Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Учебного плана МКОУ «Глебовская СОШ»
-Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
элементарные представления о дисциплинированном и воспитанном поведении на уроке и вне его;
представления о смысле ученика в школе;
способность проявлять заботу и внимание к окружающим людям и животным;
способность вступать в коммуникацию;
элементарные представления о дружбе и товариществе,трудолюбии и лени и некоторые др.;
элементарные представления о нравственно – этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.).
Предметные результаты
отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста;
устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинно – следственные, с опорой на вопросы или иллюстрацию;
читать плавно по слогам небольшие по объёму тексты с переходом на плавное чтение целыми словами двухсложных слов, простых по семантике и структуре;
пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;
выразительно читать наизусть 3 – 5 стихотворений.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Жанровое разнообразие Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Примерная тематика произведений Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Навык чтения Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Первое полугодие
«Осень пришла – в школу пора!» « Почитаем – поиграем». « В гостях у сказки». «Животные рядом с нами»
Упражнение в плавном чтении по слогам, без искажения звукового состава. Чтение слов и предложений, рассказов и стихотворений в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов в таблицах для закрепления. Дифференциация слогов и слов со стечением согласных. Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками. Дифференциация слогов и слов с разделительными ь и ъ. Дифференциация слогов и слов со сходными буквенными знаками. Выполнение упражнений на закрепление правильного звукопроизношения. Выполнение упражнений на развитие чёткой дикции. Упражнение в выразительном произнесении чистоговорок и коротких стихотворений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек, стихотворений. Воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие
«Ой ты, зимушка – зима». «Что такое хорошо и что такое плохо». «Весна идёт». «Чудесное рядом». «Лето красное»
Упражнение в чтении без искажений звукового состава слов с правильным ударением в них. Упражнение в плавном чтении по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных слов текста. Выполнение речевой зарядки. Выполнение упражнений на соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями. Разучивание наизусть коротких стихотворений. Прослушивание текстов с установкой на адекватное эмоциональное восприятие. Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного. Опора на собственный опыт. Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих вопросов для выяснения главной мысли произведения. Составление полных предложений при ответе на вопросы. Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания произведения по вопросам учителя. Передача содержания произведения по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на картинно – символический план к каждому предложению. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой меловой рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя. Выразительное чтение стихотворений наизусть по подражанию.
Календарно – тематический план для 2 класса
№ п /п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Плановая | Фактическая |
I четверть (34ч ) |
Осень пришла – в школу пора (17 ч) |
1 | Осень пришла – в школу пора! Чтение гласных букв, слов и предложений с ними | 1 | 01.09 | |
2 | По В. Голявкину. Все куда-нибудь идут | 1 | 02.09 | |
3 | По В. Голявкину. Первый урок | 1 | 06.09 | |
4 | По В. Голявкину. Мы рисуем | 1 | 07.09 | |
5 | Я Аким. Грибной лес. Чтение согласных букв, слов и предложений с ними | 1 | 08.09 | |
