СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Чудесная мастерская"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Чудесная мастерская"»

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Октябрьского района Курской области













Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Чудесная мастерская»

5 класс.



программа разработана:

Учителем технологии

Буняевой Ольгой Викторовной













2021-2022 уч. год.






Содержание


  1. Нормативные документы

  2. Пояснительная записка

  3. Цель и задачи программы.

  4. Принципы построения программы

  5. Содержание программы

  6. Сроки реализации программы

  7. Методическое обеспечение программы

  8. Межпредметная и внутрипредметная интеграци.

  9. Ожидаемые результаты.

  10. Уровень результатов работы по программе

  11. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

  12. Список литературы
































  1. Нормативные документы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО), 2014 г.

  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция);

  • Уставом МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» имеет художественно - эстетическую направленность и способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса у детей.

Программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность данной программы в том, что занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют обеспечить занятость детей в свободное время, делая досуг более содержательным. Через занятия по программе дети приобщаются к традициям народного декоративно - прикладного искусства.

Работы в техниках: бисероплетение, изонить, бумагопластика формируют такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывают аккуратность, усидчивость, т.е. способствуют развитию личности ребенка.

Бисероплетение, Изонить, бумагопластика доступный для детей вид искусства. Он расширяет представление об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Результат, как правило, виден на первых занятиях, что очень важно для самих детей и неожиданно радостно для их родителей. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Вначале ребенок рассматривает образец, анализирует его структуру и приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу и материал для своего изделия. Наибольший интерес для детей представляет самостоятельное составление сложных композиций из отдельных элементов.

Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, различные сувениры, панно.

Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка; обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка; способствуют целостному процессу психического, умственного и физического развития ребёнка; создают условия для самореализации личности.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Творческие задания на каждом занятии позволяют осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.


  1. Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудо­вых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления из­делий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Образовательные задачи программы – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетение, изонить, ганутель, бумагопластика. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетение, изонить, ганутель, бумагопластика.

  Воспитательные задачи программы – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие задачи программы:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

  1. Принципы построения программы

    • тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственно, трудового и эстетического воспитания учащихся, учитывая интересы детей, их возрастные особенности;

    • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;

    • система межпредметных связей (математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность внеурочной деятельности их связь с жизнью;

    • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников;

    • повышение сложности практических заданий по мере приобретения детьми навыков;

    • Постепенное усложнение при подаче нового материала

    • переход к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей.





  1. Содержание программы

Раздел. Изонить – 10ч.


1. Вводное занятие. Техника безопасности.

История техники «Изонить». Материалы и инструменты.  Подготовка к работе. Техника безопасности. Инструменты необходимые материалы. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития «Изонити»

2. Последовательность заполнения угла, окружности, овала.

Повторить технику изонити, приемы заполнения окружности, угла, треугольника, овала и сердечка. Выполнять самостоятельно разметку при работе. Подбирать цвета ниток. Выполнения закладок.

Оборудование. Нить, игла, картон, клей, ножницы, скотч.

  1. Последовательность заполнения дуги, спирали.

Повторить технику изонити, приемы заполнения дуги, спирали. Выполнять самостоятельно разметку при работе. Подбирать цвета ниток. Выполнения открыток.

Оборудование. Нить, игла, картон, клей, ножницы, скотч.

4. Аппликации в технике «Изонить».

Выбор изделия для групповой работы. Использовать технику изонити для создания изделия. Выполнять самостоятельно разметку при работе. Представление готового панно.

Оборудование. Нить, игла, картон, клей, ножницы, скотч.


Раздел. Бумагопластика – 10ч.


5. Что такое бумагопластика. Разнообразие техник работ с бумагой.

История. Волшебные свойства бумаги. Виды бумаги. Разнообразие техник работ с бумагой. Какие материалы и инструменты необходимы для создания цветов. Техника безопасности.

6. Цветы из бумаги. Технология изготовления цветов из бумаги.

Базовая техника создания цветов. Советы для начинающих. Изготовление тычинок, лепестков, листьев, ствола. Сборка цветка.

Оборудование: Ножницы, клей, листы бумаги А4, гофрированная бумага.

7 . Выполнение коллективной работы в технике бумажной пластики.

Коллективная работа по выбору учащихся. Корзина с розами, тюльпанами, крокусами.

Панно «Цветочная фантазия».

Оборудование: Ножницы, клей, листы бумаги А4, гофрированная бумага.


Разде . Бисероплетение- 12ч.


  1. Бисерная азбука. История развития бисероплетения.

Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Основные правила при работе с бисером.

Практика. Выполнение простейших изделий из бусин: бабочка, стрекоза, мышь.

Оборудование. Бисер, леска, проволока, ножницы, иглы.

  1. Плоское параллельное плетение на проволоке.

Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона.

Практика. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии. Выполнение индивидуальных и коллективных работ: панно, букеты цветов, игрушки с целью закрепления метода плоского параллельного плетения на проволоке.

Оборудование. Бисер, леска, проволока, ножницы, иглы.



