Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям
34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02. Акушерское дело
утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.
Разработчики:
Багомедова З.Я., Алибекова З.А., Динмагомедова Д.М.,
преподаватели ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им.А.Алиева»
Содержание
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Родная литература» ………………………………………….3
Структура и содержание учебной дисциплины ………………………………………………………………………7
Условия реализации рабочей программы …………………………………………………………………………….15
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ……………………………………………………………...16
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02 Акушерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОУД.13 «Родная литература» относится к циклу «Общеобразовательные учебные дисциплины» основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 32.02.02 Акушерское дело.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Изучение родной литературы направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
поэтапное, последовательное закрепление сформированных за предыдущие годы учёбы в школе умений осмысленно читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Курс дагестанской литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по дагестанской литературе
Личностные результаты:
воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального дагестанского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
умение интерпретировать литературные произведения в ходе знакомства с ними;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа; самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
Структура и содержание учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 86 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Родная литература
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Раздел 1. Введение. | | |
Тема 1.1. Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины ХIХ века. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Литература народов Дагестана средневековой эпохи и первой половины ХIХ века. |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию). | 1 |
Тема 1.2. Устное народное творчество Дагестана. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Пословицы и поговорки народов Дагестана. |
2.Сказки народов Дагестана: «Дубинка сильных», «Охотник и его чарыки». |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся .Прочитать сказку (на выбор). | 1 |
Тема 1.3. Героико-исторические и эпические песни народов Дагестана. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Героико-исторические и эпические песни народов Дагестана. |
2.«Сражение с Надир-Шахом. «Парту-Патима» Горския баллада «Султан-Ахмед младший». |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Прочитать произведение (на выбор). | 1 |
Раздел 2 | Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века). | | |
Тема 2.1. Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века). | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина ХIХ-начало ХХ века). |
2. Саид из Кочхюра «Проклятье Мурсал-хану» |
3. Патимат Кумухская «Патимат пишет Маллею» |
4. Абдулла Омаров. Картина жизны и быта Дагестанского народа в очерке «Как живут лаки». |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию) | 1 |
Тема 2.2. Омарла Батырай. Мунги Ахмед. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Омарла Батырай. Сведения из биографии. |
2.Жанровое своеобразие стихотворений «О любви», «О герое», «О жизни». |
3. Мунги Ахмед. Художественный анализ стихотворения «Да погибнет этот мир». |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся .Выучить стихотворение (на выбор). | 1 |
Тема 2.3. Ирчи Казак. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Жизнь и творчество. |
2. «Дружи с отважным», «Из сибирских писем», «Удача» |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию) | 1 |
Тема 2.4. Етим Эмин | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Жизнь и творчество. |
2. Стихотворение «В смятенье мир». |
Теоретические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (Выучить стихотворение «В смятенье мир). | 1 |
ИТОГО | 14 | |
Раздел 1. | Литература народов Дагестана нового времени (начало ХХ века). | | |
Тема 1.1. Литература народов Дагестана нового времени (начало ХХ века). | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Махмуд. «Земной праздник» «Письмо из казармы». |
2. Расул Гамзатов «Махмуд, хоть век недолгий твой ». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся .Прочитать произведение (на выбор). | 1 |
Раздел 2. | Литература новейшего времени. | | |
Тема 2.1. Литература новейшего времени. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Развитие литературы народов Дагестана в 1917-1945 годах. |
2. Гамзат Цадаса Сведения из биографии. |
3.«Песня сестер», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию). | 1 |
Тема 2.2. Абуталиб Гафуров. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Абуталиб Гафуров. Сведения из биографии. |
2. Анализ произведения «Возвращение с войны». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся.Прочитать рассказ «Возвращение с войны». | 1 |
Тема 2.3. Сулейман Стальский. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество. |
2. «Рассказ о себе».«Соловей», «Судьи»,«Стихи о Харчевне». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся .Выучить стихотворение на выбор. | 1 |
Тема 2.4. Эфенди Капиев Наталья Капиева | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Эфенди Капиев «Поэт», «Разговор о поэзии». |
2. Наталья Капиева «Жизнь, прожитая набело». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся ((выучить лекцию). | 1 |
Тема 2.5. Урок развития речи | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Подготовка к сочинению-рассуждению. |
2. Р.р Сочинение-рассуждение Э.Капиев «Фронтовые записи». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся .Написать сочинение | 1 |
Раздел 3. | Послевоенная литература (1945 – 1960 годы). | | |
Тема 3.1. Послевоенная литература (1945 – 1960 годы). | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Послевоенная литература (1945 – 1960 годы). |
Обзор дагестанской литературы 1945 – 1960 годов ХХ века. |
Литературная критика. |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся (выучить лекцию). | 1 |
Тема 3.2. Абуталиб Гафуров. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Абуталиб Гафуров. Биографическая справка. |
2.Стихотворение «Песенка кустаря». |
3. Тема природы в стихотворении «Горы». |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся.Анализ стихотворения «Горы». | 1 |
Тема 3.3. Аткай Аджаматов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Биографическая справка. «Я горжусь». |
2.Художественные особенности, своеобразие повести. Образ матери. |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся.Анализ повести. | 1 |
