Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №27
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО учителей начальных классов ____________/О. В. Мункоева / «____»____________2018 г Протокол №___ от «___» ___________2018 г | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР МАОУ лицей №27 ____________/А. Ю. Ханхатова / «___» ___________2018 г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ лицей №27 _____________/ Л.А. Асанова/ «___» ___________2018 г Приказ №______ «___» ____________2018 г |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Читающий лицей»
класс
2018/2019 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Рабочая программа разработана в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами
начального общего образования.
Составил:
учитель начальных классов
Свирина С. А.
Стаж: 21 год.
Категория: первая
Год аттестации: 2014.
г. Улан – Удэ
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читающий лицей» для 2 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12;
Приказа МОН РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.15г. № 1/15);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказа МОН РБ «О внедрении ФГОС НОО в РБ» № 143 от 17.02.2010г.;
ООП лицея № 27;
Авторской программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»;
Авторской программы Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение»;
Учебного плана МАОУ лицей № 27.
Актуальность:
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача курса внеурочной деятельности «Читающий лицей».
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Читающий лицей» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми будут проводиться один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
За основу данной разработки взяты программы Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» и Н. Н, Светловской и О, В, Джежелей «Внеклассное чтение».
Цель программы «Читающий лицей» - создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы у младших школьников.
Задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.
Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях внеурочной деятельности, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.
Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.
Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Метапредметные результаты
владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Предметные результаты
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
Тематический план учебной программы «Читающий лицей»
2 класс
№ п/п | Дата проведения | Темы занятий | Кол-во часов |
план | план |
| | | Автор - художественный текст - читатель | 1 |
| | | Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки | 1 |
| | | Устное народное творчество. История происхождения жанров. | 1 |
| | | Характер героя. Прямые и косвенные оценки. «Каша из топора» русская народная сказка | 1 |
| | | Характер героя «Айога» нанайская сказка. | 1 |
| | | Ритм и рифма. | 1 |
| | | С. Михаков и его стихи о детях. | 1 |
| | | Сказки-приключения. В. Сутеев. «Мышонок и карандаш», Сказки и картинки. | 1 |
| | | Загадки о животных, явлениях природы, предметах.»Сам догадайся и товарищу объясни» | 1 |
| | | В. Осеева. Рисование на тему прочитанного рассказа о детях | 1 |
| | | Сказки о животных. | 1 |
| | | Сказка-игра о хвастовстве. Инсценировка сказки. | 1 |
| | | Волшебные сказки. | 1 |
| | | Чарушин «Кошка Муська». Обсуждение ситуации. | 1 |
| | | Стихи А. Барто о детях. Выставка книг. | 1 |
| | | С. Михалков «Как друзья познаются». | 1 |
| | | Сказки народов мира. Выставка книг. Просмотр м/ф по теме занятия. | 1 |
| | | Е. Чарушин «Большие и маленькие». | 1 |
| | | Никольский «Солдатские часы» Иллюстрация прочитанного. | 1 |
| | | Н. Артюхова «Трудный вечер». | 1 |
| | | Л. Пантелеев «Две лягушки», «Буква ТЫ». | 1 |
| | | Обзор детских журналов. | 1 |
| | | Сочинение загадок. | 1 |
| | | О людях, взлетевших к звёздам. | 1 |
| | | Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии. | 1 |
| | | Сравнение и метафора в авторской поэзии. | 1 |
| | | Проект «Книги-самоделки». | 1 |
| | | Е Пермяк. «Иголкины братья», «Сказ про газ». | 1 |
| | | П. Бажов Сказы. | 1 |
| | | Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка. | 1 |
| | | Докучные сказки. Структура. Сочиняем докучные сказки. | 1 |
| | | Праздник невыразительного чтения. | 1 |
| | | КВН по страницам прочитанных книг. | 1 |
Используемая литература.
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и . - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006
3. ВолинаВ. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. - Москва, Дрофа, 1999
5. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006
6. Ксензова Г. Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. - Калинин, 1988
7. Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».
Москва, 2005
8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001
9. Перова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006
10. Ожегов СИ. Словарь / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
11. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980
12. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980
13. Сухин И. Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006
14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997
15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я. Ю., Волгоград: Учитель, 2007
16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О. Е., Москва: «ВАКО», 2006
17. Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994
18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006