6 | По В. Дурову. Слон Бэби | 1 | 09.09 | |
7 | Б. Заходер. Птичья школа | 1 | 13.09 | |
8 | По Н. Сладкову. Осенние подарки | 1 | 14.09 | |
9 | По Н. Сладкову. В парке. Чтение слов и предложений с буквами ф, щ, й | 1 | 15.09 | |
10 | М. Ивенсен. Падают, падают листья… | 1 | 16.09 | |
11 | По В. Корабельникову. Осенний лес | 1 | 20.09 | |
12 | По. К. Ушинскому. Всякой вещи своё место. Чтение слов и предложений с буквами, сходными по написанию | 1 | 21.09 | |
13 | Д. Летнёва. Хозяин в доме | 1 | 22.09 | |
14 | По В. Голявкину. Зачем дети ходят в школу? | 1 | 23.09 | |
15 | Чтение слогов, слов и предложений с парными звонкими и глухими согласными | 1 | 27.09 | |
16 | По А. Тумбасову. Серый вечер | 1 | 28.09 | |
17 | Осень пришла – в школу пора! Обобщение | 1 | 29.09 | |
Почитаем – поиграем (10 ч) |
18 | По А. Шибаеву. Одна буква | 1 | 30.09 | |
19 | А. Усачёв. Слоги. Что такое доброта… Загадка | 1 | 04.10 | |
20 | По С. Иванову. Дразнилка | 1 | 05.10 | |
21 | К. Чуковский. Черепаха | 1 | 06.10 | |
22 | Дж. Ривз. Шумный Ба - Бах | 1 | 07.10 | |
23 | Л. Яхнин. Если плачет кто-то рядом… | 1 | 11.10 | |
24 | Загадки | 1 | 12.10 | |
25 | Доскажи словечко | 1 | 13.10 | |
26 | Кто квакает, кто крякает, а кто каркает | 1 | 14.10 | |
27 | Почитаем – поиграем. Обобщение | 1 | 18.10 | |
В гостях у сказки (15 ч.) |
28 | Лиса и волк (Русская народная сказка | 1 | 19.10 | |
29 | Гуси и лиса (Русская народная сказка) | 1 | 20.10 | |
30 | Лиса и козёл (Русская народная сказка) | 1 | 21.10 | |
31 | По Л. Толстому. Мышка вышла гулять | 1 | 25.10 | |
32 | Прочитай. Отгадай | 1 | 26.10 | |
33 | Волк и баран (Литовская сказка) | 1 | 27.10 | |
34 | По С. Прокофьевой. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка | 1 | 28.10 | |
|
II четверть (54 ч.) |
35 | Рак и Ворона (Литовская сказка) | 1 | 08.11 | |
36 | Заяц и черепаха (Казахская сказка) | 1 | 09.11 | |
37 | Благородный медведь (Мордовская сказка) | 1 | 10.11 | |
38 | Чтение слогов, слов и предложений с разделительным ь и ъ | 1 | 11.11 | |
39 | Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка) | 1 | 15.11 | |
40 | Волк и ягнёнок (Армянская сказка) | 1 | 16.11 | |
41 | Умей обождать! (Русская народная сказка) | 1 | 17.11 | |
42 | В гостях у сказки. Обобщение. | 1 | 18.11 | |
Животные рядом с нами (16 ч.) |
43 | Умная собака (Индийская сказка) | 1 | 22.11 | |
44 | Чтение односложных слов и маленьких стихотворений | 1 | 23.11 | |
45 | Я домой пришла! По Э. Шиму | 1 | 24.11 | |
46 | Русская народная присказка «Лошадка». | 1 | 25.11 | |
47 | Кролики. По Е. Чарушину | 1 | 29.11 | |
48 | Баран. В. Лифшиц | 1 | 30.11 | |
49 | Чтение двусложных слов и маленьких стихотворений | 1 | 01.12 | |
50 | Храбрый утёнок. По Б. Житкову | 1 | 02.12 | |
51 | Все умеют сами. По Э. Шиму | 1 | 06.12 | |
52 | Котенок. М. Бородицкая | 1 | 07.12 | |
53 | Чтение двусложных слов и маленьких стихотворений | 1 | 08.12 | |
54 | Три котенка. По В. Сутееву | 1 | 09.12 | |
55 | Петушок с семьей. По К. Ушинскому | 1 | 13.12 | |
56 | Сказка «Упрямые козлята» | 1 | 14.12 | |
57 | Пес. В. Лифшиц | 1 | 15.12 | |
58 | Административная контрольная работа | 1 | 16.12 | |
Ой ты, зимушка – зима! (17 ч.) |
59 | Первый снег. Я. Аким | 1 | 20.12 | |
60 | Большой Снег. По Э. Киселевой | 1 | 21.12 | |
61 | Снежный колобок. По Н. Калининой | 1 | 22.12 | |
62 | Снеговик новосел. По С. Вангели | 1 | 23.12 | |
63 | Воробышкин домик. По Е. Шведеру | 1 | 27.12 | |
64 | Зимние картинки. Г. Галина | 1 | 28.12 | |
|
III четверть (38 ч.) |
65 | Миша и Шура. Е. Самойлова | 1 | 12.01 | |
66 | Купили снег. Ш. Галиев | 1 | 13.01 | |
67 | Буратиний нос. По Г. Юдину | 1 | 17.01 | |
68 | Живи, елочка! И. Токмакова | 1 | 18.01 | |
69 | Про елки. По В. Сутееву | 1 | 19.01 | |
70 | Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину | 1 | 20.01 | |
71 | Ромашки в январе. По М. Пляцковскому | 1 | 24.01 | |
