СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Д/о "Волшебный мир оригами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Д/о "Волшебный мир оригами"»


Пояснительная записка

Программа «Волшебный мир оригами» составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (второго поколения), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 6.

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно

использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы. Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира.


Цели и задачи программы

Отличительные особенности данной программы

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.

Занятия проводятся: 1группа два раза в неделю с 1 сентября по 24 мая.

Год обучения

Количество часов (академических)

Количество детей в группе

в неделю

в год

2год

2

68

8


Формы и методы обучения

Принципы обучения

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.

Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации программы

Способы фиксации результатов

Проведение диагностики учащихся в начале, середине и конце года.

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

1. Составление альбома лучших работ.

2. Проведение выставок работ учащихся (в классе, в школе).

Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

3. Участие в выставках и конкурсах детского прикладного и технического творчества.

Цели и задачи программы

Цели программы:

Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру.

Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».


Девизом внеурочной деятельности является:

Я слышу – и не забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.


Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.


Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.


Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

  • Воспитательные

  • Воспитание интереса к искусству оригами.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Отличительные особенности

Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.


Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.


Исходя из этого, программа «Волшебный мир оригами» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.


Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.):

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы обучения “От простого к сложному“

Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.

Знай, где узнать”

Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература.

“От повтора через вариации к импровизации”


Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.

Творим вместе”

Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.

Творим рядом”

В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.


Проверь себя”

Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.

Ожидаемые результаты реализации программы.



В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • познакомятся с искусством оригами;

  • совершенствуют навыки культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.


Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.


Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Обучающийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам.

Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.







2 год обучения (68 часов)

Вводное занятие. Беседа по охране труда. (1 часа) Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия.

Диагностика обученности обучающихся (2часа) Входная диагностика. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

Осенние композиции (6 часов) Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.

Базовые формы:

«Треугольник» (10 час)

«Воздушный змей» (5 часов)

«Двойной треугольник» (3 часа)

«Двойной квадрат» (7 часов)

«Конверт» (6 часов)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Базовые формы:

«Рыба» (8 часов)

«Дверь» (10 часов)

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.

Цветы к празднику 8 марта (3 часа) Оформление поздравительной открытки.

Итоговое занятие (2 часа) «Оригамская сказка».

Оформление выставочных работ (6 часов) Оформление тематических выставок.
















Способы предъявления материала

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.


На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.

Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.

По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.


2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».

На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.


На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.

Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

  • мое знакомство с оригами;

  • чему я научился на занятиях оригами;

  • какие занятия мне наиболее запомнились, почему?

  • мои планы на будущее.




















2 год обучения

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

-

-

1

2

Беседа по охране труда

1

-

3

Диагностика обученности обучающихся

-

2

2

4

Осенние композиции

2

3

5

5

Базовая форма «Треугольник»

1

9

10

6

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

7

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

8

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

6

7

9

Базовая форма «Конверт»

1

5

6

10

Базовая форма «Рыба»

2

6

8

11

Базовая форма «Дверь»

2

8

10

12

Цветы к празднику 8 марта

-

3

3

13

Итоговое занятие

1

1

2

14

Оформление выставочных работ

-

6

6

 

ИТОГО:

13

55

68



















Формирование универсальных учебных действий


I. Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


II. Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


III. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера.


Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


IV. Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.


Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.





В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы.

Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества.

Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения.

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов.

Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях.

Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов.

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье.

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.

Достичь оптимального для каждого уровня развития.

Сформировать систему универсальных учебных действий.

Сформировать навыки работы с информацией.


Оценка результатов освоения программы

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами:

1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».

3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».

4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».


Высокий уровень – делает самостоятельно.

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.

Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами:

1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.

3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.

4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.


Высокий уровень – делает самостоятельно.

Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей.

Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера:

1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.

4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.


Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями.

Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца.

Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:


Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью.

Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы.

Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года) этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Оцениваются умения:

организовать свое рабочее место,

рационально использовать необходимые материалы,

аккуратность выполнения работы.













Методическое обеспечение программы

I. Учебные и методические пособия:

Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагога:

Дидактические материалы:

Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.

Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.

Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе непосредственно к занятиям).

Образцы изделий.

Альбом лучших работ детей.

Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

Методические разработки:

http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами;

http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами;

Компьютерные презентации и цифровые образовательные ресурсы (в приложении к программе).

Конспекты открытых занятий:

Вводное занятие по оригами (1 класс).

Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе» (3 класс).

