СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Читающий лицей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Читающий лицей"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №27

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО учителей начальных классов


____________/О. В. Мункоева /


«____»____________2018 г

Протокол №___

от «___» ___________2018 г

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР МАОУ лицей №27



____________/А. Ю. Ханхатова /


«___» ___________2018 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ лицей №27


_____________/ Л.А. Асанова/

«___» ___________2018 г

Приказ №______

«___» ____________2018 г








Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Читающий лицей»

  1. класс

2018/2019 учебный год

34 часа (1 час в неделю)



Рабочая программа разработана в соответствии

с федеральными государственными образовательными стандартами

начального общего образования.




Составил:

учитель начальных классов

Свирина С. А.

Стаж: 21 год.

Категория: первая

Год аттестации: 2014.











г. Улан – Удэ


2018 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читающий лицей» для 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;

  • Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;

  • ООП лицея № 27;

  • Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»;

  • Авторской программы Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение»;

  • Учебного плана МАОУ лицей № 27.

Актуальность:

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Читающий лицей».

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.


Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Читающий лицей» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми будут проводиться один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

За основу данной разработки взяты программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» и Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение».

Цель программы «Читающий лицей» - создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы у младших школьников.

Задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;

  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.

Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;

  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях внеурочной деятельности, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;

  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.


Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.


Планируемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;

  • умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

  • обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;

  • творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Метапредметные результаты

  • владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Предметные результаты

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

  • знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;

  • знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.


Тематический план учебной программы «Читающий лицей»

2 класс

п/п

Дата проведения

Темы занятий

Кол-во

часов

план

план



Автор - художественный текст - читатель

1



Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1



Устное народное творчество. История происхождения жанров.

1



Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка

1



Характер героя «Айога» нанайская сказка.

1



Ритм и рифма.

1



С. Михаков и его стихи о детях.

1



Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки.

1



Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни»

1



В. Осеева. Рисование на тему прочитанного рассказа о детях

1



Сказки о животных.

1



Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки.

1



Волшебные сказки.

1



Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации.

1



Стихи А. Барто о детях. Выставка книг.

1



С. Михалков «Как друзья познаются».

1



Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия.

1



Е. Чарушин «Большие и маленькие».

1



Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного.

1



Н. Артюхова «Трудный вечер».

1



Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ».

1



Обзор детских журналов.

1



Сочинение загадок.

1



О людях, взлетевших к звёздам.

1



Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии.

1



Сравнение и метафора в авторской поэзии.

1



Проект «Книги-самоделки».

1



Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ».

1



П. Бажов Сказы.

1



Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка.

1



Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки.

1



Праздник невыразительного чтения.

1



КВН по страницам прочитанных книг.

1


Используемая литература.

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и . - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006

3. ВолинаВ. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994

4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999

5. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006

6. Ксензова Г. Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988

7. Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

Москва, 2005

8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001

9. Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006

10. Ожегов СИ. Словарь / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

11. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980

12. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980

13. Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006

14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997

15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я. Ю., Волгоград: Учитель, 2007

16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О. Е., Москва: «ВАКО», 2006

17. Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994

18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006