  1. Объёмные изделия на основе параллельного плетения.

Продолжение обучению параллельному плетению уже с использованием лески и придания объёма изделиям из бисера.

Практика. Изготовление брелоков, объёмных игрушек на леске и проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения. Игра «Поместим рыбок из бисера в удобный аквариум». Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами».

Оборудование. Бисер, леска, проволока, ножницы, иглы.

  1. Метод низания петлями

Знакомство с техникой низания петлями.

Практика. Выполнение поделок новым способом с опорой на схему плетения. Изготовление поделок: рыбки, бабочки, деревья петельным способом. Зарисовывание схем низания петлями в тетрадь.

Оборудование. Бисер, леска, проволока, ножницы, иглы.

  1. Ажурное плетение.

Теоретические сведения. Приемы ажурного плетения. Чтение схем, плетение по схеме. Плетение салфеток, снежинок. Анализ выполненных работ.

Оборудование. Бисер, леска, проволока, ножницы, иглы.







































Тематический план

Тема занятия

всего часов

Раздел 1. Изонить

10

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

2

История техники «Изонить»

1

3

Последовательность заполнения угла

1

4

Последовательность заполнения окружности

1

5

Последовательность заполнения овала.

1

6

Последовательность заполнения дуги.

1

7

Последовательность заполнения спирали.

1

8

Аппликации в технике «Изонить».

1

9

Практическая работа аппликация в технике «изонить»

1

10

Коллективная работа

1

Раздел 3. Бумагопластика

10

11

Что такое бумагопластика. Разнообразие техник работ с бумагой.

1

12

Технология изготовления цветов из бумаги.

1

13

Изготовление лепестков, тычинок, листьев

1

14

Сборка цветка

1

15

Выполнение коллективной работы в технике бумажной пластики.

1

16

Практическая работа «Корзина с цветами»

1

17

Практическая работа «Корзина с цветами»

1

18

Практическая работа «Корзина с цветами»

1

19

Коллективная работа в технике бумажная пластика.

1

20

Коллективная работа в технике бумажная пластика.

1

Раздел 4. Бисероплетение

12

21

Бисерная азбука. История развития бисероплетения

1

22

Цветоведение и композиция

1

23

Плоскопараллельное плетение на проволоке

1

24

Выполнение плоских игрушек на проволоке

1

25

Выполнение коллективной работы

1

26

Объёмные изделия на основе параллельного плетения

1

27

Выполнение объемных игрушек на леске и проволоке

1

28

Выполнение коллективной работы

1

29

Метод низания петлями

1

30

Изготовление изделий на основе методом низания петлями

1

31

Ажурное плетение.

1

32

Изготовление изделий на основе ажурного плетения

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1

Итого:

34





  1. Сроки реализации программы.

Программа внеурочного занятия «Чудесная мастерская» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как художественно - эстетический курс. На 5 - 6 классы отводится по 1 часу в неделю, всего – 34 часа.


  1. Методическое обеспечение программы.

Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

  • Методические разработки конспектов занятий.

  1. Межпредметная и внутрипредметная интеграция.

Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным. Он включает как рационально-логические, так эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами

  • - русский язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

  • -литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);

  • математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

  • экономика (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).


  1. Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- учебно – познавательного интерес к бисероплетению, изонити, ганутель, бумагопластике как одному из видов народного творчества;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценныхличностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты

Регулятивные

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в бисероплетении, изонити;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бисероплетении, изонити;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям;

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

В результате занятий декоративным творчеством у детей должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


10. Уровень результатов работы по программе.


Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, то готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Программа курса дает возможность достижения результатов первого уровня и частично второго.


11. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

  • наблюдение за детьми

  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций

  • организация и участие в выставках

  • участие в творческих конкурсах

  • тестирование учащихся по эффективности данной программы.

  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;


12. Список литературы


Для обучающихся

1. Базулина Л.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000г.

2. 3. Чиотти Д. Фантазии из бисера.– «Контент», 2005.

4. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

5. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993 г.

6. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., 1987 г.

7. Попова О.С.Русское народное искусство. М., 1972.

8. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство- Пресс, 2007

9. Бойраковска- Пшенёсло Агнешка Цветы и букеты из гофрированной бумаги Арт –родник, 2013г

10. Гартам-Хатам Полина Цветы из гофрированной бумаги Арт-родник, 2012г


Для педагога

1. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2005

4. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

5. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

6. Бранитский Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей. – Минск, 1992г

7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.

8. Леонова О.В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005г.

9. Писларь Н.Н. Изонить в 4 классе. Маленькие «шедевры» Журнал «Школа и производство» №2,2008г

10. Собещук Н.И. Волшебная книжка (ниткография). – СПб.; СПбГУПМ, 1995г.

11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.

12. Андреева Юлия Букеты из конфет Арт-родник, 2014г

13.Бойраковска- Пшенёсло Агнешка Цветы и букеты из гофрированной бумаги Арт –родник, 2013г