Тема 3.4. Абумуслим Джафаров. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Основоположник табасаранской советской литературы. |
2. Основная тема поэмы «Тайна Дюрка. |
3. Характеристика главных героев. Сюжетные линии поэмы, особенности её композиции. |
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ поэмы. | 1 |
Раздел 4. | Литература народов Дагестана 60-х - 80-х годов. | | |
Тема 4.1. Обзор дагестанской литературы 1961 – 1991 годов. | 1. Кияс Меджидов. Жизнь и творчество. | 2 | 2 |
2. Жанр романа. «Сердце, оставленное в горах». |
3. История любви как основа сюжета. Судьба русского врача Антона Ефимова Никифоровича |
Самостоятельная работа обучающихся.Прочитать роман « Сердце, оставленное в горах». | 1 |
Тема 4.2. Хизгил Авшалумов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Хизгил Авшалумов. Очерк жизни и творчества. |
«Встреча у родника». Сатирические нотки рассказа. «Фамильная арка» (Трагедия одной красавицы). |
3. Художественные и композиционные особенности романа. |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся.Анализ рассказа «Фамильная арка» | 1 |
Тема 4.3. Расул Гамзатов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Расул Гамзатов. Очерк жизни и творчества. |
2. «Журавли». Тематика произведения. Сопоставительный анализ стихотворения и текста песни. |
3. Поэма «Горянка». Острота вопроса о положении женщины-горянки. Роль лирических отступлений автора. Изобразительно-выразительные средства языка произведения. |
Теоретические занятия |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Тема4.4 Юсуп Хапалаев. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Ю. Хапалаев. Жизнь и творчество.. | |
2. Жанровая разновидность стихотворений. | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 4.5 Ахмет-хан Абу-Бакара. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Творческий путь А. Абу-Бакара. Проблематика раннего творчества. | |
Лирическая проза писателя. | |
Повесть "Белый сайгак". Тематика произведения. Поэтические страницы, воспевающие ногайские степи. |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 4.6 Рашид Рашидов. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 Р.Рашидов .Жизнь и творчество. | |
2.Тематика поэзии Р.Рашидова | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема4.7 Муталиб Митаров. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Муталиб Митаров. О поэте. | |
2. Лирический герой стихотворения «Пленник природы». | |
3.Автобиографический характер произведения «Баллада о хлебе» |
| Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 4.8 Фазу Алиева . | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Ф. Алиева. Жизнь и творчество. | |
2. "Роса выпадает на каждую травинку". | |
3. Трилогия о женщинах – это новеллы, связанные общей сюжетной линией. |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 4.9 Бийке Кулунчакова. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Бийке Кулунчакова. Очерк жизни и творчества. «Письмо». | |
2. Особенности композиции рассказа. Образ Олмес. | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 4.10 Кадрия–талантливая ногайская поэтесса. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Биография Кадрии. | |
2. Лирический герой ее поэзии. «Легенда о любви» Трагичность судеб главных героев. Гимн высокому человеческому чувству. | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Раздел 5 | Постсоветская литература (1991 – 2009 годы). | | |
Тема5.1 Магомед Ахмедов. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Магомед Ахмедов. О поэте. | |
2.«Вчерашнее»,«Окружение». Тематическое разнообразие стихотворений. | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема5.2 Газимагомед Галбацов. О писателе. Смысловое содержание притч «Люди», «Хлеб». | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Биографическая справка. | |
2.Очерк жизни и творчества. Роль диалога в композиции стихотворения «Когда в страсти покорной...». | |
3.Философский смысл стихотворения «Ночью, как отрады дуновенье...». | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема5.3. Новописьменные литературы. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Агульская литература. | |
2.Камалдин Ахмедов. «Тишина». Средства выразительности стихотворения. | |
3.Гусейни Малагусейнов «На берегу». Образ природы в стихотворении | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема5.4 Рутульская литература. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Кор–Раджаб Шикесде. Соблюдение правил традиционной гошмы в стихотворениях «Какая несчастливая поездка!», «У старожилов новый человек...». | |
2. Гаджи – Юсуф Меджидов. «Я умру...», «Как не пожалеть». Философские мотивы в творчестве поэта. | |
Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Тема 5.5. Цахурская литература. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Селим Джафаров. Разнообразие тематики стихотворений «Нефть», «Овцы». | |
2. Нурахмед Рамазанов. «Пастушья сумка». Метафоричность стихотворения. | |
| Теоретические занятия | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
Итого | 50ч | |
Зачет | | | |
3. Условия реализации учебной дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Классная доска 1
Стол для преподавателя 1
Стул для преподавателя 1
Столы ученические 17
Проектор 1
Стулья ученические
Шкафы 1
Наглядные средства обучения
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов
Основные источники:
Учебники: Дагестанская литература:
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется через текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Результаты обучения (освоенные умения, знания)
личностных: -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -эстетическое отношение к миру; -совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернетресурсов и др.); | метапредметных: -умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; -умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; -владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | предметных: -сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; -сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; -владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; -знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; -сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Предваряющий (входной) контроль - беседа.
Текущий контроль - беседа,
ответы на проблемные вопросы,
индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная),
чтение (выразительное, наизусть, комментированное),
конспектирование, работа с таблицами, составление планов (тезисный, цитатный),
сочинение,
подготовка докладов и реферативных сообщений,
изложение,
тесты.
Периодический (этапный, рубежный) контроль - контрольная работа, тесты.
Итоговый контроль - в форме тестирования.
15