Тексты выступлений:

Исследовательская деятельность

Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы»

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

Учебные столы и стулья

Выставочные стенды

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия

Схемы складывания изделий

Журналы и книги по оригами

Альбом для лучших работ

Конверты для незаконченных работ

Белая бумага

Цветная бумага тонкая

Цветная бумага плотная

Двухсторонняя цветная бумага

Цветной картон

Коробки для обрезков цветного картона

Коробочки для мусора

Линейки

Треугольники

Простые карандаши

Цветные карандаши

Стирательные резинки

Фломастеры

Трафареты с кругами

Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам

Ножницы

Клей ПВА

Кисточки для клея

Бумажные салфетки

Магнитофон

Фонотека

«Живая планета»:

Вечер в лесу

Океанский прибой

Тропический лес

Амазонская сельва

Стороны света

«Звуки природы и музыка»:

Леса Амазонии

Сюита певчих птиц

Прогулка в горах

Бамбуковая флейта

Ласковый прибой

Удивительный водопад

Ветряные колокольчики

«Музыка для релаксации»:

Тропический остров

Тропический рай

Волшебство леса

Остров мечты

Вечность

Сакура

В дальнейшем, планируется значительно расширить и разнообразить фонотеку.


2 год обучения

п/п

Тематическое планирование

Часы

Дата

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Вводное занятие. Беседа по охране труда.

1

03.09

Цели и задачи второго года обучения. 
Правила техники безопасности.



Познавательные 
- формулирование познавательной цели.

Коммуникативные 
- постановка вопросов; 
- контроль, оценка.

Регулятивные 
- планирование; 
- прогнозирование; 
- волевая саморегуляция.

Личностные 
- мотивация учения; 
- смыслообразование.

2

Диагностика обученности обучающихся.

1

05.09

Входная диагностика (сентябрь) – 1 час. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

3

Осенние композиции. Простые базовые формы оригами.

5

10.09

12.09

17.09

29.09

24.09

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. 
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. 
Оформление композиций.

Познавательные 
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений; 
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные 
- постановка вопросов; 
- планирование; 
- контроль и коррекция.

Регулятивные 
- целеполагание; 
- волевая саморегуляция.

Личностные 
- мотивация учения; 
- смыслообразование.

4







12



4

Базовая форма «Треугольник».

8

26.09

01.10

03.10

08.10

10.10

15.10

17.10

22.10

Домик с крыльцом, домик с трубой. 
Домик с верандами. 
Деревья и травы. 
Композиция «Дачный поселок».

Познавательные 
- формулирование познавательной цели; 
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические; 
- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные 
- планирование; 
- постановка вопросов; 
- контроль, оценка.

Регулятивные 
- планирование.

Личностные 
- мотивация учения; 
- нравственно-этическое оценивание; 
- прогнозирование; 
- контроль, оценка; 
- волевая саморегуляция.

























Оформление выставочных работ.

1

24.10



Базовая форма «Треугольник».

2

05.11

07.11


5

Базовая форма «Воздушный змей».

5

12.11

14.11

19.11

21.11

26.11

Лебеди (2 способа). 
Утка с утёнком.

6

Базовая форма «Двойной треугольник».

3

28.11

03.12

05.12

Тропическая рыбка. 
Отделка модели.

7





12




7

Базовая форма «Двойной квадрат».

5

10.12

12.12

17.12

19.12

24.12


Золотая рыбка. 
Краб. 
Композиция «Аквариум».

Оформление выставочных работ.

1

26.12



Вводное занятие. Беседа по охране труда.

1

09.01


Базовая форма «Двойной квадрат».

2

14.01


8

Базовая форма «Конверт».

6

16.01

21.01

23.01

28.01

30.01

04.02

Рыбка-бабочка. 
Водоросли и камешки.

9

Базовая форма «Рыба».

5

06.02

12.02

13.02

18.02

25.02

Царевна-Лебедь. 
Пингвин (2 способа). 
Композиция «Пингвины на льду».

10



Поздравительная открытка к празднику 8 марта.



3



27.02

04.03

06.03


Оформление поздравительной открытки. 
Конкурс «Я люблю свою маму».


9

Базовая форма «Рыба».

3

11.03

13.03

18.03



12

Оформление выставочных работ.

1

20.03



11

Базовая форма «Дверь».

10

01.04

03.04

08.04

10.04

15.04

17.04

22.04

24.04

29.04

06.05

Мышь и поросёнок. 
Бурёнка. 
Композиция «В деревне».

Познавательные 
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; 
- формулирование познавательной цели.

Коммуникативные 
- постановка вопросов; 
- умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные 
- планирование и прогнозирование; 
- контроль; 
- коррекция.

Личностные 
- нравственно-этическое оценивание.

12

Итоговые занятия. Оформление выставочных работ.

8-1-2-1

= 4

08.05

13.05

15.05

20.05

«Оригамская сказка». 
Изготовление композиции «Бабочки и цветы». 
Подведение итогов работы за год. 
Выставка моделей, изготовленных в течение года.

Познавательные 
- формулирование познавательной цели; 
- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные 
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные 
- целеполагание;

 - оценка.

Личностные 
- самоопределение.

13

Диагностика обученности обучающихся.

1

22.05

Итоговая диагностика (май) – 1 час.

Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».