72 | Русская народная сказка «Мороз и заяц» | 1 | 25.01 | |
73 | Литовская народная песенка «Вьюга» | 1 | 26.01 | |
74 | На лесной полянке. По Г. Скребицкому | 1 | 27.01 | |
75 | Ой ты, зимушка – зима! Обобщение. | 1 | 01.02 | |
Что такое хорошо и что такое плохо (17 ч.) |
76 | Коля заболел. По А. Митту | 1 | 02.02 | |
77 | Подружки рассорились. Д. Летнёва | 1 | 03.02 | |
78 | Вязальщик. По В. Голявкину | 1 | 07.02 | |
79 | Самокат. Г. Ладонщиков | 1 | 08.02 | |
80 | Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой | 1 | 09.02 | |
81 | Торопливый ножик. По Е. Пермяку | 1 | 10.02 | |
82 | Вьюга. По В. Сухомлинскому | 1 | 14.02 | |
83 | Трус. По И Бутмину. | 1 | 15.02 | |
84 | Как я под партой сидел. По В.Голявкину | 1 | 16.02 | |
85 | Петя мечтает. Б. Заходер | 1 | 17.02 | |
86 | Мёд в кармане. По В. Витка. | 1 | 21.02 | |
87 | Канавка. По В. Донниковой | 1 | 22.02 | |
88 | Узбекская сказка «Назло солнцу» | 1 | 24.02 | |
89 | Мостки. А. Барто | 1 | 28.02 | |
90 | Песенка обо всем. По М.Дружининой | 1 | 01.03 | |
91 | Лемеле хозяйничает. Л. Квитко | 1 | 02.03 | |
92 | Что такое хорошо и что такое плохо. Обобщение | 1 | 03.03 | |
Весна идёт! (19 ч.) |
93 | Март. Я. Аким | 1 | 09.03 | |
94 | Невидимка. По Ю.Ковалю | 1 | 10.03 | |
95 | Праздник мам. В. Берестов | 1 | 14.03 | |
96 | Подарок к празднику. По В. Драгунскому | 1 | 15.03 | |
97 | Бурятская сказка «Снег и заяц» | 1 | 16.03 | |
98 | Административная контрольная работа | 1 | 17.03 | |
|
IV четверть (29) |
99 | Весна. Г. Ладонщиков | 1 | 04.04 | |
100 | Барсук. По Е. Чарушину | 1 | 05.04 | |
101 | Весенняя песенка. С. Маршак | 1 | 06.04 | |
102 | На краю леса. По И. Соколову-Микитову | 1 | 07.04 | |
103 | Подходящая вещь. По В. Голявкину | 1 | 11.04 | |
104 | Деньки стоят погожие. М. Пляцковский | 1 | 12.04 | |
105 | Ручей и камень. По С. Козлову | 1 | 13.04 | |
106 | Русская народная сказка «Как птицы лису проучили» | 1 | 14.04 | |
107 | Вкусный урок. По Т. Шарыгиной | 1 | 18.04 | |
108 | Почему скворец весёлый? С. Косенко | 1 | 19.04 | |
109 | Храбрый птенец. Э. Шим | 1 | 20.04 | |
110 | Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову | 1 | 21.04 | |
111 | Весна идёт! Обобщение | 1 | 25.04 | |
Чудесное рядом (14 ч.) |
112 | Лосенок. По Г. Цыферову | 1 | 26.04 | |
113 | Игра. О. Дриз | 1 | 27.04 | |
114 | Удивление первое. Г. Цыферов | 1 | 28.04 | |
115 | Осьминожек. По Г. Снегиреву | 1 | 04.05 | |
116 | Друзья. По С. Козлову | 1 | 05.05 | |
117 | Необыкновенная весна. По С. Козлову | 1 | 11.05 | |
118 | Не понимаю. Э. Мошковская | 1 | 12.05 | |
119 | Кот Иваныч. По Г. Скребицкому | 1 | 16.05 | |
120 | Золотой луг. По М. Пришвину | 1 | 17.05 | |
121 | Неродной сын. По В. Бианки | 1 | 18.05 | |
122 | Проверка техники чтения | 1 | 19.05 | |
123 | Все здесь. Я. Тайц | 1 | 23.05 | |
124 | Небесный слон. По В. Бианки | 1 | 24.05 | |
125 | Чудесное рядом. Обобщение | 1 | 25.05 | |
Лето красное (7 ч.) |
126 | Светляки. По И. Соколову-Микитову | 1 | 26.05 | |
127 | Петушок и солнышко. По Г.Цыферову | 1 | 30.05 | |
128 | Прошлым летом. И. Гамазкова | 1 | 31.05 | |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1. Учебно-методическое обеспечение:
Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
С. Ю. Ильина, Аксенова А.К., Т.М.Головкина, Шишкова М. И. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Учебник:
Чтение (1, 2 части) 2 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (авторы: С. Ю. Ильина, А.К.Аксёнова, Т.М.Головкина, М.И.Шишкова. Москва, «Просвещение» 2018 г.).
3. Технические средства:
4. Учебно-практическое оборудование:
касса букв и слогов;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
наборы предметных и сюжетных картинок;
карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
слоговые таблицы;
дидактические игры;
образца написания букв;
мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
конструктор.
10