаимоотношения особей внутри популяции, их значение для её длительного устойчивого существования.

Динамика численности популяций. Численность и плотность популяции. Процессы, влияющие на численность и плотность популяции. Динамика численности популяции. Популяционные циклы. Популяционные взрывы

Саморегуляция численности популяций. Ёмкость среды. Способность человека к расширению ёмкости среды. Основные способы регуляции численности популяции. Решение человеком демографических проблем.

Структура популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Простая возрастная структура, сложная возрастная структура популяции. Пирамиды возрастов, описание состояния популяции. Практическое значение знаний о структуре популяций.

Биоценоз. Видовая и пространственная структура. Общая характеристика биоценоза как целостной живой системы. Видовая и пространственная структуры биоценоза. Биоценоз - устойчивая живая система.

Конкуренция - основа поддержания видовой структуры биоценоза. Конкурентные отношения в сообществе. Межвидовая конкуренция. Экспериментальные исследования конкуренции. Принцип Гаузе. Экологическая ниша.

Неконкурентные взаимоотношения между видами. Общая характеристика неконкурентных отношений. Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин. Особенности взаимовыгодных отношений, выгодных для одного вида.

Разнообразие видов в природе - результат эволюции.

Организация и разнообразие экосистем.

Функциональные группы организмов в экосистеме, их значение для поддержания круговорота веществ. Учение Сукачёва о биогеоценозе. Разнообразие экосистем, их ценность.

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экосистема - открытая система. Пищевые цепи. Трофические уровни. Пищевые сети. Экологические пирамиды.

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению.

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. Разнообразие и биосферное значение лесов. Причины их исчезновения. Разнообразие и ценность травянистых биогеоценозов. Антропогенное влияние на биогеоценозы суши, меры по их сохранению.

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Разнообразие естественных водных экосистем. Морские экосистемы, их ценность. Разнообразие и ценность пресноводных экосистем. Взаимосвязь природных экосистем. Фитоценоз естественной водной экосистемы.

Развитие и смена сообществ и экосистем. Равновесие в сообществе. Развитие и смена сообществ под влиянием естественных причин и в результате деятельности человека. Практическое применение знаний о развитии сообществ.

Агроценоз. Агроэкосистема. Общая характеристика агроэкосистемы. Агроценоз - живой компонент агроэкосистемы. Повышение продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологические способы защиты растений.Парк как искусственная экосистема. Правила поведения в природе.

Биологическое разнообразие и пути его сохранения. Биологическое разнообразие, его компоненты. Опасность обеднения биоразнообразия. Особо охраняемые природные территории. ООПТ родного края.

Лабораторные работы:

4. Изучение критериев вида

5. Цепи питания обитателей аквариума

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Обобщение знаний – 2 ч.

IV. Многообразие и эволюция живой природы (11ч.)

Учение Дарвина об эволюции видов. Предпосылки возникновения учения Дарвина. Движущие силы и результаты эволюции по Дарвину

Современная эволюционная теория. Естественный отбор — основа учения Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Популяция - единица эволюции. Генофонд популяции. Вклад С.С. Четверикова в разработку эволюционных представлений. Естественный отбор, его формы. Изоляция - фактор эволюции. Виды изоляции.

Формирование приспособлений - результат эволюции. Приспособленность организмов - результат действия факторов эволюции. Приспособительная окраска. Причины возникновения приспособленности, её относительный характер.

Видообразование - результат действия факторов эволюции. Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Биологическая изоляция - основа образования новых видов

Селекция - эволюция, направляемая человеком. Селекция, её истоки и задачи. Вклад Н.И. Вавилова и И.В. Мичурина в развитие отечественной селекции. Искусственный отбор и его результаты. Методы селекции.

Систематика и эволюция. Систематика и классификация. Искусственная и естественная классификации. Принципы классификации. Современная система живых организмов

Доказательства и основные этапы антропогенеза. Теория антропогенеза в трудах Ч. Дарвина. Сходство человека и позвоночных животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Характерные особенности предковых форм на основных этапах эволюции человека.

Биологические и социальные факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Ведущая роль естественного отбора на ранних стадиях антропогенеза. Роль социальных факторов в эволюции человека. Приспособленность руки человека к трудовой деятельности. Современный этап антропогенеза.

Лабораторные работы:

6.Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания

7.Искусственный отбор и его результаты

Обобщение знаний- 1 ч.

V. Биосфера (5 ч.)

Среды жизни. Биосфера и её границы. Геосферы - оболочки Земли. Среды жизни, их характерные особенности. Биосфера, её границы. В.И. Вернадский - лидер естествознания XX века.

Живое вещество биосферы и его функции. Деятельность живых организмов - главный фактор, преобразующий неживую природу. Учение Вернадского о живом веществе. Свойства живого вещества и его функции, их неизменность.

Средообразующая деятельность живого вещества. Механическое воздействие организмов на среду обитания. Влияние живого вещества на состав атмосферы, гидросферы, процессы почвообразования.

Круговорот веществ - основа целостности биосферы. Общая характеристика круговорота веществ. Особенности геологического и биологического круговоротов веществ. Биогеохимические циклы. Круговорот углерода. Нарушение биогеохимического цикла углерода и его последствия.

Биосфера и здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Особенности искусственно созданной среды обитания человека. Экология жилища. Значение знаний о закономерностях развития природы для сохранения биосферы. Кодекс здоровья.

Резервное время 4 часа











3.Тематическое планирование


п/п

Название темы

Количество


Часов


9А/9Б

Практиче-ских работ


Лаборатор-ных работ


Контро-льных работ


Экскурсий



План


Факт


План


Факт


План


Факт


План


Факт


План


Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Введение. Особен-ности биологического познания

2

2



1

1





2

Человек и его здоровье

15

14

2

2

1

1

1

1



3

Признаки живых организмов

11

11



1

1

1

1



4

Взаимосвязь организмов и окружающей среды

21

21



2

2

1

1

1

1

5

Многообразие и эволюция живой природы

12

12



2

2

1

1



6

Биосфера..


5

5





1

1



7

Резервное время


2

-









8

Итого


68/68

66/65

2

2

7

7

5

5

1

1



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас